Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Феноменология духа Гегеля как выражение всеобщих этапов и закономерностей развития мира, человеческого общества и познания. Решение проблемы соотношения бытия и мышления



2016-01-02 642 Обсуждений (0)
Феноменология духа Гегеля как выражение всеобщих этапов и закономерностей развития мира, человеческого общества и познания. Решение проблемы соотношения бытия и мышления 0.00 из 5.00 0 оценок




Философия Гегеля является оппозицией тем философским представлениям, которые разделяют объективный мир и человеческое сознание непреодолимым барьером, считая невозможным познание независимой от человека реальности, или в лучшем случае описывающие её через наши субъективные состояния. В наиболее развитой форме подобные взгляды были отражены в философии Д.Беркли, Д.Юма, И.Канта.

В работе «Феноменология духа» (1807) Гегель ставит задачу преодоления разрыва между субъектом и объектом, между сознанием человека и внешним объективным миром, не зависящим от нас.

Для этого Гегель даёт своё видение мировой истории, показывая его как процесс развития и самопознания себя мирового духа, единственной идеальной мировой субстанции. Пытаясь познать самого себя, мировой дух проходит различные этапы своего существования: как субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Это позволяет мировому духу увидеть себя в различных аспектах своей природы, каждый из которых является одновременно этапом развития мира.

1. Субъективный духэто чистое сознание или мировая идея, существующая в период когда ещё не было материального мира. Субъективный духживёт в самом себе и для себя, постигает самого себя, пребывает в отношениях с самим собой.

2. Объективный дух - порождённый мировым духом объективный материальный мир, включающий в себя природу и человека. На этом этапе мировая идея становится материальной природой, проходя три ступени развития: механических явлений, химических и органических.

3. Абсолютный дух -высший уровень развития мирового духа, на котором он объединяет в себе и субъективную и объективную стороны своего существования: достигая истинного, совершенного знания о себе самом: и как идеальной и как объективно-материальной составляющей мира. На этом уровне мировой дух постигает себя с точки зрения завершившейся истории мира – истории своего развития, которая показывает несостоятельность противоположности между субъективным и объективным миром, «сознанием» и «внешним объектом», и утверждает тождество мышления и бытия.

На трёх уровнях своего существования процесс самопознания мировой идеи происходит в трёх видах познания:

1) Как логика, постигающая процесс существования, развития и отношения между идеями, лишёнными объективного содержания, то есть как чистое мышление. Гегелевская логика диалектична: это постоянное развитие мысли, переход идей в свои противоположности, обобщение их на более высоком уровне познания.

2) Как философия природы, изучающая ту же мировую идею в форме её объективного материального воплощения. Так как главными формами природного бытия «абсолютной идеи» являются механика, физика, органика, то и самопознание мирового духа на этом уровне происходит через аналогичные научные дисциплины: механику, физику и органические науки.

3) Как философия духа, постигающая идею в её бытии «в себе и для себя», поднявшуюся на уровень единства своего субъективного и объективного содержания. Абсолютная идея существует сначала как бессознательная сфера природы, затем пробуждается к самосознанию в человеке, проходит в своём развитии через общественные формы жизни и мышления, и затем достигает своей законченности и наивысшего уровня знания о самом себе в искусстве, религии и философии.

 

Таким образом в процесс развития и самопознания мирового духа включается история человека и человечество. Человек проходит в своём развитии те же стадии, что и развитие мирового духа. Сначала он способен постигать лишь самого себя, развивая своё самосознание и свою субъективность (субъективный дух). Затем он начинает понимать, что люди вокруг него, такие же существа как и он сам, в силу чего они выражают его собственную природу в объективной форме (объективный дух). И завершающая стадия: понимание человеком себя одновременно и как субъекта и как объекта действительности (абсолютный дух).

На этом уровне своего духовного развития человек преодолевает границу между своей субъективностью и объективным миром, понимая наконец, что сознание внутри нас, так же как и объективный мир вне нас, есть проявление одного и того же единого абсолютного начала, которым является мировой дух. Поэтому процесс противопоставления нашего сознание внешнему миру, это лишь этап на пути понимания их единства.

4. Диалектический метод Гегеля как способ понимания процессов развития. Основные законы диалектики.

Так как процесс становления мира у Гегеля является одновременно процессом самопознания себя мирового духа, то законы развития природы для него неотделимы от законов мышления (логики). «Что разумно, то действительно и что действительно, то разумно» - утверждает он. Поэтому гегелевская диалектика, как учение о развитии, описывает одновременно и процессы мышления и реалии объективного мира.

Гегель выстраивает свою диалектику прежде всего в сфере мышления. При этом его логика не стремится постичь истину как нечто неизменное и завершённое. Гегель понимает истину как процесс постоянного развития представлений о предмете познания, который стремится ко всё более полному и совершенному знанию.

«Тезис – антитезис – синтез» - такова универсальная формула, описывающая диалектический процесс движения и изменения мысли.

В процессе мышления это выглядит таким образом. Сначала утверждается какой-то тезис (например: «человек по природе добр»), который в процессе развития мысли, показывает свою неполноту и ограниченность, в силу чего со временем отрицается своей противоположностью – антитезисом («человек по своей природе зол»). Затем, антитезис также показывает свою неполноту и на смену отрицания тезисами друг друга, приходит их объединение - синтез, который раскрывает полную и завершённую картинуреальности, более близкую к истине и абсолюту («в природе человека заложено и доброе и злое начала»).

Побудительной силой в развитии мышления, согласно философии Гегеля, служит противоречие, без которого не было бы никакого движения, никакой жизни. При этом само противоречие в процессе развития мысли не должно уничтожаться, а лишь «сниматься», т. е. неявно сохраняться в высшем понятии. Противоречащие друг другу понятия мыслятся вместе в третьем, более широком и богатом, в развитии которого они составляют только моменты.

Истина лишь постольку есть истина, поскольку содержит в себе в единстве различные, в том числе и противоположные, стороны реального.

 

По философии Гегеля, Абсолютное в своем вечном созидании проходит чрез все противоположности, попеременно создавая и снимая их и приобретая таким путем при каждом новом движении вперед более ясное сознание своей настоящей сущности. Только благодаря такой диалектике понятий, философия вполне соответствует живой действительности, которую должна понять.

Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к понятию, все более богатому содержанием, охватывающему в единстве различные, в том числе и противоположные, стороны.

Гегель приводит основные законы диалектики, которые лежат в основе всякого процесса развития:

1. Закон о превращении количественных изменений в качественные.

2. Закон «отрицания – отрицания»: любое отрицание в процессе развития само становится отрицаемым.

3. Закон единства и борьбы противоположностей: противоположности одновременно и утверждают друг друга («холодное» и «горячее» не существуют друг без друга), пребывая тем самым в неразрывном единстве, и одновременно, находятся в постоянной борьбе друг с другом.

 



2016-01-02 642 Обсуждений (0)
Феноменология духа Гегеля как выражение всеобщих этапов и закономерностей развития мира, человеческого общества и познания. Решение проблемы соотношения бытия и мышления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Феноменология духа Гегеля как выражение всеобщих этапов и закономерностей развития мира, человеческого общества и познания. Решение проблемы соотношения бытия и мышления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (642)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)