Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задания для самостоятельной работы. Введение в педагогическую психологию



2016-01-05 1144 Обсуждений (0)
Задания для самостоятельной работы. Введение в педагогическую психологию 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение в педагогическую психологию

1. Ознакомьтесь с содержанием 2-3 психологических, психолого-педагогических журналов («Псiхалогiя», «Вопросы психологии», «Психологическая наука и образование», «Адукацыя i выхаванне», «Педагогика», «Мир психологии», «Психолог в детском саду», «Психология и школа», «Журнал практического психолога» и др.). Подберите несколько статей (5-10) по проблемам педагогической психологии и распределите их по соответствующим разделам («Психология обучения», «Психология воспитания», «Психология педагога»). Составьте аннотацию на наиболее интересную, на Ваш взгляд, статью в каждом разделе.

 

2. Подберите пословицы, поговорки, отрывки из народных сказок о воспитании, обучении. Проанализируйте основные идеи отраженной в них житейской психологии.

Психология обучения

1. Составьте терминологический словарь:

· научение;

· учение;

· обучение;

· обучаемость;

· учебная деятельность;

· проблемное обучение;

· развивающее обучение;

· дифференциация обучения;

· индивидуализация обучения.

При составлении словаря обращайтесь к различным вариантам определения понятий, делая ссылку на источник.

 

2. Подготовьте реферат на одну из тем:

§ Личностно-ориентированное обучение.

§ Проблемное обучение в современной школе.

§ От развивающего обучения к развивающему образованию.

§ Проблема оптимизации обучения в научно-фантастической литературе.

§ Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.

§ Рефлексивно-деятельностный подход в обучении.

§ Интерактивное обучение.

§ Стили обучения с учетом модальности восприятия и полушарных стратегий.

§ Проблемы обучения леворукого ребенка.

§ Обучаемость и её диагностика.

§ Формы научения в раннем возрасте и их сочетание.

§ Обучение детей раннего возраста.

§ Возрастная сензитивность и обучение.

§ Значение детского экспериментирования в формировании интеллектуальной готовности ребенка к школе.

§ Роль сюжетно-ролевой игры в формировании психологической готовности ребенка к школе.

§ Социально-психологическая готовность к школе и ее формирование у дошкольников.

§ Значение игр с правилами в подготовке ребенка к школе.

§ Особенности учебной деятельности шестилетних первоклассников. Роль специфически детских видов деятельности в обучении шестилеток.

§ Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте и обучение.

§ Специфика учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

§ Научение и обучение в подростковом возрасте. Особенности учебной деятельности подростка.

§ Обучение в юношеском возрасте.

§ Значение учебной и учебно-профессиональной деятельности для психического развития школьника.

§ Актуальные вопросы обучения взрослых.

 

3. Подготовить консультацию для родителей старших дошкольников по проблеме формирования психологической готовности детей к школе.

 

4. Изучить и осуществить сравнительный анализ отношения детей старшего дошкольного возраста (первоклассников) к школе и детскому саду с помощью метода анализа продуктов детского творчества (рисование на темы «Дорога в детский сад / школу», «Я в детском саду / школе», «Жизнь в детском саду / школе» и др.).

Психология воспитания

1. Разработать систему игр, нацеленных на формирование у детей личностных качеств (позитивного самопринятия, эмпатии, творчества, воли и др.), способствующих преодолению ими эмоционально-личностных трудностей (застенчивости, неуверенности в себе, агрессивности, высокой тревожности, невротических страхов и др.) (на выбор).

 

2. Подготовить психологическую консультацию для родителей по проблеме эмоционально-личностного развития и воспитания дошкольника:

§ «Влияние родителей на ценностный мир детей»;

§ «Ревность ребенка: как помочь преодолеть её»;

§ «Воспитание чувства юмора и оптимизма»;

§ «Значение сказки в воспитании гуманных чувств дошкольника»;

§ «Как помочь ребенку преодолеть страх»;

§ «Как воспитать у дошкольника чувство ответственности»;

§ «Если ваш ребенок агрессивен…»;

§ «Семейные праздники в воспитании самоценности у ребенка»;

§ «Воспитание ребенка с признаками одаренности;

§ «Воспитание мальчиков и девочек»;

§ «Формирование психологического здоровья детей в семье»;

§ «Развитие детского творчества в семье» и др.

 

3. Законспектировать следующие печатные работы:

· Коломинский, Я. Факел, который надо зажечь. Моторная одаренность и двигательные способности: как развить их в дошкольном возрасте. / Я. Коломинский, Е. Панько, В. Шебеко, А. Белоус // Пралеска. – 2002.– №12. – С. 7-13.

· Коломинский, Я.Л. Теоретические основы образования художественно одаренных детей в условиях дошкольного учреждения / Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько, Л.Е. Романенко // Мастацкая адукацыя i культура. – 2005. – №4. – С. 4-12.

· Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие / А.В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.195-205 (Глава «Принципы воспитания»).

· Панько, Е., Коломинский, Я., Старжинская, Н., Шебеко В., Горунович, Л., Белоус, А. Концептуальные основания образования одаренных детей / Е. Панько, Я. Коломинский, Н. Старжинская, В.Шебеко, Л. Горунович, А. Белоус // Пралеска. – 2004.– №2. – С. 10-15.

· Смирнова, Е.О. Образная игрушка как средство развития сознания дошкольника / Е.О. Смирнова, И.В. Филиппова // Психологическая наука и образование. – 2008. – №3. – С. 62-70.

· Чеснокова, Е.П. Принимаем таким, как есть. Психологическое здоровье ребенка и пути его укрепления в условиях учреждений дошкольного образования / Е.П.Чеснокова // Пралеска. - 2013. - № 12. – С. 36-38.

Психология педагога

1. Оцените степень выраженности своих профессионально-педагогических умений, значимых для руководства детской игровой деятельностью. Предлагаем воспользоваться с этой целью следующей оценочной шкалой

Шкала оценки педагогических умений, значимых для руководства детской игровой деятельностью (Л.Г. Семушина, Е.А. Панько)

№ п/п Профессиональные умения Степень выраженности (отметить знаком «+» в соответствующей графе)
Ярко выра-женная Доста-точная Имеет место Слабо выра-женная Отстут-ствует
Гностические умения
Наблюдать игру, определять уровень ее развития
Определять по предпочитаемым играм, ролям детские интересы, привязанности, особенности воображения детей
Определять эмоциональное самочувствие ребенка в процессе исполнения выбранной роли, удовлетворенность (неудовлетворенность) ею, отношение к нему сверстников, проявляемое в игре
Заметить продвижение ребенка в овладении игровой деятельностью, разными видами игр
Проективные и конструктивные умения
Проектировать развитие игровой деятельности, планировать приемы, направленные на ее формирование
Отбирать материал для обогащения детей впечатлениями с целью развития игр
Динамически проектировать развитие конкретной игры, предвидеть ее ход
Содействовать организации детских игровых группировок, наиболее благоприятных в воспитательном отношении
Применять игру (отдельные игровые приемы) в процессе организации других видов деятельности, использовать игру для переключения детей с одного вида деятельности на другой
Коммуникативные умения
Занять в процессе общения с детьми игровую позицию
Включаться в игру на главных и второстепенных ролях на всех ее этапах
Прямыми способами обучать детей игре (объяснение, разъяснение правил и т. д.)
Использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (вопросы, проблемные игровые ситуации, советы, напоминания и др.)
Регулировать взаимоотношения детей, разрешать конфликты в процессе игр
Внешне выражать свои чувства и мысли с помощью речи, мимики, пантомимики в процессе воплощения выбранной педагогом роли, руководства игрой прямыми способами
Создать посредством общения с детьми в процессе руководства игрой атмосферу непринужденности, доброжелательности  
Организаторские умения
Организовать предметно-игровую среду
Организовать начало игры
Распределять внимание между всеми играющими детьми, игровыми группировками
Коммуникативно-гностические умения
Предусмотреть возможные затруднения при организации игр разного вида и руководстве ими
Соотносить выбор игр с характером предшествующей и предстоящей деятельности, местом и временем их проведения, психофизиологическим состоянием детей и другими условиями
Грамотно подобрать подвижные и дидактические игры для конкретной группы (подгруппы, отдельных детей) с учетом специфики решаемых с их помощью воспитательных и образовательных задач, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников
Изменять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной группы (подгруппы, отдельных детей), специфики руководимой игры (сюжетно-ролевой, дидактической, подвижной)
Проявить гибкость при руководстве игровой деятельностью детей, исходя из показателей «обратной связи» (заменить заранее подобранные игру, метод воздействия другими, уточнить правила, внести в них изменения и т. д.)
Обсуждать с детьми и оценивать игру
Конструктивно-коммуникативные умения
Использовать игру для создания педагогически целесообразного микроклимата в группе; включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малопопулярных детей
Координировать работу с семьей по вопросам развития игровой деятельности дошкольников, использования ее в воспитательных целях

 

Какая группа профессиональных умений (гностические, организационные, коммуникативные, конструктивные) у Вас наиболее развита? Какая пока еще слабо? Продумайте, как совершенствовать ее.

 

2. Определите некоторые особенности Вашей педагогической направленности с помощью следующего теста-опросника.

Методика изучения ориентированности воспитателя

на личностную и учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми дошкольного возраста (В. Г. Маралов)

Вашему вниманию предлагаются суждения, касающиеся процесса воспитания и обучения дошкольников.

Если вы полностью согласны с тем или иным суждением, поставьте напротив него балл «5». Если в большей степени согласны, чем не согласны, - балл «4». В том случае, если вы согласны и не согласны в равной степени, поставьте балл «3». Если вы не согласны в большей степени, чем согласны, - балл «2». И, наконец, если полностью не согласны, поставьте балл «1».

1. Строгий воспитатель лучше, чем не строгий – …

2. Воспитатель – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы – …

3. На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем – …

4. Послушание детей – заслуга педагога - …

5. Ребенок подобен глине, из него можно «лепить» все, что угодно …

6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя – …

7. Основная цель воспитателя – реализовывать требования программы воспитания и обучения детей – …

8. Центральная задача учебно-воспитательной работы – вооружение детей знаниями, умениями, навыками – …

9. Главное в работе педагога – добиться исполнительности детей – …

10. Воспитание – прежде всего требовательность к детям – …

11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам – …

12. Хорошая дисциплина – залог успеха в воспитании и обучении детей –...

13. Наказание – не лучшая форма воспитания, но оно необходимо – …

14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле – …

 

Оценив приведенные суждения, сложите свои баллы. Приведем примерные нормативы:

48 баллов и выше – выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель;

43-47 баллов – умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия;

38-42 балла – умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми.

37 баллов и ниже – выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми.

Таким образом, чем выше сумма баллов, тем более выражена ориентированность воспитателя на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.

3. Изучите образ педагога у дошкольников (младших школьников) с помощью методов анализа продуктов детского творчества (анализ рисунков на темы «Мой любимый педагог», «Мой воспитатель (учитель) …», «Мы с воспитателем на прогулке (в группе)» т.п.), экспериментирования (с использованием приема персонификации).

 

4. Определите степень выраженности у Вас синдрома психического выгорания с помощью следующего теста-опросника.

Инструкция. Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и на бланке для ответов обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания. Обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства: 0 – никогда, 1 – очень редко, 2 – редко, 3- иногда, 4 – часто, 5 – очень часто, 6 – всегда.

Опросник

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжитый лимон.

3. Я чувствую себя уставшим, когда встаю утром и должен идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои воспитанники, и использую это в интересах дела.

5. Я общаюсь со своими воспитанниками без лишних эмоций.

6. Я чувствую себя энергичным и воодушевленным.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я могу позитивно повлиять на продуктивность деятельности моих воспитанников.

10. В последнее время ч стал более равнодушным по отношению к тем, с кем работаю.

11. Окружающие скорее утомляют меня, чем радуют.

12. У меня много планов и я верю в их осуществление.

13. Я испытываю все больше жизненных разочарований.

14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

15. Бывает, что мне безразлично, что происходит с некоторыми моими воспитанниками.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть и отдохнуть от всего и от всех..

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма при общении.

18. Я легко общаюсь с людьми, независимо от их социального статуса и характера.

19. Я многое успеваю сделать за день.

20. Я чувствую себя на пределе возможностей.

21. Я многого еще смогу достичь в своей жизни.

22. Бывает, что начальство и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем.

Бланк ответов

№ п/п Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Всегда
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

 

Обработка и интерпретация результатов.

Опросник определяет синдром эмоционального выгорания по трем основным показателям: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личностных достижений (см. выше). Каждому показателю соответствует номер утверждения, а сумма баллов свидетельствует о его выраженности.

Для подсчета значений показателей сложите цифры согласно вашим ответам в таблице 1. Максимальная сумма баллов дана для проверки числового результата.

Показатели синдрома выгорания

Показатели синдрома выгорания Номер утверждения Максимальная сумма баллов
Эмоциональное истощение 1,2 , 3, 6*, 8, 13, 14, 16, 20
Деперсонализация 5, 10, 11, 15, 22
Редукция профессиональных достижений 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21

* отмечен «обратный» вопрос, который рассчитывается в обратном порядке, и, таким образом, ответ «всегда» соответствует нулевому значению (баллы проставляются в обратном порядке).

 

 

Показатели синдрома выгорания Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Эмоциональное истощение 0 - 15 16 - 24 25 и больше
Деперсонализация 0 - 5 6 - 10 11 и больше
Редукция профессиональных достижений 37 и более 36 - 31 30 и меньше

 

Низкий уровень свидетельствует об отсутствии выраженности данного показателя синдрома выгорания, средний – о том, что он находится в стадии формирования, высокий уровень – о том, что он сформирован.

 

5. Разработайте систему коррекционной работы, нацеленной на укрепление профессионального здоровья педагога.



2016-01-05 1144 Обсуждений (0)
Задания для самостоятельной работы. Введение в педагогическую психологию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задания для самостоятельной работы. Введение в педагогическую психологию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1144)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)