Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Сущность монополизма и монопольной власти



2016-01-05 996 Обсуждений (0)
Глава 1. Сущность монополизма и монопольной власти 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Глава 1. Сущность монополизма и монопольной власти

Понятие монопольной власти

1.2 Показатели и источники монопольной власти

Глава 2. Проявление монопольной власти

.1 Виды монопольной власти

.2 Социально-экономические последствия монопольной власти

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

Введение

Власть выступает фундаментальной категорией человеческого бытия, пронизывающей все сферы его жизнедеятельности. Власть пронизывает социально-экономическое пространство на всех уровнях, проявляясь в различных формах, оказывает монопольное воздействие. Власть монополизирует пространство своего влияния, превращаясь в монопольную власть, в тоже время возникновение монопольной власти обусловлено условиями экономического пространства.

В новой экономической системе происходит появление очагов новой монопольной власти, которая теперь исходит не только от государства, но и от субъектов хозяйствования. Активность данных субъектов, заинтересованных в упрочнении своих рыночных позиций, в росте своей монопольной власти, неизбежно порождает угрозы конкуренции. Ведь механизм хозяйствования в современных условиях есть тесное переплетение конкурентных и монопольных отношений: с одной стороны, развивается конкуренция на многих рынках товаров и услуг, растет число самостоятельных хозяйствующих субъектов. С другой стороны, интенсифицируются консолидация капиталов и экономическая концентрация, растет экономическое могущество определенных хозяйственных структур, усиливаются монополистические тенденции в экономике.

В настоящее время повышение конкурентоспособности наряду с ускоренной диверсификацией экономики поставлено в центр Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г.

Переход России на концепцию устойчивого развития в условиях усиления процессов глобализации мирового хозяйства обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования управления конкурентоспособностью. В этой связи важно осмысление сути и причин возникновения монополистических новообразований в условиях конкурентных взаимоотношений субъектов хозяйствования, т.к. доминирующее положение на рынке одной или нескольких (например, естественных) монополий не только затрудняет доступ на него других субъектов хозяйствования, но и препятствует развитию подлинно рыночных отношений в целом.

Всё указанное предопределяет актуальность осуществления анализа сущности и форм проявления монопольной власти.

Проблемы монопольного положения фирм на рынке и несовершенства рынка волновали многих мыслителей, исследовавших экономические процессы. Еще Аристотель упоминал проблему исключительного положения на рынке. А. Смит в своем главном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» также затрагивает проблему монополизации рынка и опасности сговора на нем. Современный этап в развитии теории рыночной власти ведёт свой отчёт с работы Аббы П. Лернера «Понятие монополии и измерение монопольной власти», опубликованной в 1934 г.. Работа А. Лернера базировалась на основе теории монополистической конкуренции, разработанной Дж. Робинсон и Э. Чемберленом. Их работы перевернули представление современников о конкурентной борьбе. Дальнейшее развитие данная теория получила в работах Дж. Бейна, Э. Мейсона. Существенный вклад в развитие концепции функционирования доминирующих рыночных структур внесли О. Уильяме, М. Портер.

Дальнейшие исследователи проблематики рыночной власти опирались на предложенные Лернером предпосылки. Важный вклад в рассмотрение вопросов, касающихся монопольной власти, внесли современные российские исследователи Л.В. Антосик, Д.Д. Еникеева, Н.А. Литвинова, Д.В. Новиков, М.В. Петрищев, К.Е. Ульянов, С.В. Федоров, Г.Д. Черемин, А.Е. Шаститко и др.

Целью настоящей работы является исследование теоретико-экономических основ монопольной власти.

 

Для реализации поставленной цели поставлены следующие задачи:

-дать понятие монопольной власти;

-изучить факторы и источники формирования монопольной власти;

-проанализировать показатели монопольной власти.

-исследовать формы проявления монопольной власти в российской экономике и экономике других стран;

-определить социально-экономические последствия монопольной власти.

Объект исследования: экономические и институциональные отношения, возникающие в связи с функционированием монопольной власти, и особенности их развития в России.

Предмет исследования: хозяйствующие субъекты, обладающие монопольной властью.

Теоретической основой работы являются зарубежные и отечественные теоретические и методологические разработки в области монополизма и монопольной власти.

Методологической основой работы является совокупность общих методов познания: диалектического, институционального, исторического, структурно-функционального, системного подходов. В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие основные методы научного познания: метод научной абстракции, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.

 

Глава 1. Сущность монополизма и монопольной власти



2016-01-05 996 Обсуждений (0)
Глава 1. Сущность монополизма и монопольной власти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Сущность монополизма и монопольной власти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (996)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)