Подведение итогов урока
– Что вы получили на уроке для понимания характерных особенностей литературного процесса в России начала XX века? Домашнее задание: 1. С опорой на материал лекции подготовьте рассказ на тему «Социально-экономическое и культурное развитие России в начале XX века». 2. Самостоятельная работа с учебником стр. 7-26 – Каков смысл определения «серебряный век»? – Как Н. Оцуп различал «золотой» и «серебряный» века русской литературы? – Какие традиции классики восприняла реалистическая проза нового времени? – В чем состоят особенности литературного героя новой эпохи – Что отличает модернизм от реализма? – Что сближает разные течения модернизма? – Каковы особенности прозы начала века? – В чем причины возникновения различных литературных группировок? Таким образом, с одной стороны, теоретико-литературное понятие становится инструментом для анализа новых художественных текстов, с другой – само постоянно дополняется, уточняется, обогащается, хотя его «ядро» остается неизменным, поскольку литературоведческая наука, как и всякая иная, оперирует строгим понятийным аппаратом. На каждой новой ступени обобщения необходимо сохранить знание предыдущей и научить школьников обратному движению от уровней понятийных к проникновению в конкретную ткань произведения. Каждый уровень понятийного обобщения должен быть соотнесен с определенным уровнем образного обобщения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование у учащихся основных понятий в области той или иной дисциплины, имеющие целью дать им систему научных знаний, составляет одну из главных задач нашей школы. Но эта работа по формированию понятий, так же как и все другие виды учебных занятий, должна быть поставлена в тесную связь с общими задачами. Проведя анализ принципов введения теоретико-литературных понятий в образовательный процесс, можно сделать вывод: требуется создание такой системы теоретико-литературных категорий и понятий, которая, с одной стороны, отражала бы их внутреннюю связь, взаимообусловленность, а с другой – представляла собой такой алгоритм, использование которого обеспечивало бы прочное усвоение и осознанное применение теоретических знаний в процессе изучения литературы. С этой целью предлагается концепция поэтапного формирования теоретико-литературных категорий и понятий в школьном курсе литературы в их взаимосвязи, обеспечивающей эффективное освоение учащимися основополагающих категорий и понятий и применение их в практике анализа и интерпретации литературного произведения, самостоятельной читательской деятельности. Основные дидактические задачи, соответствующие выдвинутой идее, мы видим в том, чтобы научить школьников устанавливать взаимосвязь между основными категориями и понятиями; формировать важнейшие читательские и аналитические умения: - определять род и жанр произведения и в соответствии с этим настраиваться на определенную волну восприятия; - видеть в произведении автора (формы его «присутствия» в тексте); - вступать в диалог с автором произведения, сознавать его точку зрения в произведении; - соотносить свое и авторское отношение к героям; - чувствовать стилевое своеобразие произведений изучаемых писателей. Таким образом, теоретико-литературные понятия, формируемые в ходе школьного литературного образования, способствуют углублению читательского опыта учащихся, обогащают их эмоциональную жизнь, помогают овладеть критериями оценок художественных явлений. Понимание идейно-эстетической значимости литературы увеличивает возможности влиять через приобщение к духовным ценностям и включение в художественно-эстетическую деятельность на духовный мир молодежи. Наша литературоведческая и методическая наука осмыслила художественные достижения прошлого и настоящего. Но результаты этого осмысления не становятся автоматически достоянием вступающего в жизнь каждого нового поколения. Решить эту задачу — почетная миссия учителя-словесника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9–11 классы: Методическое пособие/ М.В. Амфилохиева. – СПб, 2003. 2. Антипова А.М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы: Учебное пособие/ А.М. Антипова. – М.: Флинта; Наука, 2003. 3. Аркин И.И. Уроки литературы/ И.И. Аркин. – М.: Просвещение, 2002. 4. Беленький Г.И. Теория литературы в школе // Современные проблемы методики преподавания литературы / Отв. ред. Я.А. Роткович/ Г.И. Беленький. – Куйбышев, 1974. 5. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы /О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М.: Академия, 1999. 6. Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе/ Л.И. Вуколов. – М.: Просвещение, 2002. 7. Голубков В.В. Методика преподавания литературы / В.В. Голубков. – М., 1962. 8. Левидов A.M. Автор — образ — читатель / А.М. Левидов. – Л., 1977. 9. Леонтьев А.А. Психологический подход к анализу искусства // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы (Материалы семинара) / А.А. Леонтьев. – М., 1978. 10. Литвинко Ф.М. Примерное календарное планирование. Русский язык и литература. 10-11 классы/ Ф.М. Литвинко, Л.А. Мурина и др. – Мн.: Национальный институт образования, 2009. 11. Маранцман В.Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу/ В.Г. Маранцман. – М., 1986. 12. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения/ Н.Д. Молдавская. – М., 1976. 13. Острогорский В.П. Проблемы преподавания литературы в средней школе /Под ред. Т.Ф. Курдюмовой / В.П. Острогорский. – М., 1985. 14. Рез З.Я. Об особенностях изучения лирики в школе // Современные проблемы методики преподавания литературы / З.Я. Рез. – Куйбышев, 1974. 15. Русская литература. Учебное пособие для 11 класса/ под ред. Н.И. Мищенчука и Т.Ф. Мушинской. – Мн.: Национальный институт образования, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ Система теоретико-литературных понятий в V-VIII классах
Система теоретико-литературных понятий в IX-XI классах
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1316)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |