Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организм, индивид, индивидуальность, личность



2016-01-02 2173 Обсуждений (0)
Организм, индивид, индивидуальность, личность 0.00 из 5.00 0 оценок




Выксунский филиал НГТУ

 

Кафедра «Электроснабжения»

 

Контрольная работа

По психологии

«Определение понятий: организм, индивид, индивидуальность, личность.

Понимание личности в различных психологических теориях.

Личность и индивидуальность»

 

Выполнил:

Студент группы ЭС-13

Маркина О.В.

«___»____________2015г.

______________________

Подпись

 

Проверила:

к.и.н. Быкова Н.В.

«___»______________2015г.

С оценкой______________

_______________________

Подпись

 

г.Выкса 2015г.

Содержание…………………………………………………………………….стр1

Введение…………………………………………………………………….....стр2

Глава I. Общие представления и понятия .....................................................

1.1. Организм, индивид, индивидуальность, личность…………………….

Глава II. Понимание личности в разных психологических теориях.

2.1. Теории черт личности.

2.2.Психоаналитическая теория.

2.3. Личность в гуманистический теории.

2.4. Понимание личности в гештальтпсихологии и бихевиоризме.

2.5.Культурно-исторический подход.

Глава III. Личность и индивидуальность

3.1. Понятие личности и индивидуальности.

Заключение…………………………………………………………………....стр

Список используемой литературы…………………………………………..стр

 

 

Введение.

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту –общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния личности

Но проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная. И при этом в разных планах изучается различными отраслями психологической науки. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обусловливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциальный развитый интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «индивид» в отличие от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью.

 

Глава I. Общие представления и понятия.

Организм, индивид, индивидуальность, личность.

Организм — телесный фактор индивидуальности.

Биологическая координата человека определяет его как живое телесное существо. Наиболее близким к этому оп­ределению оказывается понятие "организм", которое в широком смысле может включать в себя анатомо-морфологическую структуру, физиологические и нервные про­цессы, наконец, высшую нервную деятельность вместе с механизмами работы органов чувств. В современной диф­ференциальной психофизиологии и психологии личности понятие "организм" тесно связано с такими признаками как "специфика телесной организации", "биохимические индивидуальные особенности" и нейрофизиологические основы индивидуальности". Понятие "организм" более под­ходящее для исследований биологов и физиологов, чем психологов.

Индивид — предпосылка к личности.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

1. Целостность психофизической организации организма;

2. Устойчивость по отношению к окружающей действительности;

3. Активность.

Иначе, можно сказать, что индивид - это ``конкретный человек'' от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии. Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств.

Индивидуальность — интегральная биопсихосоциальная характеристика человека

Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия ``индивидуальность'' чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

Человек как индивидуальность понимается как «един­ство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида».

Начало индивидуальности определяет ин­дивид с его комплексом природных свойств. В частности, изначально в структуру психических процессов восприятия включены мотивационные образования

Индивидуальность – особенное в индивиде, совокупность только ему присущих особенностей (в ча­стности, свойств личности), которая делает человека и его личность единичным воплощением типич­ного и всеобщего. Индивидуальность нельзя ни отождествлять с личностью, что нередко делается, ни отрывать от нее. Личность всегда неповторима и, следовательно, индивидуальна. Но индивиду­альность человека проявляется не только в его личности, но и в его организме (К. К. Платонов).

Личность — психологический носитель социальных свойств.

Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся. Сложнее определить понятие ``индивидуальность'', потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека.

В "понятии "личность" фиксируются те признаки, которые определяются принадлежностью индивида к обществу (со­циальное качество)".

Статус, роли и ценностные ориентации образуют первичные личностные свойства, определяющие вторичные свойства, — особенности мотивации пове­дения и структуру общественного поведения. Интегративным эффек­том взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств, ре­зультатом этого взаимодействия становится характер человека и его склонности. Основной формой развития личностных свойств челове­ка является его жизненный путь в обществе, его социальная биогра­фия, в которой «выделяются моменты старта и финиша основной дея­тельности в обществе, этапы творческой эволюции личности, периоды подъема и упадка, главнейшие события личной жизни и деятельности, тесно переплетенные с важнейшими событиями эпохи и общественного развития страны».

 

 

Глава II. Понимание личности в разных психологических теориях.

Теории черт личности.

Создание теории черт личности связывают с такими именами американских психологов как: Г. Оллпорт и Р. Кеттел.

