Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты исследования и их интерпретация



2016-01-05 511 Обсуждений (0)
Результаты исследования и их интерпретация 0.00 из 5.00 0 оценок




В ходе психодиагностического исследования получены следующие фактические данные:

В таблицах представлены качества преподавателя в последовательности от наибольшего количества голосов к наименьшему. Сравнительный анализ велся по двум оценкам: принципиально важные и нужные качества преподавателя, т.к. «успешный преподаватель» - понятие положительное, и мы берем во внимание высокую и среднюю оценки.

 

Таблица 1

Оценка качеств личности преподавателя вуза по критерию

«Принципиально важные»

Наименование качества личности преподавателя вуза Количество проголосовавших Кол-во в %
Ответственность 80,9
Умение заинтересовать своим предметом, доходчиво объяснить материал 71,4
Глубокое знание своего предмета; умение найти общий язык со студентами, устанавливать теплые, дружеские отношения, коммуникабельность 66,6
Любовь к своей работе; постоянное совершенствование профессиональных навыков, повышение квалификации; доброжелательность и понимание; культура общения, грамотная и богатая речь, четкая дикция; эмоциональная стабильность 57,1
Пунктуальность; оптимизм; тактичность 52,3

 

Окончание Таблицы 1

Организованность; культурно-эстетическая образованность; уверенность в себе; непредвзятость в оценке знаний студентов 47,6
Уважение по отношению к студентам 42,8
Успехи студентов; трудолюбие
Активность; способность к творчеству и инновациям; высокая заработная плата; наличие собственного стиля преподавания; благоприятные отношения с коллективом, уважение своих коллег и начальства 33,3
Внешняя привлекательность, умение одеваться соответственно своему возрасту, сочетать цвета в одежде 23,8
Скромность; работа над развитием авторитета
Разносторонняя развитость, наличие увлечений, хобби; наличие высокой научной степени; активное участие в жизни вуза 14,2

 

Итак, по данным Таблицы 1 мы видим, что большинство студентов высоко оценивают профессиональные качества преподавателя, которые нацелены на самих студентов. Им важно получение знаний, их количество и качество, важно, чтобы преподаватель не опаздывал на занятия, любил свой предмет и умел пробудить к нему интерес у аудитории. По мнению респондентов, этого не будет достигнуто в большей мере без профессионального роста преподавателя, повышения уровня его компетентности. Также студенты ценят доброжелательность, понимание и оптимизм. Возможно, в успешном преподавателе они видят не только профессионала своего дела, но и собеседника, с которым можно пообщаться, получить совет или психологическую поддержку. Наименьшее количество высоких оценок получила творческая сторона личности преподавателя, наличие высокой научной степени и активное участие в жизни вуза.

 

Таблица 2

Оценка качеств личности преподавателя вуза по критерию «Нужные»

Наименование качества Количество проголосовавших Кол-во в %
Активность 66,6
Успехи студентов; трудолюбие; уважение по отношению к студентам 57,1
Разносторонняя развитость, наличие увлечений и хобби; работа над развитием авторитета; благоприятные отношения с коллективом, уважение своих коллег и начальства 52,3
Организованность; способность к творчеству и инновациям; культурно-эстетическая развитость; непредвзятость в оценке знаний студентов 47,6
Любовь к своей работе; доброжелательность и понимание; высокая заработная плата; культура общения, грамотная и богатая речь, четкая дикция; эмоциональная стабильность; 42,8

 

 

Окончание Таблицы 2

внешняя привлекательность; наличие своего стиля преподавания; тактичность; уверенность в себе;    
Пунктуальность; оптимизм; активное участие в жизни вуза
Постоянное совершенствование профессиональных навыков, повышение квалификации; умение найти общий язык со студентами, коммуникабельность; наличие высокой научной степени 33,3
Глубокое знание своего предмета; умение заинтересовать предметом, доходчиво объяснить материал; скромность 28,5
Ответственность

 

 

По данным Таблицы 2 видно, что для большинства студентов старших курсов не менее важное значение в личности успешного преподавателя имеет его общая активность, трудолюбие и уважение к самим студентам, а также разносторонняя развитость, наличие хобби, благоприятные отношения с коллегами и начальством, умение быть организованным, культурно развитым и непредвзято оценивать обучающихся, т.е. на втором месте и определяется творческая и коммуникативная сторона личности преподавателя.

Таким образом, проанализировав статистические данные, их можно объединить в единую совокупность качеств личности успешного преподавателя. Ниже представлены те характеристики «педагога-идеала», которые оказались предпочтительными для более половины студентов старшекурсников. По количеству голосов они представлены в порядке от наибольшего к наименьшему

Ответственность; умение заинтересовать своим предметом, доходчиво объяснить материал; глубокое знание своего предмета; умение найти общий язык со студентами, устанавливать теплые, дружеские отношения, коммуникабельность; активность; любовь к своей работе; постоянное совершенствование профессиональных навыков, повышение квалификации; доброжелательность и понимание; культура общения, грамотная и богатая речь, четкая дикция; эмоциональная стабильность; успехи студентов; трудолюбие; уважение по отношению к студентам; пунктуальность; оптимизм; тактичность; разносторонняя развитость, наличие увлечений и хобби; работа над развитием авторитета; благоприятные отношения с коллективом, уважение своих коллег и начальства; организованность; уверенность в себе; непредвзятость в оценке знаний студентов; способность к творчеству и инновациям; культурно-эстетическая развитость.

