Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР



2016-01-05 781 Обсуждений (0)
ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 0.00 из 5.00 0 оценок




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

 

Докучаева Екатерина

Владимировна

 

Специальность 050144-

Дошкольное образование

 

Курс ВЗ-24

Форма обучения:

заочная

 

Руководитель:

Юдинцева Алевтина

Анатольевна

 

 

Дата защиты курсовой работы:

Оценка за защиту курсовой работы:

Председатель ПЦК:

 

Слободской

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Стр
Введение ………………..………………………………………………………  
1. Роль дидактической игры в развитии речи детей …………….……….  
2. Виды дидактических игр…………………………………………………………………………Лучше виды дидактических игр………………………………………………...………….    
3. Опыт работы воспитателей по использованию дидактических игр в работе по развитию речи детей пятого года жизни ……………………    
Заключение……………………………………………………………………….  
Словарь терминов ……………………………………………………………….  
Список литературы ……………………………………………………………...  
Приложения ……………………………………………………………………..    

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной науке «Методика развития речи детей» особенную остроту приобретает тема: « Использование дидактических игр в развитии речи детей». Процесс развития речи и обучению языку - явление сложное и многостороннее. Поэтому теоретическую базу методики развития речи составляют данные ряда наук: физиологии, теории познания, психологии, языкознания. во введении ссылки не пишутся

Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, в которых упоминается о необходимости развития речи детей.

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать. Я.А.Коменский считал, что до трех лет главное внимание уделять правильному произношению, на четвертом, пятом годах – обогащению речи.

В первой половине XX века широкую известность приобрел немецкий педагог Ф. Фребель. Он тесно связывал развитие речи с наблюдением и игрой. Широко известны его занятия по сенсорному воспитанию детей с использованием дидактического материала, которые способствовали накоплению речи.

А так же большой вклад в развитие речи детей внесли наши отечественные деятели. Наибольшее влияние на становление методики обучения родному языку в России оказал К.Д. Ушинский. Е.Н. Водовозова, его ученица разработала программу наблюдений и развития речи детей в семье, по использованию народных песен, сказок.

Вопросы развития речи в условиях общественного дошкольного воспитания рассматриваются в следующих работах Е.И. Конради, А.С. Симонович. Но наиболее обширно они представлены в трудах видного педагога Е.И. Тихеевой, создавшей систему работы по речевому развитию в детском саду.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего развития детей. С помощью речи решается множество задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Ребенок с ясной речью легко вступает в контакт с окружающими, шире его возможности в познании окружающего мира. Он может понятно выразить свои мысли и желания, договориться со сверстниками о игре, а также активнее осуществляется его психическое развитие. И наоборот, неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и накладывает тяжелый отпечаток на его характер, но, чем раньше будет начата работа взрослых по развитию детской речи, тем свободнее ребенок будет пользоваться ею в дальнейшем.

Родителям рекомендуется использовать все виды игровой деятельности для речевого развития. Наиболее эффективны дидактические игры, они играют огромную роль в закреплении и уточнении словаря, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Главная особенность этой игры в том, что она обучающая и проводится в игровой форме, что так важно в дошкольном детстве. Здесь надо писать об актуальности данной теме, о значении игр в и необходимости их использования.

Нами определена цель исследования: выявить возможности использования дидактических игр в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.

Объектом исследования является система работы по развитию речи детей.

Предмет - использования дидактических игр в развитии речи детей.

Задачи: раскрыть роль дидактической игры в развитии речи детей, познакомиться с видами дидактических игр в развитии речи детей, изучить опыт работы воспитателей по использованию дидактических игр в работе по развитию речи детей.

Методы исследования – изучения анализа дидактических игр в развитии речи детей на основании работы воспитателей.