В теории черт личности основным понятием, с помощью которого описывается личность, является понятие черты личности. Под чертой личности понимается устойчивое свойство, которое приобретается человеком в процессе жизни на основе его опыта, наследственности и физиологических особенностей его организма. К чертам личности относятся, например, черты характера человека.

Предполагается, что черты личности начинают складываться у человека довольно рано, еще в раннем детстве, и к 6-7 годам основные черты личности человека уже оказываются сформировавшимися. Далее система черт личности человека может развиваться, изменяться, и этот процесс продолжается в течении всей жизни человека однако главные черты личности, сформированные в детстве, остаются в основном неизменными в течении жизни человека.

Теория черт личности оказало особое влияние на современные исследования личности и на методы изучения личности. Большинство психологических тестов , с помощью которых в настоящее время изучается и оценивается человек как личность, выявляют именно черты личности.

2.2.Психоаналитическая теория.

Психоаналитическая теория была создана З. Фрейдом, получила дальнейшее развитие в трудах его многочисленных учеников и последователей: А. Адлер, К. Юнг, Э. Фром, и т.д.

Основные идеи этой теории сводятся к следующему. Личность является внутренним, психологическим образованием человека, состоящим из трех частей.

Личность - динамическая конфигурация инстинктов, мотивов и влечений (особое внимание уделяется роли либидо), конкурирующих между собой.

В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента:

1) Ид, то есть бессознательное, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.

Указанные выше последователи Фрейда (их стали называть неофрейдистами) пытались оспорить такое слишком узкое и почти исключительно биологическое понимание бессознательного в личности, дополнив его некоторыми социальными потребностями. А.Адлер, например, одной из важнейших сознательных потребностей человека считал стремление к власти, К.Хорни включала в структуру бессознательного разнообразные комплексы, Э. Фромм полагал, что к бессознательному также относится стремление человека к свободе или, напротив, к её ограничению.

2) Эго, представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действия, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу его решает при помощи вторичных процессов представления.

3) Суперэго, формирующаяся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами. Суперэго состоит из двух структур - совести, которая включает способность ребенка к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины, когда он не сделал того, что должен был сделать; и эго-идеала, поощрительного аспекта суперэго. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем.

Все три составляющие личности: Ид, Эго и Суперэго, обычно не находятся в состоянии гармонии, не соответствуют друг другу полностью. Между ними нередко возникают неизбежные трудноразрешимые конфликты, которые человек стремиться разрешить в процессе своего личностного роста и развития. В какой - то степени это удается сделать за счет выработки и использования так называемых защитных механизмов.

Ряд защитных механизмов:

1. Вытеснение - нежелательные мысли или импульсы не допускаются до уровня осознания.

2. Проекция - индивидуум приписывает другим свои неприемлемые желания.

3. Замещение - переадресование чувств или импульсов кому-то, для кого они не предназначались, по причине возможного возмездия со стороны истинного объекта.

4. Рационализация - индивид находит правдоподобные оправдания своих неудач.

5. Реактивное образование - снижение уровня тревоги путем подавления одних импульсов и чувств и усиление импульсов и чувств противоположного значения.

6. Регрессия - индивидуум отступает на более раннюю стадию развития, более безопасную и приятную; использование менее зрелых ответов в попытке справиться со стрессом.

7. Сублимация - импульсы ид направляются на социально приемлемую активность.

8. Отрицание - избавление индивидуума от угрожающих переживаний, вызванных окружением, путем отгораживания от их существования.

Защитные механизмы действуют неосознанно и искажают восприятие реальности индивидуумом.

В представлении Фрейда развитие личности проходит через стадии:

1. Оральная - основным источником интереса и удовольствия является рот. (0-18 месяцев).

2. Анальная - фиксация на анальной стадии развития. (1,5-3 гада).

3. Фаллическая - половые органы становятся основным источником удовольствия и наслаждения. (3-6 лет).

4. Латентный период, отсутствие сексуального воздействия.. (6-12 лет)

5. Генитальная - формируются зрелые гетеросексуальные отношения. (пубертат - половое созревание).

Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера. Так, взрослые с фиксацией на анально-удерживающей стадии становятся негибкими, скучными и непреодолимо аккуратными.

Представители аналитической психологии К. Юнг, А. Адлер брали за аналог личности Душу, которая состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личностное бессознательное, коллективное бессознательное (архетипическое строение). Развитие личности понимали как динамический процесс, эволюция на протяжении всей жизни (индивидуация); конечная жизненная цель- полная реализация «Я» (самореализация).

