Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подростковый возраст — стадия развития между детством и взрослостью



2016-01-02 1521 Обсуждений (0)
Подростковый возраст — стадия развития между детством и взрослостью 0.00 из 5.00 0 оценок




(от 11–12 до 16–17 лет),

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции.возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д.Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса".Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.


Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

Потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации.

Особенности личности подростков

Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому.

2. Развитие самосознания (формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".

3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.

5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

6. Заметное развитие волевых качеств.

7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Направленность личности:

- гуманистическая направленность (отношение подростка к себе и обществу положительны);

- эгоистическая направленность- он сам является более значимым, чем общество;

- депрессивная направленность (он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным);

- суицидальная направленность (ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности).

Юношеский возраст

Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования.

Возраст — категория конкретно-историческая.

И подростковый, и юношеский возраст появились тогда, когда период подготовки к взрослой жизни в обществе стал более сложным и длительным. С юностью связано продолжение обучения или начало освоения профессии. В психологическом плане юность решает задачи окончательного, действенного самоопределения и интеграции в общество взрослых людей.

В среднем большинство авторов нижней границей юношеского периода считают 16—17 лет, когда приобретается первичная социализация. Верхним пределом называются 24—25 лет, на который приходится завершение социализации, т. е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций.

В этот период завершается физическое, в том числе половое, созревание организма, достигается физическая зрелость.

Основными внешними показателями физического развития являются показатели роста и веса человека, а также объема грудной клетки.

В юношеский период отмечается бурное увеличение массы мышц и мышечной силы; К концу юношеского возраста происходит окончательное формирование вегетативной системы. В юношеском возрасте значительно возрастает роль коры головного мозга в регуляции деятельности всех органов и поведения, усиливаются процессы торможения. Поведение становится более уравновешенным, психика более устойчива, чем у подростков.

Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему.

По словам Л.И. Божович, если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша (старший школьник) смотрит на настоящее с позиции будущего.

В юности происходит расширение временного горизонта – будущее становится главным измерением.

Изменяется основная направленность личности, которая может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии.

Ведущей деятельностью в данном периоде является учебно-профессиональная деятельность.

Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий:

1. На стадии фантастического выбора (до 11 лет) ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства.

2. Стадия пробного выбора (до 16—19 лет) — по мере интеллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях.

3. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

Развитие внимания характеризуется противоречивыми тенденциями. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Юноши и девушки склонны к формулированию широких философских обобщений, к теоретизированию и выдвижению гипотез, часто на ограниченном фактическом основании, без знания предпосылок.

Эмоциональная сфера

Юность — это период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростничестве.

Общение со взрослыми протекает неравномерно, стремительная интенсификация общения, обсуждение проблем и вопросов сменяется периодом спада интенсивности общения, пока не накопятся новые беспокоящие проблемы.

В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах).

Первая любовь также в определенной мере следствие стремления молодого человека к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию. Проявления любви в юношеском возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь — это важное испытание, во многом влияющее на развитие личности.

Духовное здоровье

В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека.

Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности.

Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности.

Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.



2016-01-02 1521 Обсуждений (0)
Подростковый возраст — стадия развития между детством и взрослостью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подростковый возраст — стадия развития между детством и взрослостью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1521)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)