Шахматы как вид спорта
Кафедра народных инструментов
ПИГИЛЁВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Реферат по философии искусства на тему:
«Шахматы. Спорт, наука или искусство»
Петрозаводск Содержание
1. Введение…………………………………………………………….3 2. Из истории шахмат………………………………………………....4 2.1 Развитие шахмат…………………………………………………...5 2.2 Современные шахматы……………………………………………8 3. Шахматы как вид спорта………………………………………….11 4. Шахматы с научной стороны……………………………………..14 5. Шахматы – интеллектуальное искусство………………………...20 5.1 Шахматы в искусстве……………………………………………..23 5.2 Философия шахмат………………………………………………..25 6. Заключение…………………………………………………………28 7. Список использованных источников……………………………..29
Введение Шахматы похожи на жизнь, только жизнь — тотальная война, а шахматы — война ограниченная. Роберт Фишер
В современном мире остаётся вопрос о загадочном явлении – шахматы. Что это? Просто игра? Вид спорта? Наука? Или направление искусства? Целью данного исследования является желание автора познакомить читателей с шахматами, а также рассмотреть их со всех ракурсов, чтобы понять уникальность этой игры. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: · Краткое ознакомление с историей шахмат · Выяснить особенности шахматной игры с точки зрения спорта, науки, искусства · Доказать причастность шахмат к каждому из разделов Шахматы - часть общечеловеческой культуры. А «большие» классические шахматы не только несут эмоциональный заряд, но и пробуждают в человеке целый набор качеств, способствующих духовному росту личности.
Из истории шахмат История возникновения и развития шахмат насчитывает многие века. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что игры, в которых было необходимо передвигать фишки на доске, существовали еще приблизительно в IV-III вв. до н.э. Согласно древней легенде, игра шахматы была создана неким брамином. Взамен на свое изобретение, он попросил у раджи казалось бы незначительную награду: столько зерен пшена, сколько уместится на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т. Д. Однако, на самом деле вышло, что такого количества зерна (1,845×10^19 зерен, вместить которые можно в хранилище объемом 180 км³) нет на всей планете. Неизвестно так ли все происходило на самом деле или иначе, но, так или иначе, родиной шахмат считается Индия. А история эта лишний раз подчеркивает тот факт, что в шахматах количество комбинаций бесконечно, благодаря чему эта древняя интереснейшая игра никогда не исчерпает себя. Древнейшая форма шахмат — военная игра чатуранга — появилась в первые века н. э. В Индии чатурангой назывался вид войска, включавший боевые колесницы (ратха) – ладьи, слонов (хасти), конницу (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырех родов войск, которыми управляет предводитель. Фигуры располагались по углам квадратной доски (аштапады) в 64 клетки, в игре принимало участие 4 человека. Движение фигур определялось бросанием костей. Чтобы выиграть в партии, необходимо было уничтожить все войска противников. Чатуранга существовала в Индии до начала XX века, а название ее изменилось со временем на «чатурраджа» — игра четырех королей; фигуры же стали окрашиваться в 4 цвета — зеленый, желтый, красный и черный. Преемницей чатуранги стала игра шатранг (чатранг), возникшая в Центральной Азии в конце V — начале VI вв. В этой вариации игра имела два «лагеря» фигур и новую фигуру, изображающую советника короля — фарзина; в игре участие стали принимать уже лишь 2 соперника. Целью игры было поставить мат королю соперника. Таким образом «игру случая» заменила «игра разума». В VIII-IX вв. шатранг проник из Центральной Азии на Восток и Запад, ставший известным под арабским названием шатрандж. В шатрандже (IX-XV вв.) сохранилась терминология и расстановка фигур шатранга, однако внешний вид фигур претерпел изменения. Дело в том, что религия была против использования живых существ для обозначения шахматных фигур, поэтому арабы стали использовать в этих целях абстрактные фигурки в виде небольших цилиндров и конусов. Это значительно упростило их создание, что, в свою очередь, поспособствовало дальнейшему распространению игры в массах. Развитие игры проходило довольно медленно, так только ладья, король и конь ходили по современным правилам, диапазон же действия других фигур был крайне ограничен. Например, ферзь двигался только на одно поле по диагонали. Итак, использование абстрактных образов для создания шахматных фигур способствовало изменению восприятия шахмат – они перестали восприниматься как символ войны, битвы, а стали ассоциироваться с житейскими перипетиями, что отразилось в эпосе и трактатах, посвященных шахматной игре (Омар Хайям, Саади, Низами), открывая новую страницу в истории шахмат.
