Порядок проведения анализа бухгалтерского баланса
Для проведения анализа баланса необходимо использовать как саму информацию бухгалтерского баланса и приложения к нему, так и дополнительную информацию о состоянии экономики и отрасли, к которой относится анализируемое предприятие.
Помимо этого важной для получения объективных выводов является информация, характеризующая цели развития анализируемой организации, стратегию и тактику, а также стиль ее руководства. Известно, что предприятия одной и той же отрасли могут отличаться структурой своих активов и пассивов в зависимости от того, придерживается ли команда управления консервативной или агрессивной политики.
При анализе обязательств необходимо:
При анализе свойств баланса, определяемых структурой активов и пассивов, а также их соотношением, необходимо:
• оценить долю долгосрочных источников финансирования — собственного капитала и долгосрочных обязательств — в общей величине источников финансирования; • сопоставить условия образования и погашения дебиторской и кредиторской задолженности. Методика проведения анализа баланса предусматривает следующие основные этапы:
Внешним пользователям, которые не имеют возможности привлекать внутренние данные организации, по результатам такого анализа необходимо оценить степень риска, связанного с принятием решения о целесообразности деловых отношений с данным партнером.
Оценка надежности информации. Данный этап особенно важен при проведении анализа финансового состояния внешними пользователями бухгалтерской информации - в частности, банком, решающим вопрос о целесообразности кредитования, поставщиками, подрядчиками, инвесторами. В этом случае обоснованность принимаемых решений будет в немалой степени определяться достоверностью информации бухгалтерской отчетности, включая всю пояснительную информацию.
При чтении баланса следует:
3) обратить внимание на то, является ли баланс сводным (консолидированным), т. е. характеризует группу компаний, или относится к отдельному предприятию;
5) оценить изменение валюты баланса и основных групп статей как в активе, так и в пассиве;
В состав и содержание бухгалтерской отчетности организации включаются: а) Бухгалтерский баланс; б) Отчет о прибылях и убытках ; в) Приложения к ним, в частности: - Отчет об изменениях капитала; - Отчет о движении денежных средств; - Приложение к Бухгалтерскому балансу; - Отчет о целевом использовании полученных средств – форма № 6 (годовая) – для общественных организаций (объединений). Система показателей бухгалтерской отчетности, сформированная исходя из концепции сохранения (поддержания) и наращения финансового капитала, основывается на разграничении основных элементов: активов, капитала, обязательств, доходов, расходов, прибылей и убытков. Активы (экономические ресурсы) характеризуются как доходообразующее имущество, контроль над которым организация получила в результате ведения своей деятельности. Капитал (собственный капитал)показывает вторую составную часть финансовых ресурсов, внесенных первоначально в виде уставного капитала и в результате реинвестирования прибыли в течение всего периода деятельности организации с момента учреждения в целях получения будущих доходов. Обязательства (заемный капитал) представляют собой часть привлеченных организацией финансовых ресурсов в виде, безусловно признаваемых организацией экономических требований к ее имуществу. Доход – увеличение экономических выгод в результате поступления активов или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации за исключением вкладов участников (собственников имущества). Расходы организации – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Убытки – это уменьшение капитала владельцев в результате хозяйственных операций, не входящих в ее основную деятельность. Прибыль – это увеличение капитала владельцев в результате хозяйственных операций, не входящих в ее основную деятельность. Бухгалтерский баланс – форма № 1.В актив бухгалтерского баланса отечественных организаций включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств. Статьи актива размещаются в балансе по степени ликвидности (подвижности имущества), т.е. в прямой зависимости от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает денежную форму. В отечественной практике актив строится в порядке возрастающей ликвидности. Пассив баланса показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании имущественной массы. Статьи пассива баланса группируются и располагаются по возрастанию степени срочности погашения обязательств. Правильно построенный бухгалтерский баланс означает: - полный охват хозяйственных процессов организации; - надлежащую группировку хозяйственных явлений; - изучение связей между явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволяет анализировать финансово-хозяйственную деятельность и движение имущественных средств организации. В рыночной экономике балансовое уравнение имеет вид: Активы = Капитал + Обязательства. Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой, баланса, которая отражает в активной и пассивной частях бухгалтерское соответствие размеров экономических ресурсов организации объему финансовых ресурсов, предоставленных собственниками и кредиторами. Разграничение пассивной части баланса на капитал и обязательства соответствует не только различному характеру обязательств организации перед собственником и третьими лицами, но также срочности и порядку их погашения. Признание и отражение в бухгалтерском балансе величины собственного и заемного капитала должно обеспечить его владельцам контроль за ожидаемым наращением его. Форма № 2 «Отчета о прибылях и убытках», действующая на сегодняшний день, значительно отличается по своей структуре от ранее используемой и во многом соответствует международным стандартам, раскрывая информацию о формировании доходов и расходов организации за отчетный период. Изменения прежде всего коснулись детализации затрат, а разделение их на постоянные и переменные дают возможность определить объем доходов, который обеспечивает возмещение расходов организации до момента начала зарабатывания прибыли. Возрастание критического объема продаж означает, что увеличившиеся доходы идут на увеличение потребления ресурсов и на поддержание производства, а не на его расширение. Отчет об изменениях капитала отражает данные о движении собственного капитала, фондов и резервов, содержит показатель чистых активов. Он позволяет оценить происходящие изменения (остатки на начало и конец года, приток и изъятие капитала) в собственном капитале и представляет интерес с точки зрения характеристики его надежности и оценки риска, а также изменения финансового положения собственника. Отчет о движении денежных средств содержит информацию о денежных средствах организации в наличной и безналичной формах в разрезе основных видов деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой. Данная практика построения отчета установлена международными стандартами. Приложение к бухгалтерскому балансу содержит подробную информацию о движении заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемом имуществе, затратах организации, финансовых вложениях и т. д., что дает возможность провести подробный финансовый анализ. Таким образом, информационная база, которая может быть использована при анализе финансового состояния предприятия, весьма обширна. Объем ее использования зависит прежде всего от вида самого анализа, а также от субъектов ее использования. При проведении анализа баланса преследуются две основные цели: 1. Получение информации о способности предприятия зарабатывать прибыль. 2. Получение информации об имущественном и финансовом состоянии предприятия, т. е. о его обеспеченности источниками для получения прибыли. К основным задачам анализа баланса следует отнести: - оценку имущественного положения анализируемого предприятия; - анализ ликвидности отдельных групп активов; - изучение состава и структуры источников формирования активов; - характеристику обеспеченности обязательств активами; - анализ взаимосвязи отдельных групп активов и пассивов; - анализ способности генерировать денежные средства; - оценку возможности сохранения и наращивания капитала. При проведении анализа баланса следует придерживаться определенных целевых установок. При анализе активов необходимо: - выделить основные аналитические группы: оборотные и внеоборотные; - оценить значимость отдельных статей актива; - сопоставить динамику изменения отдельных статей активов; - сравнить динамику изменения оборотных активов и краткосрочных обязательств. При анализе обязательств необходимо: - выделить аналитические группы: краткосрочные и долгосрочные; срочные и просроченные; обеспеченные и необеспеченные; - оценить значимость краткосрочных и долгосрочных источников заемного финансирования для формирования активов. При анализе капитала необходимо: - оценить структуру капитала, выделив ту его часть, которая сформирована за счет взносов (вкладов) собственников, и ту часть, которая создана за счет эффективности деятельности (прибыли) организации; - проанализировать причины изменения капитала; - оценить наличие резервного капитала как запаса финансовой прочности организации. При анализе свойств баланса, определяемых структурой активов и пассивов, а также их соотношением, необходимо: - оценить ликвидность баланса путем группировки активов по срокам их оборачиваемости (реализуемости), пассивов – по срочности их погашения и сопоставления соответствующих групп активов и пассивов; - охарактеризовать соотношение собственного капитала и обязательств; - оценить долю долгосрочных источников финансирования – собственного капитала и долгосрочных обязательств – в общей величине источников финансирования; - сопоставить условия образования и погашения дебиторской и кредиторской задолженности. Бухгалтерский баланс должен представлять данные в денежном выражении о наличии у организации активов (имущества) и их источников на начало и конец отчетного периода. Чтобы информация бухгалтерского баланса была достоверной и сопоставимой, при его составлении помимо общих требований к бухгалтерской отчетности, таких как полнота, существенность, нейтральность, последовательность от одного отчетного периода к другому, необходимо соблюдать следующее: - по каждому числовому показателю (кроме отчета, составляемого за первый отчетный период) должны быть приведены данные минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному; - данные бухгалтерского баланса на начало года должны соответствовать данным на конец прошлого года; - номенклатура статей утвержденного бухгалтерского баланса за предыдущий отчетный год должна быть приведена в соответствие с номенклатурой и группировкой разделов и статей в них, установленных для бухгалтерского баланса на конец года; - нельзя производить зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен нормативными актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; - бухгалтерский баланс должен включать числовые значения показателей в нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин. Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей – актива и пассива. В западной практике пассив представлен в виде собственного капитала и обязательств, т. е. Актив равен Обязательства плюс Собственный капитал. Анализ бухгалтерского баланса проводится с помощью совокупности методов и рабочих приемов (методологий), позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Чтение балансаявляется начальным этапом анализа, в ходе которого пользователь предварительно знакомится с предприятием. Чтение баланса обычно начинают с исследования изменения валюты баланса за анализируемый период путем сравнения итогов баланса на начало и конец периода. Одновременно анализ абсолютных показателей – это изучение данных, представленных в отчете: состав имущества, размер финансовых вложений, источники формирования собственного капитала, структура заемных средств, размер прибыли и др. Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, что позволяет выявить тенденции изменения статей баланса или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы роста (прироста). Вертикальный (структурный) анализ – проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей, т.е. выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе (выявление влияния каждой позиции на результат в целом). Горизонтальный и вертикальный анализы баланса дополняют друг друга, на их основе можно построить сравнительный аналитический баланс путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей. Аналитический баланс полезен тем, что охватывает много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации, и сводит воедино и систематизирует те расчеты, которые обычно осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом. Трендовый (динамический) анализ – основан на сравнении каждой позиции отчетности за ряд лет и определении тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя без учета случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда проводится перспективный, прогнозный анализ. Ведущим методом анализа является расчет финансовых (аналитических) коэффициентов – расчет соотношений между отдельными позициями отчета и определение их взаимосвязей. В общем виде программа проведения анализа бухгалтерского баланса выглядит следующим образом: 1. Построение сравнительного аналитического баланса. Расчеты и группировка показателей. 2. Оценка имущественного положения и структуры капитала. Установление взаимосвязей между основными исследуемыми показателями и интерпретация результатов. 3. Анализ финансового положения: - оценка ликвидности, - оценка платежеспособности, - оценка финансовой устойчивости, - оценка вероятности банкротства. 4. Подготовка заключения о финансово-экономическом состоянии предприятия 5. Выявление «узких» мест и поиск резервов. 6. Разработка рекомендаций по улучшению финансово-экономического состояния предприятия.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4992)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |