Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Реформы Петра Великого



2016-01-05 315 Обсуждений (0)
Глава 3. Реформы Петра Великого 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Реформы Петра проводились практически весь период его правления. Зачастую, случалось так, что новые предписания упраздняли недавно созданное, не выдержавшее проверки временем. Среди историков есть несколько точек зрения по поводу плана введения реформ у Петра: одни историки считали, что плана так такового не было, а реформы вводились под воздействием нужд империи. Иначе говоря, в начальный период Северной войны все силы были брошены на военные нужды, это выражалось в поднятии налогов у населения, и введении рекрутской повинности. После Полтавской победы, необходимость в вовлечении всех сил на военное дело ослабла. Соответственно, Петр начал издавать больше указов направленных для решения внутренних проблем. Другие историки считали, что реформы стали продолжением тенденций XVII столетия. Я же склоняюсь к первому варианту, что большинство реформ было создано под воздействием военных потребностей России или в результате их следствия (28 лет из 36 царствования Петра приходилось на войны). Однозначно, можно сказать, что огромную роль сыграла личность Петра в осуществлении данных реформ, и то, что реформы соответствовали национальным потребностям государства. Несмотря на огромную роль влияния внешней политики на ход реформ, они коснулись отнюдь не только военной сферы деятельности, они затронули практически все направления деятельности государства, от образования, и социальной политики, до военных реформ и промышленных преобразований.

 

Военная реформа

 

В ходе военных кампаний Петра, было выявлено множество проблем в военной сфере. Прежде всего Азовские походы показали, что отсутствие боеспособного флота на южных рубежах страны предоставляло полную свободу действий турецкому флоту. Поражение в первом походе показало Петру важность данной проблемы. 1696 год стал годом основания Российского флота. Следствием данного действия стала успешная блокада Азова с моря, что существенно упростило задачу сухопутным войскам. Естественно, начиная позже Северную войну, Петр помнил о важности флота, и в его мечтах давно назревал план создания мощнейшего флота на Балтике. Как следствие, Петр создаёт Санкт-Петербург, будущую столицу Российского государства, ставшей оплотом Балтийского флота. Создание присутствия в Балтии, в свою очередь, сильно повлияло на развитие государства - Россия стала одной из самых могущественных Европейских держав. Приближение к Европе позволило усилить торговлю с европейскими государствами, поспособствовало заимствованию многих европейских технологий. Через окно в Европу также проникала европейская культура, а вместе с ней и обычаи европейских стран. Ещё одним важным аспектом военных реформ было изменение набора армии, в допетровский период армия набиралась из отпускных и запасных, бывалых людей, знакомых с военным строем, распущенных по домам. При формировании армии к войне со Швецией этого запаса уже, практически, не оставалось. Поэтому наборы в армию осуществлялись за счёт добровольческих и рекрутских наборов, набирали практически всесословную армию, где призывались как дети дворянских, посадских и боярских, так и дети стрельцов и даже из духовенства. Но у этого комплектования был существенный минус - такая армия быстро набирала численность, но она была абсолютно не знакома с военным делом. Поэтому нужно было срочно менять порядок укомплектования войск. С 1705 года была введена рекрутская повинность, в ходе которой с 20-ти дворов крестьян должны были выставлять на службу пожизненно одного рекрута, в дальнейшем солдат стали набирать с определенного числа душ мужского пола. Это позволяло быстро увеличить количество воинского состава, для подготовки к таким формированиям приставлялись служивые отставные люди, для ежедневного надзора и обучения. Рекрутов распределяли по «станциям», где они проходили обучение, им выдавалось единообразное вооружение и обмундирование. Как правило, это были партии из 500-1000 человек которых расквартировывали по постоялым дворам и откуда их отправляли, по необходимости пополнения войска, «на упалые места», для пополнения старых полков и формирования новых. При этом зачастую помимо нового способа комплектования войск, иногда применялись параллельно и старые способы. Первый рекрутский набор был произведен в 1705 году. Такие наборы проводились каждый год вплоть до 1709 года. В 1716 году был введен военный устав, а в 1720 морской. Параллельно проводилось масштабное перевооружение армии. Реформа также предусматривала активную подготовку офицерских кадров, изначально их готовили в двух школах Бомбардирской (для артиллеристов) и Преображенской (для пехоты). Позже появились морские, инженерные, медицинские и военные школы. Таким образом, итогами военной реформы стало значительное увеличение регулярной армии, придание ей боеспособности и дисциплины, создание военных школ поспособствовало появлению целой плеяды талантливых военных деятелей (Шереметьев, Апраксин, Меньшиков и многие другие), создание мощного военно-морского флота. Отрицательным следствием можно назвать огромные расходы на военные нужды, изначально покрывавшиеся за счёт средств, выжимаемых из населения, тем самым создавая опасность народного недовольства и рост бреши в казне.

 

 



2016-01-05 315 Обсуждений (0)
Глава 3. Реформы Петра Великого 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Реформы Петра Великого

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)