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Решающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков, предусмотренных «программой воспитания в детском саду». Но совершенно особое место в жизни ребёнка занимает игра. Игра – основная деятельность детей, в процессе её ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых рассказов, сказок. В игре ребёнок может быть, кем захочет и это доставляет ему огромную радость.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Она позволяет шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формам интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра - это игра познавательная, направленная на расширении углублении, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Игра является средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». (Сорокина дид. Игр. Стр. 3-5)

Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. Самыми любимыми до сих пор остаются народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и многие другие. В этих играх присутствует много шуток, юмора, радости и в тоже время они требуют от детей напряженной умственной работы, мышления, внимания и сообразительности.

Существует обширная литература, посвящённая данному вопросу: «Роль дидактической игры в развитие речи ребёнка». Так немецкий педагог Ф. Фребель излагает, что важнейшим средством воспитания и обучения ребёнка является игра, однако разработанные им упражнения были скучными, сухими, которые подавляли самостоятельность мысли ребёнка.(Д. В.Менджерицкая; стр 115)

Одна из точек зрения принадлежит А. С. Макаренко и заключается в том что, игра развивает язык, а язык организует игру. Главным назначением игр, является развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Итальянский педагог Мария Монтессори, являясь сторонницей свободного воспитания, считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство этого метода с точки зрения его влияния на речевое развитие состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом: цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки. Упражнения, предлагаемые М. Монтессори, включали в себя:

1. Сенсорное восприятие предмета и его признаков.

2. Распознавание предмета по названию.

3. Запоминание названий предмета. (М.М Алексеева и Б.И.Яшина стр 20)

В создании современной системы дидактических игр непременно надо отметить точку зрения Е. И Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи, так как её игры были связанны с наблюдением жизни и всегда сопровождались словом. Она высоко оценила дидактическую игру, особое значение придавала сенсорному воспитанию и обучению родному языку. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требовали сосредоточенности, внимания, умения выделить в предмете общее и различное, восстановить не достающие части, нарушенный порядок; игры с дидактической куклой и другие. Также она излагала свою теоретическую основу, которая составляет следующие положения: развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений; речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей; речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка; руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка. (Алексеева М.М и Яшина Б. И стр 25)..

Оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, А.П. Усова утверждает что, дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславской, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко и другие. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь развития речи и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

(Сорокина дид.игр. стр.10-11).

Вообще дошкольный возраст считается возрастом интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми, своё поведение, и личность в целом. ( журнал Дошкольное воспитание 12/2009 стр 21).

Так, замечательный педагог Ф.А.Сохин в своих исследованиях излагает три основные направления в развитии речи:

-структурное (формирование разных структурных уровней системы языка- фонетического, лексического, грамматического);

-функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения);

-когнитивное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. ( журнал дошкольное воспитание 12/2013, стр 98).

На основе выше изложенного текста можно считать, что дидактическая игра влияет на развитие речи в целом (мышление, сенсорная и моторная речь), развитие словаря, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, на развития связной речи.

Сейчас рассмотрим данные направления более подробно. В дошкольной методике развития речи словарная работа представлена, прежде всего, в работах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, К.Д. Ушинский, В. И. Яшиной.

О.И. Соловьева и А. М. Бородич в методике обращают внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними. Игровые приемы, игровые действия непосредственно применяются при рассматривании игрушек, но здесь не имеется строгих правил. А дидактическая игра имеет другую структуру: игровую задачу, игровые правила, игровые действия. Однако часто эти два метода в практике объединяются, переплетаются друг с другом, причём из первого вытекает второй. Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные дидактические игры проводятся как с игрушками, предметами, картинками так и на вербальной основе. Основным методам активизировать, имеющийся запас слов представлен игровыми действиями в словарных играх. Словарные дидактические игры помогают развитию видовых и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Наиболее большой интерес у детей вызывают такие дидактические игры – занятия типа «Приготовим салат», «Поучимся заваривать чай», на которых показывают реальные операции на реальных предметах. (М. М. Алексеева и Б.И Яшина, стр 71).

Среди методов опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря огромное значение имеет показ картин с малознакомым содержанием.

