Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государства второй половины I тыс. до н.э. в бассейне Ганга



2016-01-02 532 Обсуждений (0)
Государства второй половины I тыс. до н.э. в бассейне Ганга 0.00 из 5.00 0 оценок




Для истории Индии этого периода характерны два фактора: политический – образование государств общеиндийского характера и идеологический – окончательное оформление буддизма. К середине I тыс. до н.э. освоение долины Ганга заканчивается. Это приводит к тому, что подвижность населения прекращается и сменяется состоянием относительной стабильности. В это время в Северной Индии насчитывалось несколько десятков небольших и до 16 более крупных государств. Между ними развернулась борьба за политическую гегемонию. В начале V в. до н.э. она закончилась победой Магадхи. Его царь Бимбисара(543-491 гг. до н.э.) овладевает устьем Ганга и доходит до Бенгальского залива, а его преемники включают в свои владения весь бассейн этой «священной» реки и прилегающие к нему горные местности. Так возникает империя Нандов, на которую не решились напасть в 327 году до н.э. даже войска Македонского. В западной Индии дробление сохранилось дольше. Это облегчило захваты Ахеменидов, а позднее Македонского, который за два года (327-325 гг. до н.э.) овладел всей западной Индией и спустился до устья Инда. Греко-македонское господство на берегах Инда оказалось кратковременным. Широкое народное движение против западных завоевателей возглавил выдающийся индийский деятель Чандрагупта. Показательно, что он не принадлежал к царскому роду и даже принадлежал к презираемой варне шудр. Чандрагупта выдвинулся на службе царя Магадхи Дхана Нанды, последнего представителя династии Нандов. Впав в немилость, он бежал в Пенджаб, где встречался с Македонским. Вернувшись в Магадху, Чандрагупта овладел престолом. Он правил с 317 по 298 г. до н.э. и явился основателем могущественной державы Маурья. Столицей её был город Паталипутра. Чандрагупте удалось объединить всю северную Индию. Греко-македонские гарнизоны были изгнаны из долины Инда. Воспользовавшись распрями между наследниками Македонского, которые не могли мирно поделить между собой его державу, Чандрагупта вступил в соглашение с одним из них – Селевком. Получив от него в жёны дочь и подарив ему за это 500 боевых слонов, индийский царь обеспечил свою западную границу, присоединив горные местности, примыкающие к долине Инда (в пределах современных Афганистана). Завоевательная политика продолжалась и при преемниках Чандрагупты, в особенности при его внуке Ашоке (268-231 гг. до н.э.). При нём было покорено царство Калинга в южной Индии. В этой завоевательной кампании, если верить надписям Ашоки, было убито 100 000 человек и уведено в плен 150 000. В огромной державе Маурья, охватившей почти всю Индию, за исключением самой южной окраины, можно проследить значительные экономические сдвиги. В широком масштабе применяется искусственное орошение (с помощью водоподъёмных колёс). Некоторые поля засеваются два раза в год. Развивается городская жизнь. В Паталипутре и других центрах скапливаются ремесленники, которые обслуживают царя и знать, вырабатывая для них предметы роскоши. Некоторые изделия вывозятся в эллинистические государства. Завязывается также торговля с Цейлоном и странами Юго-Восточной Азии. Развивается монетное дело. Чандрагупта и его преемники создали для управления своей огромной державой сложную бюрократическую систему, на содержание которой требовались огромные средства. При династии Маурья произошли значительные изменения в религиозной идеологии индийского общества. Господствующая религиозная система – брахманизм – всё меньше удовлетворяла правящую династию. Её основы сложились в условиях племенного дробления и мало соответствовали обстановке централизованного государства с развивающейся городской жизнью. Усилившаяся царская власть не могла примириться с засильем духовенства. Со старой системой брахманизма всё более и более соперничают новые религиозные учения, соответствующие духу времени. Из новых религий особенно большое значение получил буддизм. Эта религия не интересовалась происхождением лиц, вступивших в общину верующих (кроме буддизма, имел большой успех джайнизм, который также не придаёт значения происхождению верующих). Ни племенная принадлежность, ни варна, в которой состоял человек, не могли препятствовать его обращению в новую веру. Для царей из династии Маурья буддизм имел ряд преимуществ по сравнению с брахманизмом. Он способствовал крушению привилегий, основанных на знатности происхождения и этнической принадлежности, а именно эти привилегии были тормозом в организации управления обширным деспотическим государством. Они мешали слиянию отдельных частей страны и унификации государственного строя. Призыв к пассивности вполне устраивал рабовладельцев, тем более, что буддисты признавали бесправие рабов. Особого успеха новая религия достигла при Ашоке, который сам принял буддизм и создал в Паталипутре собор, оформивший его догматы. Был основан ряд буддийских монастырей. Но брахманизм не был ликвидирован. Об этом Ашока не мог помышлять. Новые верования распространялись главным образом в крупных городах, где силён был процесс смешения жителей, оторвавшихся от племён и сельской общины. В сельских местностях, брахманизм сохранял свои позиции. Во всяком случае, к нему проявлялась полная веротерпимость. Новая религия, не связанная с каким-либо народом, имела все данные стать мировой. Не став общепризнанным в самой Индии, буддизм уже в III в. до н.э. начал распространяться за её пределами, особенно среди народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. В Индии буддизм имел успех главным образом благодаря покровительству царей из династии Маурья. Однако после Ашоки его держава ослабла. Прочно спаять множество областей и народностей, говорящих на разных языках и отличающихся различным уровнем экономического и культурного развития, оказалась задачей непосильной. Особенно широко процесс распада и децентрализации зашёлпри династии Шунга(187-73 гг. до н.э.), которая пришла на смену династии Маурья. Цари новой династии отказались от поддержки буддизма. Брахманизм и связанная с ним система замкнутых варн вновь вошла в силу. Большую роль в ослаблении централизации сыграли внешние вторжения, от которых страдала Индия, начиная со II в. до н.э. Главным врагом было Греко-Бактрийское царство, сложившееся к западу от Индии. В I в. до н.э. с северо-запада вторгаются кушаны. Значительная часть Индии входит в состав основанной ими державы, центральная часть которой находилась на территории современного Таджикистана. Кушаны в значительной мере восприняли высокую индийскую культуру. В III в. н.э. Индия вновь распадается на ряд мелких государств. В IV-V вв. н.э. наблюдается возрождение Магадхи, ставшей ядром нового сильного царства Гупт, но в конце V в. оно в свою очередь приходит в упадок, и опять происходит полное раздробление страны.



2016-01-02 532 Обсуждений (0)
Государства второй половины I тыс. до н.э. в бассейне Ганга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государства второй половины I тыс. до н.э. в бассейне Ганга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (532)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)