Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Россия в условиях глобализации. Стратегия развития экономики России



2016-01-05 2353 Обсуждений (0)
Тема 2. Россия в условиях глобализации. Стратегия развития экономики России 0.00 из 5.00 0 оценок




Формирование глобальной стратегии развития

8 часов, зачет, курсовая работа

 

Тема 1. Основные понятия. Глобализация мировой экономики.

Термин «стратегия» давно завоевал популярность, его употребле­ние современными менеджерами обозначает высшее проявление управленческой деятельности.

Стратегия –обобщенная модель долгосрочных действий организации, необходимых для достижения поставленных целей.

Анализ определяемых этим терми­ном понятий[1] показал, что «стратегия» имеет пять различных значений.

Итак, стратегия – это:

1. План высшего руководства по достижению долгосрочных результатов, соответствующих целям и задачам организации (на­мечаемая стратегия, стратегия-цель). Это руководство, ориентир или направление развития, характеризующее путь из настоя­щего в будущее.

2. Принцип поведения, следование некоторой модели поведе­ния (осуществляемая стратегия, стратегия поведения). Она ха­рактеризует путь из прошлого в настоящее и показывает, на­сколько удачно организация приспосабливалась к условиям по­стоянно изменяющегося рынка.

3. Позиция – расположение определенных товаров на конкрет­ных рынках (создание посредством разнообразных действий уни­кальной и ценной позиции).

4. Перспектива – основной способ действия организации, ее «теория бизнеса», направленная на будущее предприятия.

5. Прием – особый маневр, совершаемый с целью перехит­рить конкурента, предполагает исключительно оказание давле­ния на конкурента, а не реальное следование содержанию этой информации.

Стратегия развития на микроуровне– этосистема управленческих, организационных и инновационных решений, направленных на реализацию стоящих перед организацией задач. Следовательно, она предполагает формирование пакета мероприятий, позволяющих структуре в перспективе изменить свое положение, что означает разработку тактических задач, обеспечивающих стратегические цели. Стратегия развития – обобщающая модель действий, необходимых для достижения постав­ленных целей предприятия на основе выбранных критериев (показателей).

Стратегия развития на макроуровне – это развитие России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В среднесрочной стратегической перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе – восстановить и упрочить позицию России как одной из стран – лидеров мирового развития. Исходным пунктом разработки стратегии является оценка состояния развития экономики и выявление противоречий.

 

Развитие экономики России как замкнутой системы невозможно. Россия должна интегрироваться во всеобъемлющий мировой рынок. В то же время нарастающие тенденции глобализации мировой экономики и вступление России во Всемирную торговую организацию ставят перед национальными производителями сложную задачу выпуска конкурентоспособной в масштабах международного рынка продукции и достижения устойчивого экономического развития. От успеха решения этой задачи зависит положение России в мировой экономике и политике: либо она утратит влияние в мировом сообществе и превратится в регион устаревших технологий и товаров, либо восстановит промышленность и расширит зону своего влияния.

 

Одной из главных особенностей современной мировой экономики является то, что она должна учитывать процесса глобализации всех сторон общественной жизни (экономической, социальной, духовной, политической).

В экономической литературе существует множество различных определений глобализации.

Глобализация мирового хозяйства – относительно новое понятие, введенное в широкий научный оборот в конце 1980-х – начале 1990-х гг. XX в. До этого периода термин «глобализация» использовался преимущественно для обозначения объединения отдельных рынков сбыта продукции крупных международных компаний и соответственно корпоративной стратегии, направленной не на освоение какого-либо одного национального или зарубежного рынка, а на действия на всех рынках, т.е. в глобальном масштабе.

 

Глобализация –процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации[2]. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества.

 

Глобализация экономики[3]– усиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализация[4] производства и капитала, ведущая к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы. Вызывает неприятие и противодействие лиц, отстаивающих национальную специфичность экономики отдельной страны.

Антиглобализм– политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).

 

Глобализация экономики –одна из закономерностей мирового развития. Возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран. Связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают планетарные масштабы. Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков.

Глобализация экономики это сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой стороны, глобализация несет негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики[5], потеря своих ресурсов странами, разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др.

Итоги:

Глобализация является спорным вопросом для бизнеса и правительства во всем мире.

Глобализация может быть описана как процесс, посредством которого люди мира объединяются в единое сообщество и функционируют вместе. Этот процесс представляет собой сочетание экономических, технологических, социально-культурных и политических сил. Это движение людей, товаров, капитала и идей из-за увеличения экономической интеграции.

Для противников глобализации это погоня крупных транснациональных корпораций доминирующих в мире за все более высокие прибыли. Многие группы находятся под давлением страха, что глобализация угрожает окружающей среде, а также национальным культурам - они предсказывают, что она сделает богатые страны богаче, а развивающиеся страны беднее. Но сторонники глобализации придерживаются другой точки зрения. Они считают, что увеличение и свободной торговли между странами будет залогом процветания и экономического роста для всех стран и предприятий.

К преимуществам глобализации можно отнести следующие:

1. Возможность познакомиться с культурами разных народов;

2. Разнообразие выбора для потребителей: когда они могут купить в местных магазинах и супермаркетах не только отечественные товары, но и иностранные;

3. Глобальные корпорации создают дополнительные рабочие места для местного населения, это удобно для этих крупных корпораций тоже: они могут перенести трудоемкие части их производственного процесса в страны с относительно большой численностью рабочей силы в целях минимизации своих издержек;

4. Распределения рисков. Более разумно вкладывать деньги не в одну компанию, а создать международную компанию с большим количеством филиалов в разных странах, она не будет иметь столь серьезные последствия, если один из них не будет подвержен ожесточенной конкуренции;

5. Жесткая конкуренция на местном рынке между отечественными и зарубежными производителями приводит к производству высококачественной продукции.

 

Недостатками глобализации являются:

6. Загрязнение окружающей среды (одну особенность следует признать - развитые страны пытаются расположить вредные для окружающей среды фабрики и заводы не в их собственных странах, а в развивающихся странах);

7. Глобализация уничтожает культурную идентичность, например, европейцы обычно стараются навязать свои обычаи и традиции азиатским народам;

8. Многонациональные корпорации предпочитают использовать дешевую рабочую силу в развивающихся странах, например в Азии. И в то же время они обеспечивают своих работников плохими, а иногда и ужасными условиями труда;

9. Для отечественных производителей трудно конкурировать с транснациональными корпорациями, особенно, если это новая отрасль промышленности.

Тема 2. Россия в условиях глобализации. Стратегия развития экономики России.

Проблемы глобализации имеют свою специфику для стран с переходной экономикой, и в частности для России. Необходимость адаптации национального хозяйства к требованиям и вызовам глобализации, нейтрализации рисков, связанных с ней, и ее негативных последствий совпала по времени с процессами трансформации экономической системы в Российской Федерации, переходом от централизованного планового (административно-командного) хозяйства к экономике, основанной на рыночных принципах. Все это предопределило дополнительную сложность и остроту проблем экономики России, связанных с протеканием в рамках мирового хозяйства глобализационных процессов.

Экономическая политика Росси должна учитывать очевидные риски глобализации для страны и быть направленной на их нейтрализацию, способствовать раскрытию потенциальных выгод глобализации для российской экономики и управлять процессом адаптации национального хозяйства к требованиям изменяющейся внешней среды. Предпосылками проведения такой политики являются учет в любых разрабатываемых концепциях экономического развития России необходимость и желательность изменения позиционирования страны в международном разделении труда.

По мнению отечественных специалистов, стратегия дальнейшего включения страны в мировую экономику должна базироваться на использовании не столько природно-ресурсного, сколько научно-технологического потенциала.

В рамках данной стратегии задачи внешнеэкономической политики государства могут быть следующими:

1. не допускать резкого снижения ценовой конкурентоспособности отечественного экспорта и импортозамещающего производства;

2. стимулировать экспорт, и в первую очередь продукции, созданной на базе современных высоких технологий;

3. обеспечивать защиту «встающих на ноги» модернизируемых отраслей и производств, потенциально конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.

Вовлечение России в мировую экономику происходит неравномерно, т.е. происходит вывоз на мировые рынки преимущественно топливно-сырьевых товаров и продукции первых стадий обработки первичного сырья. Таким образом, доминирующая в настоящее время модель интеграции экономики Российской Федерации в мировое хозяйство основана на вывозе за рубеж сырьевой продукции (нефти, природного газа) и изделий первых этапов ее переработки (продукции черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности) в обмен на поставки из-за рубежа готовой продукции, в том числе потребительского назначения, а также продовольствия.

 

Проблемы позиционирования России в глобализующемся мировом хозяйстве и адаптации национальной экономики к вызовам глобальной конкуренции еще более обостряются в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). В процессе вступления России придется пойти на определенные уступки по открытию своего внутреннего рынка для иностранных компаний, снижению тарифной защиты национальных производителей в определенных отраслях экономики. Риски от вступления страны в ВТО неизбежны. Выгоды же, которые Россия может получить от присоединения к Всемирной торговой организации и связанные с прекращением дискриминационной практики по отношению к российским экспортерам на зарубежных рынках, участием в разработке правил и норм регулирования международной торговли, доступом к международному механизму разрешения торговых споров, решающим образом зависят от способности российских компаний, опираясь на помощь государства, повысить свою конкурентоспособность в мировом хозяйстве.

 

Современное положение России в мировой экономике не соответствует ее природному, производственному и научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалу. Россия обладает всем необходимым национальным богатством, природно-ресурсным, экономическим, интеллектуальным потенциалом, которого нет у многих стран мира. В частности, Россия обладает мощной природно-ресурсной базой. Несмотря на физический и моральный износ большой части основных производственных фондов, Россия сохраняет значительный производственный потенциал. В стране, несмотря на существенные потери, сохраняется значительный научно-технический и интеллектуальный потенциал. На базе этого потенциала в ряде отраслей промышленности России имеются и развиваются передовые уникальные технологии. Россия обладает достаточно высоким образовательным потенциалом, высококвалифицированными кадрами во всех основных сферах деятельности. Во внешнеэкономической сфере акцентируется важность таких направлений, как интеграция России в мировой рынок капиталов, использование международного транзитного потенциала, диверсификация экспортных поставок энергоресурсов, наращивание российского промышленного экспорта, защита интересов российских компаний за рубежом, рациональное встраивание России в мировую экономику с учетом глобальных тенденций. Исходя из всего этого, Россия должна в дальнейшем повышать свою роль в международных экономических и политических отношениях и пробиваться на лидирующие позиции. Для достижения этих целей в последние годы под руководством бывшего президента Д.А. Медведева осуществляется переход экономики России на путь модернизации и внедрения инновационных технологий в различные отрасли экономики и производства. Т.е. долгосрочная государственная стратегия социально-экономического развития страны предполагает решение такой задачи, как ускорение темпов экономического роста посредством перехода российской экономики от экспортно-сырьевого кинновационному типу развития. Именно инновационная деятельность, как наиболее перспективный вид изменений, который вносит наибольший вклад в повышение эффективности деятельности предприятия, может служить базисным фактором развития. Уровень развития и динамизм инновационной сферы – науки, новых технологий, наукоемких отраслей и предприятий, активно внедряющих нововведения, – обеспечивают основу устойчивого экономического роста.[6] Следует отметить, что на фоне ускоряющегося технологического прогресса ведущих стран мира (инновационная деятельность обеспечивает им около 60% прироста валового внутреннего продукта) Россия сталкивается с угрозой оказаться на периферии мирового развития со статусом сырьевого донора. В настоящее время доля России в мировом объеме торговли наукоемкой продукцией оценивается в 0,3 0,5 % (доля США 36 %, Японии 30 %, Германии 17 %, Китая 6 %).

Стратегическое развитие обеспечивается возможностями аккумулирования ресурсов в инновационной сфере, их рациональным использованием в рамках выбранных приоритетов, то есть повышением инновационного потенциала.



2016-01-05 2353 Обсуждений (0)
Тема 2. Россия в условиях глобализации. Стратегия развития экономики России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Россия в условиях глобализации. Стратегия развития экономики России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)