Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 17. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны



2016-01-05 875 Обсуждений (0)
Глава 17. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны 0.00 из 5.00 0 оценок




С первый дней Великой Отечественной войны началась массовая эвакуация учреждений системы народного просвещения из прифронтовых районов вглубь страны, что вызвало ряд серьезных трудностей. Прежде всего, существовала большая нехватка школьных зданий, которые занимались под госпитали, лазареты, казармы, военные заводы.

Это потребовало серьезныхизменений в организации и содержании учебно-воспитательной работы. По резолюции Наркомпроса РСФСР «Об изменениях в режиме, учебном плане и программах школ» продолжительность урока сокращалась до 35-40 минут, перемен – до 5 минут, перерыв между сменами - до 30 минут. В период войны было невозможно сохранить единые сроки начала и окончания учебного года. В этой связи в апреле 1942 г. Наркомпросом РСФСР было издано распоряжение, которое разрешало местным органам народного просвещения устанавливать сроки начала и окончания учебных занятий в зависимости от их фактической продолжительности в течение года. Продолжительность занятий сокращалась, а из-за занятости детей на производстве и многих других причин занятия проводились в 2-3, а иногда и в 4 смены.

Несмотря на военные действия, продолжались осуществляться меры по проведению всеобщего обучения. В июле 1942 г. СНК СССР издал специальное постановление «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению». Были приняты все меры по расширению школьной сети и ее восстановлению, постепенно освобождались школы, используемые не по назначе­нию. Наркоматы просвещения всех союзных республик утвердили инструкции об организации учета детей и мерах контроля за осуществлением всеобщего обучения. С этой целью разрешено было устанавливать в школах сниженную наполняемость классов.

Осуществление всеобщего обучения в годы войны было осложнено проблемой безнадзорности. Правительством был принят ряд мер по борьбе с безнадзорностью детей, явившейся результатом ухода отцов на фронт, а матерей и других взрослых членов семьи на производство. В январе 1942 г. вышло постановление Совета Народных Комиссаров СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», на основе которого был утвер­жден план борьбы с детской безнадзорностью. В соответствии с ним в краях и областях были созданы комиссии по борьбе с безнадзор­ностью, организована специальная инспекция, открыта сеть дет­ских приемников и детских домов, организовано трудоустройство детей. Многие семьи брали к себе на воспи­тание детей-сирот. Во время войны возник и особый тип воспитательных учреж­дений. Это детские школьные интернаты для эвакуированных детей.

В годы войны произошел ряд изменений в организации учебно-воспитательного процесса.Большинство юношей – выпускников школы уходило в действующую армию. Это требовало определенной физической и военной подготовки, поэтому в IX-X кл. постановлением Государственного комитета обороны «Об обязательном военном обучении граждан СССР» были введены занятия военно-физической подготовки, а во внеурочное время специального курса «Красная Армия и Военно-Морской Флот в Великой Отечественной войне». В 1942/43 учебном году эти курсы были дополнены новым учебным предметом «Военное дело», введенного в V-X классах.

В 1943/44 учебном году СНК СССР принял постановление «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/44 учебном году в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов». Эта мера была обусловлена введением военно-физической подготовки юношей и спецификой подготовки юношей и девушек к практической деятельности. В 1954 году это решение было отменено.

Известное позитивное значение имело введение в январе 1944 года цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы. Вместе с тем негативно на деятельности школы отражалась практика социалистического соревнования в учебной работе между учащимися, учителями и отдельными школами, механически перенесенная в школу из сферы производства еще в 30-е гг. Погоня за высокими показателями в соревновании вела к акцентированию внимания лишь на внешней стороне обучения и снижала уровень общеобразовательной подготовки школьников. Также существовали факты искусственного завышения отметок, ослабления требовательности к учащимся и персональной ответственности учителя за качество обучения. Приказом Наркома просвещения РСФСР «О социалистическом соревновании в школе» (1944) эта практика была отменена. Так же запрещалось оценивать деятельность школы и учителей только по процентам успеваемости.

В данной связи в июне 1944 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление «О мероприятиях по улучшению ка­чества обучения в школе». Основное внимание обращалось на необходимость значительного повышения требований к работе учителя и к качеству знаний учащихся. Во всех общеобразовательных школах с 1944/45 учебного года были введены обязательные вы­пускные экзамены в IV и VII классах и экзамены на аттестат зрелости в X классе. Были разработаны меры поощрения для выпускников средней школы: учреждены золотая и серебряная медали, которыми награждались учащиеся, показавшие выдающиеся успехи при сдаче экзаменов на аттестат зрелости. Им предоставля­лось право поступления в высшие учебные заведения без экзаменов. Постановле­ние 1944 г. имело особое значение в условиях, когда промышленность, сельское хозяйство, наука и культура остро нуждались в специалистах, подготовлен­ных на уровне требований времени.

Постановление правительства было обсуждено на Всероссийском совещании по народному образованию в августе 1944 г. Совещание приняло резолюцию по докладу наркома просвещения В. П. Потемкина «Об улучшении качества обучения и воспитания в школе». Директивное письмо Наркомпроса РСФСР «О работе с выпускными классами» определило предметы, по которым будут проводиться экзамены в IV, VII и X классах, правила допуска к экзаменам и условия их сдачи. Руководителям школ и учителям предлагалось обеспечить систематическое повторение пройденного материала, совершенствовать методику обучения и оценки знаний учащихся, организовать индивидуальную работу с ними на протяжении всего учебного года и в период подготовки к экзаменам.

В феврале 1945 г. Наркомпрос РСФСР и наркомпросы союзных республик разослали в школы экзаменационные билеты для оканчивающих IV, VII и X клас­сы. Экзамены проводились в объеме программы 1944/45 учебного года с включени­ем наиболее существенных разделов и тем, изученных в предшествующие годы. Оканчивающие X класс должны были показать на экзаменах не только фактические знания, но и самостоятельность суждений, умение связывать знания с жизнью, теорию с практикой. Единая система экзаменационных биле­тов упорядочивала подготовку школьников к экзаменам, в какой-то мере исключала элемент случайности в оценке их знаний.

В военной обстановке Наркомпросы РСФСР и союзных рес­публик продолжали ранее начатую работу по улучшению про­грамм и учебников для школы. В 1944/45 учебном году были внесены изменения в программу начального образования: вместо преподавания во II и III классах отдельных предметов (естество­знание, история, география) было введено на уроках родного языка объяснительное чтение по книгам, в которых излагались некоторые элементарные сведения по истории, географии, есте­ствознанию, что, несомненно, улучшило работу школы.

В 1944 г. было установлено обяза­тельное семилетнее обучение. Полная средняя школа была десятилетней. Для молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, были организованы (1943) школы рабочей и сельской молодежи.

С 1944/45 учебного года было установлено обязательное об­учение детей с семилетнего возраста. Это мероприятие ликвидировало разрыв между детским садом и школой. Однако для его реа­лизации пришлось преодолеть ряд трудностей: не хватало учите­лей, классных помещений, умения приспособиться к возрастным особенностям детей-семилеток.

На местах была развернута значительная работа по пересмот­ру программ таких предметов, как физика, химия, биология. Со­держанию преподавания был придан более практический харак­тер, устанавливалась более тесная связь школьных курсов с жиз­нью, вводились некоторые военно-оборонные темы. Согласно ука­занию Наркомпроса РСФСР уже с начала 1941 года было уста­новлено преподавание основ сельского хозяйства; в начале же 1942 года Совет Министров СССР вынес решение о введении изу­чения основ сельского хозяйства как одного из предметов школь­ного обучения.

Согласно специальному решению правительства с начала 1943 года при некоторых школах стали открываться учебно-производ­ственные мастерские. В ряде случаев учащиеся старших классов вовлекались в оборонную работу на предприятиях или работали в мастерских бытового обслуживания: по ремонту электроприбо­ров и т.п. В этом принимали участие и учителя как руководители уче­нических бригад. Учащиесяв производительном труде овладевали технологией производства и соответствующими трудовыми навыками. В некоторых школах учителям удавалось связывать работу учащихся на предприятиях с занятия­ми по физике и химии. Как правило, учителя констатировали, что производительный труд учащихся (2—3 часа в день) не только не препятствовал ученью, но весьма благотворно сказывался на дисциплине школьников и способствовал более осмысленному и глубокому усвоению некоторых предметов.

Исключительно важное воспитательное и образовательное зна­чение приобрел общественно полезный труд школьниковна полях колхозов и совхозов. При хорошей его организации ученики приносили большую пользу сельскому хозяйству и расширяли свой кругозор. Они приобрета­ли навыки и умения, видели жизнь такой, как она есть, а не только из окна своего класса. Интенсивную деятельность ученики развили по сбору железного лома, теплых вещей для Красной Армии, активно они помогали и госпиталям. Совместный труд учителей и учащихся являлся важным средством воспитания.

