Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности малых предприятий



2016-01-05 779 Обсуждений (0)
Методика аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности малых предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1. Особенности системы бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства

Аудит малых предприятий проводится с применением всех правил проведения аудиторских проверок, но малые экономические субъекты имеют свои специфические особенности, которые оказывают влияние на порядок проведения аудита таких субъектов. Данные особенности вызваны следующими факторами:

- ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;

- преобладающее влияние владельца или единоначального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта.

При планировании соответствующих аудиторских процедур аудиторские организации, выбирая методику аудита, руководствуются в первую очередь соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенностями организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких экономических субъектов, а не только критериями отнесения организации к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и средней численности работников, предусмотренными другими нормативными актами Российской Федерации.

Во время аудита малых экономических субъектов особое внимание уделяется следующим потенциальным факторам риска:

- учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;

- руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;

- вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;

- в условиях малых экономических субъектов возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;

- если малый экономический субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги, возможна ситуация, когда выручка не фиксируется или занижается (с целью нарушения требований налогового законодательства), а расходы завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление руководящих работников);

- при ограниченном числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учет, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.

В малых экономических субъектах дополнительный риск средств контроля возникает в области использования систем компьютерной обработки данных. Если в таком экономическом субъекте применяется единичный компьютер с упрощенной программой учета, для единичного бухгалтера или ограниченного числа учетных работников появляется возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом менять программную оболочку и базы данных, вносить в систему операции "задним числом", проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке.

Преобладающее влияние владельца и (или) единственного руководителя на все стороны деятельности малого экономического субъекта может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на систему внутреннего контроля и достоверность бухгалтерской отчетности такого субъекта. С одной стороны, персональный контроль руководителя может способствовать повышению надежности учета экономического субъекта в ситуации, когда альтернативные средства внутреннего контроля по объективным причинам затруднены или невозможны. С другой стороны, преобладающее влияние руководителя может способствовать нарушению общеустановленных контрольных процедур, повышать риск нарушения законодательства, способствовать появлению преднамеренных существенных искажений бухгалтерской отчетности.

Аудиторской организации добивается того, чтобы система бухгалтерского учета малого экономического субъекта отвечала следующим требованиям: [п. 3.4 правила (стандарта) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита"]

- операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;

- операции в учете зафиксированы в правильных суммах;

- операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета;

- зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности;

- ограничена возможность появления злоупотреблений.

В результате изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля малого предприятия аудитор может оформить полученные результаты в виде таблицы (Приложение А).

Поскольку документирование изучения и оценки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должно соответствовать масштабу проверяемого экономического субъекта, для малых экономических субъектов такое документирование может проводиться в упрощенном виде по сравнению с документированием иных экономических субъектов.

 

2.2. Планирование аудиторской проверки малых предприятий

 

На стадии предварительного планирования сотрудники аудиторской организации в первую очередь знакомятся с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта. В случае, если из-за недостатков этих систем, связанных с особенностями малых экономических субъектов, получение надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского заключения, не представляется возможным, аудиторской организации имеют право отказаться от работы с данным экономическим субъектом. Если соответствующие обстоятельства стали ясными сотрудникам аудиторской организации уже в ходе проведения аудита, также имеют право приостановить работу с данным экономическим субъектом либо подготовить по результатам аудита аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.

В ходе аудита малых экономических субъектов следует тщательно планировать работу. Общий план аудита должен быть документально оформлен. В данном плане описывается предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки. При этом следует руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности "Планирование аудита", "Понимание деятельности экономического субъекта" и "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита".

При разработке общего плана аудита аудитор принимает во внимание следующее [ФСАД 3]:

- деятельность аудируемого лица, в том числе:

а) общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

б) особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты, предшествующего аудита;

в) общий уровень компетентности руководства;

- системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

а) учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

б) влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

в) планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

- риск и существенность, в том числе:

а) ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

б) установление уровней существенности для аудита;

в) возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

г) выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

- характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

а) относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

б) влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

в) существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

- координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

а) привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

б) привлечение экспертов;

в) количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

г) количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

- прочие аспекты, в том числе:

а) возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

б) обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

в) особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

г) срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

д) форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Понимание аудитором деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, заключается в понимании следующих проблем:

- отраслевые, правовые и другие внешние факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица, включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

- характер деятельности аудируемого лица, включая выбор и применение учетной политики;

- цели и стратегические планы аудируемого лица, связанные с ними риски хозяйственной деятельности, указывающие на возможное существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- основные показатели деятельности аудируемого лица и тенденции их изменения;

- система внутреннего контроля.

Перед началом аудита малого экономического субъекта особенно важным является согласовать в договоре или письме – обязательстве условия проведения аудита, права и обязанности аудиторской организации и экономического субъекта. При этом следует руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов", "Письмо – обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита" и "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг".

На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудиторская организация определяет допустимый риск необнаружения. Для субъектов малого предпринимательства значение риска необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов. Исходя из задачи минимизации риска необнаружения, аудиторской организации предусматривает необходимость увеличения объема аудиторских выборок.


2.3. Аудиторские процедуры, выполняемые в ходе аудиторской проверки

 

С учетом особенностей аудиторского риска в малых экономических субъектах аудиторская организация осознает то, что ее мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности должно определяться аудиторскими доказательствами, получаемыми при проведении аудиторских процедур по существу. При сборе аудиторских доказательств аудиторская организация соблюдает требования правил (стандартов) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства" и "Аналитические процедуры".

Аудиторские процедуры и доказательства, полученные аудитором должны одновременно отвечать следующим условиям [ФСАД 7/2011]:

- надлежащий характер, т.е. качественная оценка аудиторских доказательств, которая характеризует уместность и надежность выводов, лежащих в основе формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности;

- достаточность, т.е. количественная оценка аудиторских доказательств, зависящая от аудиторской оценки риска существенного искажения бухгалтерской отчетности (чем выше риск, тем больше требуется доказательств), а также от качества таких доказательств (чем выше их качество, тем меньше требуется доказательств).

Аудиторские доказательства аудитор должен получает путем выполнения процедур оценки рисков и дальнейших аудиторских процедур, которые состоят из:

- тестов средств контроля, выполняемых в соответствии с требованиями федеральных стандартов аудиторской деятельности или на основании профессионального суждения аудитора;

- процедур проверки по существу, включающих детальные тесты и аналитические процедуры проверки по существу.

Для получения аудиторских доказательств аудитор может применить следующие аудиторские процедуры:

- запрос – обращение аудитора к осведомленным лицам по интересующему его вопросу и оценивает их ответы на такое обращение;

- инспектирование – проверка учетных записей и документов, а также физический осмотр материальных активов;

- наблюдение – аудитор изучает процесс или процедуру, выполняемые другими лицами (персоналом аудируемого лица);

- подтверждение – получение доказательств от третьей стороны;

- пересчет – аудитор проверяет точность арифметических подсчетов в первичных учетных и иных документах, учетных записях;

- повторное проведение;

- аналитические процедуры.

Аналитические процедуры включают в себя [ФПСАД 20]:

- рассмотрение финансовой и другой информации об аудируемом лице в сравнении:

с сопоставимой информацией за предыдущие периоды;

с ожидаемыми результатами деятельности аудируемого лица, например, сметами или прогнозами, а также предположениями аудитора;

с информацией об организациях, ведущих аналогичную деятельность (например, сравнение отношения выручки от продаж аудируемого лица к сумме дебиторской задолженности со средними отраслевыми показателями или с показателями других организаций сопоставимого размера в той же отрасли экономики);

- рассмотрение взаимосвязей:

а) между элементами информации, которые предположительно должны соответствовать прогнозируемому образцу, исходя из опыта аудируемого лица;

б) между финансовой информацией и другой информацией (например, между расходами на оплату труда и численностью работников).

В ходе сбора и оценки информации о малом экономическом субъекте аудиторской организации необходимо учитывать специфику нормативной базы таких субъектов, в том числе:

- упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации деятельности субъектов малого предпринимательства;

- упрощенный порядок представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- допустимость использования (при соблюдении необходимых условий) субъектами малого предпринимательства самостоятельно разработанных форм для документирования хозяйственных операций и представления форм бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно;

- меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, влияющие на их финансово - хозяйственную деятельность;

- влияние особенностей регионального и местного законодательства на функционирование малых экономических субъектов.

При получении аудиторских доказательств в ходе аудита субъекта малого предпринимательства, использующего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, аудиторской организации, в частности, следует рассмотреть:

- обоснованность применения субъектом малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности исходя из нормативных критериев, по которым субъекты малого предпринимательства подпадают под действие такой системы;

- соблюдение субъектом малого предпринимательства порядка отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов;

- правильность исчисления валовой выручки или совокупного дохода (исходя из соответствующего перечня расходов).

В ходе аудита малого экономического субъекта следует уделять большое внимание получению официальных письменных разъяснений от его руководства, в котором эти руководители подтверждают понимание своей ответственности за организацию надлежащего ведения бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской отчетности. Письменные разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта, являются одной из форм аудиторских доказательств, которой специалисты аудиторской организации не должны доверять абсолютно.

 

2.4. Обобщение результатов аудиторской проверки

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ




2016-01-05 779 Обсуждений (0)
Методика аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности малых предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности малых предприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (779)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)