Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие индексы качественных показателей



2016-01-02 616 Обсуждений (0)
Общие индексы качественных показателей 0.00 из 5.00 0 оценок




Каждый качественный показатель связан с тем или иным объемным показателем, в расчете на единицу которого он исчисляется. Так, с объемом произведенной (проданной) продукции связаны такие качественные показатели, как цена р, себестоимость z и трудоемкость t.

В условиях рыночных отношений в экономике особое место среди индексов качественных показателей отводится индексу цен.

Поскольку этот индекс характеризует изменение цен, индексируемой величиной в нем будет цена товара. Влияние количества проданных товаров должно быть устранено, а это возможно только в том случае, если количество продаваемых товаров неизменно в оба периода, т.е. количество товаров одного из периодов принято в качестве весов индекса.

Вопрос о том, количество проданных товаров какого периода (текущего или базисного) следует взять в качестве весов при построении агрегатного индекса, решают исходя из сферы его применения.

При построении индекса цен в сфере реализации в качестве весов индекса обычно берут количество товаров, проданных в текущем (отчетном) периоде. Это объясняется тем, что такое исчисление индекса цен позволяет определить не только относительное изменение цен (путем деления числителя индекса на его знаменатель ), но и абсолютную экономию (_) или абсолютный перерасход (+) денежных средств покупателей в результате изменения цен на эти товары (как разность между числителем и знаменателем индекса):

Таким образом, агрегатный индекс цен с отчетными весами, предложенный в 1874 г. немецким экономистом Т.Пааше, исчисляют по формуле:

(10.6)

где _ фактическая стоимость товаров (товарооборот) отчетного периода;

_ условная стоимость товаров, реализованных в отчетном периоде по базисным ценам.

Рассчитанный по формуле (10.6) общий индекс цен показывает, во сколько раз возрос (уменьшился) в среднем уровень цен на массу товара, реализованную в отчетном периоде, или сколько процентов составляет его рост (снижение) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Если из значения индекса цен Ip вычесть 100%, то разность (Ip_100) покажет, на сколько процентов в среднем возрос (уменьшился) за это время уровень цен на массу товаров, реализованную в отчетном периоде.

При таком методе, рассчитав индекс цен по формуле (10.6), можно подсчитать экономический эффект от изменения цен.

Между индексами цен, физического объема продукции и стоимости (товарооборота в фактических ценах) существует следующая взаимосвязь:

Ipq = Ip Ч Iq.

Таким образом, произведение индекса цен на индекс физического объема продукции дает индекс стоимости продукции (товарооборота в фактических ценах), т.е. индексы образуют индексную систему из этих трех индексов.

Если, например, по определенной группе товаров цена единицы товара в отчетном периоде по сравнению с базисным возросла в среднем на 20 % (Ip=1,20), а физический объем товарооборота в фиксированных ценах снизился на 5 % (Iq=0,95), то можно определить изменение объема товарооборота в фактических ценах:

Ipq = 1,20 Ч 0,95 = 1,14 или 114%.

Важное место среди индексов цен занимают индексы-дефляторы валового внутреннего продукта.

Дефлятор _ это коэффициент, переводящий значение стоимостного показателя за отчетный период в стоимостные измерители базисного. Индекс-дефлятор валового внутреннего продукта для определенного года в общем виде представляет собой отношение стоимости продукции отчетного периода к стоимости объема продукции, структура которого аналогична структуре отчетного года, но определенного в ценах базисного года.

Значения индекса-дефлятора ВВП России (в процентах к предыдущему году):

1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.

96,6 100,9 95,1 103,2



2016-01-02 616 Обсуждений (0)
Общие индексы качественных показателей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие индексы качественных показателей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (616)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)