Большое внимание было обращено на поведение учащихся. Уже в предшествующие годы в ряде школ вырабатывались мест­ные правила для учащихся. Этот опыт был обобщен, и в августе 1943 года СНК РСФСР были утверждены «Правила для учащих­ся», в которых определялись обязанности школьника по отноше­нию к школе, учителям, родителям, старшим и товарищам, уста­навливались правила культурного поведения учащихся как в шко­ле, так и вне ее. На основании «Правил для учащихся» Россий­ской Федерации были разработаны «Правила для учащихся» и в других союзных республиках с учетом некоторых особенностей их быта и культуры. «Правила для учащихся» стали важным государственным до­кументом, способствовавшим укреплению воспитательной работы в школе. «Правила» повсеместно изучались учащимися, однако нередко к этому изучению подходили формально. Учащиеся хорошо знали правила, но не всегда руководствовались ими в жизни.

В специальном приказе Наркомпроса РСФСР (март 1944 го­да) «Об укреплении дисциплины в школе» подчерки­валось, что дисциплина учащихся воспитывается всем содержа­нием работы школы, умелым преподаванием учебных предметов, четким режимом всей школьной жизни, неуклонным соблюдением каждым школьником «Правил для учащихся», созданием хорошо организованного детского коллектива и разумно применяемыми мерами поощрения и наказания. Отмечалась необходимость укрепления влияния учителя и активной помощи ему со стороны комсомольской и пионерской организаций. В целом, этот приказ ориен­тировал школу и учительство на усиление воспитательной работы. Известное положительное значение имел и ряд мероприятий по установлению порядка посещения учащимися кино, театров и других зрелищных предприятий. В ряде городов исполнительные органы управления выносили особые решения о необходимых совмест­ных мерах школы и семьи по наблюдению за детьми в общест­венных местах. Организация школьных интернатов в военных условиях (на Урале, в Сибири, Средней Азии) не только спасла много тысяч детей, но и помогла органи­зовать их воспитание в относительно благоприятных условиях.

Таким образом, к окончанию Великой Отечественной войны происходила серьезная перестройка системы общего среднего образования. Интересно отметить определенный возврат к традициям классической гимназии конца XIX – начала XX века.

Продолжала развиваться в годы войны и педагогическая наука. В апреле 1941 г., по инициативе Всесоюзного комитета по делам высшей школы при Совнаркоме СССР и Наркомпроса РСФСР в Москве было проведено Всероссийское совещание по педагогическим наукам, на котором были подведены итоги деятель­ности научно-педагогических учреждений и кафедр педагогики педагогических институтов за 1930-е г. На Совещании было отмечено серьезное отставание педагогической науки от запросов практики, разрозненность в работе ученых-педагогов, незначительный характер исследуемых проблем, слабую связь со школой и др. Прио­ритетными проблемами были признаны: профессионально-техническое образование, педагогическая психология, дошкольное воспитание, взаимоот­ношения школы и семьи.

Война приостановила выполнение намеченных планов. Многие научно-педа­гогические учреждения временно прекратили свою работу. Ученые-педагоги, работавшие на кафедрах действующих педагогических институтов, переключили свое внимание на исследование проблем, продиктованных требованиями войны: организация учебно-воспитательной деятельности школы в условиях войны, воспитание у учащихся патриотизма, дисциплины и организованности, содержание и организация общественно полезного труда школьников, исследование вопросов физической и военной подготовки учащихся старших классов.

Уже в 1941 г. Государственный научно-исследовательский институт школ издал серию брошюр в помощь учителю: «Организация работы школы в условиях военного времени» (М. А. Данилов), «Элементы военного дела в преподавании физики» (Л. И. Резников), «Воспитание воли и характера» (Н. Д. Левитов). Журнал «Советская педагогика» печатал статьи по проблемам военно-патриоти­ческого воспитания, организации и методики работы школ и интернатов в условиях военного времени, о человеконенавистнической основе фашистской педа­гогики (Н.И. Болдырев, С. М. Ривес, Б. М. Теплов, Э. И. Моносзон и др.).

В конце 1943 г. нарком просвещения РСФСР В. П. Потемкин, выступая на Всероссийском совещании по народ­ному образованию, указывал, что «повышению качества нашей общеобразо­вательно-воспитательной работы мешает несовершенство программ. Излишний концентризм, отсутствие связей между предметами, нарушение принципа историз­ма — всё это встречаем мы в наших школьных программах. Основной порок школьных программ — их чрезмерная перегруженность учебным материалом, без которого легко и без всякого ущерба можно обойтись».

Работа по совершенствованию содержания школьного образования, начатая Учебно-методическим советом (УМС) Наркомпроса РСФСР в начале 40-х гг., активизировалась после принятия СНК СССР постановления «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе» (1944 г.). Предметные секции УМСа Наркомпроса РСФСР провели ра­боту по пересмотру учебного плана и программ, содержания и оформления учебников и методических пособий. Задача состояла в уточнении перечня учебных предметов, подлежащих изучению, освобождении программ от устаревшего и второстепенного материала, приведении содержания школьного образования в соответствие с возрастными особенностями учащихся, преодоле­нии формализма в обучении, повышении идейно-теоретического уровня препо­давания основ наук.

Дальнейшее укрепление и развитие советской школы требова­ло создания научного центра, который разрабатывал бы основные теоретические проблемы педагогики. В октяб­ре 1943 г. Совнарком СССР утвердил постановление правительства РСФСР о создании Академии педагогических наук РСФСР — первого в истории отечественной школы и педагогики научно-исследовательского учреждения, призванного содействовать развитию народного образования в стране, распространять педагогические зна­ния, разрабатывать вопросы общей и специальной педагогики, истории педагогики, школьной гигиены, психологии, методик преподавания основных дисциплин в общеобразовательной школе и педагогических учебных заведе­ниях; планировать и развертывать научно-исследовательскую работу в области педагогических наук; готовить научные кадры по педагогике, истории педагогики, школьной гигиене, психологии, методикам преподавания.

В состав Академии вошли известные ученые, деятели народного образования и культуры. Среди них действительные члены Академии наук СССР И.С. Державин, С.П. Обнорский, В.П. Потемкин, А.Н. Толстой, Л.В. Щерба, члены-корреспонденты Академии наук СССР А.М. Панкратова, А.Я. Хинчин, профессора А.С. Барков, В.Н. Верховский, И.А. Каиров, К. Н. Кор­нилов, Е. Н. Медынский, Н.В. Чехов. Первым президентом Академии педагогических наук РСФСР стал Народный комиссар просвещения РСФСР академик В.П. Потемкин.

Академия начала свою деятельность в составе четырех научно-исследова­тельских институтов: Институт теории и истории педагогики, Институт методов обучения, Институт психологии, Институт дефектологии, а также Музея по народному образованию и Государственной библиотеки по народному образованию. Профиль институтов определил и основные направления педагогической научно-исследовательской деятельности.

Несмотря на тяжелые условия военного времени, изучение и обобщение педагогического опыта оставалось насущной потреб­ностью дальнейшего развития педагогической мысли. Активно проходили научно-педагогические конференции, на страницах журналов «Советская педагогика», «Народное образование», методических журналов публиковались статьи по самым различным аспектам педагогики, психологии и методики.

В годы войны продолжалась активная научная деятельность по систематизации и обобщению результатов педагогических теоретических исследований и практического опыта. Об этом можно судить и по подготовке новых учебников по педагогике, изданных уже после войны. Это учебники и учебные посо­бия: И.А. Каирова (1948), Б.П. Есипова и М.А. Данилова (1949), Б.П.Есипова и Н.К. Гончарова (1950), И.П. Огородникова и П.Н. Шимбирева (1950) и др. Издававшиеся научные труды, учебные пособия, монографии отражали уровень развития научно-педагогической мысли предвоенного и военного времени.

В целом, развитие педагогической науки и школы в годы Великой Отечественной войны было достаточно плодотворным. Во-первых, произошел отказ от недостаточно продуманных реалий школьной практики, введенных в 30-е гг. Например, отказ от идеи социалистического соревнования в учебной работе между учащимися, учителями и отдельными школами, механически перенесенной в школу из сферы производства и, как следствие, от практики оценивания деятельности школы и учителей только по процентам успеваемости. Во-вторых, был осуществлен переход на всеобщее неполное среднее образование, несмотря на такое явление военного времени как безнадзорность. В-третьих, в области развития педагогической теории активно проводились научно-педагогические конференции, публиковались статьи по самым различным аспектам педагогики, психологии и методики, происходила серьезная работа по совершенствованию учебных планов, программ, учебников и учебных пособий. Важнейшим научным центром для разработки основных теоретических проблем педагогики стала организованная в 1943 году Академия педагогических наук РСФСР.

Интересной особенностью данного периода явилось обращение к опыту российской дореволюционной школы, как начальной, так и классической гимназии, что нашло определенное отражение в конкретных изменениях организации процесса обучения, содержания учебных планов и программ. В перечне общеобразовательных предметов была восстановлена логика, психология, объединены русский язык и литература. Начальная школа была перестроена не на основе предметного преподавания, а усвоения информации через родной язык и литературу.

Внимание учителей и воспитателей обращалось на необходимость наблюдать за нравственностью учащихся и их поведением вне школы. Во внешних атрибутах это проявилось в восстановлении школьной формы, ученического билета и учительского билета, золотой и серебряной медалей, в осуществлении раздельного обучения мальчиков и девочек.

 

 



2016-01-05 875 Обсуждений (0)
Глава 17. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 17. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (875)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)