Общие индексы качественных показателей
Каждый качественный показатель связан с тем или иным объемным показателем, в расчете на единицу которого он исчисляется. Так, с объемом произведенной (проданной) продукции связаны такие качественные показатели, как цена р, себестоимость z и трудоемкость t. В условиях рыночных отношений в экономике особое место среди индексов качественных показателей отводится индексу цен. Поскольку этот индекс характеризует изменение цен, индексируемой величиной в нем будет цена товара. Влияние количества проданных товаров должно быть устранено, а это возможно только в том случае, если количество продаваемых товаров неизменно в оба периода, т.е. количество товаров одного из периодов принято в качестве весов индекса. Вопрос о том, количество проданных товаров какого периода (текущего или базисного) следует взять в качестве весов при построении агрегатного индекса, решают исходя из сферы его применения. При построении индекса цен в сфере реализации в качестве весов индекса обычно берут количество товаров, проданных в текущем (отчетном) периоде. Это объясняется тем, что такое исчисление индекса цен позволяет определить не только относительное изменение цен (путем деления числителя индекса на его знаменатель ), но и абсолютную экономию (_) или абсолютный перерасход (+) денежных средств покупателей в результате изменения цен на эти товары (как разность между числителем и знаменателем индекса): Таким образом, агрегатный индекс цен с отчетными весами, предложенный в 1874 г. немецким экономистом Т.Пааше, исчисляют по формуле: (10.6) где _ фактическая стоимость товаров (товарооборот) отчетного периода; _ условная стоимость товаров, реализованных в отчетном периоде по базисным ценам. Рассчитанный по формуле (10.6) общий индекс цен показывает, во сколько раз возрос (уменьшился) в среднем уровень цен на массу товара, реализованную в отчетном периоде, или сколько процентов составляет его рост (снижение) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом. Если из значения индекса цен Ip вычесть 100%, то разность (Ip_100) покажет, на сколько процентов в среднем возрос (уменьшился) за это время уровень цен на массу товаров, реализованную в отчетном периоде. При таком методе, рассчитав индекс цен по формуле (10.6), можно подсчитать экономический эффект от изменения цен. Между индексами цен, физического объема продукции и стоимости (товарооборота в фактических ценах) существует следующая взаимосвязь: Ipq = Ip Ч Iq. Таким образом, произведение индекса цен на индекс физического объема продукции дает индекс стоимости продукции (товарооборота в фактических ценах), т.е. индексы образуют индексную систему из этих трех индексов. Если, например, по определенной группе товаров цена единицы товара в отчетном периоде по сравнению с базисным возросла в среднем на 20 % (Ip=1,20), а физический объем товарооборота в фиксированных ценах снизился на 5 % (Iq=0,95), то можно определить изменение объема товарооборота в фактических ценах: Ipq = 1,20 Ч 0,95 = 1,14 или 114%. Важное место среди индексов цен занимают индексы-дефляторы валового внутреннего продукта. Дефлятор _ это коэффициент, переводящий значение стоимостного показателя за отчетный период в стоимостные измерители базисного. Индекс-дефлятор валового внутреннего продукта для определенного года в общем виде представляет собой отношение стоимости продукции отчетного периода к стоимости объема продукции, структура которого аналогична структуре отчетного года, но определенного в ценах базисного года. Значения индекса-дефлятора ВВП России (в процентах к предыдущему году): 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 96,6 100,9 95,1 103,2
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (616)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |