Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Героем войны картина демонстрирует советский народ, подвиг которого и на фронте, и в тылу и стал залогом великой Победы




 

 

 

Рис.4. «Советская конница в боях под Москвой»

 

Кривоногов демонстрирует мастерство многофигурной композиции, завидную экспрессию стремительной атаки кавалеристов и тонкую живописную гамму красок и тонов.

 

Рис.5. «Защитники Брестской крепости»1951

 

Описание картины «Защитники Брестской крепости»

 

Свое творчество Петр Александрович Кривоногов посвятил героическим событиям Великой Отечественной войны. В 1950 году художник Кривоногов написал картину "Советская конница в боях под Москвой", а в 1951 году - "Защитники Брестской крепости", посвящая эти картины начальному периоду войны.

...На рассвете 22 июня 1941 года гитлеровские полчища вероломно вторглись на нашу землю. На уничтожение пограничного гарнизона в районе Брестской крепости ими было отведено тридцать минут. Но бойцы, окруженные со всех сторон, дрались не на жизнь, а на смерть. Более двадцати суток над крепостью реяло пробитое пулями красное знамя. Перед художником стояла трудная задача - воссоздать на полотне героический подвиг защитников Брестской крепости.[2]

Запечатлен самый напряженный, острый момент боя, когда оставшиеся в живых пограничники вновь идут в очередную контратаку на огромную темную массу фашистов. Впереди атакующих комиссар с суровым и сдержанным лицом. Собирается бросить гранату воин с раненой рукой. Приготовился к атаке солдат с забинтованной головой. Поразительно это боевое братство, единение этого маленького, но сплоченного, непобедимого коллектива советских людей.

Измученные, вконец обессиленные люди вновь и вновь идут в атаку, понимая, что за ними Родина. На стене красный стяг с начертанными на нем словами "Да здравствует коммунизм!"- так ответили защитники крепости на предложение сложить оружие и сдаться.

Не сразу в Советском Союзе узнали об этих событиях, поскольку выживших было не много и, в основном, они прошли через немецкий плен. Только после выхода в 1957 году документальной повести Сергея Смирнова «Брестская крепость» и художественного фильма Константина Симонова «Бессмертный гарнизон», где были собраны сведения о событиях июня–июля 1941 года и показан подвиг защитников, Брестская крепость становится символом непоколебимой стойкости советского народа и важным символом официальной патриотической пропаганды.1



В картине, писал русский советский писатель К. Симонов, "неувядаемая поэзия героического подвига одетых в военную форму простых советских людей, поэзия веры в победу, которая не гаснет перед лицом смерти...".2

Ясность и убедительность композиционного решения, строгость и точность рисунка, продуманность колорита - все в картине создает возвышенную симфонию мужества, гимн героизму и стойкости советского человека.[3]

Безусловно, по эмоциональному воздействию на зрителя масштабное батальное полотно художника Кривоногова - выдающаяся работа. Обобщающий образ бойцов идущих в смертельную контратаку удивительным образом и сразу погружает нас в реальность происходящего.

Без этой страницы художественного отображения подвига защитников, общая картина отношения наших современников к теме обороны Брестской крепости была бы неполной.

Рис.6.«Комиссар крепости»

1949

 

В 1949 году Кривоноговым была написана еще одна картина на тему обороны Брестской крепости, которая так же не оставила меня равнодушным.

...Комиссар Фомин Е. М. 22 июня 1941 возглавил оборону Брестской крепости в кольцевой казарме на участке у Холмских ворот. Попал в плен. В плену выдан предателем и расстрелян фашистами у Холмских ворот Брестской крепости.. .

Художник изобразил всю полноту отчаяния пленного комиссара, изобразил всю глубину подлого предательства, отобразил гибель одного из героев обороны Брестской крепости в момент расстрела.. . эта картина изображает один из трагических эпизодов Великой Отечественной Войны - и таких
эпизодов были миллионы в той войне.. . Это была воля и борьба советских

людей за свою жизнь, это была жестокая безысходность и отчаяние перед лицом смерти - и никогда ранее в истории не было примеров битвы более беспощадной чем в сороковые годы ХХ века...

В заключение хочу добавить, что Пётр Александрович гениален как художник. Хорошие картины. Монументально! Патриотично. "Защитники Брестской крепости" и "Комиссар крепости" прямо берут за живое.

 

Эпилог

О защите Брестской крепости, как и о многих других подвигах советских воинов в первые дни войны, страна долгое время ничего не знала, хотя, может, именно такие страницы ее истории способны были вселять веру в народ, оказавшийся на пороге смертельной опасности. В войсках, конечно, говорили о приграничных боях на Буге, но сам факт обороны крепости воспринимался, скорее, как легенда. Удивительно, но о подвиге брестского гарнизона стало известно благодаря как раз тому самому донесению штаба 45-й немецкой дивизии. Как боевая единица она просуществовала недолго - в феврале 1942 эту часть разгромили в районе Орла. В руки советских солдат попал и весь архив дивизии. "Боевое донесение о занятии Брест-Литовска" было переведено на русский язык, и выдержки из него опубликованы в 1942 году в газете "Красная звезда". Так, фактически из уст своего врага, советские люди впервые узнали подробности подвига героев Брестской крепости. Легенда стала былью.

Севастополь, Ленинград, Смоленск, Вязьма, Керчь, Сталинград - вехи истории сопротивления советского народа гитлеровскому вторжению. Первым в этом списке идет Брестская крепость. Она определила весь настрой этой войны - бескомпромиссной, упорной и, в конечном итоге, победносной. И главное, наверное, не в наградах, а орденами и медалями были награждены около 200 защитников Брестской крепости, двое стали Героями Советского Союза - майор Гаврилов и лейтенант Андрей Кижеватов (посмертно), а в том, что именно тогда, в первые дни войны, советские воины доказали всему миру, что мужество и долг перед своей страной, народом, могут противостоять любому нашествию. В этой связи иногда кажется, что Брестская крепость - это подтверждение слов Бисмарка и начало конца гитлеровской Германии.[4]

 


[1] Сайт Киясовского районного музея Кривоногова Петра Александровича http://kiyasmuseum.ru/about/p_krivonogov/

[2] История второй мировой войны 1939-1945 гг. (М.: Воениздат, 1973-82 гг., в 12-ти томах)

 

[3] Русская живопись. Энциклопедия. – М.: «Изд-во Астрель», 2003.

[4] Сайт http://www.volk59.narod.ru/ ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

 

 

Список литературы

1. Сайт Киясовского районного музея Кривоногова Петра Александровича http://kiyasmuseum.ru/about/p_krivonogov/ Дата обращения: 22.12.2015

2. Русская живопись. Энциклопедия. – М.: «Изд-во Астрель», 2003. Дата обращения: 22.12.2015

3. История второй мировой войны 1939-1945 гг. (М.: Воениздат, 1973-82 гг., в 12-ти томах) Дата обращения: 22.12.2015

4. Сайт http://www.volk59.narod.ru/ ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ. Дата обращения: 23.12.2015

5. Право и история художественной культуры: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / [В.Г. Вишневский и др.]; под ред. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 431с. – (Серия «Cogito ergo sum»). Дата обращения: 19.12.2015

Предметный указатель

Картина, 4,7,8

Поединок, 3,4

Художник, 3,6,7,8

Кривоногов, 2,6,8

Война, 2,6




Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)