Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Классическая школа



2016-01-02 397 Обсуждений (0)
Тема 4. Классическая школа 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Зарождение экономической науки ………………………………….стр.2

Тема 2. Меркантилизм……………………………………………………...…стр.4

Тема 3. Физиократы …………………………………………………………..стр.7

Тема 4. Классическая школа …………………………………………………стр.8

Тема 5. Марксизм……………………………………………………………...стр.12

Тема 6. Историческая школа………………………………………………..стр.13

Тема 7. Лозаннская школа…………………………………………………..стр.15

Тема 8. Маржинализм. Австрийская школа………………………………….стр.16

Тема 9. Кембриджская и американская школы ……………………………...стр.19

Тема 10. Институционализм…………………………………………………..стр.21

Тема 11. Теория монополии и конкуренции ………………………………...стр23

Тема 12. Кейнсианство………………………………...………………………стр.27

Тема 13. Неоклассический синтез…………………………………………….стр.28

Тема 14. Неолиберализм ……………………………………………………...стр.29

Тема 15. Развитие экономической теории в России...……………………….стр.31

 

Тема 1. Зарождение экономической науки

Вопрос 1

Концепция Аристотеля об Экономике и Хрематистике, носит классификационный характер. Все виды хозяйства и деятельности людей от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносит с одной из двух сфер – естественной (Экономика) и неестественной (Хрематистика). Экономика представлена земледелием, скотоводством, мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Хрематистика опирается на бесчестных крупных, торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых для достижения корыстной цели, цель которой - быстрое и легкое наживание денег.

Если экономика – искусство приобретать полезные вещи, то хрематистика – искусство делать деньги через торговлю. Цель экономики – естественное богатство, вещи для жизни. Цель хрематистики – неестественное богатство, накопление в денежной форме, обладание деньгами. Формулу экономики можно представить как деньги – товар, то формулу хрематистики: деньги – товар – еще большие деньги. Поэтому экономика имеет предел – разумное личное потребление. За этим пределом приобретение бессмысленно. У хрематистики предела нет и потому она, в отличие от экономики – не естественна.

 

Вопрос 2

Основные положения раннего канонизма можно свести к следующему:

· разделение труда: умственный и физический виды труда равноценны и не должны влиять на положение человека;

· богатство: труд создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро; нетрудовое накопление последних («искусственного богатства») является грехом;

· справедливая цена: ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу «справедливой цены»;

· деньги: являются искусственным изобретением людей и необходимы для облегчения и ускорения меновых операций на рынке благодаря «внутренней ценности» монеты;

· торговая прибыль и ростовщический капитал: торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемые из крупных торговых и ссудных операций, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как небогоугодные и грешные явления.

Основные положения позднего канонизма:

· деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным провидением и склонностями людей;

· богатство: золото и серебро рассматриваются как источник приумножения частной собственности и «умеренного» богатства;

· справедливая цена: затратный принцип установления «справедливой цены» считается неточным, т.к. он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количества денег и нанести ущерб;

· деньги: ценность денег (монет) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащегося в них металла, а по усмотрению государства;

· торговая прибыль и ростовщический капитал: крупные доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском, имеющим место в благопристойной деятельности.

 

Вопрос 3

в) Затратный и морально-этический принцип.

 

 

Тема 2. Меркантилизм

Вопрос 1

Ранний меркантилизм возник еще до великих географических открытий XV века. На этом этапе торговые связи между странами были развиты слабо, имели эпизодический характер. Для достижения положительного сальдо во внешней торговле ранние меркантилисты считали целесообразным:

§ устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары;

§ всемерно ограничивать импорт товаров;

§ не допускать вывоза из страны золота и серебра (с ними отождествлялось денежное богатство).

Следовательно, теория монетаризма ранних меркантилистов может расцениваться как теория «денежного баланса».

Превращение денег в условный знак, фиксированное соотношение находящихся в обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма) оправдывались как фактами обращения неполноценных денег, так и ошибочной констатацией того, что золото и серебро являются деньгами в силу своих природных свойств, выполняя функции меры стоимости, сокровища и мировых денег.

Поздний меркантилизм охватывает период со второй половины XVI в. по вторую половину XVII в. На этом этапе торговые связи между странами становятся развитыми и регулярными. Чтобы достичь активного торгового баланса, выдвигались рекомендации:

§ завоевывать внешние рынки благодаря относительно дешевым товарам (т.е. невысоким ценам), а также перепродаже товаров одних стран в других странах;

§ допускать импорт товаров (кроме предметов роскоши) при сохранении в стране активного торгового баланса;

§ вывозить золото и серебро для осуществления выгодных торговых сделок, посредничества, т.е. для увеличения их массы в стране и сохранения активного торгового баланса.