Развитие шахмат. В период раннего средневековья (VIII-IXвв.) арабы, в результате завоевания Испании, перенесли шатрандж в Испанию. После чего эта игра начала распространяться в Западной Европе, где продолжилось дальнейшее преобразование правил, которое в результате превратило шатрандж в современные шахматы. Современный же облик шахматы приобрели лишь к XV веку, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах существовали собственные, порой довольно причудливые, особенности правил. К примеру, в Италии вплоть до XIX века пешка, достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в те фигуры, которые уже были сняты с доски, причем ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось. В этом случае пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Так же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля. История шахмат довольно богата и по мере их распространения в Европе стали появляться шахматные и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. Первая поэма о шахматах, написанная Эзрой, появилась в 1160. В 1283 вышла первая шахматная книга в Европе — трактат Альфонса X Мудрого. Эта книга представляет значительный интерес при изучении истории шахмат, так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа. Приблизительно в 820 году арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат» появились на Руси, в русском языке обретя уже известное всем нам название «шахматы», придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеазиатским. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратили старые русские шахматы в современные. С арабским периодом связано и появление так называемой описательной нотации, благодаря которой стала возможной запись сыгранных партий. Однако христианская церковь на протяжении всей истории шахмат занимала резко негативную позицию, приравняв их к азартным играм и пьянству. Но, несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. И уже в 1393 году Европе Регенбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. Заметим, что в России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но, по крайней мере, с XVII—XVIII века этот запрет фактически не действовал. Играл в шахматы Иван Грозный. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи проходили с непременными шахматными играми. В XIV-XV вв. традиции восточных шахмат в Европе были утрачены, а в XV-XVI вв. стал очевиден отход от них после ряда изменений в правилах ходов пешек, слона и ферзя. Но уже к XV—XVI векам шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории. В 1561 году священник Руи Лопес – автор популярного дебюта «испанская партия» – издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии — дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта — «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала. Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс известный французский музыкант Франсуа-Андре Даникан Филидор, оказавший огромное влияние на развитие истории шахмат. Он серьёзно пересмотрел взгляды предшественников, прежде всего, итальянских мастеров, считавших, что наилучшим стилем игры является агрессивная атака на короля противника всеми наличными средствами и использовавших пешки только как вспомогательный материал. Филидор развил так называемый позиционный стиль игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору, это, прежде всего, правильное расположение пешек. По словам Филидора, «Пешки — душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Филидор разработал тактику продвижения пешечной цепи, настаивал на важности пешечного центра и проанализировал борьбу за центр, был автором всем известной «защиты Филидора». Во многом его идеи легли в основание шахматной теории следующего века. Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой, она выдержала 42 издания только в XVIII веке и многократно переиздавалась позже.
Современные шахматы. В 1886 году в США состоялся первый официальный матч на первенство мира в истории шахмат. Борьба разворачивалась между Стейницем и Цукертортом. Выиграв этот матч, Стейниц стал первым чемпионом мира. Он не только являлся сильнейшим шахматистом, но и создателем школы позиционной игры. Стейниц как бы разложил позицию на составные элементы, выделил из них наиболее существенные, позволяющие ее объективно оценить и наметить наиболее целесообразный, наиболее эффективный план действий. Фактически он предложил принципиально новый поход к игре. Основы его стратегии заключались в постепенном накоплении мелких преимуществ, в маневрировании с целью усиления своей позиции и ослабления неприятельской. Значение позиционной школы для развития и распространения шахмат трудно переоценить. Вместо игры, основанной только на конкретном расчете, был предложен сугубо научный метод, основанный на объективной оценке плюсов и минусов позиции. В начале XX века в живописи, скульптуре и музыке появилось новое течение – модернизм. И тогда же в шахматах зародилось такое направление, как «гипермодернизм» или «неоромантизм». Гипермодернисты критиковали ряд установок позиционной