На роль картинки в развитии словаря обращал внимание ещеК.Д. Ушинский. Он писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету» (Ушинский К. Д. Родное слово: Кн. для учащих//Собр. соч. – М., 1948. -Т.6. С.267-268.)

По мнению К.Д. Ушинского показ картин с малознакомым содержанием обогащает словарь. В данной ситуации картина даёт детям знания о тех объектах, которые они не могут видеть. Он считал, что картинка направляет, процесс формирования дара слова: «она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно» (Ушинский К. Д. Родное слово: Кн. для учащих//Собр. соч. – М., 1948. -Т.6. С.267-268.). . В детском саду используются все виды специально созданных для детского сада дидактических картин - это серии «Дикие животные», «Домашние животные», «Кем быть», «Времена года». Особое значение в организованных играх и занятиях для активизации бытового словаря и закрепления материала имеет предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда). (М. М. Алексеева и Б. И. Яшина; стр 69-70).

Несомненно, дидактическая игра влияет и на грамматический строй речи, особенно в средней группе. Грамматика – это наука, которая изучает строй языка, его законы. Она, как строй языка представляет большую систему, которая объединяет словообразование и морфологию, а также синтаксис. Грамматика помогает нам переносить наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Грамматический строй – продукт длительного исторического развития. Поэтому многие правила грамматики переходят из одного поколения в другое и иногда трудно бывают объяснимыми. Огромное значение для понимания и освоения грамматического строя дошкольниками имеют работы А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича и других.

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым (См.: Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.). Его исследования содержат огромный материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи, позволяющий проследить процесс формирования грамматического строя от появления первых неустойчивых слов до начала школьного возраста, когда в этом возрасте закладываются все основные формы языка.

К.Д. Ушинский поддерживал точку зрения А. Н. Гвоздева и утверждал, что в дошкольном возрасте необходимо с самых ранних лет формировать привычку говорить правильной разговорной речью.

Ф. А. Сохин и Е. И. Тихеева излагают своё утверждение, что речь детей основывается на основе подражания общения взрослых, то какими словами они оперируют и необходимо повышать культуру речи взрослых.

К методам и приемам формирования грамматически правильной речи в средней группе, несомненно, относятся дидактические игры. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как они динамичны, эмоциональны и поэтому у детей повышается интерес, и они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. В каждой дидактической игре есть четкая структура, программное содержание. В игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется и правильное употребление наименований животных и их детенышей, а также падеж и число. В соответствии с дидактической задачей отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму. А вот в игре «Что изменилось?» происходит множество изменений, в этой игре убирается и меняется положение не одной, а нескольких игрушек. Широко известна во всех группах дидактическая игра «Что (кого) не стало?» она универсальна для упражнения детей в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, только в средней группе подбирают более трудные слова.( М. М. Алексеева и Б. И. Яшина; стр 100 и 110-111).

Незаменимую роль играет дидактическая игра и в развитии звуковой культуры речи. Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, потому что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для её решения. Звуковая сторона речи представляет сложную, единую систему, которую необходимо исследовать с разных сторон. Она включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, Д. Б. Эльконина.

По мнению Д. Б. Эльконина усвоение звуковой стороны языка, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения.( М. М. Алексеева и Б. И. Яшина; стр 133-135).

А. Н. Гвоздев отмечал, что этот процесс весьма сложный и своеобразный, что ребенок отсутствующие звуки заменяет другими звуками, которые есть в его лексиконе.

Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. В обучении звукопроизношению наиболее эффективны дидактические игры с игрушками на звукоподражание типа «Чей домик?»; «Угадай, кто кричит»; рассказ-драматизация с игрушками; игры с элементами движений типа «Поезд», «Автомобили». Но в дидактических играх показ правильного произношения отдельных звуков и звукосочетаний проводится после рассматривания игрушки или при объяснении правил игры. (М. М. Алексеева и Б. И. Яшина; стр 141; 144).

Также дидактическая игра используется и в связной речи. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности. Непременно диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом, несмотря на то, что имеются существенные различия.(М. М. Алексеева и Яшина стр 159-160).

Известный психолог Ф. А. Сохин утверждает что, существует тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Он писал: « Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить».

А. В. Запорожец считал что, для ребёнка игра является, безусловно, подлинной социальной практикой. Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Также, безусловно, полезно использовать и подвижные игры, в которых, непременно присутствует диалог. Это такие игры: «Гуси-лебеди», «Фанты», «Краски», «Коршун». Именно в этих народных играх закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное и выражать ясно свою точку зрения, формулируя правильно вопрос. (М. М. Алексеева и Б. И. Яшина; стр172-173).

Таким образом, из всего сказанного следует, что дидактическая игра имеет колоссальное влияние на развитие речи ребёнка. Особенность дидактических игр заключается в том, что детям предоставляется наглядность, эти игры вносят внимательность, повышают интерес к занятиям, просты, улучшается восприимчивость к материалу.

 

ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

В работе дошкольных учреждений большое значение занимают дидактические игры. Они оказывают огромную помощь на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра выполняет функцию средства обучения. Она помогает закреплению знаний и служит источником познавательной деятельности. Дети благодаря этой игре учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, а также повышает интерес, сосредоточенность и легкому усвоению изученного материала. Эффективность дидактических игр соблюдается на занятиях по ознакомлению с окружающей средой, родному языку и формированию элементарных математических представлений, но необходимо соблюдать, чтобы учебные, познавательные задачи стали игровыми, интересными и увлекательными, поэтому необходимо использовать элементы занимательности, сюрпризности, поиска нового.(С. Л.Новосёлова; стр102-103).

В средней группе дидактическая игра существенно усложняется в игровых, обучающих задачах, действиях, правилах. В соответствии с программным содержанием воспитатель, отбирая игры, должен чётко представить себе, какую роль играют структурные элементы, и какой результат он хочет получить. Дидактическая игра должна быть мотивированной деятельностью необходимо воспитателю намечать основные обучающие задачи через реализацию игрового замысла. Именно обучающая задача, находящаяся в дидактической игре заключает всю конструкцию игры.(Н.Ф.Губанова; стр124).

В дошкольной педагогике существуют три основных вида дидактических игр. По характеру, используемого материала дидактические игры принято условно делить на игры с предметами и игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети многому учатся: сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Особенность и ценность этих игр состоит в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их призна­ками. Существенно в играх усложняются задания, но только после того, как дети овладеют новыми знаниями. Ребята учатся объединять предметы по признаку, цвету, форме, качеству, что очень много значит для развития логического мышления.

В средней группе в играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, а также нахождения отсутствующего предмета. В игре дети учатся выкладывать разнообразные узоры из различных форм и приобретают умения нанизывать предметы (шарики, бу­сы).

В дидактических играх широко используются различные игрушки. В этих игрушках ярко выражены: цвет, форма, назначение, вели­чина, материал из, которого они сделаны. Игрушки, в свою очередь, помогают воспи­тателю упражнять детей в решении конкретных дидактических задач. Педагог учит детей отбирать все игрушки, которые сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики) или же другие игрушки собирать, которые необходимы для различных творческих и сюжетно – ролевых игр: семья, строители, больница. В играх обогащаются зна­ния о материале, о предметах, используя - дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей большой интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом включают в себя: семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки. Этот материал воспитатель применя­ет при проведении таких дидактических игр, как «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор и» разных листочков?». Воспитатель проводит игры и во время прогулки, где дети наблюдают за природой: деревьями, цветами, листьями, семенами. Эти дидактические игры благотворно влияют на закреплении знаний детей об окружающей среде, формируется мышление, логика, развивается связная речь ребёнка, вос­питывается любовь к природе и бережное к ней отношение.(А. И. Сорокина; стр 13-15)

Настольно-печатные игры — это увлекательное и интересное занятие для дошкольников. В состав таких игр входят разнообразные парные картинки, лото, домино, но развивающие задачи различны.

