Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философские школы эллинизма. Решение проблем этики и морали. Проблема поведения человека в мире



2016-01-02 466 Обсуждений (0)
Философские школы эллинизма. Решение проблем этики и морали. Проблема поведения человека в мире 0.00 из 5.00 0 оценок




ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

l МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ = КАРТИНА МИРА

l СОЦИАЛЬНАЯ = КОММУНИКАТИВНАЯ

l ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ = ПОНЯТИЯ

l ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ = МЕТОДОЛОГИЯ

l ПРАКТИЧЕСКАЯ = ИЗМЕНЕНИЕ МИРА

Предмет философии развивался и менялся каждую историческую эпоху вследствие различного уровня развития культуры и общества. Изначально он включал в себя знания о природе, человеке и космосе. Впервые как отдельную область теоретического знания философию выделил Аристотель. Он определял ее как знание, которое лишено чувственной конкретики, знание о причинах, о сущности, о сути.

4 Философия Платона.

Досократики- демокрит. Выделение общего за многообразием вещей: материально общее(демокрит)- общий материал (то, что содержится в самих вещах), общее начало- среди столов- идея стола(выполнение функции стола)- это идеально общее= идеально общее (то, что не определяется составом вещи)(платон)

Демокрит- материально общее- атомы- то, что содержат все вещи, но при таком подходе не специфицируется качество вещи= не выявляется принципиальная разница между предметами- против этого восстает Платон. Разница между лошадью и человеком= идея. Идея лошади определяет суть лошади, идея человека= суть человека (каждый человек лучше или худшее воплощение идеи человека)

Где идея вещей, идея вещи не существует среди вещи? И среди сознания человека этой идеи нет- человек не придумывает идею для стола, он лишь воспринимает, открывает её для себя- т.о. идея стола где-то в мире (мир устроен так, что в нем возможен стол).

Идеи не в вещах, не среди вещей, ни в человеческом сознании= введение мира идей= раскалывание мира на мир вещей и мир идей. Св-ва: мир вещей-мир движения (рождение, смерть, движение, изменение, чувственное восприятие, физический мир), мир идей- мир гармонии и покоя (вечность, неподвижность, сверхчувственность, умозрительность, метафизический мир), идея- самодостаточное начало (неподвижны, неизменны, самодостаточны). Хар-ки бытия по Пармениду()

Миф о пещере по Сократу (люди прикованы спиной к огню и смотрят на тени (чувственное восприятие) на стене, кто-то обернет голову и посмотрит на реальные вещи в свете огня и ничего не различит, один полностью освободится и увидев вещи в свете солнца ослепнет, потом привыкнет, увидит, расскажет и ему не поверят) от умозения перейти к пониманию вещей, понять суть. Уход из мира чувственных явлений к миру идей- судьба философа.

Онтология. Картина мира по платону. 4 уровня мироздания:1)… источник света, который заставляет мир идей отбрасывать тени (сверхбытие) 2)мир идей 3)мир вещей-тени (единство бытия и небытия) 4)стена пещеры= материя (небытие). Идея зайца воплощается в каком-то конкретном зайце.

Разум ведет к бытию, а чувства- к небытию. Познание идей. Чувственный опыт обманывает. Миф о колеснице: душа человека изначально в мире идей, обладает знаниями о сути всегда, но как возничий может упасть из колесницы, так и душа выпадает из мира идей в мир чувств- переход души в чувственный мир- стресс- душа забывает изначальную истину- человек пленен чувственным восприятием инее может в себе эту истину открыть- но может выйти из оков чувственного мира. Абстрагироваться от чувственного мира.

Идеальное гос-во. 3 класса- 3 добродетели души + 1 добродетель = 4 добродетели

1)земледельцы, ремесленники (чувственное начало. Добродетель- мера)

2) воины (страстное начало. Доброд- мужество)

3)правители (власть. мудрость)

4 добродетель- справедливость- правильность. (править должен разум)

5 Аристотель

Платон мне друг, но истина дороже.

Спектр всех знаний структурирован Аристотелем.

Не согласен с раздвоением мира Платона. Идеи как независимые сущности- некорректная формлировка. Идея не отделена от вещей, как идеи могут формировать вещи, если они идеальны, а вещи материальны. Логика платона- тупик. Отказ от концепции самост идеи по отношению к вещам. Задача аристотеля выстроить взаимосвязь идеи и вещи- новая схема мира- идеальное начало не существует отдельно от вещи. Материя и форма(идеальное)- соединение материи и формы- не существуют друг без друга. Материя- неопределенность и пассивность, форма определенна и активна. Но материя может быть и формой. Кирпич (глина-материя, идея кирпича- форма кирпича), дом- идея, кирпич- материя. , дом/город. Предел. Первоматерия-низ предел. Форма форм- высш предел.

Причинность, стоящая за рождением любой вещи.

Материальная причина. Горшок. Глина- глиняный горшок не существует без глины. (матер форма)

Формальная причина. Форма именно горшка, ведь из глины можно сделать что-то еще (форм причина)

Действующая причина. Руки гончара, придающие форму. (матер форма)

Целевая. Для чего сделан горшок. (формальная причина)

Причинно-следственная цепь= мир в активном аспекте. Причина=следствие=причина=следствие=причина=следствие….

Причиняющее начало- двигатель, следствие- двигатель

Есть первопричина, перводвигатель= он не имеет перед собой двигателя, а значит, он неподвижен. Неподвижен и идеален, форма форм. Идеальное начало движет мир.

Философские школы эллинизма. Решение проблем этики и морали. Проблема поведения человека в мире.

Стоики-зенон. Самая долговечная школа. Мудрость не идеал знания, а нравственный образ жизни. ЭТИКА. ОНТОЛОГИЯ. В мире нет случайности, за всем происходящим- ЛОГОС (божественная логика)= пантеизм- бог растворен в природе. Все процессы происходят по воле логоса и человеку невозможно отклониться от фатума, рока. Чтобы минимизировать проблемы и оптимизировать удовольствие не следует отклоняться от рока, а идти туда, куда ведет судьба. Кто не идет, того тащат. Стоик- это человек, который мужественно принимает вызовы судьбы. Отсутствие чувств, спокойствие. Апатия- отсутствие страстей.

Ранний стоицизм- греция

Средний

Поздний (рим. Раб Эпиктет и император Марк Аврелий)

Эпикурейцы- философия- учение о мудрости.случайность. Мудрость не идеал знания, а нравственный образ жизни. Эпикур. Афины- сад эпикура. Возможность и необходимость достижения счастливой жизни. Боги не влияют на жизнь людей- этика свободы. Избавление от страха перед богами и смертью, ничто не может помешать мудрому человеку жить по своим идеалам. Цель нестрадать телом и не смущаться душой. Желания естественные и необходимые. Отрешенность от всех проблем- атораксия.

Скептики- пиррон. Скепсис-сомнение-главная идея, сомнение в том, что существует критерий истины, что человеку доступно понять логику мира, если она вообще существует. очень простая этика- живи сегодняшним днем, опираясь на здравый смысл, не строй долговечных планов, минимизируй потребности. Скептики - предельно образованные люди. На разум надеяться нельзя, воздержание от окончательных суждений о мире. Отрицание возможностей разума. Не стоит признавать две крайние противополжные теории. Это декадентство, пессимизм. Попытка минимизировать неудовольствие.

БИБЛЕЙСКАЯ МИРОВОЗРЕНЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

Смысл жизни и человечское долженствование. Матрица данной эпохи, она предопределяет мыслительные ходы эпохи. Коллективное бессознательное.

Религия. Ветхий завет- контракт между богом и народом, Новый завет- контракт между богом и личностью (посредническая деятельность Христа).

8 Средневековая философия. Патристика и схоластика. Общие принципы философствования. Теоцентризм. В центре мира бог, он един. Монотеизм. Вера в божественное всеведение. Мир создан не случайно, а с определенной целью. Проблема свободы и предопределения. Персонализм- человек личность по стольку поскольку человек сотворен по образу и подобию божию, личность по образу бога. Хронологические рамки: формируется во 2 веке, сходит со сцены в 15 веке (приблизительно). Патристика до 9, схоластика- до 15.

Патристика. Христианство возникло как религия гонимых социальных низов. Зашита от светских властей= апологеика- оправдание. Задача прояснения собственного учения. Задача экзегез- прояснения.

Греческая и латинская (Тертулиан верую ибо абсурдно. Торжество веры над разумом, с которого начинается христианская философия) патристика.

Вера решает проблему спасения души, разум эту проблему не решает.

Аврелий августин- синтез христианской догматики с платоновской философией. Душа существует вечно вне зависимости от тела. Идея линейного характера истории. Зла нет. Зло- недостаток блага, ибо мир создан всеблагим богом. Патристика с коллапсом культуры рима сошла на нет.

Схоластика. Научные знания отличаются эклектизмом и неправдоподобностью. Боэций- сохранении школьных знаний.

Фома аквинский- все есть откровение.

Важность философии Аристотеля, но его учения расходились с учениями церкви, переработка философии аристотеля.

Рационализм. Ансельм кентерберийский- автор онтологического доказательства существования бога. Естественные (от природы док-ва) и рациональные, исходящие из одного лишь понятия бога.

Пьер абеляр- рационалист, осознание идей аристотеля.

Проблема универсалий- противопоставление общих определений единичным вещам.

Какой онтологический статус наиболее общих понятий- родов и видов. Реализм. Номинализм- универсалии- общие имена, которым ничего не соответствует. Концептуализм (абеляр- универсалии мы образуем сами в процессе познания мира).

13 век- золотой век схоластики. Аквинский. Проблема восприятия аристотеля. Приспособление аристотеля к христианству,Удалены спорные моменты из аристотеля : вопросы о вечности и несотворенности материи

Возрождение

Что возрождали? Античность. Ту, какую они её себе представляли. Они думали, что следовали античности, но создавали нечто новое.

Причина возрождения. Расход разума и веры. Разум был укрощен верой. Экономическая причина- слой свободных образованных и не воцерквленных горожан. Им нужна новая философия. Для этого слоя не было подходящей философии.

Гуманизм

Антропоцентризм

Центр- человек

Это не атеизм и не отказ от религии. Все таки, церковь остается одним из главных заказчиков нового искусства.

В период средневековья было очень явное разделение на творца и тварь. Глубокое чувство собственного несовершенства. Возрождение сделало акцент на том, что человек подобен богу и что бог реализуется через то, что создается человеком. Человек не только тварь, а существо наделенное творческим началом.

Пика дела мирандола- рисует в работе картину: бог создал мир и существа населяющие мир, но почувствовал что ему не с кем разделить радость созерцания, но для человека не нашлось места в цепи бытия, поэтому человек был помещен вне иерархии всех существ. И может в зависимости от своих качеств, от степени соучастия или подниматься вверх или спускаться донизу.

Натурфилософия возрождения – более-менее адекватное представление о вселенной. Коперник, Галилей, Бруно, Кеплер.

Распрощались с Птолемеем.

Развитие неоплатонизма- кузанский. Менялись представлении об обществе.



2016-01-02 466 Обсуждений (0)
Философские школы эллинизма. Решение проблем этики и морали. Проблема поведения человека в мире 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философские школы эллинизма. Решение проблем этики и морали. Проблема поведения человека в мире

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (466)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)