Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 3. Типы аутсорсинга



2016-01-05 3304 Обсуждений (0)
ТЕМА 3. Типы аутсорсинга 0.00 из 5.00 0 оценок




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1. Сущность понятия аутсорсинг. Основные виды аутсорсинга

 

План лекции

 

1. Сущность понятия аутсорсинга.

2. Основные характеристики форм и видов аутсорсинга

3. Формы аутсорсинга и их характеристики

4. Возникновение и эволюция аутсорсинга в практике мирового бизнеса.

 

1. «Аутсорсинг» (out - внешний, source - источник) - способ оптимизации деятельности филиалов за счет концентрации усилий на осуществлении основных видов деятельности и передачи выполнения отдельных видов работ (услуг) специализированным организациям (индивидуальным предпринимателям) на договорной основе с соответствующим сокращением персонала филиалов.

«Аутсорсер» - специализированная организация (индивидуальный предприниматель), которая специализируется в области выполнения конкретных работ (услуг) и обладает соответствующим опытом, знаниями и техническими средствами, выполняющая для филиала отдельные виды работ (услуг) на договорной основе.

Исходя из опыта практической работы и обобщения различных точек зрения, аутсорсинг следует определять с позиции потребителя услуги и с позиции производителя услуг (аутсорсера). С точки зрения потребителя услуг, аутсорсинг рассматривается как передача бизнес-процессов и бизнес-функций во внешнее управление с целью экономии издержек, повышения качества и других стратегических целей, позволяющих увеличить стоимость компании.

С позиции поставщика аутсорсинговые услуги определяются как генерирование и аккумуляция прогрессивного опыта в отношении производства, выполнение определенных функций, операций и ресурсов для последующей их продажи.

Соотношение между объемами собственного производства ресурсов (работ, услуг) и объемами получаемых извне ресурсов является показателем уровня развития кооперационных связей данного предприятия. Получается, что относительно новый термин «аутсорсинг» связан с давно известными понятиями «кооперация», «специализация», «разделение труда».

Кооперация – это отношение между различными организациями, базирующееся на долговременной общности интересов, которые могут включать предоставление лицензий, создание организаций или производственных линий, развитие новых видов технологий и предоставление информации, относящейся к этим видам технологий, производство, маркетинг, совместные проекты.

Наиболее родственными аутсорсингу формами кооперации являются подряд или субподряд, но они, как правило, подразумевают подконтрольное заказчику выполнение подрядчиком какого-либо конкретного объема или вида работ, тогда как при аутсорсинге в ведение исполнителя передаются те или иные элементы «жизненного цикла» организации-заказчика.

Главной отличительной особенностью аутсорсинга, по мнению канадского экономиста Г. Кассиди, является передача контракта на сторону (субконтрактация).

Субконтрактация является формой организации промышленного производства, рассчитанной на использование широкой сети поставщиков. Подразумевается наличие головного предприятия – «контрактора» и множества малых и средних предприятий – «субконтракторов».

При любой форме подрядных отношений заказчик формулирует свои требования к процессу и результатам оказания договорных услуг и подробнейшим образом регламентирует деятельность подрядчика в целях обеспечения надлежащего качества выполнения работ.

При аутсорсинге заказчик лишь ставит перед поставщиком услуг конечные цели и определяет круг задач, относящихся к его деятельности, а методы, средства и пути достижения этих целей полностью зависят от выбора исполнителя, на которого возлагается и вся ответственность за достижение требуемых результатов.

По отношению к субконтракции (субподряду) аутсорсинг представляет собой более широкое понятие, охватывающее не только производственную и научно-производственную сферы, но и оптимизацию всех сфер деятельности компании на основе сравнения возможностей и выгод использования ресурсов внешних организаций или собственных внутренних ресурсов. Аутсорсинг рассматривает не только вопросы заключения контрактов на выполнение отдельных видов работ, он позволяет полностью пересмотреть подходы к построению бизнес-системы и управлению этой системой для повышения ее эффективности и достижения конкурентных преимуществ. Построение взаимовыгодных отношений в рамках аутсорсинга лежит в области долгосрочного стратегического планирования и опирается на современные методы и инструменты качественного и количественного анализа рынка.

Аутсорсинг, таким образом, — это комплексное стратегическое решение, направленное на реструктуризацию деятельности организации, с передачей отдельных функций или целых бизнес- процессов внешним исполнителям. Отношения между организацией-заказчиком и организацией-исполнителем (аутсорсером) строятся на основе контракта (соглашения об аутсорсинге).

Однако основное отличие аутсорсинга от субподряда состоит в том, что первый является частью стратегии управления компанией, а не просто видом партнерского взаимодействия. Аутсорсинг предполагает определенную реструктуризацию внутрикорпоративных процессов и внешних отношений компании

Таким образом, можно назвать основные причины, по которым компания обращается к внешнему аутсорсеру и, которые зависят от конкретной ситуации: сокращение расходов, улучшение качества работ, услуг, концентрация производства, увеличение гибкости, реструктуризация компании и перемены, связанные с этим. Кроме того, достаточно часто провозглашаются и другие задачи, в частности:

- повышение внимания компании к ее основной деятельности;

- получение доступа к услугам мирового класса;

- ускорение получения положительных результатов от проведения реинжиниринга;

- переложение части риска на другую компанию;

- высвобождение ресурсов для других целей;

- высвобождение фонда основного капитала;

- обеспечение поступления наличных средств;

- получение доступа к ресурсам, которых нет внутри самой компании;

- взятие под контроль текущей ситуации и т.д.

 

2. Например, И. Лароз выделяет три вида аутсорсинга.

Первый связан с выполнением одноразовых и краткосрочных рабочих заданий. Типичным примером такого поведения является отсылка верстки в репроцентр, который продуцирует бумажный тираж в нужном числе экземпляров, брошюрует и упаковывает выпуск. Другой типичный пример аутсорсинга дают юридические конторы: прежде чем выносят дело на суд, они нанимают существующие сыскные агенства для того, чтобы они предоставили нужные данные.

Второй, по ее мнению, является временная, сезонная, консультативная и контрактная поддержка. Специалисты-аутсорсеры прибывают на место, когда нет возможности выслать предмет деятельности к ним в офис, например, из-за физической невозможности (оборудование установлено стационарно, например), конфиденциальности предмета, и т. п. Агентства по оказанию экстренных услуг – самый подходящий пример посреднического аутсорсинга. Их существует огромное количество и большинство из них доступно по телефонному вызову или через Интернет.

Третий вид аутсорсинга возникает тогда, когда чья-то профессиональная позиция становится избыточной (или резервной). Такие исходы обычны при слияниях или поглощениях капиталов. Многие компании предпочитают делать из своих прежних сотрудников аутсорсеров.

Разделяют следующие виды аутсорсинга:

1. По виду деятельности и объекту выполняемых услуг:

- операционный (производственный) аутсорсинг - передача отдельных операций, связанных с производством, разработкой, хранением (частичный аутсорсинг) или всего цикла производства (полный аутсорсинг) внешней компании (аутсорсеру).

- функциональный (аутсорсинг бизнес-процессов) - передача внешним исполнителям отдельных функций, необходимых для ведения бизнеса, но которые не являются основными (реклама, хранение и обработка информации, управление персоналом, бухгалтерский учет и т.д.).

- ресурсный аутсорсинг - специфическое направление, предусматривающее отказ от собственных ресурсов, необходимых для ведения бизнеса, в пользу получения их со стороны: аренда зданий, сооружений, производственных мощностей и производственных комплексов.

2. По количеству партнеров:

- простой — у компании-заказчика имеются договорные отношения с одним поставщиком услуг;

- совместный - имеется несколько аутсорсеров, выполняющих различные по характеру функции.

Крупные компании применяют локальный (в конкретном центре - месте) и региональный (аутсорсинг деятельности в регионе) аутсорсинг.

3. По отношению к структуре компании-заказчика:

- внутренний - создание внутри основной структуры дочерних подразделений с их последующим выделением;

- внешний - передача функций и операций внешней организации.

4. Стратегический аутсорсинг предполагает расширение спектра услуг компании на базе внедрения новых технологий. Очень части его связывают с аутсорсингом IТ-технологий.

5. Промежуточный аутсорсинг используется в случае, когда компания, как правило, имеющая своих высококвалифицированных специалистов, передает управление своими подразделениями третьей стороне.

6. Выделение трансформационного аутсорсинга обусловлено развитием инновационных процессов в компании и предназначается для расширения масштаба предлагаемых услуг. Компания приглашает поставщика услуг, который полностью осуществляет работу подразделения, разрабатывая и создавая новый конечный продукт и передавая его впоследствии клиенту.

7. Аутсорсинг совместного предприятия – предполагает создание новой компании для использования будущих деловых возможностей. Персонал и активы клиента затем будут переданы в совместное предприятие, а не поставщику услуг. Цель такой схемы – повышение качества работы переданного подразделения, разработка товаров и услуг, которые будут продаваться третьей стороне. После чего заказчик и поставщик услуг разделят прибыль, заработанную новой совместной компанией. Поставщик услуг и заказчик смогут полностью использовать свои возможности по созданию нового продукта, клиент разделит с аутсорсером затраты на его разработку. Совместное предприятие получает существенные преимущества, пользуясь специализированными знаниями клиента о своем рынке.

8. Производственный аутсорсинг – компания-производитель решает передать отдельный процесс по изготовлению промежуточного продукта внешнему производителю. Возможен вариант продажи части своих подразделений другим компаниям и дальнейшего взаимодействия с ними в рамках аутсорсинга.

9. Доля в акционерном капитале партнера при аутсорсинге. При данной схеме возникающие в результате соглашения связи усиливаются тем фактом, что клиент или поставщик услуг получает долю в акционерном капитале своего партнера. Это можно расценивать как демонстрацию намерений поставщика действовать в интересах своего клиента. С другой стороны, если клиент получает долю в акционерном капитале поставщика, это часто служит дополнительным средством обеспечения безопасности совместного бизнеса.

К преимуществам аутсорсинга относят:

- концентрация внутренних ресурсов на реализации стратегических вопросов бизнеса;

- возможность сосредоточиться на основном бизнесе предприятия путем поручения внешнему исполнителю второстепенных функций;

- снижение издержек за счет снижения накладных расходов, затрат на содержание рабочих мест и т. д.;

- возможность использования за счет более узкой специализации аутсорсера технологий более высокого уровня и, соответственно, более высокого качества. Чтобы выиграть в конкурентной борьбе, предприятия, которые предоставляют услуги аутсорсинга, постоянно совершенствуют свои услуги и ищут возможности применить лучшие технологии и решения. Это в свою очередь помогает организации-клиенту быстрее достигать продуктивного, эффективного и более экономного бизнес-процесса;

- повышение адаптируемости к изменяющимся рыночным условиям и потребностям бизнеса. Организация может более эффективно и быстро реагировать на изменяющиеся запросы потребителей. Аутсорсинг позволяет компании быть более гибкими и отвечать на запросы потребителей на высоком уровне;

- оптимизация трудовых и финансовых ресурсов;

- повышение качества обслуживания клиентов;

- повышение эффективности в области управления кадровым потенциалом, производственными процессами, технологиями и др.;

- глобальное инвестирование основных фондов.

Основной эффект аутсорсинга должен создаваться за счет того, что специализированная организация обеспечивает более эффективное и качественное исполнение передаваемых ей процессов или функций. Неоспоримым преимуществом аутсорсинга является отсутствие объемных долгосрочных инвестиций.

Согласно материалам Everest Research Institute, максимальная динамика роста аутсорсинговых компаний в мире наблюдается в области IТ-технологий. Его объемы оцениваются на уровне 500 млрд. долл. США. Второе место занимают объемы финансового вида аутсорсинга, оцениваемые в 1324 млн. долл. США. Мировые объемы этих видов аутсорсинга составляют около 50% всего аутсорсингового рынка.

 

3. Формы аутсорсинга и их характеристики

Критерии Формы аутсорсинга Качественные характеристики
Рыночная координация отношений в рамках соглашения об аутсорсинге Внешний аутсорсинг • Высокая гибкость в выборе партнера-аутсорсера и условий соглашения; рыночные факторы ценообра­зования; аутсорсер — партнер по бизнесу
Иерархическая координация отношений в рамках соглашения об аутсорсинге Внутренний аутсорсинг   Высокий уровень контроля за деятельностью партнера-аутсорсера и качеством выполняемых работ; возможность непосредственного влияния на цену услуг
Создание совместного предприятия Внутренний аутсорсинг Сохранение финансового контроля; сохранение присутствия а рынке; возможности диверсификации
В выполнение работ вовлечены внутренние ресурсы организации-клиента Частичный аутсорсинг Аутсорсер несет ответственность только за: • выполнение отдельных видов или части работ; • снижение рисков; • возможность сохранения и развития ноу-хау; • обучение в рамках проекта; • возможность подбора инди­видуальных решений
Выполнение работы полностью осуществляется за счет ресурсов аутсорсера Полный аутсорсинг Аутсорсер полностью отвечает за: • выполнение работы; • возможность применения стандартных решений: • снижение стоимости услуг; • сокращение уровней управления
Вынесение за пределы организации взаимосвязанных функций (бизнес-процессов) Аутсорсинг бизнес-процессов • Децентрализация управления; • декапитализация; • реструктуризация бизнеса

 

4. Аутсорсинг начал распространяться в 80-е годы ушедшего столетия – как эффективный способ снижения затрат и увеличения доходности. В 90-х пришло осознание того, что аутсорсинг - это не только способ повышения доходности предприятий, но и мера, способствующая глубокой оптимизации их структур и деятельности - за счет сосредоточения на основном предмете и передаче побочных, служебных функций внешним специалистам.

С переходом к информационной экономике процесс распространения аутсорсинга принял взрывной характер, охватив область внедрения систем обработки информации и управления предприятиями. По данным Института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), развитие рынка аутсорсинговых услуг происходит по экспоненте. Если в 1996 г. объем рынка был равен 100 млрд. долл., то к 2000 г. свыше 300 млрд. долл1.

Аутсорсинг успешно применяется для снижения издержек и оптимизации затрат компаниями Motorola, Computer Sciences Corporation, Ericsson, Hewlett-Packard, Intel, Alcatel, Nokia, Sony, Philips, Microsoft, IBM и другие. Те же производители автомобилей, по данным Bear Sterns, до 65% производственной логистики обеспечили аутсорсингом, что позволило им на 20–30% снизить издержки и увеличить скорость реагирования на «голос потребителя». Сегодня, к примеру, корпорация «Ford» две трети комплектующих и услуг заказывает на стороне, а компьютерные фирмы «Dell» и «Compaq» уже перешли к производственному стопроцентному аутсорсингу.

В настоящее время основными направлениями применения аутсорсинговых услуг в российской экономике являются:

· специализированное производство материалов, компонентов и узлов;

· использование различных видов услуг логистики;

· обслуживание промышленного оборудования;

· услуги в области информационных технологий;

· услуги в области экономики и финансов.

Аутсорсинг позволяет быстро входить в новый бизнес, используя все имеющиеся возможности внешней среды, в том числе ресурсы партнеров. Использование аутсорсинга позволяет компаниям малого и среднего бизнеса получать услугу гарантированно высокого качества по доступной цене. Компании, которые только выходят на рынок, приобретают возможность значительно ускорить свой выход за счет того, что осуществление той или иной функции может начаться с любого момента, указанного в договоре. Однако основная причина применения аутсорсинга – настоятельная потребность компании в получении конкурентных преимуществ через снижение издержек, либо получение доступа к передовым технологиям, либо упрощения структуры управления.

 

Вопросы для самоподготовки

 

1. Анализ понятий «аутсорсинг», «аутсорсер», «субконтрактинг»

2. в чем состоит отличие аутсорсинга от субконтрактинга?

3. Назовите виды аутсорсинга.

4. Какие виды аутсорсинга выделяет И. Лароз?

5. Перечислите преимущества аутсорсинга. В чем состоит основной эффект применения аутсорсинга?

6. Назовите формы аутсорсинга и их характеристики.

7. Особенности становления аутсорсинга в практике современного бизнеса.

8. Назовите основные направления развития аутсорсинговых услуг в России

9. Сущность процесса аутсорсинга.

10. Структура процесса аутсорсинга.

 

Рекомендуемая литература

1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учебное пособие. Гос. ун-т упр.-М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Михайлов, Д.М. Аутсорсинг: новая система организации бизнеса: учебное пособие для вузов. - М.: КноРус, 2009.

3. Хейвуд Дж.Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ: Пер. с англ. - М.: Изд. дом “Вильяме”, 2002.

4. Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. - М., 2004.

5.Колесов В.П., Осьмова М.Н. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. - М.: “Флинта”, 2000


ТЕМА 3. Типы аутсорсинга

 

План лекции

 

1. Сферы применения аутсорсинга

2. Типы аутсорсинга

 

1. Определяя место атсорсинга в бизнес-системе, следует выявить, в каких сферах деятельности организации аутсорсинг находит применение. Различные виды аутсорсинга и уже сложившаяся практика использования этой методологии бизнеса позволяют говорить о том, что все сферы деятельности современной организации доступны для применения аутсорсинга.

Аутсорсинг сферы вспомогательного производства

Аутсорсинг сферы производства затрагивает, в первую очередь, вспомогательное производство — обеспечение основного производства технологическим оснащением, электроэнергией, транспортом, ремонт оборудования, изготовление вспомогательных устройств и т.п. Отказ от самостоятельного выполнения функции вспомогательного производства позволяет организации специализироваться в основной своей деятельности. Сокращение соответствующих подразделений, ответственных за реализацию функций вспомогательного производства, высвобождает ресурсы организации. Это способствует суще­твенному сокращению расходов и развитию стратегически важных направлений, в том числе современных технологий и научно-исследовательской деятельности, акцентированию внимания руководства на интеллектуальном капитале организации.

В основе аутсорсинга вспомогательного производства лежит ряд факторов':

1) возросшая во многих секторах промышленного производства цикличность существенно снижает эффективность работы вспомогательных служб, в связи, с чем производители стремятся перенести расходы по выполнению этих функций из разряда постоянных издержек в переменные;

2) специализированные подрядные фирмы сосредоточивают все свое внимание на промышленном предприятии-заказчике, концентрируя деловую активность на его обслуживании. Именно это является ядром их бизнеса, в то время как для промышленной компании выполнение вспомогательных функций, как правило, остается второстепенным делом;

3) специализированная сервисная фирма, в отличие от подразделений промышленных компаний, не испытывающих прямой конкурентной борьбы, в большей степени мотивирована на по­ышение эффективности работы персонала, применение более продуктивных методов работы, использование передовых технологий в обслуживании и обеспечение наиболее оптимально­го сочетания цена/качество на предоставляемые услуги;

4) специализированная сервисная организация имеет неоспоримые преимущества перед внутрикорпоративными образованиями в части приобретения навыков и опыта в сфере своей деятельнос­ти, поскольку работает с широким крутом клиентов, имеющих сходные проблемы. Кроме того, она несет прямую финансовую ответственность за качество выполняемых работ, подтверждая эти обязательства соответствующими юридическими гарантиями.

 

Аутсорсинг сферы основного производства

Аутсорсинг сферы основного производства — стратегическое решение, направленное на глобальную интеграцию организации в национальную и/или транснациональную производственную сеть. В зависимости от уровня развития и жизненного цикла отрасли, жизненного цикла отдельных продуктов, доступности международных источников ресурсов, эффективности использования ресурсов, внутренних резервов и внешних возможностей с учетом особенностей конкурентной среды степень аутсорсинга основных производственных функций и форма организации взаимоотношений с аутсорсерами может различаться.

Аутсорсинг сферы основного производства — принцип организации деятельности всех промышленных транснациональных компаний. В транснациональных компаниях работает более 70 млн сотрудников, т.е. каждый десятый занятый в мире, исклю­чая сельское хозяйство. В среднем крупнейшие транснациональные компании осуществляют свою деятельность в 29 странах. Количество сотрудников иностранных филиалов постоянно возрастает в результате перенесения производства в другие страны, при этом общее количество работников материнских компаний практически не меняется'.

Аутсорсинг сферы управления

Аутсорсинг сферы управления организацией связан с повышением требований к квалификации управляющих, а также с широким использованием информационных технологий управления.

Для определения возможностей и основных направлений аутсорсинга функций управления организацией необходимы:

1) концентрация внимания менеджмента организации на основных составляющих цепочки создания стоимости;

2) выбор индивидуального подхода ко всем функциям управления с точки зрения их уникальности и стратегической важности.

Применение аутсорсинга в сфере управления способствует приближению менеджмента организации к модели современного высшего менеджмента, выражаемой пятью основными составляющими:

1) профессионализм;

2) предпринимательское мышление;

3) интернационализм;

4) социальная ответственность;

5) культурно-национальные традиции'.

Привлечение к управлению организацией высококвалифицированных специалистов, носителей нового экономического мышления, основанного на этих пяти принципах, выводит управление на качественно новый уровень. Аутсорсинг сферы управления организацией, кроме того, способствует широкому распространению новых методов, инструментов и технологий управления, повышению квалификации менеджеров среднего звена.

Аутсорсинг сферы услуг

Аутсорсинг сферы услуг охватывает различные по своему содержанию виды деятельности организации, связанные с удовлетворением потребности общества в услугах, а также те обслуживающие бизнес-процессы, которые являются частью бизнес-системы и обеспечивают ее функционирование. Аутсорсинг сферы услуг связан, прежде всего, с технологической специализацией производителей и расширением спектра сложных и наукоемких видов услуг. Отмечается значительный рост объемов деловых услуг (включая кредитно-финансовые и страховые), а также услуг телекоммуникации.

Аутсорсинг сферы услуг рассматривается в двух основных аспектах, различающихся направлением потока услуг:

• делегирование внешней организации — аутсорсеру функций обслуживания конечных потребителей, ранее выполнявшихся специальными службами, отделами, подразделениями организации-клиента (удовлетворение потребностей рынка);

• приобретение услуг специализированных организаций-аутсорсеров по реализации функций, ранее выполнявшихся организацией-клиентом самостоятельно (удовлетворение внутренних потребностей организации-клиента).

Аутсорсинг сферы услуг представляет собой одну из наиболее прогрессивных тенденций современного менеджмента. Прежде всего, развитие аутсорсинга сферы услуг способствует наиболее полному удовлетворению запросов клиентов. “Рынок потребителя” требует постоянного обновления продукта, при этом потребителю предлагается целый комплекс сопутствующих услуг. В процессы проектирования, производства, доставки, хранения, распределения продукта вовлечено множество отдельных организаций-аутсорсеров различных форм собственности, с различной государственной и территориаль­ной принадлежностью.

Аутсорсинг человеческих ресурсов

Аутсорсинг человеческих ресурсов (human resource oulsourcing, или HR-Outsourcing) приобретает для организации первостепенное значение в связи с распространением современных технологий менеджмента человеческих ресурсов (human resource management). Функции управления человеческими ресурсами (наем/увольнение, обучение и аттестация персонала, планирование карьеры, разработка политики мотивации и пр.) передаются в ведение специального подразделения организации. Аутсорсинг этих функций позволяет существенно снизить расходы на содержание соответствующих отделов и подразделений, а также обеспечить повышение качества менеджмента человеческих ресурсов и общего уровня корпоративной культуры.

Внимание, уделяемое эффективному менеджменту человеческих ресурсов западными специалистами, вызвано тесной взаимосвязью проблемы эффективности и конкурентоспособности с политическими, демографическими, социально-культурными факторами внешней среды организации.

Наряду с расширением спектра услуг кадровых агентств, необходимость в эффективном управлении человеческими ресурсами сформировала новые предложения на рынке аутсорсинга: привлечение персонала (человеческих ресурсов) внешней организации (или professional employer organization). Эта технология менеджмента человеческих ресурсов получила название “аутстаффинг” (outstaffing, от staff— кадры, штат служащих). Аутстаффинг в том числе позволяет использовать персонал внешней организации для решения проблем кадрового обеспечения. Появление на рынке аутсорсинга человеческих ресурсов специализированных фирм-провайдеров, предлагающих свои услуги для поиска эффективных решений в отношении персонала организации, будет способствовать дальнейшему распространению методологии аутстаффинга, а также и аутплейсмента (outplacement) — трудоустройства уволенного персонала организации-клиента силами специализированных агентств.

 



2016-01-05 3304 Обсуждений (0)
ТЕМА 3. Типы аутсорсинга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 3. Типы аутсорсинга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)