Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационно-экономическая характеристика УП «Универмаг Беларусь»



2016-01-05 1456 Обсуждений (0)
Организационно-экономическая характеристика УП «Универмаг Беларусь» 0.00 из 5.00 0 оценок




УП «Универмаг Беларусь» – одно из крупнейших торговых предприятий Республики Беларусь. Он образован в соответствии с приказом Министерства торговли БССР №50 от 3 мая 1978 г. и в своей деятельности подотчетен Главному управлению потребительского рынка Мингорисполкома. Распоряжением Совета Министров БССР от 2 ноября 1970 г. была утверждена проектная документация на строительство в центре Заводского района г. Минска универмага «Беларусь». А 8 июня 1978 г. универмаг приветливо распахнул свои двери для первых покупателей. По тем временам это был грандиозный проект. Во всей Беларуси не было аналогов среди имеющихся торговых предприятий.

Универмаг «Беларусь» находится по улице Жилуновича, 4 и располагает отдельно стоящим четырехэтажным зданием.

Режим работы универмага: 9.00 – 21.00, в воскресенье и праздники: 10.00 – 19.00.

Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов коллектива и интересов собственников имущества предприятия.

В целях обеспечения полного своевременного удовлетворения населения в товарах народного потребления и услугах, высокой культуры торгового обслуживания, сохранности государственной собственности, соблюдение режима экономии и максимального увеличения показателей финансово-хозяйственной деятельности, универмаг осуществляет следующие виды деятельности:

1. Организует розничную и оптовую торговлю промышленными и продовольственными товарами, а также продукцией общественного питания.

2. Осуществляет внешнеэкономическую деятельность, включает бартерные сделки, контракты.

3. Осуществляет через ломбард услуги по хранению предметов домашнего потребления и личного пользования, в том числе изделия из драгоценных металлов, выдает ссуды под залог этих предметов.

4. Оказывает услуги по ответственному хранению товаров народного потребления всем субъектам хозяйственной деятельности и другие бытовые услуги населению.

5. Организует производство товаров народного потребления.

6. Приобретает ценные бумаги, патенты, лицензии, торговые знаки и торговые марки, брокерские места и иные имущественные права (в том числе на использование изобретений, «ноу-хау»)

7. Осуществляет любого вида хозяйственную деятельность, если она не запрещена законодательными актами РБ.

Уставной фонд составляет 1950 млн. руб., сформирован за счет основных фондов и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Общая площадь универмага составляла в начале его открытия 21391 м2, в том числе торговых залов – 6790 м2 и складских помещений – 3271 м2. В то время за полный год работы товарооборот составлял 87 млн. руб., средняя заработная плата составляла 124 руб.

Сейчас площадь универмага составляет 31250 м2, торговая площадь в том числе – 7380 м2, складская – 8600 м2, в том числе по ул. Машиностроителей – 1700 м2. Товарооборот за 2008 год составил 49522612 тыс. руб., а средняя заработная плата – 267,1 тыс. руб.

Все это позволяет предприятию на равных конкурировать с другими торговыми предприятиями, а сложившийся свой стиль помог обрести своего покупателя. Поэтому универмаг смог выстоять, когда более трех лет рядом с ним строилась станция метро: сам универмаг был почти не виден со стороны Партизанского проспекта, трудно было к нему подобраться. Были приложены усилия по расстановке многочисленных указателей, чтобы покупатели в лабиринте стройки могли найти дорогу в «Беларусь».

В прошлом, в составе структурных подразделений, было пять торговых отделов: «Культура в быту», «Товары для дома», «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Товары для шитья, рукоделия и спорта», и 35 секций.

Организационно-управленческая структура универмага является линейно-функциональной. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Преимуществом данной структуры является более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение главного линейного руководителя от глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов. Недостатком является отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями; недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, в его реализации не участвует; чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, то есть тенденция к чрезмерной централизации.

Следует отметить, что для данного предприятия, в силу определённых его особенностей (размер, род деятельности), такая структура является приемлемой.