Рассмотрим более подробно настольно – печатные игры. В этих играх самое простое задание – это подбор картинок по парам, суть состоит в нахождение среди разных картинок двух совершенно оди­наковых картинок: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задача услож­няется: ребенок должен объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу, сложность заключается в том что предметы, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, то что они относятся к одному виду предметов.

Следующее предусматривает подбор картинок по общему признаку - здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. В играх: «Что растет в саду, в лесу, в огороде?», «А что было потом?» или «Отгадай, какую картинку спрятали?» дети подбирают картинки, объединяют по общему признаку, подбирают иллюстрации, запоминают состав и содержание картинок, что непременно развивает память, мышление, речь, логику, и игровыми дидактическими задачами здесь является также закрепление у детей знаний о количественном и порядко­вом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение связно рас­сказать о том, что изменилось, и их содержании.

Далее следует составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр состоит в том, чтобы учить детей логически мыслить, развивать у них умение создавать целый предмет, состоящий из нескольких частей. Однако имеется усложнение в этих играх: увеличение количества частей, более содержательный сюжет картинок. В младшей группе картинки по размеру большие и разрезаются на 2—4 части, то в средней и старших группах, целое, делят на более большее количество частей. При всём этом для малышей на картинке изображается какой-то один предмет: игрушка, растение, а для старших детей изображается уже целый сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Но есть основное правило и заключается оно в том, чтобы предметы на картин­ках были знакомы детям.

В играх, где предусматривается описание, рассказ о картинке с показом действий, движений обучающая задача состоит в том, чтобы развить не только речь детей, но главное воображение и творчество. В этих играх дети прибегают к показу имитации движений или подражанию голоса животного для того, чтобы другие ребятки отгадали, в чём секрет. Такое задание подвластно детям младшей группы. Для более старших групп решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие — отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди (пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом). В таких играх формируются главные, ценные качества личности ребёнка – способность к перевоплощению, создание творческого необходимого образа.(С. Л. Новосёлова; стр 105-106).

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Главная особенность в таких играх состоит в том, что дети, опираясь, на уже имеющие представления о предметах учатся углублять знания о них, так как эти игры основываются на ранее приобретённых знаниях для того, чтобы использовать их в новых связях, в новых обстоятельствах. В словесных играх у детей присутствует самостоятельность, так как они решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, вы­деляют характерные их признаки; отгадывают по описанию; нахо­дят признаки сходства, и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в сужде­ниях.

В младших и средних группах словесные игры направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Словесные дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они полезны для детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе. Они развивают умение внимательно слушать педагога, быстро ориентироваться в задаваемом вопросе, четко формулировать свои мысли, применять свои знания. Нельзя не отметить и то, что, с помощью словесных игр у детей возникает желание заниматься умственным трудом и в процессе игровой деятельности мышление протекает активнее и быстрее, и при возникновении трудностей в умственной работе ребёнок преодолевает их легко, не замечая того, что его учат.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы.

В первую группу входят игры, с помощью которых формируется умение выделять существенные, главные признаки предметов, явлений - «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да — нет».

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаклю­чения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?».

Третью группу составляют игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».

И в особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает», «Белого и черного не называть».

Из всего выше сказанного следует, что дидактическая игра весьма увлекательное направление в дошкольном образовании. Дидактическая игра имеет три основных вида. Все три вида разнообразны по своей структуре и содержанию. Каждый вид игры очень важен для развития, воспитания, обучения детей. Такие игры очень эффективны на занятиях и необходимы, так как заключают в себе увлекательный игровой процесс. Детям легче усваивать материал, и благодаря им, повышается познавательный интерес. Но воспитателю следует учитывать условия и задачи, необходимо постоянно добавлять чего-то нового, а также вносить в игровую деятельность моменты сюрпризности.

 

 

 

 

 



2016-01-05 781 Обсуждений (0)
ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (781)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)