Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Здоровье и здоровый образ жизни



2016-01-05 1328 Обсуждений (0)
Глава 1. Здоровье и здоровый образ жизни 0.00 из 5.00 0 оценок




Формирование здорового образа жизни

У детей младшего школьного возраста

Курсовая работа

 

Руководитель:

М.А. Тарасов.

 

 

Дзержинск – 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…………3 Глава 1. ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ .......................……..……...5

1.1. Здоровый образ жизни - условие сохранения и укрепления здоровья…………………………………………………………………..…....5

1.2. Составляющие ЗОЖ………………………………………………..…….8

1.3Основные условия для формирования здорового образа жизни на уроках физической культуры……………………………………………….10

Выводы по главе 1……………………………………………...………………..…12

Глава 2. ЗДОРОВЫЙ ШКОЛЬНИК – ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………..…….…..13

2.1 Уроки здоровья………………………………………………………..…13

2.2 Роль внеклассной работы в формировании здорового образа жизни младших школьников………………………………………………………………15

2.3 Формирование ЗОЖ в повседневной жизни младших школьников…19

Выводы по главе 2…………………………………………………………..……...27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29

ЛИТЕРАТУРА………………………..……………………………………………...31

 

Введение

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей младшего возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Настоящее время характеризуется изменениями природной и социальной среды, что ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.

Объектом исследования является процесс формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

Предметом исследования является способы формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

Целью исследования: является создание изучение условий, способствующих формированию эффективности процесса представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

1) выявить сущность проблемы формирования здорового образа жизни;

2) изучить уровень представлений младших школьников в здоровом образе жизни;

3) проанализировать лучшие методы по формированию ЗОЖ у младших школьников;

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования.

Методы исследования:

- анализ передового педагогического опыта по формированию здорового образа жизни;

- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

Глава 1. Здоровье и здоровый образ жизни

1.1 Здоровый образ жизни - условие сохранения и укрепления здоровья

Здоровый образ жизни-это индивидуальная система поведе­ния человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и со­циальное благополучие в реальной окружающей среде (природ­ной, техногенной и социальной) и активное долголетие.
Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нор­мального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает про­должительность жизни человека.
При рискованном образе жизни, когда человек своим поведе­нием наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение фи­зиологических процессов затруднено, жизненные силы организ­ма расходуются на компенсацию того вреда, который человек наносил здоровью своим поведением. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.
Почему мы предлагаем считать здоровый образ жизни индиви­дуальной системой поведения.
Каждый человек индивидуален и неповторим. Человек инди­видуален по своим наследственным качествам, по своим стремле­ниям и возможностям. В определенной степени окружающая чело­века среда носит индивидуальный характер. Это значит, [13, С.53] “что система его жизненных установок и реализация его замыслов носят индивидуальный характер. Все могут не ку­рить, но многие курят, все могут заниматься спортом, но зани­маются им сравнительно мало людей, все могут соблюдать раци­ональный режим питания, но делают это единицы “.
Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, душевного и социального благополу­чия. Это и есть здоровый образ жизни.
Для того чтобы сформировать систему здорового образа жиз­ни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающи­ми людьми и др. Необходимо учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя, наркотиков, эмоцио­нальная и психическая напряженность при общении с окружаю­щими, а также неблагоприятная экологическая обстановка в мес­тах проживания.
Таким образом,[19,C.90] “здоровый образ жизни - это цельная, логи­чески взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и в уверенности, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении его здоровья”.
Необходимо отметить, что основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер и имеют ряд специфических направлений, связанных с проблемами возраста. Здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе алгорит­ма поведения, максимально обеспечивающего сохранение и ук­репление здоровья и постоянно корректируемого с учетом при­обретенного опыта и возрастных особенностей. Суть такого по­ведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего пове­дения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались на­прасными. Создаваемая вами система здорового образа жизни должна иметь привлекательность и необходимо хорошо видеть конечную цель усилий, что же вы хотите добиться, ведя здоро­вый образ жизни. Можно, перефразировав Цицерона, конечную цель сформулировать так:[6,C.115] “Здоровый образ жизни - это система поведения человека для достижения благополучия для себя, для семьи и государства”.
Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведе­ния, и выбор своего пути должен сделать каждый человек сам и стремиться выработать в себе ряд необходимых качеств он тоже должен сам.

Для этого необходимо:
- иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психо­логической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
- знать формы своего поведения, которые способствуют сохра­нению и укреплению здоровья;
- верить в то, что образ жизни, который вы ведете, даст поло­жительные результаты;
- выработать у себя положительное отношение к жизни, вос­принимать каждый день как маленькую жизнь, каждый день по­лучать от жизни хоть маленькие радости;
- развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоя­нии решить и знаете как это сделать;
- постоянно соблюдать режим двигательной активности: удел человека - вечно двигаться, нет никаких средств, которые бы заменили движение;
- соблюдать правила и гигиену питания;
- соблюдать режим труда и отдыха и своевременно очищать орга­низм от продуктов его деятельности;
- быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ста­вить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство - в принципе недостижимая вещь;
- радоваться успехам, ибо во всех человеческих начинаниях ус­пех порождает успех.
Все это входит в содержание здорового образа жизни. Достичь высокого уровня здоровья можно при условии, если постоянно соблюдать правила здорового образа жизни.

Составляющие ЗОЖ

Правильное питание. В стремлении к рациональному питанию наиболее важно контролировать количество поступающих в организм белков, жиров и углеводов, а также витаминов, минералов и воды. При этом суточной потребностью человека в белке считается 100 г, в жире - 80-90 г, а в углеводах - 350-450 г. Не менее важно и соотношение этих составляющих пищи, которое примерно равняется 15%, 35% и 55% соответственно.

Отказ от вредных привычек. В основы здорового образа жизни входит отказ от вредных привычек, к которым относятся курение, употребление алкоголя и наркотиков. Кроме пагубного воздействия на здоровье человека, они негативно влияют и на благополучие детей, живущих в семье, а также будущего потомства. Кроме наиболее опасных вредных привычек плохую роль может сыграть и пристрастие к кофе: его сильнодействующие компоненты способны оказывать разрушающее воздействие на нервную и сердечно-сосудистую систему человека.

Сбалансированные физические нагрузки. Двигательная активность - это физиологическая потребность любого живого организма наряду с необходимостью питания или отдыха. При недостаточных физических нагрузках нарушается работа многих органов и целых систем: происходят негативные изменения в сердце и сосудах, постепенно атрофируются мышцы, снижается иммунитет. Чтобы забота о здоровье не была в тягость, выбирать нужно те упражнения, которые приносят удовольствие. Такой подход к формированию здорового образа жизни поможет привить любовь к спорту и двигательным нагрузкам на долгие годы.

Принципы тренировок:

· тренироваться не реже, чем через день, т.е. 3-4 раза в неделю,

· выполнять упражнения в течение 20 минут без перерыва,

· контролировать степень нагрузки с учетом частоты пульса (нормальным считается сердечный ритм не более 170 уд/мин).

Режим дня. В основе здорового образа жизни лежит ряд условных рефлексов, направленных на соблюдение одного и того же ритма функционирования организма. Выработать подобные привычки можно с помощью организации режима дня. Так, во время определенных ежедневных занятий строго в одни и те же часы наблюдается стабильное повышение активности участвующих в данной деятельности органов и тканей. Существуют и общие для всех суточные колебания в деятельности организма. Так, для ночного времени характерно снижение интенсивности обменных процессов, а днем активность большинства органов и систем возрастает. Пик работоспособности человека приходится на 12-13 часов, во время обеда (после 14 часов) заметно некоторое снижение, сменяющееся новой волной активности к 16-17 часам.

Закаливание. Составляющие здорового образа жизни - это не только внутренние привычки (правильное питание или строгий режим дня), но и ряд факторов благотворного внешнего воздействия - влияние воздуха, солнца и воды на состояние тела и души. Закаливание помогает приспособиться к условиям окружающей среды, усиливая взаимодействие между рецепторами кожи и нервной системой.

· Закаливание воздухом. Привыкнуть к воздействию свежего, прохладного воздуха и тем самым защитить свое здоровье поможет сон при открытой форточке в любое время года, частое проветривание комнат, ношение легкой одежды независимо от погоды и т.п.

· Закаливание водой. Прохладная вода может максимально эффективно приучить организм к резким температурным колебаниям. Выбирая контрастный душ и холодные обливания как действенные закаливающие процедуры, важно помнить: чем ниже температура воды, тем короче должно быть время ее контакта с телом.

· Принятие солнечных ванн. Подобное закаливание служит формированию устойчивости организма к влиянию солнечного ультрафиолета и помогает воспринимать его полезные для здоровой жизни качества. Принимая солнечные ванны даже в малом объеме, не вызывающем пигментации кожи, можно не только пополнить запасы витамина D, но и укрепить иммунитет на весь предстоящий холодный сезон.



2016-01-05 1328 Обсуждений (0)
Глава 1. Здоровье и здоровый образ жизни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Здоровье и здоровый образ жизни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)