Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Определение модальности



2016-01-05 932 Обсуждений (0)
Глава 1. Определение модальности 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования

«Южный федеральный университет»

Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

Кафедра теории и практики немецкого языка

 

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ МОДАЛЬНОСТИ: СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (на материале романа Макса Фриша «Хомо Фабер»)

Курсовая работа

По направлению 45.03.01 – Филология

Студ. 2 курса очной формы обучения

Гаджиевой Дианы Мирзабековны

Научный руководитель –

Ст. преп. к.ф.н. Бец Юлия Васильевна

Ростов-на-Дону – 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Определение модальности 4

§1. Категории модальности, субъективная и объективная модальности 7

§2. Модальные слова 14

§3. Авторская текстовая модальность и применение субъективной модальности 17

 

 

Введение

Категория модальности является одним из важнейших признаков целостности текста, так же как и категория темпоральности или персональности. Модальность относят к наиболее изучаемым категориям в современной лингвистике, и, как сказала З.Я. Тураева[1]: «модальность можно сравнить с „бумом“ исследований по метафоре».

Актуальность данной работы заключается в значимости категории модальности в немецком языке и её перевода на русский.

Объект исследования - субъективная модальность в немецком языке.

Предмет исследования- модальные слова в немецком языке.

Цель данной работы заключается в выявлении выражения модальности посредством модальных слов на материале конкретного произведения.

 

В соответствии с поставленной целью формулируются следующие задачи:

1) провести анализ классификации модальности и привести примеры;

2) проанализировать употребление модальных слов и привести примеры их употребления;

Материалом для данной работы послужили примеры ……………

Методомисследования являются ………………..

Поставленные цели и задачи определили введение и структуру работы, состоящей из двух частей. В первой из глав рассказывается об историографии вопроса, даётся понятие категории модальности и её характеристики. Во второй главе проводится анализ употребления модальных слов в публицистическом стиле .

Практическая значимостьданной работы заключается в том, …………….

Глава 1. Определение модальности

В числе приоритетных направлений современной лингвистики, наряду с категориями персональности, темпоральности и локальности как актуализационными признаками целостного текста, находится также и категория модальности. Модальность относят к наиболее изучаемым категориям в современной лингвистике, и, как сказала З.Я. Тураева: «модальность можно сравнить с „бумом“ исследований по метафоре». Следует отметить, что языковая модальность получила достаточно солидную разработку как в отечественном, так и в зарубежном языкознании. Сегодня же проводятся исследования в этой области, которые имеют практический или же уточняющий характер.

Виктор Владимирович Виноградов в своей работе «О категории модальности и модальных словах»[2] приходит к выводу, что категория модальности предложения принадлежит к числу основных языковых категорий и в разных языках она раскрывается в разных форм. Он также отмечает, что семантическая категория модальности в разных языках имеет смешанный лексико-грамматический характер. Так, в современном русском языке модальность передается разными средствами, при этом различия в способах выражения этой категории отчасти связаны с внутренними различиями в ее синтаксико-семантических функциях. «Прежде всего, не подлежит сомнению, что различие модальных типов предложений, ярче всего и многообразнее выражается интонационным способом».

Другой русский лингвист И.И.Мещанинов обозначил эту модальность как «понятийную категорию» в своей статье «Понятийные категории и грамматические понятия»[3]. По его словам «понятийными категориями передаются в самом языке понятия, существующие в данной общественной среде. Эти понятия не описываются при помощи языка, а выявляются в нем самом, в его лексике и грамматическом строе. Они могут выступать в лексике, синтаксисе и морфологии…»

С категорией модальности соприкасаются и иногда даже «переплетаются» с нею разные виды эмоциональной экспрессии (например, возмущения, восхищения, угрозы и т. п.).

Многие западноевропейские лингвисты не различают и не отделяют субъективных, экспрессивных форм от категории модальности. Так, французский лингвист Ф. Брюно в своей книге «La pensee et la langueа»[4], анализируя способы выражения таких модальных оттенков как возможность, сомнение, уверенность, невероятность, также рассматривает синтаксические и лексические формы выражения таких чувств как ожидание, надежда, беспокойство, отказ и т.д.

В толковом словаре русского языка Ушакова[5] модальность – от новолат. – modalis - категория, выражающая степень достоверности суждения - филос. - грамматическая категория, обозначающая отношение содержания речи к действительности.

В словаре лингвистических терминов Розенталя[6] модальность – грамматико-семантическая категория, выражающая отношение говорящего к высказываемому, его оценку отношения сообщаемого к объективной действительности. Содержание высказываемого может мыслиться как реальное или нереальное, возможное или невозможное, необходимое или вероятное, желательное или нежелательное и т.д. Модальные значения вместе со значениями времени и лица образуют категории предикативности. Модальность выражается грамматическими и лексическими средствами (формами наклонений, модальными словами и частицами, интонацией).

 

В словаре Ахмановой[7] модальность англ. Modality. Понятийная категория со значением отношения говорящего к содержанию высказывания и отношения содержания высказывания к действительности (отношения сообщаемого к его реальному осуществлению), выражаемая различными лексическими и грамматическими средствами.

Модальность бывает:

1)гипотетическая от англ. Hypothetical (suppositional) modality. Представление содержания высказываемого как предположительного.

2)Модальность глагольная англ. Verbal modality. Модальность, выражаемая глаголом.

3)Модальность ирреальная англ. Unreal modality. Представление содержания высказываемого как невозможного, неосуществимого.

4)Модальность отрицательная англ. Negative modality. Представление содержания высказывания как не соответствующего действительности.

В словаре Duden[8] модальность определяется как:

Modalität - sprachl. Form, die das Verhältnis des Sprechers zu seiner Aussage und der Aussage zur Realität ausdrückt.

А модальный глагол:

Modalverb - Verb, das die Art und Weise eines anderen Verbs näher bestimmt, z.B. können, dürfen, wollen, sollen, scheinen.

Модальность рассматривают в широком и узком смыслах. К первому - исследователи относят так называемую общую или конститутивную модальность, которая является категорией предикативности и входит в обязательное грамматическое значение предложения. Через общую модальность «говорящий придает грамматической формуле предложения при её реализации и высказывании статус сообщения, вопроса, приказания или же пожелания, что соответствует четырем типам высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное, желательное).

К модальности в узком смысле относят следующие семантические категории: объективная модальность, которая характеризует реальное и ирреальное положение вещей, субъективная модальность, которая характеризует положение дел в плане достоверности с точки зрения говорящего; интенциональная модальность, которая характеризует состояние сознания человека.



2016-01-05 932 Обсуждений (0)
Глава 1. Определение модальности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Определение модальности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (932)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)