школы. Они, например, полагали, что позиционная школа переоценивает роль пешечного центра и разработали концепцию фигурно-пешечного центра, когда контроль над центральными полями осуществляют не только пешки, но и фигуры. Это привело к появлению ряда новых начал: дебюта Рети за белых, защиты Нимцовича, защиты Грюнфельда, новоиндийской и староиндийской защит, а также защиты Алехина за черных. Кроме того, гипермодернисты отказались от проповедуемой сторонниками позиционной школы игры черными на постепенное погашение инициативы белых и уравнению игры. Они стремились к встречным активным действиям, к перехвату инициативы, к контригре. Представителю гипермодернистской шахматной школы Нимцовичу также принадлежит заслуга в разработке и практическом применении различных приемов маневрирования в середине игры – лавирования, профилактики, ограничения подвижности, блокаде и т.п. Главное достижение гипермодернистов, оказавшее наибольшее влияние на дальнейшую историю шахмат – они снова сделали шахматы интересными, вернули тактическую игру, полную жертв и комбинаций. Подчеркивая ведущую роль стратегии, позиционная школа невольно принижала роль тактики. Между тем Нимцович неоднократно подчеркивал, что комбинация должна логично вытекать из самой стратегии. Существенно и то, что в своих партиях гипермодернисты показали красоту стратегии, продемонстрировали на практике, что ее, как и тактику, оплодотворяют вдохновение, фантазия и интуиция. Тем самым они еще больше расширили представление о шахматах как об искусстве. Однако на шахматном Олимпе по-прежнему главенствовали представители позиционной школы, и в 1921 кубинец Хозе Рауль Капабланка (1888-1942) стал третьим чемпионом мира. За понимание позиции и техника позиционной игры его называли «шахматной машиной» и считали непобедимым. В 1927, выиграв матч у Капабланки, четвертым чемпионом мира стал русский Александр Алехин (1892-1946). В 1935 Алехин в матче, проходившем в различных городах Голландии, уступил голландцу Максу Эйве, ставшему пятым чемпионом мира, но в 1937 вернул звание чемпиона, победив в матч-реванше. После окончания второй мировой войны СССР вступил в шахматную федерацию – ФИДЕ, а советские шахматисты стали доминировать на мировой шахматной арене. Из восьми шахматистов, которые в послевоенные годы были увенчаны лаврами чемпиона мира по шахматам, семь гроссмейстеров представляли СССР: Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров. Чемпионками мира среди женщин становились советские шахматистки Людмила Руденко, Елизавета Быкова, Ольга Рубцова, Нона Гаприндашвили, Майя Чибурданидзе. Всеобщая компьютеризация и Интернет конца 20 – начала 21 вв. сильно повлияли на развитие шахмат. В 1997 году компьютер (Deep Blue) уже выигрывает матч у чемпиона мира. Таким образом, мы вступили в 21 век – век компьютерных шахматных программ.
Шахматы как вид спорта Шахматы считаются спортом более чем в ста государствах мира. Основной задачей спортивных видов деятельности считается проявление собственной индивидуальности, а также достижение необходимых результатов. Занятие спортом преследует не только физическое развитие, но и усовершенствование психо-эмоциональных характеристик личности человека и его интеллекта. Перечисленные аспекты отчасти относятся и к шахматам, поэтому шахматы и считаются спортом. Многие полагают, что спорт - это только физическое развитие, и что многие спортсмены не отличаются высоким интеллектом, но практика говорит об обратном. Наибольших результатов как раз таки добиваются интеллектуалы. Шахматы прекрасный способ развить не только интеллект, но и способность к творчеству. Также они прекрасно улучшают память. Главным органом, занимающимся организацией международных шахматных соревнований, является ФИДЕ (FIDE, фр. Fédération Internationale des Échecs), организованная в 1924. Во многих странах мира существуют также национальные организации шахматистов. ФИДЕ является членом Международного олимпийского комитета (МОК), однако шахматы как таковые никогда не принадлежали к олимпийским видам спорта. Однако иногда шахматы попадают в программу мультиспортивных соревнований: например, шахматные турниры среди мужчин, женщин и смешанных команд проводился в рамках летней Универсиады 2011 года, летней Универсиады 2013 года а также шахматы включены в программу Азиатских игр. По шахматам проводится отдельная Шахматная олимпиада, проходящая раз в два года и представляющая собой командное соревнование. Кроме того, шахматы входят в число пяти основных видов Всемирных интеллектуальных игр. В 1993 году по инициативе Гарри Каспарова и Найджела Шорта была организована Профессиональная шахматная ассоциация (ПША). В неё вошли целый ряд гроссмейстеров, не согласных с политикой, проводимой ФИДЕ. ПША проводила собственное первенство мира по шахматам. Просуществовав до 1996 года, ПША прекратила своё существование, лишившись спонсоров, после чего чемпионов мира по версии ПША стали называть «чемпионами по классическим шахматам».
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5858)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |