Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жизнь и быт русского народа



2016-01-05 919 Обсуждений (0)
Жизнь и быт русского народа 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Обычаи и нравы людей. В XVI в. обычаи и нравы в России постепенно меняются. Церковь пыталась смягчить многие грубости и жесткости домашнего быта. Брак признавался только церковный. Один иностранный путешественник писал в середине XVI в., что русские женят своих сыновей с 16 лет, а дочерей с 13.

Церковный собор (Стоглавый) требовал не венчать девочек моложе 15 лет. Но это правило часто нарушалось. Надо помнить, что и дети в ту эпоху взрослели раньше. Развод допускался крайне редко и в виде исключения. Браки считались нерушимыми. Впрочем, если один из супругов уходил в монастырь (становился монахом), брак расторгался.

О браке договаривались родители. После смотрин составлялся брачный договор и проходило обручение жениха и невесты. Богатые и знатные люди стремились жениться на “ровне”, то есть людях своего круга. Главой семьи считался муж, а жена должна была его во всем слушаться. Но в жизни все часто зависело от чувств людей друг к другу. Детей всегда крестили (часто на восьмой день после рождения) и давали имя того святого, которого в этот день праздновали. Поэтому в одной семье имена детей могли повторяться. Так, в родословной росписи князей Фоминских указано: “князь Константин Юрьевич Фоминской, а у него три сына и все Федоры, а прозвища им были: большому Красный, а среднему Слепой, а третьему Меньшой”. Прозвища были также у очень многих горожан и крестьян.

Прозвищем человек выделялся среди других. Иногда оно переходило по наследству к детям. От многих прозвищ произошли русские фамилии: Зайцевы, Рыбкины, Слепцовы...

Обычаи требовали наказывать детей за проступки. Случалось, что их били даже розгами. В “Домострое” сказано: “Наказывай детей в юности, и они будут покоить старость твою”. Детям запрещалось жаловаться на родителей. Но любовь и ласка родителей к детям, конечно, были. Государь Василий III не мог надышаться на своего сына.

День русского человека был заполнен трудом. Работали все: князья, дворяне, купцы, ремесленники, крестьяне. Летом вставали с восходом солнца, а зимой — задолго до рассвета. Раннее утро посвящалось домашним делам. Хозяин обходил дом, давал указания слугам, планировал работы на весь день.

После завтрака мужчины уходили на работу или службу: купцы в лавки, ремесленники в мастерские, чиновники в приказы. Жены вели все хозяйство. В полдень наступал перерыв в работе: все закрывалось, и люди шли домой обедать. У простых людей обед бывал простой, но сытный: щи, каша, квас. У богатых на роскошном обеде могли подавать несколько десятков блюд, чаще всего мучные, мясные, рыбные.

В постные дни недели (среда, пятница) ели овощи. Считалось, что богатые люди должны быть тучными. Худоба — признак бедного или больного человека.

После обеда вся жизнь на Руси замирала. Все ложились спать, даже городская стража. Сон после обеда и баня стали национальной русской традицией. Баня считалась лекарством от всех болезней. Нередко из народной бани люди летом бросались в реку, а зимой в снег, после чего возвращались назад. Для борьбы с болезнями и эпидемиями, закалки человека бани были очень полезны.

После дневного сна многие делали свои домашние дела, другие уходили еще раз на работу. Вечером хозяин снова обходил свой дом и хозяйство, выслушивал отчеты слуг и жены. Наступало время семейного отдыха и ужина. Рассказывали новости, слушали былины и песни. Богатые порой приглашали скоморохов — артистов народного театра. Те пели, играли, показывали веселые представления. Иногда скоморохи приводили с собой дрессированного медведя.

Но уже в XVI в. жителями России были не только русские, но и татары, башкиры, мордва, ненцы и ханты. Их обычаи сильно отличались от русских. Россия складывалась как многонациональное государство.

Народные праздники. Многие древние праздники нашли себе место в христианском году. Зимой праздновали святки (в конце декабря — начале января). Тогда девушки любили гадать о женихах. 1 января праздновали Васильев день. В святки все устраивали обильные пиры, ходили в “личинах” (масках), жгли костры и прыгали через них. В праздники считалось грешно работать, все должны были веселиться. Самым веселым зимним праздником была масленица — проводы зимы. Она длилась неделю — перед началом великого поста. В эту неделю также было много хмельного питья, пиров. Люди пекли блины, жгли чучело масленицы. С горок катались на санках, устраивали борьбу и кулачные бои — стенка на стенку и попарно.

В конце июня (летний солнцеворот) наступал самый таинственный языческий праздник — ночь на Ивана Купала (на 24 июня). Церковь боролась с этим праздником, но ничего поделать не могла. Люди жгли костры, искали ночью цветок папоротника, который поможет найти клад, девушки бросали венки в реку и так далее.

Многие народные игры пришли из глубины древности. Некоторые дожили до наших дней: городки, лапта, катание с горок на санках. Юноши и девушки в праздники водили хороводы, играли в прятки, качались на качелях.

Из азартных игр (на деньги) самой массовой была игра в кости (зернь). Сейчас мы вместо костей бросаем кубик. Дома играли в шашки и шахматы, бирюльки (палочки).

Многие игры и состязания тренировали людей, были спортивными: борьба, бег, верховая езда, стрельба из лука в цель, перетягивание каната.

Широко в народе праздновали окончание полевых работ — сбор урожая. Ведь большинство населения страны — крестьяне. Например, праздновали первый каравай, испеченный из муки нового урожая. Цикл народных и церковных праздников повторялся каждый год. Так повторялись времена года, пахота, сев и сбор урожая. Люди жили внутри великого круга природы и ощущали себя частью этого мира.

Русская одежда. Основной одеждой людей, как и прежде, была рубаха из шерстяной или льняной ткани. Богатые и знатные люди, выходя из дома, обязательно надевали на шею ожерелье из жемчуга, драгоценных камней. Иногда его просто вышивали на рубахе золотыми нитями. Бедные люди вышивали вокруг ворота узор красными нитями. Это — оберег, охраняющий человека от зла и болезней. Украшениями покрывались также концы рукавов, низ подола рубахи.

Беднота и крестьяне носили короткие рубахи до колен. Богатые люди носили рубахи до пят. Штаны носили мужчины. Мальчишки долго бегали в детстве в одних рубашках. В основном обувь была кожаная. Лапти, плетеная обувь из лыка, была дополнительной даже у крестьян. Сапоги — это обувь бояр и дворян; поршни — обувь крестьян и простых горожан. Поршни делали из целого куска кожи и подвязывали к ноге ремешками. Простые сапоги из мягкой кожи желтого и черного цвета также носил простой народ. Знать в праздник надевала сапоги с каблуками, загнутым носком, украшенные рисунком и жемчугом, красного или зеленого цвета.

На головах простолюдины носили войлочные шляпы, сужающиеся кверху. Бояре и царь носили дома маленькую шапочку, а выходя в город, надевали высокую меховую “горлатную” шапку. Иностранцы писали, что русские бояре на головах “носят белый колпак с пуговицами из серебра, золота, жемчуга или драгоценных камней” или шапку из черной лисицы, расширяющуюся кверху, а дома на голову надевают ночную шапочку, которая закрывает только макушку головы. Она богато вышита золотом, шелком, украшена дорогими камнями. При этом волосы на голове стриглись очень коротко.

Чем богаче и знатнее был человек, тем больше на нем было дорогой одежды. Крестьяне летом могли работать в одной рубахе и сапогах. Зимой простые люди носили шубы из овчины и кафтаны. Бояре носили шубы куньи, беличьи, соболиные. Дома боярин часто носил одну рубаху, украшенную шитьем. Но для выхода поверх нее надевали зипун — легкую шелковую одежду до колен, затем кафтан из золотой парчи с персидским кушаком (поясом). На кушаке вешали нож и ложку. Ведь на пиру, даже у царя, все пользовались своими ножами. На кафтан надевали распашное платье из дорогого шелка, подбитое мехом — ферязь. Сверху же набрасывали на плечи богатую шубу из дорогого меха. Одежда на Руси 16 века — это признак своего сословия. Крестьянин не должен был носить одежду купца. Купец не имел права носить боярскую шапку или кафтан.

Длинные рубахи из полотна были основной женской одеждой. Они также обязательно украшались вышивкой. На ногах женщин была всегда кожаная обувь, соответствующая достатку и сословию. Головы всегда покрывались платками (убрусами), которые закрывали волосы и шею. Открытым оставалось только лицо. Девушки до свадьбы могли открывать свою голову. Считалось позорным, если волосы хоть чуть-чуть выбивались из-под платка. Чужие мужчины не должны были видеть волос женщины. Не случайно и сейчас в церкви женщины должны иметь платок на голове. Верхняя женская одежда называлась опашень. Это чаще всего красная накидка до земли с рукавами и воротником. Под ней носили летник, позднее превратившийся в сарафан.

У знатных боярынь и дворянок одежда шилась из шелка, золотой парчи, атласа. У бедных — из простого полотна и дешевой шерстяной ткани.

Руки богатых людей украшались дорогими перстнями. На шее у женщин можно было видеть широкие ожерелья из жемчуга, золота и самоцветов, в ушах — серьги.

Одежда русского народа поражала иностранцев своими радостными, веселыми цветами, пышностью. Однако она четко делилась на бедную для простого народа и роскошную для бояр и дворян.

Что ели на Руси в XVI веке. Основной пищей тогда, как и прежде, считался хлеб. Из муки пекли как ежедневную, так и праздничную еду. Ремесленники-пекари именовались тогда по-разному: хлебники, калачники, караваечники, пирожники, пряничники. Каждый делал и продавал только свой вид продукции. Больше всего пекли и ели ржаного (черного) хлеба. Армии для походов пекли большой запас ржаных сухарей. Из пшеницы пекли калачи — большие хлеба.

Очень любили на Руси пироги. Их делали с маком, медом, капустой, грибами, мясом, репой и другими начинками.

Каши ели каждый день — овсяную, гречневую, пшенную. Очень любили кисель из гороха и овса, а также квас. К праздникам варили пиво. Квас и пиво держали в бочках в погребах или подвалах. Как богатые, так и бедные ели очень много овощей: капусту, лук, чеснок, свеклу, морковь, репу, редьку, горох. В своих садах выращивали яблоки и вишни, сливы и груши. Очень много собиралось лесных ягод: малины, смородины, черники, земляники и других. Арбузы и лимоны привозили в города купцы с юга.

Много ели грибов и меда. Последний заменял русским людям сахар. Рыбу ели не только свежей, но и соленой, сушеной, вяленой. Ее толкли в муку и подсыпали в щи. Ведь постных дней, когда мясо запрещала есть церковь, на Руси очень много.

В знатных домах, в монастырях готовили множество блюд и кушаний, например: пироги с сыром, оладьи с медом, кашу на ухе, кисель со сливками, икру черную с луком, баранину печеную, лебедей, рябчиков, сок топленый и многое другое. Как одежда, так и пища высшего сословия отличалась от низших. Показателем богатства считалось множество разных блюд на пиру и дорогая (золотая, серебряная) посуда. За столом люди пользовались, как правило, только ножом и ложкой, которые приносили с собой. Пища в XVI веке была вкусной и здоровой.

Смутное время (1598 — 1613)

События, начавшиеся в России после смерти царя Федора Ивановича (1584 — 1598), человека недалекого и набожного, большого любителя колоколь­ного звона, при котором Русь отдохнула от бедствий царствования Ивана Гроз­ного, и завершившиеся в 1613 г. избранием на Земском Соборе нового царя Михаила Романова, родоначальника новой династии, получили в литературе название Смутного времени или Смуты.

Главная причина Смуты — утрата внутреннего равновесия российского об­щества из-за потери важной опоры государства — легитимной (законной) мо­нархии. Династический кризис (царь Федор умер бездетным и его преемником был избран Земским Собором Борис Годунов (1598 — 1605)), обострив все про­тиворечия в обществе, усилил действие других дестабилизирующих факторов, приведших в конце концов к гражданской войне в России: рост социальных противоречий и закрепощение крестьян, экономический кризис, тяжелый трех­летний голод 1601 — 1603 гг. и гибель до трети населения страны, борьба между боярскими кланами за власть, восстания казачества и холопов, появление са­мозванцев и в конце концов — иностранная военная интервенция.

Борис Годунов, многоопытный и талантливый правитель, стремился стать идеальным монархом и вел очень осторожную политику. Он пытался провести реформы в интересах основных слоев русского общества, сблизиться с Запад­ной Европой. Но обстоятельства были против него, все его начинания и ре­формы потерпели крах. Разочарование в царе-реформаторе быстро перерос­ло в ненависть к нему со стороны всех слоев общества. Боярские партии, не­довольные “худородным” царем, в жилах которого не было крови Рюрикови­чей, плели заговоры.

В такой ситуации появление самозванца Григория Отрепьева (слуги бояр Романовых, также претендентов на власть), назвавшегося именем царевича Дмитрия, последнего сына Ивана Грозного, погибшего в Угличе (1591 г.) в дет­ские годы, вызвало в России всеобщий энтузиазм. Поддержанный польскими магнатами Лжедмитрий I начал поход на Москву и после неожиданной смерти Бориса Годунова вступил в нее (июнь 1605 г.) и был провозглашен царем.

Но он не смог выполнить свои прежние обещания и не удовлетворил ни боярскую верхушку, ни народные массы. Обострили недовольство москвичей его тайный католицизм и женитьба на Марине Мнишек (католичке и полячке). 17 мая 1606 г. он был убит, и царем стал Василий Шуйский — глава влиятель­нейшего боярского рода, правивший в интересах боярской элиты.

Восстание Ивана Болотникова (1606 — 1607) потрясло всю страну. Болотниковцы осадили Москву. С огромным трудом Василию Шуйскому удалось раз­громить Болотникова, называвшего себя воеводой царя Дмитрия Ивановича. Стоит отметить, что в войске Болотникова были люди всех сословий в дальнейшем активно участвовавшие в гражданской войне: казаки, разбойный эле­мент, дворяне, посадские, холопы, крестьяне, служилые люди.

Именно они стали опорой вторгшегося из Польши второго самозванца Лжедмит­рия II,ядром войска которого являлись поляки и казаки. Он также ходил на Москву, но взять ее не смог и создал параллельную государственную структуру у себя в Тушине, контролируя значительную территорию страны. Ситуация значитель­но ухудшилась после открытой военной интервенции: с запада вторглись поля­ки, а с северо-запада — шведы. Московская аристократия, свергнув Василия Шуйского в 1610 г., создала собственное правительство — “семибоярщину” и пригласила на русский престол польского королевича Владислава. Польские войска заняли Москву.

Народ был измучен годами анархии, оскорблен в своих пат­риотических и религиозных чувствах. Стремление восстановить государствен­ный порядок быстро нарастает в сложившихся условиях и становится массовым. После первого ополче­ния (1611 г.), разгромленного поляками, в 1612 г. в Нижнем Новгороде форми­руется второе ополчение во главе с купцом Козьмой Мининым и князем Дмит­рием Пожарским. В призыве к народу посадский староста Минин писал: “Бу­дем нам похатеть помочи Московскому государству, ино нам не пожалети животов (жизней) своих..., ино не пожалети и дворы свои продавать и жены и дети закладывать”.

Второе ополчение изгнало поляков из Москвы в октябре 1612 г. и создало общерусское правительство. Земский Собор начала 1613 г. избрал новым царем 16-летнего Михаила Романова, вокруг которого с целью преодоления анархии сплотилась вся страна. Успешно решалась и задача пре­одоления последствий интервенции. В 1617 г. был заключен мир со шведами, а в 1618 г. — перемирие с Речью Посполитой, по которым Россия все же шла на значительные территориальные уступки. Вернувшийся из польского плена отец Михаила Романова — патриарх Филарет, властный и умный стратег, стал фак­тическим правителем государства. Главным итогом этого труднейшего в исто­рии России периода стало восстановление политической независимости Рос­сии и ее территориального единства.

Россия в XVII веке

Задача восстановления разоренной Смутой России была очень трудна и в основном решена лишь в середине XVII в. Царь Алексей Михайлович (1645 — 1676) взошел на престол, как и его отец, в 16 лет.

Страстный любитель соколиной охоты (автор замечательной книги о ней) и поклонник театра, Алексей Михайлович за свою тонкую осторожную политику вне и внутри страны получил прозвище “Тишайший”.

Главная заслуга его внешней политики – объединение с Украиной. Украина и Белоруссия к середине XVII века входили в состав Речи Посполитой. Против засилья католичества и польских панов поднял восстание запорожских казаков Богдан Хмельницкий. Православное население Украины активно его поддержало. Но без поддержки России Украина освободиться не могла.

В 1654 г. Хмельницкий собрал в Переяславле национальную Раду (совет), решившую объединить Украину с Россией. Для Москвы это объединение означало тяжелую и изнурительную войну с Польшей и Швецией. Но царь Алексей Михайлович и специально собранный Земский собор в Москве на это пошли. После долгой разорительной войны по Андрусовскому перемирию 1667 года с Польшей в состав России вошли Смоленск Чернигов и вся левобережная Украина (по Днепру). Правобережная Украина осталась в составе Польши.

В XVII в. в России уже появляются ростки нового времени: мануфактуры, рост предпринимательства, усиливаются контакты с Западной Европой. Но в целом в деревне и городе господствовали феодальные отношения. Шел рост крупной земельной собственности, развивающейся теперь не в форме вотчи­ны, а в форме поместного землевладения. Ремесло (изготовление на заказ) постепенно перерастает в мелкотоварное производство (изготовление на ры­нок). Число городов к концу века достигает 300.

Свободное крестьянское землевладение в центре страны почти полностью исчезло. Страна населена редко и крестьяне жили в небольших деревнях. Сельское хозяйство носило, в основном, натуральный характер. Неурожаи, примерно один раз в пять лет, приводили к голоду.

Обмен товарами внутри страны осуществлялся через систему ярмарок: Макарьевской (Н. Новгород), Сербитской (Урал), Свенской (Брянск) и массы других более мелких. Главную прибыль казне давали меха, соль, вино (водка), металлы. Единственным морским портом страны оставался Архангельск, через который шла торговля, в основном, с Англией (летом).

Правительство пыталось увеличить доход казны, включив в состав тяглого (“черного”) населения специальные группы сельского и городского населения, которые до этого тягла не несли (“белый люд”). Откровенные финансовые авантюры правительства вызвали городские восстания: Соляной бунт в 1648 г. и Медный бунт в 1662 г. Причина первого — резкое повышение цен на соль, а второго — инфляция, вызванная чеканкой медной монеты взамен серебряной с принудительным курсом обращения.

На окраинах страны аппарат власти все­гда слабее, а казачьи обычаи имели элементы военной демократии (казачий круг, выборные атаманы). Там скапливались недовольные властью инициатив­ные люди.

Казачьи походы донского атамана Степана Разина из простых гра­бительских набегов за добычей переросли в мощное казацко-крестьянское восстание (1670 — 1671), охватившее Поволжье с проживавшими там нерусски­ми народами.

Захватив Астрахань и Царицын, Разин ввел там демократическое управление – казачий круг. Он обещал простым людям волю и уничтожение бояр и приказных. Но его поход на Москву не удался. Царское войско разбило восставших под Симбирском. Затем казачьей верхушкой Войска Донского Степан Разин был выдан царским воеводам и вскоре казнен в Москве.

Восстание Разина сопровождалось истреблением многих тысяч дворян и местных чиновников. После подавления движения были казнены многие тысячи восставших. Монархия первых Романовых еще должна была отражать интересы всех основных слоев, классов и народностей России. Разинское восстание не смогло перерасти в гражданскую войну.

Массу взрывоопасного элемента оттягивала и Сибирь. Освоение Сибири имело, прежде всего, экономическую подоплеку: до трети доходов казны полу­чалось от продажи за границу сибирской пушнины.

Движение России на восток ускорилось в середине XVII века. Небольшие русские отряды (казаки, торговцы, крестьяне) двигались по рекам, обкладывая ясаком (данью пушниной) разрозненные сибирские племена и этносы, не имевшие еще огнестрельного оружия. Василий Поярков исследовал Амур. Славный своей удачливостью Семен Дежнев, обогнув по морю Чукотку, первым прошел из Ледовитого океана в Тихий. Он даже не знал, что открыл пролив, отделявший Азию от Америки. Ерофей Хабаров со своим отрядом осваивал низовья Амура. Интересы России и Китая на Дальнем Востоке урегулировал Нерчинский договор 1689 года. В конце XVII века в Сибири уже было до 150 тысяч русского населения.



2016-01-05 919 Обсуждений (0)
Жизнь и быт русского народа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жизнь и быт русского народа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (919)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)