Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные признаки конфликта



2016-01-05 873 Обсуждений (0)
Основные признаки конфликта 0.00 из 5.00 0 оценок




Термин «конфликт» трактуется как столкновение противопо­ложных интересов, взглядов, стремлений, как серьезное разно­гласие, открытый спор, приводящий к борьбе. Упоминание о конфликте часто настораживает людей, не оставляет их равно­душными. В известной степени это связано с тем, как освещается проблема конфликта в философской и психолого-педагогической литературе, а также с обыденным представлением людей о конф­ликте.

Следует отметить, что довольно долгое время и в исследовани­ях, и в обыденном сознании сохранялся довольно стойкий взгляд на конфликт лишь как на негативное явление, препятствующее нормальному протеканию общения людей, затрудняющее их со­вместную деятельность и изматывающее их нервную систему. Пре­валировало стремление обосновать рекомендации о том, как из­бежать конфликта, как не создавать конфликтных ситуаций, как защитить себя от возникновения конфликтов. Словосочетания «бес­конфликтный человек», «бесконфликтный учитель», «бесконф­ликтный ученик», «бесконфликтный класс» воспринимались как своеобразные образцы, на которые необходимо ориентироваться в повседневной жизни и особенно в педагогической практике.

В последние годы представления о конфликте как явлении че­ловеческой жизни и о педагогическом конфликте как особом фе­номене учебно-воспитательного процесса претерпевают значи­тельные изменения. Это происходит благодаря попыткам ученых создать конфликтологию — специальную науку, описывающую особенности возникновения и протекания различных конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций [2; 31; 45; 107]. В то же время существенно изменяется взгляд на конфликт лишь как на нежелательное и деструктивное явление. Ученые рекомендуют педагогам не бояться столкновения мнений, не уходить от них, а, напротив, смело идти на конфликт, специально создавать про­блемные ситуации и готовить учащихся к различного рода конф­ликтам [70; 85].

Для того чтобы говорить об общении в конфликтных ситуаци­ях, необходимо понимание сущности конфликта и происходящих в нем процессов.

Прежде всего, важно уяснить, что конфликт отражает проти­воречивое устройство мира, его двойственность и амбивалент­ность. Мы хорошо знаем, что существуют день и ночь, война и мир, молодость и старость, добро и зло, любовь и ненависть, щедрость и скупость и целый ряд других полярных явлений.

Можно выделить ряд противоречий в сфере образования. Шко­ла ориентирует учащихся на такие качества, как доброта, чест­ность, порядочность, трудолюбие, а окружающая действитель­ность преподносит примеры варварства, нечестности, непоря­дочности, тунеядства.

С одной стороны, педагоги призваны приобщить воспитанни­ков к соблюдению сложившихся в обществе требований («ты дол­жен»), а с другой — заботиться о развитии свободной личности («ты имеешь право»).

Очевидно, наличие противоречия — это еще не конфликт, а все­го лишь возможные предпосылки к его возникновению между людь­ми. Противоречие не обязательно будет перерастать в конфликт.

При каких условиях противоречия могут стать конфликтами?

То, что где-то в Африке или Латинской Америке произошли военные действия, для нас довольно часто не имеет существен­ного значения, поскольку не касается ни собственной личности, ни личностей близких нам людей. Хотя там, несомненно, про­изошло столкновение чьих-то интересов, возникло противоречие между людьми, повлекшее человеческие жертвы. Мы можем как-то обсуждать эти события между собой, но вряд ли станем что-либо предпринимать для их приостановления.

Но если окажется, что в результате этих военных действий по­страдал кто-то из наших близких (например, отец или брат, на­ходящийся там в служебной командировке), то эти действия, как столкновение чьих-то противоречий, становятся значимыми для нас. Они приобретают личностный смысл, т. е. достигают такого высокого значения, от которого зависят наше состояние, само­чувствие, весь ход нашей жизни. В этом случае мы будем обра­щаться в различные правительственные и общественные структуры с просьбами о предоставлении нам более подробной информа­ции, об оказании необходимой помощи, а возможно, и с требо­ваниями о вмешательстве в этот инцидент.

Следовательно, одним из признаков конфликта является лич­ностный смыслтого или иного противоречия для конкретного субъекта, когда данное явление оказывает существенное влияние на его чувства, на его поведение. До тех пор пока не происходит столкновения личностных смыслов субъектов, конфликта между ними не возникнет.

Для того чтобы произошло столкновение личностных смыслов, необходимы определенные обстоятельства, называемые конфликтной ситуацией.

Конфликтная ситуация— это сочетание обстоятельств, при которых создаются условия для обнаружения существенных различий во взглядах, интересах и намерениях субъектов, имеющих я них личностный смысл.

Например, в некоторых школах складывается такая практика, когда директор и его заместители требуют от учителей предостав­ления всевозможной информации: сведений о родителях учащих­ся, справок о занятости учеников во внеучебное время, различ­ных планов по работе с неблагополучными семьями, слабоуспе­вающими учениками и иного характера. Подобная оперативная информация личностно значима для директора и его помощни­ков, создает удобства для их работы, поскольку позволяет иметь под рукой необходимые сведения и довольно быстро отчитывать­ся перед вышестоящими органами.

Однако у учителей эта практика вызывает совсем другие чувства: недовольство, возмущение, протесты. Ведь это отрывает их не толь­ко от учебной работы, но довольно часто нарушает и семейные планы: вместо того чтобы провести время в кругу семьи, учитель вы­нужден сидеть вечером или в выходные дни над составлением отче­тов и справок. Поэтому для учителя личностный смысл будет заключаться в том, чтобы отказаться от подобных поручений.

Возникновение противоположных личностных смыслов явля­ется свидетельством назревания конфликтной ситуации. Конф­ликтная ситуация — это второй признак конфликта.

Необходимо обратить внимание на то, что конфликтная ситу­ация может и не перерасти в конфликт. Например, если учителя будут выражать свое недовольство по поводу излишнего бума­готворчества лишь друг другу либо членам своих семей, но не школьной администрации. Не произойдет прямого столкновения их интересов — не будет и конфликта.

Но если прямое столкновение интересов противоборствующих сторон все же произойдет, то конфликтная ситуация будет обре­тать вид инцидента. Здесь стороны не будут безмолвствовать, а от­крыто станут обнажать свои интересы, высказывая их в открытом разговоре либо путем передачи письменных сообщений.

Например, на очередном педсовете учителя выразят открытый протест директору и потребуют от него искоренения подобной практики из их школы, сославшись на своих коллег из других школ, которые не оформляют столько ненужных бумаг. Предъяв­ление их требований создает инцидент, который станет своеоб­разным механизмом запуска конфликта. Следовательно, инци­дент как момент столкновения личностных смыслов — это третий признак конфликта.

Если назревание конфликтной ситуации можно и не заметить, не обратив внимание на чье-то недовольство, на то, что нару­шаются чьи-то интересы, то инцидент не заметить нельзя. Инци­дент — это внешнее выражение и недовольства, и накопившихся претензий, и желания изменить сложившееся положение вещей в свою пользу. Инцидент имеет внешнее проявление не только в виде высказанных требований или условий, но также в виде раздражения, обиды или угрозы в голосе, в форме резких движе­ний и жесткой лексики. Инцидент — это такое внешнее проявле­ние накопившихся внутренних противоречий между субъектами общения, которое может заявлять о себе словами, криками, угроза­ми, ругательствами, мольбами, сопровождающимися соответ­ствующими жестами, мимикой, а порой ненормативной лекси­кой и рукоприкладством. Поэтому довольно часто именно момент возникновения инцидента считают началом конфликта.

Таким образом, для того чтобы судить о возникновении конф­ликта, необходимо, прежде всего, задуматься над такими вопро­сами:

♦ имеется ли личностный смысл для конкретных субъектов общения в том или ином противоречии;

♦ назревает ли конфликтная ситуация, в которой может произойти наложение противоположных личностных смыслов субъектов;

♦ возникает ли инцидент между этими субъектами общения?



2016-01-05 873 Обсуждений (0)
Основные признаки конфликта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные признаки конфликта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (873)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)