Поздние меркантилисты сместили акцент в теории монетаризма, противопоставив идее «денежного баланса» ранних меркантилистов идею «торгового баланса»

 

Вопрос 2

Зная причины бедности России: – отсталость сельского хозяйства, и промышленности, неразвитость финансовой системы, засилие иностранцев в торговле, зная скрытые возможности этой огромной страны И.Т. Посошков выдвинул программу обновления России, увеличения ее богатства.

Основное – это торговля. Для ее упорядочения должно установить твердые цены, единые пошлины, монопольное право купеческого сословия на торговлю, запрет на ввоз предметов роскоши и вывоз сырья. В экономическую программу входило также развитие промышленности на на основе разведки рудных месторождений, строительства заводов за счет казны, государственной помощи предпринимателям, предоставления им дешевых кредитов.

В области сельского хозяйства Посошков предлагал строго ограничить размер повинностей, переложить основное налоговое бремя на собственников земли, снизить крестьянские подати. Он выдвинул передовую идею о том, что все классы, кроме духовенства, должны облагаться налогом. Основным объектом налогообложения он предлагал сделать земельные владения или промыслы.

Развитие меркантилизма, как и других наук, в России происходило значительно позднее, нежели в Европе. Это связано с рядом причин: крепостное право как отголосок рабовладельческого строя, существовавшее в России, тормозило развитие государства. В Европе не только проблема рабства, но и феодальные пережитки были преодолены. Слабое развитие промышленности, во-первых, не давало населению необходимых товаров и создавало благотворную почву для иностранных купцов, а соответственно, способствовало вывозу денег за границу. Кроме того, до преобразований Петра I Россия не имела ни мощного флота, который можно было бы использовать в торговых целях, ни испытанных морских путей для сбыта товаров за границу.

 

Вопрос 3

а) Сфера обращения

Тема 3. Физиократы

Вопрос 1

Вопросы для сравнения Меркантилисты Физиократы
1. Где создается богатство Богатство создается в результате внешней торговли, при обязательном протекционизме государства, при проводимой политике активного торгового баланса, в сфере обращения, где произведенные товары превращаются в деньги. Богатство создается в результате производства, но только такого производства, где работает природа.
2. Кто создает богатство Богатство создается купцами. Производство служит лишь предпосылкой для создания богатства. Богатство создается производительным классом – теми, кто обрабатывает землю (крестьяне, арендаторы).
3. Кому достается чистый доход Чистый доход достается государству Чистый доход достается собственникам земли.
4. Отношение к торговцам Основное требование государства – деньги должны оставаться в стране. Местные купцы должны возвращать выручку в свою страну, иностранным купцам предписывается тратить деньги внутри страны. Бесплодный (непроизводительный) класс.
5. Отношение к ремесленникам Люди, занятые во всех отраслях производства и обслуживающей сфере создают предпосылки богатства страны. Непроизводительный класс.
6. Отношение к деньгам Деньги – искусственное изобретение людей. Деньги – фактор роста национального богатства. Деньги – техническое орудие, вещь, облегчающая процесс обмена. Деньги – стихийно выделившийся в товарном мире товар.

 

 

Вопрос 2

Разное определение и понимание основ экономики является главной причиной разительного расхождения во взглядах между меркантилистами и физиократами. Для меркантилистов основой экономики является торговля, для физиократов - сельское хозяйство. Объединить эти два понятия невозможно, а значит, невозможно и прийти к общему взгляду на суть экономики как науки в целом.

 

Вопрос 3

Данное высказывание принадлежит физиократам, они считали богатством не деньги, а "произведения земли". Сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность, с их точки зрения, является источником богатства общества, что и определяется "естественным" законом, установленным самим Богом.

 

Тема 4. Классическая школа

Вопрос 1

Уильям Петти (1623–1687) видел источник богатства не в деньгах, не во внешней торговле, а в труде. Он считал, что материальной основой богатства служит земля, природа, а создатель богатства – труд в различных сферах материального производства. В качестве основы экономического анализа Петти выдвинул процесс производства (а не сферу торговли, обращения).
Многие авторы считают, что У. Петти положил начало формированию концепции, позднее получившей название классической школы политической экономии.

Рассматривая вопрос о том, какие факторы участвуют в производстве продукции, создании богатства, Петти выделяет четыре фактора.
Первые два фактора – земля и труд – основные.
Петти считал, что «оценку всех предметов следовало бы привести к двум естественным знаменателям, к земле и труду; т.е. нам следовало бы говорить: стоимость корабля или сюртука равна стоимости такого-то и такого-то количества земли, такого-то и такого-то количества труда, потому что ведь оба – и корабль, и сюртук – произведены землей и человеческим трудом».

Два других фактора, участвующих в создании продукта, важны, но они не основные. К не основным факторам Петти относит, во-первых, квалификацию, искусство работника; во-вторых, средства его труда – орудия, запасы и материалы. Эти факторы делают труд производительным. Но они не могут существовать самостоятельно, т.е. без труда и земли.
Таким образом, у Петти мы находим два мерила стоимости (ценности): труд и землю.