 

 

 

 

Выводы по III главе

Как показало исследование, студенты-старшекурсники хотят, чтобы преподаватель был надежен во всех направлениях своей деятельности. Им, не важно, как он выглядит, уверен в себе или нет, чем занимается в свободное время, что любит, какой авторитет имеет и как он сам их оценивает. В успешном преподавателе в первую очередь они видят увлеченно занятым своим делом человека, который сможет «заразить» им и других людей, и человека, с которым можно легко вести общение, консультироваться, задавать вопросы и получать на них исчерпывающие ответы. Это значит, что студенты старших курсов имеют цель быть образованными, понятыми и уважаемыми.

Таким образом, цели курсового исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза подтверждена.

 

Заключение

Хороший преподаватель по своей природе должен постоянно совершенствоваться не только профессионально, но и внутренне, т.к. первое без второго будет не эффективно. Все мы хотим видеть в своем наставнике тот образец, тот эталонный набор характеристик личности, к которому будем стремиться сами. Говоря об образе успешного преподавателя, мы имеем в виду идеал, т.к. образ – это, в нашем случае, воображаемый объект, который по сути своей не должен иметь изъянов.

В ситуации педагогического общения студенты наблюдают за преподавателем и анализируют его личностные особенности, позицию по отношению к студентам, умение взаимодействовать с аудиторией и индивидуальные взаимоотношения, оценивают его знания и профессиональные качества.

Восприятие, понимание и отношение студентов к выявляемым в учебном процессе вуза профессионально важным качествам личности педагога, к его профессиональным умениям и системе профессиональных психолого-педагогических знаний являются профессионально значимыми для студентов, т.к. во время обучения в вузе у студентов формируется эталон личности преподавателя. Студент оценивает уровень компетентности преподавателя и выражает свое отношение к нему.

 

Список литературы

 

1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. [Текст] /

Г.М. Андреева - М.: Аспект-Пресс, 2008. – 363 с.

 

2. Анкетирование студентов как один из методов оптимизации учебно-воспитательной работы в организации учебного процесса [Текст] /

И.А. Мурзинова // Вестник Волгоградского государственного университета. 2010. - № 12. - С. 105-107.

 

3. Беляева Г.Ф. Социологический мониторинг «Преподаватель глазами студента» как инструмент оптимизации управления учебным процессом в вузе [Текст] / Г.Ф. Беляева, А.С. Царенко - М.: МГУ. - 128 с.

 

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] /

А.А. Бодалев - М.: МУ, 1982. 200 с.

 

5. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во «Педагогика», 1983. - 271 с.

 

6. Бодалев А.А. Познание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев,

Н.В. Васина– СПб.: Речь, 2005 г. 324 с.

 

7. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б. Г. Мещерякова,

В. П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 672 с.

 

8. Бондарчик Е.Ю. Социальная перцепция / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://opsychology.ru/2008/12/06/socialnaya-percepciya/

 

9. Вопросы повышения качества образования (по материалам социологических исследований оптимизации учебного процесса на юридическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова) [Текст] / И. В. Васенина, А.В. Клочкова // Вестник Московского университета. - 2009. - № 5. - С. 62-76.

 

10. Восприятие личности преподавателя студентами в процессе их профессиональной подготовки [Текст] / Чалых Н.А. // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. - 2009. - №12. - С. 236-239.

 

11. Вуз в пространстве культуры и культурное пространство вуза [Текст] / С.К. Бондырева // Мир психологии. - 2000. - № 3. - С. 199-205.

 

12. Исследование образа преподавателя высшей школы в представлении студентов [Текст] / T.B. Гущина, И.В. Якеева // Вестник Костромского государственного технологического университета. - 2009. - № 22. - С. 97-100.

 

13. Леонтьев А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев - М., 2005.- 365 с.

 

14. Личность современного преподавателя в контексте современного вектора образования [Текст] / Т.А. Крупа // Ойкумена. - 2012. - №22. - С. 34-40.

 

15. Личность и стиль деятельности преподавателя глазами студентов [Текст] /

Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов // Образование и общество. - 2004. - № 6. - С. 37-47.

 

16. Преподаватель глазами студента, студент - глазами преподавателя (об итогах социологических исследований) [Текст] / Е.Г. Васильева, Т.В. Юдина // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2007. - № 10. - С. 95-107.

 

17. Преподаватель глазами студентов [Текст] / Г.Т. Трофимова // Инновации в образовании. - 2002. - № 5. - С. 72-75.

 

18. Особенности развития представлений студентов о преподавателе высшей школы [Текст] / Л.З. Зарипова, С.Ю. Жданова // Вестник Санкт – Петербургского университета. - 2008. - № 1. - С. 275-280.

 

19. Скрынник Н.Е. Представления студентов о профессионально важных качествах педагогов [Текст] / Н.Е. Скрынник // Психологические проблемы педагогической деятельности. - Ростов-на Дону, 2010. С. - 210.

 

20. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов [Текст] / Смирнов С. Д. - М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.

 

 



2016-01-05 511 Обсуждений (0)
Результаты исследования и их интерпретация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты исследования и их интерпретация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (511)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)