 

2.3. Личность в гуманистический теории.

Наибольшую известность среди гуманистических теорий личности получила теория, разработанная американским психологом А. Маслоу.

По Маслоу Личность - ответственный человек, свободно делающий выбор среди представленных возможностей. Единое, уникальное, организованное целое.

Структура личности, по Маслоу, представляет собой упорядоченную систему, или иерархию, потребностей, в которой верхнюю ступень занимает главная, наиболее важная для человека на данном этапе его жизни потребность. Потребности человека в иерархии Маслоу расположены от низших к высшим.

Такие потребности как:

- Потребность в самоактуализации

- Эстетические потребности

- Познавательные потребности

- Потребности уважения

- Потребности в принадлежности и любви

- Потребности в безопасности

- Физиологические потребности

Если человек представляет собой высокоразвитую личность, то главной для него становится потребность в самоактуализации.

Потребности более высокого уровня возникают, становятся актуальными, значимыми для человека только тогда, когда хотя бы в минимальной степени удовлетворяются его потребности более низкого уровня.

Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей.

 

2.4. Понимание личности в гештальтпсихологии и бихевиоризме.

Бихевиоризм в психологии сформировался в начале ХХ века. Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон ввел данный термин и опубликовал его первую программу. Значительное влияние на формирование бихевиоризма оказали Э. Торндайк, на чьих экспериментах базировалось учение, а также труды И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

С позиции бихевиоризма личность понимается как опыт, который человек пробрел в течение жизни, наколенный набор изученных моделей поведения. По Скиннеру, личность, в общепринятом смысле слова, - фикция, сознание тела не отделимо друг от друга. Внешнее окружение (а не внутренние психические явления) - ключевой фактор человеческого поведения.

Степень развития личности, с точки зрения бихевиоризма, отражает способность ослабить воздействие неблагоприятных условий и сделать более успешным контроль своего поведения.

Центральная проблема бихевиоризма - проблема приобретения индивидуального опыта, или проблема научения. Научение - это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и навыков, то есть появление определенных моделей поведения в условиях действия конкретных раздражителей.

Основателями гештальт-подхода в психологии были Ф. и Л. Перлс. Их вклад в психологию личности состоит преимущественно в практике психотерапии, а не создании теории.

Основными понятиями гештальт-подхода являются отношение фигуры и фона, осознание потребностей и сосредоточение на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость.

Основной принцип гештальт подхода - анализ частей не может дать понимание целого, поскольку целое состоит из частей дополненных взаимодействием их взаимозависимостью частей. Здоровый зрелый человек - индивид, который сам себя поддерживает и регулирует; любой аспект поведения индивида рассматривается как проявление единого целого - бытия человека. Специфика подхода - взгляд на организм как на целое, акцент на «здесь и сейчас», значимость преимущества «как» перед «почему».

Человеческая сущность в любой конкретный момент частично определяется ситуацией. «Я» не структура, существующая в нутрии человека, а вечно меняющаяся и подвижная часть постоянного организационного поля опыта. «Я» - концепция есть часть целого, существует на границе контакта между человеком и текущей ситуацией.

Процесс личностного роста, с позиции гештальтпсихологии, - процесс расширения самосознания; фактор, препятствующий психологическому росту - уход от осознания. Принцип создания гештальтов - универсальный принцип организации функционирования всех живых организмов; каждый аспект личности может создать такую фигуру, дополнение и завершение которой означает ассимиляцию и включение в целое. Если в процессе создания или завершения слишком много гештальтов блокируется, то личность подвергается дезинтеграции.

Таким образом, из краткого обзора видно, что представители данных подходов сходятся во мнении, что личность находится под значительным (определяющим) влиянием внешней среды; также в обоих подходах подчеркивается информативность наличного, реального поведения, очевидное в поведении.

 

2.5.Культурно-исторический подход.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н.Леонть-ев, Л.И.Божович.

Теорию, предложенную Л.И.Божович, можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С. Выготским, Л.И.Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названныйвнутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Теорию А.Н Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

Как и у Л.И. Божович, основной внутренней характеристикой личности у А.Н.Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит.«личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, то есть того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены (иерархизирова-ны), тем богаче сама личность.

Личность Рубинштейн и Анцыферова понимают как продукт исторического развития индивида, прежде всего в рамках совместной трудовой деятельности.

 

Глава III. Личность и индивидуальность.



2016-01-02 2173 Обсуждений (0)
Организм, индивид, индивидуальность, личность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организм, индивид, индивидуальность, личность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)