 

Вопрос 2

У Смита представлены три концепции стоимости.

1. С одной стороны, признавая равнозначность всех видов производительного труда с точки зрения создания стоимости, Смит приходит к выводу, что стоимость не что иное, как количество заключенного в товаре необходимого труда. Труд является не только источником богатства, но и мерой стоимости. В результате разделения труда люди производят различные товары, а затем обмениваются ими.

2. Вторая концепция сводится к тому, что стоимость определяется тем количеством труда, которое можно купить на данный товар. Если рассматривать простое товарное производство, то принципиальной разницы между первой и второй концепциями нет. Однако если взять производство, в котором существуют капитал и наемный труд, то картина складывается иная. В этом случае, как заметил Смит, работнику не всегда принадлежит весь продукт его труда. «В большинстве случаев он должен делить его с владельцем капитала, который нанимает его.

3. В условиях же капиталистического производства стоимость (меновая стоимость или естественная цена), по мнению Смита, складывается из издержек, включающих заработную плату, прибыль и ренту: «заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками всякого дохода, равно как и всякой меновой стоимости»

 

Вопрос 3

Рикардо показал неправомерность утверждений физиократов, будто рента (чистый продукт) является даром природы.Он обратил внимание и на неточность в трактовке Смита, который допускал, что часть дохода, полученного в земледелии, обязана своим происхождени­ем силам природы. Природа, доказывает Рикардо, в создании ренты не участвует и не определяет уровень цен. Источником ренты является не плодородие земли, а труд работников, занятых в сельском хозяйстве.

Стоимость хлеба и другой сельскохозяйственной продукции опре­деляется затратами труда на относительно худших участках земли. Это регулирующая цена. По ней продается продукция (одинакового каче­ства), получаемая и на других, средних и лучших землях. На землях более плодородных образуется избыток продукции, который и стано­вится источником рентного дохода собственников земли

 

Вопрос 4

Теория Мальтуса заключаются в том, что он пытался возвести в ранг закона то, что “ …население, увеличиваясь в геометрической прогрессии, будет увеличиваться каждые 20-25 лет, а производство …необходимых предметов существования, возрастая в арифметической прогрессии, не сможет приумножаться аналогичными темпами”. Отсюда видно, что Мальтус биологическую способность человека к продолжению рода характеризует только природными инстинктами, как у животных. А невозможность увеличивать производство продовольствия объясняет ограниченностью ресурсов земли и популярным в то время “законом убывающего плодородия почвы”.

Если рассмотреть положение народов Африки в настоящее время с позиции теории Т.Р. Мальтуса, то действительно можно сделать вывод, что их бедственное положение тесно связано с опережающими темпами прироста населения по отношению к темпам прироста продуктов потребления. Это, в свою очередь, определяется низким уровнем НТР, низким уровнем культуры, недостаточностью и низким уровнем медицинского обслуживания, примитивным (для сегодняшнего дня) уровнем экстенсивного земледелия.

 

Вопрос 5

б) Действия в условиях свободной конкуренции предпринимателей, не зависящих от воли и намерений индивида объективных экономических законов.

Тема 5. Марксизм

Вопрос 1

Стоимость, по Марксу, есть реальная общественная форма продукта, который производится как товар, – в противоположность его натуральной форме – «потребительной стоимости». Это – общественная (экономическая) сущность товарной формы продукта.

Производительный труд - труд, воплощающий в произведённом продукте больше рабочего времени, чем его затрачено на жизненные средства, необходимые для воспроизводства рабочей силы. Производительна лишь та рабочая сила, применение которой дает большую стоимость, чем та, которую имеет она сама.

Прибавочная стоимость - стоимость, создаваемая неоплаченным трудом наёмного рабочего сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом. Производство и присвоение прибавочной стоимости составляет сущность основного экономического закона капитализма.

Цена производства - цена капиталистически произведённого товара, равная издержкам производства плюс средняя прибыль на весь авансированный капитал; превращенная форма стоимости товара.

 

Вопрос 2

Маркс, так же как и Рикардо признает два основных класса – класс пролетариев и класс капиталистов. Также Маркс в своих трудах развивает далее трудовую теорию стоимости Рикардо. Маркс почти полностью разделяет положения Рикардо по поводу сущности и стоимости денег, за исключением - количественной теории. Почти аналогичны и теории ренты, описанные у Маркса и Рикардо. Разница в дополнении Маркса о существовании наряду с “дифференциальной” рентой ренты “абсолютной”.

Маркс, был определенного рода – продолжателем идей и теорий Рикардо, с поправками и новшествами, в силу времени и опыта.

Вопрос 3

б) превращенная форма стоимости рабочей силы.

 



2016-01-02 397 Обсуждений (0)
Тема 4. Классическая школа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Классическая школа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (397)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)