Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность понятий «игра» и «занимательные материалы»



2016-01-05 2386 Обсуждений (0)
Сущность понятий «игра» и «занимательные материалы» 0.00 из 5.00 0 оценок




Использование игровых и занимательных материалов в обучении безопасности жизнедеятельности

Выполнила: Птюшкина Т. В.

 

Применение игровых технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Введение

1. Сущность понятий «игра» и «занимательные материалы».

2. Классификация игр.

3. Применение игровых и занимательных материалов в обучении безопасности жизнедеятельности.

Заключение.

Литература.

Приложения.

Введение

Поиск новых форм и приемов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В. П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Есть великая формула «дедушки космонавтики» К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, исследовательского таланта, И одним из эффективных средств этого является игра.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Таким образом, в связи с актуальностью данной проблемы сформулирована тема работы: «Использование игровых и занимательных материалов в обучении безопасности жизнедеятельности».

Цель работы: определить методику обучения использования игровых технологий на уроках ОБЖ.

Объект исследования: процесс обучения учащихся на уроках ОБЖ.

Предмет исследования: методика использования игровых технологий в процессе обучения учащихся на уроках ОБЖ.

Гипотеза исследования: использование игровых и занимательных материалов на уроках ОБЖ будет способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся и воспитанию познавательных интересов, если будут систематически использоваться в учебном процессе на различных этапах урока.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать теоретические аспекты данной темы в научно-методической и психолого-педагогической литературе;

- раскрыть особенности педагогических игр;

- определить возможности применения игровых и занимательных материалов на уроках ОБЖ.

Сущность понятий «игра» и «занимательные материалы»

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Игры как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использо­вали с древности. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссозда­ние и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется само­управление поведением [8, с.23].

Наиболее эффективными в развитии личности, формировании ее культуры, несомненно, являются инновационные методики и технологии. В современной школе возникает насущ­ная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах

обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания БЖ, относятся игровые технологии. Игровые технологии являются од­ной из эффективных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными уроки ОБЖ.

В учебном процессе в игре решаются следующие задачи:

- дидактические по освоению содержания той или иной предметной области;

- психологические, т.е. развитие познавательной и личностной сферы субъектов образовательного процесса, оптимизация отношений между детьми, а также между педагогом и учащимися;

- информационно-коммуникативные как основы для формирования информационной культуры, овладение навыками анализа и прогнозирования изменений путем моделирования с помощью ИКТ элементов окружающего мира.

Г. К. Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и ин­тенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: 1) в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета; 2) как элемента более обширной технологии; 3) в качестве урока или его части (введения, закрепления, объяснения, контроля, упражнения и т.д.); 4) как технологии вне­классной работы (игры типа «Зарница», КТД и т.д.) [8].

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современ­ного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширя­ется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной зада­чей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, спо­собствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуа­ций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Одним из приемов игровых технологий, несомненно, является занимательность изучаемого материала. Занимательность - средство привлечения интереса к предмету или процессу изу­чения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориенти­ровки, ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательно­го отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого.

В занимательности заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющееся, как известно, началом всякого познания.

По мнению Я. И. Перельмана зачастую человек рано утрачивает драгоценную способ­ность удивляться, а именно она побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими нас непосредственно. Постепенно все то, что занимало человека, становится привычным и перестает привлекать внимание [7, с. 14] .

Занимательность, выступающая в качестве стимула познавательного интереса и как средство обучения, и как средство популяризации научных знаний, способствует, с одной стороны, при­ближению научных истин к пониманию человека (делает научные знания доступными), с другой же стороны, способствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активиза­ции его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания.

Используя элементы занимательности, как средства привлечения интереса к предмету изучения, нужно переводить детей с примитивной стадии ориентировки на более высокие ступени избирательного отношения к явлениям. Занимательность обучения должна быть только средством, подчиненным цели обучения и развития.

Использование занимательного материала способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает

общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами [5, с.32] .

Если говорить о проблеме умелого и правильного подбора занимательного материала, то здесь необходимо перечислить основные положения, касающиеся занимательности обучения:

1. Всю занимательность обучения следует делить на "внешнюю" (не связанную с содержанием урока) и "внутреннюю", причем "внутренняя" занимательность предпочтительнее "внешней", и удельный вес ее должен постепенно увеличиваться.

2. Использовать на занятиях все виды занимательного материала.

3. Основу занимательности, используемой на уроках должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом [9, с.15].

Методическая ценность занимательных заданий в том, что ребенку надо глубже вникать в сущность задания, выделять главные моменты, учитывать связь между компонентами. Благодаря этому учебный навык, на формирование которого направлено задание, вырабатывает­ся быстрее, т.к. он связан с продуктивной деятельностью ребенка.

Игра - самый действенный метод борьбы со скукой, неизбежной при использовании классических приемов дидактики. В игре ребенок может растормозиться и полностью проявить себя. «Эмоциональное вовлечение ребенка в процесс социального взаимодействия является предпосылкой когнитивного развития ребенка» [2, с. 43].

Занимательный материал - это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой учащиеся в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей дей­ствительности. Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения интересным, создает бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

В толковом словаре С.И. Ожегова даются определения следующих видов занимательного материала: загадки, скороговорки, ребусы, пословицы, поговорки, викторины, кроссворды, чайнворды, шарады, конкурсы [6].

В период педагогической практики занимательный материал включался в основную часть занятия или использовался в конце, когда наблюдается снижение умственной активности школьников.

Учащиеся очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражне­ний. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна школьнику, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Занимательный материал является хорошим средством воспитания интереса к обучению, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный матери­ал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти, всегда добровольно, без принуждения.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 



2016-01-05 2386 Обсуждений (0)
Сущность понятий «игра» и «занимательные материалы» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность понятий «игра» и «занимательные материалы»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)