УП «Универмаг Беларусь» обладает достаточным опытом в управлении торговым процессом. Сложившаяся структура управления обеспечивает стабильную деятельность предприятия. Подбор подготовленных специалистов позволяет быстро и организованно решать производственные вопросы.

Заботясь о сбалансированности товарооборота и товарных ресурсов, недопущения образования сверхнормативных товарных запасов, в магазине ежемесячно разрабатываются планы товарного обеспечения по каждой из товарных секций. Решая эту задачу, работники органов снабжения (товароведы) изучают и учитывают спрос и предложение на все товары, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций, выбирают наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизируют запасы, снижают транспортно-заготовительные и складские расходы.

Основными поставщиками являются белорусские предприятия, изделия которых пользуются устойчивым спросом у покупателей.

Ежедневная, кропотливая работа с промышленностью позволила довести реализацию отечественных товаров до 75% в общем объеме товарооборота. В настоящее время универмагом заключено более 1500 договоров с предприятиями РБ, в том числе по прямым связям с 230 предприятиями.

Вместе с тем для более полного удовлетворения покупательского спроса проводится работа по вовлечению в товарооборот товаров, которые не производятся в Беларуси. Налаживаются связи по поставкам товаров из стран ближнего зарубежья, в т.ч. России, Молдавии, Украины, Прибалтики. В основном, это спорттовары, сувениры, керамические изделия, резиновая обувь, радиотовары и другие. Всего удельный вес указанных товаров составляет примерно 25%.

Предприятие повышает заинтересованность во взаимном сотрудничестве с постоянными поставщиками и прилагает усилия для привлечения новых поставщиков. Это возможно, поскольку у предприятия есть три собственных грузовых автомобиля и один грузопассажирский автомобиль для организации междугородных рейсов и доставки товара.

В настоящее время значительную роль в потребительском выборе играет ценовая конкуренция. Поскольку себестоимость производства товаров на всех предприятиях промышленности разная, то, имея в наличии товар одной товарной группы, но широкого диапазона цен, можно привлечь дополнительный контингент покупателей.

При закупе товаров предпочтение будет отдано отечественному производителю.

Товары, не производимые в республике, УП «Универмаг Беларусь»» как и прежде будет закупать у фирм, завозящих их извне и являющихся первыми импортерами. Это дает возможность получения преимущества при ценовой конкуренции и большего эффекта. Снижение риска при работе с коммерческими структурами достигается путем заключения договоров на условиях оплаты по мере реализации или по факту поставки в течение 10–30 банковских дней с разработанной системой штрафных санкций за поставку некачественных товаров и нарушения условий поставки.

Основными конкурентными преимуществами УП «Универмаг Беларусь» которые помогут ему, выделится среди других предприятий торговли, и завоевать доверие покупателей будут являться:

- предложение покупателю товаров соответствующих всем качественным требованиям;

- предложение товаров с нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя (с различными наполнителями и добавками, соответствующим определенному вкусу круга покупателей);

- проведение гибкой ценовой политики;

- применение различных видов внутри- и вне магазинной рекламы;

- расширение объема дополнительных услуг (комплектация подарочных наборов, доставка товара по заказу, доставка крупногабаритных товаров на дом покупателю).

- реализация большого ассортимента товарных позиций, рассчитанных на группы населения с различными доходами.

- реализация товаров населению в кредит, периодическое предоставление кредита на льготных условиях.

Основной целью стратегии маркетинга в УП «Универмаг Беларусь» в отношении потребителя выступает привлечение покупателей за счет расширения ассортимента товаров, нацеленного на разные уровни доходов населения, расширение видов деятельности.

Основой проводимой ассортиментной политики будет являться увеличение ассортимента реализуемых товаров как в ширину (разнообразие товарных позиций), так и в глубину (рост товарных разновидностей в пределах одной товарной группы).

Расширение ассортимента реализуемых товаров предполагается вести по следующим направлениям:

- расширение связей с поставщиками товаров по номенклатуре изделий;

- установление постоянных связей с фирмами, ввозящими товары в республику, и работы с ними по заказам;

- расширение ассортимента продукции собственного кондитерского цеха;

- оказание услуг по доставке крупногабаритных товаров покупателю на дом, по формированию заказов, изготовлению и оформлению подарков.

Универмаг «Беларусь» первым среди других универмагов открыл продовольственную секцию, имеет свою пекарню. Расположенный на 2 этаже кафетерий предлагает широкий выбор закусок, салатов, соков, напитков. Для работников созданы все условия для труда, учебы, отдыха и спорта. Например, в спортзале площадью более 800 м 2 установлены тренажеры, можно поиграть в баскетбол, волейбол, мини-футбол, большой и настольный теннис. Есть также конференц-зал на 340 мест, библиотека, читальный зал, парикмахерская, комната отдыха, столовая на 240 посадочных мест, буфет, медпункт, который располагает стоматологическим и физиотерапевтическим кабинетами.

В универмаге действует непрерывный процесс повышения квалификации работников. В учебных группах, непосредственно на рабочих местах и в учебном классе специалисты универмага, преподаватели Белорусского Государственного Экономического Университета, Института повышения квалификации, Торгового колледжа и училища проводят с продавцами и другими категориями работников занятия по правилам торговли, защите прав потребителей, свойствам товаров, культуре обслуживания, психологии общения и многим другим темам.

Основным направлением деятельности универмага является наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей, которое осуществляется путем расширения ассортимента реализуемых товаров, увеличения товарооборота как за счёт ускорения товарооборачиваемости, так и за счёт закупа и введения новых товарных групп.

Основные показатели финансово-экономической деятельности в УП «Универмаг Беларусь» представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Основные показатели финансово-экономической деятельности В УП «Универмаг Беларусь»

Показатели 2013г. 2014г. Отклонение, (+, -) Темп роста, %
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн. руб. +8712542 121,35
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, млн. руб. +7517540 118,63
Валовая прибыль, млн. руб. +1329458 117,69
Управленческие расходы, млн. руб.        
Расходы на реализацию, млн. руб.        
Расходы на реализацию товаров в % к выручке        
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн. руб.        
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг в % к выручке        
Прочие доходы по текущей деятельности, млн. руб. - - - -
Прочие расходы по текущей деятельности, млн. руб. - - - -
Прибыль (убыток) от текущей деятельности, млн. руб. - - - -
Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности, млн. руб. - - - -
Прибыль (убыток) до налогообложения, млн. руб. - - - -
Налог на прибыль, млн. руб. - - - -
Прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли (дохода), млн. руб. - - - -

 

Продолжение таблицы 2.1

Чистая прибыль (убыток), млн. руб. - - - -
Рентабельность продаж, % +1180 121,34
Среднесписочная численность работников, чел. +2 100,18
 
Фонд заработной платы, млн. руб. - - - -
Среднемесячная заработная плата 1 работника, млн. руб. 237,9 267,1 +29,2 112,27
Производительность труда, млн. руб. - - - -

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

На основании таблицы 2.1. товарооборот в действующих ценах в 2014 г. по сравнению с 2013 г. возрос на 7517540 тыс. руб. или на 18, 6%. В сопоставимых ценах на 149470 тыс. руб., темп прироста 0,4%. Прирост товарооборота в 2014 году по сравнению с 2013 г. в сумме 7368070 тыс. руб. или на 18, 2%.

Валовые доходы возросли на 1329458 тыс. руб., темп роста 117,7%, но уровень валового дохода снизился на 0,15%, это произошло за счет повышения удельного веса продовольственных товаров в общем объеме товарооборота и снижение соответственно удельного веса промышленных товаров. Это негативно сказалось на размере прибыли от реализации.

В сумме издержки обращения возросли на 902085 тыс. руб. или на 14,2%, однако уровень издержек обращения снизился на 0,59%, прежде всего за счет снижения уровня транспортных расходов, что положительно сказалось на конечных результатах хозяйственной деятельности.

Так, прибыль от реализации возросла на 249300 тыс. руб., темп роста 148,7%, рентабельность оборота возросла на 0,43%.

Балансовая прибыль возросла на 308625 тыс. руб., прирост – 51,4%, рентабельность по балансовой прибыли увеличилась на 0,41%.

Увеличение рентабельности произошло, прежде всего, за счет сокращения уровня некоторых статей издержек обращения в 2014 году по сравнению с 2013 годом.

Таким образом, в 2013 году по сравнению с 2014 годом предприятие сработало более эффективно и тем самым увеличило чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.

Среднесписочная численность увеличилась на 2 человека, темп роста 100,2%, в том числе число продавцов увеличилось на 4 человека, тем роста 100,7%. Удельный вес продавцов в 2014 году вырос на 0,3%.

Прирост товарооборота на 1 работника составил 21,1%, в сопоставимых ценах 2,5%. Прирост товарооборота на 1 продавца в сопоставимых ценах составил 1,9%.

Товарооборот на 1 квадратный метр торговой площади в сопоставимых ценах увеличился на 2,6%. Это произошло прежде всего за счет роста товарооборота. Среднемесячная заработная плата на 1 работника возросла на 29,2 тыс. руб. или на 12,3%. Среднемесячная зарплата на 1 продавца выросла на 26,2 тыс. руб. или на 11,7%.

Трудовые ресурсы на УП «Универмаг Беларусь» делятся на руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочих, показано в таблице 2.3

 

Таблица 2.3 – Структура персонала в УП «Универмаг Беларусь»

Показатели 2013г. 2014г.
  Количество, чел. % к общему персоналу Количество, чел. % к общему персоналу
Весь персонал среднесписочное      
в т. ч. Руководители     3,94   4,647
Продавцы 67,59 67,64
Прочие 28,47 27,7

Примечание – Источник: собственная разработка

Кадровый потенциал играет важную роль при планировании объема продаж, так как от инициативной деятельности каждого звена предприятия зависит успех в конечном итоге.

На сегодняшний день в УП «Универмаг Беларусь» работает 1119 чел. и в ближайшем будущем, с открытием новых розничных точек и ростом объёмов продаж, количество работающих будет увеличиваться.

Образовательный уровень предприятия по состоянию на 01.01. 2014 г.:

С высшим образованием - 390 чел.

Со средним специальным - 694 чел.

По возрастному составу персонал характеризуется следующим образом:

- до 30 лет - 447 чел.;

- от 30 до 40 лет - 548 чел.;

- от 40 до 55 лет - 123 чел.;

Все работники работают по контрактной форме найма.

Повышение квалификации персонала несет непрерывный характер. Система обучения персонала - это подготовка, переподготовка, обучение вторым (смежным) профессиям, повышение квалификации рабочих, повышение квалификации руководителей и специалистов, обучение персонала вопросам менеджмента качества. Организация обучения персонала осуществлялась в соответствии с планом подготовки персонала и проводилась либо на предприятии, либо в специализированных учебных учреждениях. Подготовка рабочих без отрыва от производства проводилась по профессиям, необходимым предприятию, в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде, по индивидуальной форме обучения, при которой обучающиеся изучали теоретический курс самостоятельно и путем консультаций у специалистов с последующим производственным обучением, которое проходило непосредственно на рабочем месте.

На предприятии УП «Универмаг Беларусь» используется повременно-премиальная система оплаты труда, т.е. кроме должностного оклада работникам выплачивается поощрительное вознаграждение в виде премии.

Расчёт коэффициентов финансового состояния УП «Универмаг Беларусь» приведён в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 Анализ финансового состояния УП «Универсам Беларусь» на 01.01. 2013 г.

Показатели   На начало периода (года) На момент установления неплатежеспособности (на конец года) Норматив коэффициента  
Коэффициент текущей ликвидности 1,6 1,388 К1 >= 1,0
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,375   0,279   К2 >= 0,1  
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами К3 = стр.790/стр.390 или стр.890 0,458     0,596     К3 <= 0,85    
Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами - - К4<=0,5  
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,355 0,132 К5>=0,2
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств     0,198 1,85 оборачиваемость оборотных средств ухудшилась
             

Примечание – Источник: собственная разработка.

 



2016-01-05 1456 Обсуждений (0)
Организационно-экономическая характеристика УП «Универмаг Беларусь» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационно-экономическая характеристика УП «Универмаг Беларусь»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1456)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)