Задания для самостоятельной работы. Введение в педагогическую психологию
Введение в педагогическую психологию 1. Ознакомьтесь с содержанием 2-3 психологических, психолого-педагогических журналов («Псiхалогiя», «Вопросы психологии», «Психологическая наука и образование», «Адукацыя i выхаванне», «Педагогика», «Мир психологии», «Психолог в детском саду», «Психология и школа», «Журнал практического психолога» и др.). Подберите несколько статей (5-10) по проблемам педагогической психологии и распределите их по соответствующим разделам («Психология обучения», «Психология воспитания», «Психология педагога»). Составьте аннотацию на наиболее интересную, на Ваш взгляд, статью в каждом разделе.
2. Подберите пословицы, поговорки, отрывки из народных сказок о воспитании, обучении. Проанализируйте основные идеи отраженной в них житейской психологии. Психология обучения 1. Составьте терминологический словарь: · научение; · учение; · обучение; · обучаемость; · учебная деятельность; · проблемное обучение; · развивающее обучение; · дифференциация обучения; · индивидуализация обучения. При составлении словаря обращайтесь к различным вариантам определения понятий, делая ссылку на источник.
2. Подготовьте реферат на одну из тем: § Личностно-ориентированное обучение. § Проблемное обучение в современной школе. § От развивающего обучения к развивающему образованию. § Проблема оптимизации обучения в научно-фантастической литературе. § Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. § Рефлексивно-деятельностный подход в обучении. § Интерактивное обучение. § Стили обучения с учетом модальности восприятия и полушарных стратегий. § Проблемы обучения леворукого ребенка. § Обучаемость и её диагностика. § Формы научения в раннем возрасте и их сочетание. § Обучение детей раннего возраста. § Возрастная сензитивность и обучение. § Значение детского экспериментирования в формировании интеллектуальной готовности ребенка к школе. § Роль сюжетно-ролевой игры в формировании психологической готовности ребенка к школе. § Социально-психологическая готовность к школе и ее формирование у дошкольников. § Значение игр с правилами в подготовке ребенка к школе. § Особенности учебной деятельности шестилетних первоклассников. Роль специфически детских видов деятельности в обучении шестилеток. § Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте и обучение. § Специфика учебной деятельности в младшем школьном возрасте. § Научение и обучение в подростковом возрасте. Особенности учебной деятельности подростка. § Обучение в юношеском возрасте. § Значение учебной и учебно-профессиональной деятельности для психического развития школьника. § Актуальные вопросы обучения взрослых.
3. Подготовить консультацию для родителей старших дошкольников по проблеме формирования психологической готовности детей к школе.
4. Изучить и осуществить сравнительный анализ отношения детей старшего дошкольного возраста (первоклассников) к школе и детскому саду с помощью метода анализа продуктов детского творчества (рисование на темы «Дорога в детский сад / школу», «Я в детском саду / школе», «Жизнь в детском саду / школе» и др.). Психология воспитания 1. Разработать систему игр, нацеленных на формирование у детей личностных качеств (позитивного самопринятия, эмпатии, творчества, воли и др.), способствующих преодолению ими эмоционально-личностных трудностей (застенчивости, неуверенности в себе, агрессивности, высокой тревожности, невротических страхов и др.) (на выбор).
2. Подготовить психологическую консультацию для родителей по проблеме эмоционально-личностного развития и воспитания дошкольника: § «Влияние родителей на ценностный мир детей»; § «Ревность ребенка: как помочь преодолеть её»; § «Воспитание чувства юмора и оптимизма»; § «Значение сказки в воспитании гуманных чувств дошкольника»; § «Как помочь ребенку преодолеть страх»; § «Как воспитать у дошкольника чувство ответственности»; § «Если ваш ребенок агрессивен…»; § «Семейные праздники в воспитании самоценности у ребенка»; § «Воспитание ребенка с признаками одаренности; § «Воспитание мальчиков и девочек»; § «Формирование психологического здоровья детей в семье»; § «Развитие детского творчества в семье» и др.
3. Законспектировать следующие печатные работы: · Коломинский, Я. Факел, который надо зажечь. Моторная одаренность и двигательные способности: как развить их в дошкольном возрасте. / Я. Коломинский, Е. Панько, В. Шебеко, А. Белоус // Пралеска. – 2002.– №12. – С. 7-13. · Коломинский, Я.Л. Теоретические основы образования художественно одаренных детей в условиях дошкольного учреждения / Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько, Л.Е. Романенко // Мастацкая адукацыя i культура. – 2005. – №4. – С. 4-12. · Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие / А.В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.195-205 (Глава «Принципы воспитания»). · Панько, Е., Коломинский, Я., Старжинская, Н., Шебеко В., Горунович, Л., Белоус, А. Концептуальные основания образования одаренных детей / Е. Панько, Я. Коломинский, Н. Старжинская, В.Шебеко, Л. Горунович, А. Белоус // Пралеска. – 2004.– №2. – С. 10-15. · Смирнова, Е.О. Образная игрушка как средство развития сознания дошкольника / Е.О. Смирнова, И.В. Филиппова // Психологическая наука и образование. – 2008. – №3. – С. 62-70. · Чеснокова, Е.П. Принимаем таким, как есть. Психологическое здоровье ребенка и пути его укрепления в условиях учреждений дошкольного образования / Е.П.Чеснокова // Пралеска. - 2013. - № 12. – С. 36-38. Психология педагога 1. Оцените степень выраженности своих профессионально-педагогических умений, значимых для руководства детской игровой деятельностью. Предлагаем воспользоваться с этой целью следующей оценочной шкалой Шкала оценки педагогических умений, значимых для руководства детской игровой деятельностью (Л.Г. Семушина, Е.А. Панько)
Какая группа профессиональных умений (гностические, организационные, коммуникативные, конструктивные) у Вас наиболее развита? Какая пока еще слабо? Продумайте, как совершенствовать ее.
2. Определите некоторые особенности Вашей педагогической направленности с помощью следующего теста-опросника. Методика изучения ориентированности воспитателя на личностную и учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми дошкольного возраста (В. Г. Маралов) Вашему вниманию предлагаются суждения, касающиеся процесса воспитания и обучения дошкольников. Если вы полностью согласны с тем или иным суждением, поставьте напротив него балл «5». Если в большей степени согласны, чем не согласны, - балл «4». В том случае, если вы согласны и не согласны в равной степени, поставьте балл «3». Если вы не согласны в большей степени, чем согласны, - балл «2». И, наконец, если полностью не согласны, поставьте балл «1». 1. Строгий воспитатель лучше, чем не строгий – … 2. Воспитатель – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы – … 3. На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем – … 4. Послушание детей – заслуга педагога - … 5. Ребенок подобен глине, из него можно «лепить» все, что угодно … 6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя – … 7. Основная цель воспитателя – реализовывать требования программы воспитания и обучения детей – … 8. Центральная задача учебно-воспитательной работы – вооружение детей знаниями, умениями, навыками – … 9. Главное в работе педагога – добиться исполнительности детей – … 10. Воспитание – прежде всего требовательность к детям – … 11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам – … 12. Хорошая дисциплина – залог успеха в воспитании и обучении детей –... 13. Наказание – не лучшая форма воспитания, но оно необходимо – … 14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле – …
Оценив приведенные суждения, сложите свои баллы. Приведем примерные нормативы: 48 баллов и выше – выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель; 43-47 баллов – умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия; 38-42 балла – умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми. 37 баллов и ниже – выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми. Таким образом, чем выше сумма баллов, тем более выражена ориентированность воспитателя на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми. 3. Изучите образ педагога у дошкольников (младших школьников) с помощью методов анализа продуктов детского творчества (анализ рисунков на темы «Мой любимый педагог», «Мой воспитатель (учитель) …», «Мы с воспитателем на прогулке (в группе)» т.п.), экспериментирования (с использованием приема персонификации).
4. Определите степень выраженности у Вас синдрома психического выгорания с помощью следующего теста-опросника. Инструкция. Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и на бланке для ответов обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания. Обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства: 0 – никогда, 1 – очень редко, 2 – редко, 3- иногда, 4 – часто, 5 – очень часто, 6 – всегда. Опросник 1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным. 2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжитый лимон. 3. Я чувствую себя уставшим, когда встаю утром и должен идти на работу. 4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои воспитанники, и использую это в интересах дела. 5. Я общаюсь со своими воспитанниками без лишних эмоций. 6. Я чувствую себя энергичным и воодушевленным. 7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях. 8. Я чувствую угнетенность и апатию. 9. Я могу позитивно повлиять на продуктивность деятельности моих воспитанников. 10. В последнее время ч стал более равнодушным по отношению к тем, с кем работаю. 11. Окружающие скорее утомляют меня, чем радуют. 12. У меня много планов и я верю в их осуществление. 13. Я испытываю все больше жизненных разочарований. 14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше. 15. Бывает, что мне безразлично, что происходит с некоторыми моими воспитанниками. 16. Мне хочется уединиться и отдохнуть и отдохнуть от всего и от всех.. 17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма при общении. 18. Я легко общаюсь с людьми, независимо от их социального статуса и характера. 19. Я многое успеваю сделать за день. 20. Я чувствую себя на пределе возможностей. 21. Я многого еще смогу достичь в своей жизни. 22. Бывает, что начальство и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем. Бланк ответов
Обработка и интерпретация результатов. Опросник определяет синдром эмоционального выгорания по трем основным показателям: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личностных достижений (см. выше). Каждому показателю соответствует номер утверждения, а сумма баллов свидетельствует о его выраженности. Для подсчета значений показателей сложите цифры согласно вашим ответам в таблице 1. Максимальная сумма баллов дана для проверки числового результата. Показатели синдрома выгорания
* отмечен «обратный» вопрос, который рассчитывается в обратном порядке, и, таким образом, ответ «всегда» соответствует нулевому значению (баллы проставляются в обратном порядке).
Низкий уровень свидетельствует об отсутствии выраженности данного показателя синдрома выгорания, средний – о том, что он находится в стадии формирования, высокий уровень – о том, что он сформирован.
5. Разработайте систему коррекционной работы, нацеленной на укрепление профессионального здоровья педагога.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1144)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |