Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Естествознание и специфика гуманитарного знания



2016-01-02 2988 Обсуждений (0)
Естествознание и специфика гуманитарного знания 0.00 из 5.00 0 оценок




Предметомфилософии является мир в целом, универсальные принципыбытия, познания, общества и человека. Цель философии – проблематизация, прояснение и критическое размышление относительно основополагающих принципов бытия, познания и человеческого существования.

Естественнонаучное знание(естествознание) представлено таких формах, как физика, астрономия, химия, биология, геология, география и

др. Предметом естествознания является природа. В естествознании используются математические методы описания, эмпирические исследования, знание удостоверяется с помощью эксперимента.

Особо следует выделить математику, которую часто относят к естествознанию. Однако, в отличие от «наук о природе», предметом математики являются идеализированные теоретические объекты(числа, функции), а не материальные объекты.

Естествознание– это совокупность специальных наук, методов,экспериментов, практик, исследующих материальные объекты, Естественные науки стремятся к обнаружению универсальных закономерностей и причинно-следственных связей различного порядка. Естествознание с необходимостью использует качественные и количественные методы, добиваясь максимально возможной математической аппроксимации и эмпирической достоверности, оно исследует унифицированные и универсальные формы существования объектов, абстрагируясь от культурно-исторических условий.

Естествознание методологически строго рациональнов планереализации научной программы. Нормой познавательного процесса является работа сознания («бессознательное», «экзистенция» должны быть элиминированы, изолированы от рациональных процедур и методов, которыми пользуется ученый (scientist)). Цель такого процесса –познание объективной истины.Благодаря процедурамверификации

(опытное подтверждение или опровержение научной гипотезы) и фальсификации(открытость научной теории теоретическому жеопровержению, критике) можно установить «истинность» либо «ложность» в рамках естествознания. Во временном планеестествознаниеобнаруживает перспективы своего развития только вбудущем. Отсюда«перспективизм», «прогрессизм», «футурация» как неотъемлемые характеристики точных наук.

Гуманитарное знание– это совокупность дисциплин, методов,сконцентрированных на обществе, человеке и его деятельности. При этом мир, окружающий человека, рассматривается как в реальном, так и в «виртуальном» (желаемом/отвергаемом, ретроспективном/проективном) измерениях. Гуманитарное знание широко использует в ходе исследования ценностный подход. Одной из главных целей гуманитарного знанияявляется обнаружение целей и смыслов человеческого существования.

Гуманитарное знание(в особенности философское знание)объективно «ретроспективно». Очевидна в философии, например, постоянная историко-генетическая обращенность «назад», к «точкам роста», к «спящим почкам» «генеалогического древа философского познания». Происходит постоянная реактуализация ранних философем, греческих и латинских концептов. Гуманитарному знанию в целом поэтому присущи такие черты, как ретроспективизм, историзм,контекстуальность.Именно благодаря этой его особенности мыобязаны постоянному возрождению знания, обращению к истокам и первичным интеллектуальным «энергиям» (неоплатонизм, неопифагореизм, неотомизм, неогегельянство, неокантианство и т.д.). Гуманитарное знание приемлет как рациональные подходы, так и герменевтические, то есть допускающие различные интерпретации. Цельгуманитарного знания – рационально обоснованное понимание.

Фундаментальными характеристикамигуманитарного знанияявляются следующие:

1) Антропологическая направленность(собственно«гуманитарность»). Основные категории – «культура», «человек», «текст».

2) Энциклопедизм– максимально возможная широта охватакультурно-исторических реалий и артефактов «всех эпох и народов», работа с «архивами», универсальная тематизация и контекстуализация знания.

3) Текстуальность– структурно-эмпирическая характеристиказнания, единицами которой являются: «текст», «интертекст», «нарратив», «дискурс». Сегодня, в связи с развитием информационных технологий, сюда можно включить и «гипертекст», имеющий мультимедийный характер.

Вербальность– словесная форма дискурса в противоположность«цифровому» характеру описания естественных наук.

5) Коммуникативный характер– предельно широкая эмпатическая обращенность «коммуникантов», явная или неявная диалогичность этого знания.

Наряду с этим, всем видам знания присущи, по мнению Поппера, две рациональные функции языка:дескриптивная и аргументативная.Иерархия и соотношение видов знания в зависимости от конкретной культурно-исторической эпохи претерпевали характерные изменения. Тем не менее, ясно прослеживается их взаимосвязь и взаимодополнительность.

К числу очевидных сходств всех видов рационального знания можно отнести следующие:

1) Понятийно-концептуальный тип дискурса, в отличие от символико-метафорического, мифо-поэтического дискурса.

2)Критический характер знания рационального дискурса, в отличие от авторитарно-апологетической морально-религиозной догматики, присущей эзотерическому дискурсу жреческого знания.

3) Рефлексивность заключается прежде всего в последовательной рекурсивности, то есть постоянной обращенности мысли к себе самой, дистанцирование от всех экзистенциальных предпосылок, конституирование собственно «субъекта» познания. «Вынесение за скобки» познавательного процесса возрастно-половых, расовых, конфессиональных и любых иных индивидуально-личностных характеристик, того, кто познает, позволяет достичь большей точности и объективности. При этом субъект на всем протяжении познавательного акта остается самотождественным.

Фундаментальные различия, присущие естествознанию игуманитарному знанию в целом, включая сюда философию и социальные науки, таковы:

Принципу точности (математической точности, по преимуществу), аппроксимациив естествознании, противополагаетсяпринципинтеллектуально-интуитивного усмотрения истины(aletheia). Вистории развития точных наук явно наблюдается процесс преодоления и последовательного вытеснения одной теорией другой теории (это достаточно ясно показал Т. Кун), и это de facto закреплено в словосочетании «смена научных парадигм». Для современной физики или химии история данной дисциплины не является актуальной. Гуманитарное знание и философия постоянно возвращаются «к истокам» с целью более адекватного понимания настоящего положения дел. Например, история философии является не «исторической», «архивной» частью философского знания, но одной из необходимых фундаментальных частей его. Гуманитарное знание, философия и социальные науки с необходимостью учитывают аксиологический фактор. Они принимают во внимание существование, конфигурацию и иерархию той или иной исторически определенной системы ценностей. Ценности –смысло-жизненные принципы личности, социальной группы. Их системаи структура, определяют порядок функционирования культуры и общества, позволяют осуществлять идентификацию личности в различных социальных «средах». Они едва ли поддаются унификации и универсализации. Ценности не калькулируемы в принципе и не могут измеряться количественно, в отличие от объектов естествознания. Философская дисциплина, предметом которой является изучение природы, структуры и иерархии ценностей, называется аксиологией.

Если выразить обсуждаемое нами разделение более корректно, то следует говорить о «естествознании» и «гуманитарных дисциплинах». Синонимичным выражением для естествознания будет понятие «наука» (в англоязычной терминологии – science), «естественные науки» (naturalscience).

Гуманитарное знание не может соответствовать таким общепризнанным научным (естественно-научным) критериям, как математическая и эмпирическая точность,всеобщность и необходимость(выражающим принципы универсальности, генерализациии номотетичности). Поэтому, более точной рубрификации гуманитарного знания будет соответствовать понятие «гуманитарные дисциплины» (в англоязычной терминологии этому полю знания соответствуют – socialscienceиhumanities).

Термин «дисциплина» (лат., disciplina), согласно первоначальному этимологическому ряду совмещает в себе смысл как научного, так и гуманитарного плана. Более того, этот термин предполагает также и педагогический аспект знания, который присутствует как в естественных науках, так и в области гуманитарного знания. Латинский термин «дисциплина» в главном своем значении указывает на «учение, обучение”.

наставление», затем это «учение, система», одним из субзначений этого второго значения оказывается «наука» (disciplina militaris, военная наука; disciplina dicendi, риторика и проч.). Наконец, третьим значением термина дисциплина оказывается «строгий порядок, дисциплина». Изначальную «педагогичность» и косвенным образом «гуманитарность» подчеркивают еще два термина: disciplina, «ученица», и disciplus, «ученик». К тому же, слова (термины) «дисциплина», «дисципула» и «дисципулус» происходят от одного корня, disco, «учиться», «узнавать».

Таким образом, не порывая с «наукой», но и уклоняясь от сциентизации, гуманитарное знание, терминологически обозначаемое как «гуманитарные дисциплины», сохраняет свою антропологически центрированную познавательную специфику, а также педагогическую направленность, будучи «хранилищем» системы традиционных ценностей.

Что касается экономического и экологического знания (экономика и экология), то ученым соответствующих дисциплин, как нам кажется, необходимо учитывать методы и цели как естествознания, так и гуманитарного знания. Помочь им в этом непростом методологическом проблемном поле может опыт эпистемологических исследований, в течение более чем двух с половиной тысяч лет накопленный в философии.

Философия, будучи системой универсального знания о бытии, познании, природе, обществе и человеке занимает особое место среди дисциплин гуманитарного цикла. Как уже говорилось выше, кроме рефлексивности, присущей как естествознанию, так и гуманитарным дисциплинам, она обладает саморефлексивностью. То есть, кроме критического рассмотрения оснований других видов знания, она с необходимостью должна подвергнуть критическому анализу собственные основания, как это делали Декарт, Бэкон, Кант, Гегель, Маркс, Ницше, Гуссерль, Хайдеггер, Поппер и другие.

В сравнении с другими науками и дисциплинами философию отличает принцип универсальности, что предполагает и обязывает рассматривать общие проблемы, относящиеся к любому региону познания и действительности, в связи с прошлым, настоящим или будущим временем. Философия представляет собой универсальный вид рефлексии по отношению к общим принципам конституирования бытия, обоснованию рационального знания (в том числе и философского), также относительно социальных и культурных практик. Она в рациональной форме способствует определению и прояснению положения человека в мире. Философия как академическая дисциплина представляет собой широко дифференцированную сферу знания, специализированную в соответствии с универсальными проблемами: бытия, познания, мирового исторического процесса, общества, человека, культуры и т.д. В связи с проработкой данной проблематики сформировались такие специальные философские дисциплины как онтология, гносеология, история философии, социальная философия, философия истории, философская антропология, этика, эстетика, аксиология и т.д. Предметом философии является мир в целом, универсальные принципы бытия, познания, общества и человека. Цель философии — проблематизация, прояснение и критическое размышление относительно основополагающих принципов бытия, познания и человеческого существования.



2016-01-02 2988 Обсуждений (0)
Естествознание и специфика гуманитарного знания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Естествознание и специфика гуманитарного знания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2988)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)