Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Книга Судей. Обет судии Иеффая и его исполнение



2016-01-02 1692 Обсуждений (0)
Книга Судей. Обет судии Иеффая и его исполнение 0.00 из 5.00 0 оценок




 

За дарование победы над Аммонитянами судия Иеффай обещает принести Богу во всесожжение то, "что выйдет из ворот его дома ему навстречу". Встретить победителя вышла его единственная дочь, которой судья и исполнил свой обет Богу.

В древности все святые Отцы, а равно иудейские раввины и историк Иосиф Флавий согласно держались того мнения, что дочь Иеффая была принесена Господу во всесожжение на алтаре. Лишь в последнее время последователи этого вопроса стали объяснять обет Иеффая духовной жертвой, говоря, что дочь судии была посвящена на служение Богу при Скинии и осталась навсегда девой. Но повествование скорее свидетельствует в пользу древних толкователей.

Можно говорить об излишней смелости и необдуманности обета Иеффая, о том, что он не должен был ни давать его, ни, тем более, исполнять (Августин, Иероним); все же судья не отступил от своего обета, потому что хотел угодить Богу, как Авраам, принеся Ему в жертву самое дорогое. Если же обет Господу был дан, израильтянин обязан был выполнить его, и Иеффай остался верен своему слову (Суд. 11, 35; Быт. 22, 1-19; Мих. 6, 7; 4 Цар. 3, 27; Числ. 30, 3; 32, 24; Пс. 65, 13-14; Иер. 44, 17).

Упоминание о том, что дочь Иеффая "оплакивала девство своё" и "не познала мужа" (Суд. 11, 38-39), подчеркивает горькую участь её, ибо, умерев в юности безбрачной, она навсегда лишалась чести стать матерью, что почиталось великой добродетелью и счастьем у еврейских женщин. Дочь полностью разделяет религиозные взгляды отца, что и создаёт ощущение настоящей трагедии. Автор книги здесь только свидетельствует о трагическом событии, т.е. человеческом жертвоприношении, но сам не одобряет поступка Иеффая.

 

2. Способы сообщений пророчеств народу.

3. Книга пророка Аввакума.

Билет

1. Книга Руфи. Обзор содержания. Писатель книги. Значение Руфи в
истории Церкви Божией.

 

Книга надписывается именем главного действующего лица повествования. Четыре главы этой книги безыскусно и правдиво передают историю моавитянки Руфи. Книгу эту можно считать продолжением книги Судей и введением к истории Давида, почему она в переводах Библии предшествует книгам Царств, несмотря на то, что в еврейской Библии она помещена между поэтическими книгами.

Вероятно, книга Руфи написана в царствование Давида. Автор упоминает о периоде Судей в прошедшем времени, но, говоря о Давиде, еще не называет его царем. Вполне возможно, что книгу Руфи написал тот же автор, что и книгу Судей, т.е. святой пророк Самуил.

По содержанию эта книга относится к числу назидательных. Главная её цель - свидетельство, как вознаграждается упование на Бога, Который милосердие Свое обильно изливает и на иноплеменницу. Особенное значение данного рассказа в том, что чужеземка Руфь становится праматерью Давида; это подчеркивает евангелист Матфей, включая имя Руфи в родословную Христа (Мф. 1, 5).

По мнению святых Отцов, Руфь была прообразом обращения язычников в Церковь Христову. "Посмотри, - говорит святой Иоанн Златоуст, - на Руфь. Она была чужестранка и находилась в крайней бедности; но Вооз не отверг её за бедность, не презрел её как чужестранку: так Иисус Христос принял в Свою Церковь и чужих, призвал и язычников, скудных плодами добрых дел. Руфь, если бы не оставила родителей, не отказалась от своего отечества, дома, народа, никогда не вступила бы в супружеский союз с Воозом: так и язычники не прежде вошли в благодатный союз со Христом, но когда уже оставили свои нравы и обычаи. И опять, Руфь тогда только дошла в дом Вооза, когда близкий родственник отказался от брачного союза с ней: так и язычники вошли в Церковь Божию и сделались любезными Христу тогда, когда проповедь Евангельская уже была отринута иудеями - Богоизбранным народом".

Закон ужичества (левирата) состоял в том, что если умирал муж, не оставив после себя детей, то брат умершего должен был жениться на оставленной им вдове и рожденный от этого брака сын получал имя умершего и наследовал его земельную собственность. Нужно сказать, что у евреев считалось великим несчастьем прекращение рода. По закону земля не могла переходить в чужой род или племя, вот почему вдова сохраняла земельную собственность в своем роде, пользуясь правом ужичества (левирата), т.е. выхода замуж не за чужого, а за ближайшего родственника (см. Втор. 25, 5-10).

 

К концу периода судей, относится история одной женщины, получившей впоследствии громадное значение для истории народа и всего человечества. Это именно история Руфи. Во время правления судей случился однажды голод в земле израильской, и одно семейство, состоявшее из четырех лиц — Елимелеха с его женой Ноеминью и двумя сыновьями Махлоном и Хилеоном, переселилось для пропитания в землю Моавитскую. Там сыновья их поженились на моавитянках Орфе и Руфи. Лет через десять, однако же, Елимелех и оба его сына умерли, и осталась одна Ноеминь с своими двумя невестками. Услышав, что в земле израильской настали урожайные годы, она решилась возвратиться в родную землю и стала прощаться с своими невестками. Но они обе заявили решимость идти с ней. Вследствие ее увещаний Орфа, однако же, согласилась оставить ее, но Руфь ни за что не хотела расстаться с ней и решительно заявила, что она хочет вполне разделить с ней судьбу. «Где ты жить будешь, — сказала она Ноемини, — там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог моим Богом; смерть одна разлучит меня с тобою». Тогда они вместе пошли в израильскую землю и пришли в Вифлеем, как раз во время жатвы ячменя. Чтобы прокормить себя и свою свекровь, Руфь пошла собирать оставшиеся после жнецов колосья на поле жатвы, как это позволялось бедным жителям по закону Моисееву. Поле, на котором ей пришлось собирать колосья, оказалось принадлежащим богатому и знатному человеку Воозу, родственнику ее покойного свекра Елимелеха. Вооз, увидев ее на поле и узнав, кто она такая, велел своим слугам оказывать ей всякое внимание, накормил ее вместе за одним столом с собой и дал ей позволение собирать колосья даже между снопами, где их было, конечно, больше, так что она собрала и намолотила около ефы ячменя, которую и принесла домой вместе с захваченными после обеда остатками пищи — для своей свекрови. Ноеминь, обрадованная всем этим и видя здесь особое намерение Божие, разъяснила Руфи, что она имеет право на замужество с Воозом, так как он ближайший родственник ее мужа и по закону должен восстановить семя ее умершему бездетным мужу. Когда она действительно заявила об этом (сообразно с тогдашним обычаем) Воозу, то он благословил ее во имя Иеговы, похвалил ее добродетельную жизнь и верность тому, кого закон делал ее законным мужем, и обещал ей исполнить все по закону. И он сдержал свое слово. На другое утро он созвал старейшин города и перед ними заявил, что он, как родственник покойного мужа Руфи, намерен исполнить по отношению к ней закон деверства, если только это право будет предоставлено ему имевшимся в городе еще более близким, чем он, родственником покойного сына Елимелеха. Этот родственник действительно уступил ему свое право, выразив это публичным снятием своего сапога и передачей Воозу, как требовалось обычаем, и Вооз действительно стал законным мужем Руфи-моавитянки. Брак был утвержден старейшинами, которые, благословив его, пожелали новобрачным семейного счастья и благоденствия. Брак этот был благословлен Богом. У Вооза с Руфью родился сын Овид, который был впоследствии отцом Иессея, отца царя Давида. И таким образом эта благочестивая моавитянка, которая обнаружила веру, редкую и во Израиле, и муж которой был потомком Раавы, верующей блудницы иерихонской, сделалась одной из родоначальниц Христа, «сына Давидова». История Руфи составляет предмет отдельной книги в Св. Писании Ветхого Завета, именно «Книги Руфь».

 

 

2. Отличие истинных пророков Господних от ложных пророков и
языческих прорицателей.

3. Прообразовательное значение истории пророка Ионы.

 

Билет

1. Общие сведения о книгах Царств. Надписание книг. Писатели.
Период времени описываемый книгами Царств. Цель написания.

 

1, 2, 3 и 4 книги Царств относятся к историческим книгам Ветхого Завета. Надписание их в еврейской и греческой Библиях не одинаково.

В еврейской Библии четыре книги объединены в два отдела с различными наименованиями. Первый отдел, состоящий из 1 и 2 книг Царств, озаглавлен "Сефер Шемуэль", т.е. книга Самуила, описывающая жизнь и деяния пророка Самуила. Второй отдел, объединяющий в себе 3 и 4 книги Царств, надписан "Сефер Мелахим", т.е. книга царей, рассказывающая об истории Израильского и Иудейского царства.

В греческой Библии этот раздел изложен в 4 книгах под одним надписанием Цари или книги Царств. Это деление и надписание принято и в русской Библии. Однако в некоторых греческих текстах встречается разделение по 2-м отделам: "Первая и вторая книги Царств" и "Третья и Четвертая книги Царств".

 

Сведения о писателях книг Царств самые разноречивые. Так, 1 и 2 книги Царств приписывают пророку Самуилу как свидетелю и участнику описываемых событий. 3-я и 4-я книга Царств, предполагают, писались различными людьми и по частям. Авторами называют царей, священников, пророков.

Учитывая все критические замечания, автором книг Царств можно назвать священника Ездру. Своей деятельностью по восстановлению благочестия в еврейском народе после вавилонского плена (V в. до Р.Хр.) автор-священник Ездра снискал огромный авторитет не только иудеев, но и у соседних народов. Талант Ездры позволил ему составить 4 книги Царств по древним оригинальным источникам: "История Соломона", "Летописи царей Иудейских", "Летописи царей Израильских". Подобные летописи, произведения частных писателей и пророков, бережно сохранялись у еврейского народа. Акценты в повествовании книг говорят о том, что автор книг Царств был священник, муж больших духовных дарований. Изложению политических вопросов отведено второстепенное место; явное предпочтение отдается религиозно-нравственной оценке событий.

 

Книги Царств охватывают период времени примерно в 500 лет, начиная повествование с рождения пророка Самуила и заканчивая упоминанием о вавилонском плене (1040-560 г. до Р.Хр.).

1 книга Царств рассказывает историю Самуила и царя Саула.

2 книга Царств посвящена история царя Давида.

3 книга Царств говорит о правлении Соломона и о разделении царства после его кончины на Израильское и Иудейское.

4 книга Царств описывает борьбу между царствами Израильским и Иудейским, ослабление их и гибель, сначала Израильского, а потом и Иудейского.

 

Излагая историю Израиля, писатель указывает на зависимость политического благосостояния еврейского народа от чистоты его религиозно-нравственной жизни.

Благословение Божие и успех сопутствуют народу только тогда, когда он живет по заповедям Божиим, помнит о великих обетованиях Иеговы Израилю. И, напротив, когда народ уклоняется в идолопоклонство, начинает жить, "как все прочие народы", благословение Божие отходит от него, евреи попадают в политическую и экономическую зависимость от других наций.

В 3 и 4 книгах Царств показано постепенное угасание величия израильского народа.

 

2. Библейский и хронологический порядок пророков.

3. Толкования на книгу пророка Ионы.

 

Билет

1. Первая книга Царств. Пророческая песнь Анны и предсказание о
Мессии.

 

1-я книга Царств состоит из 31 главы. Содержание её можно условно поделить на 3 части.

1) с 1 по 4 гл. Время правления священника Илия.

2) с 5 по 12 гл. Время правления пророка Самуила.

3) с 13 по 31 гл. Время царствования Саула.

 

Пророческая песнь Анны и предсказание о Мессии (2, 1-10). В своей молитве праведная Анна благодарит Бога за исполнение её прошения о чадородии. Основная мысль молитвы: Господь - единственный истинный утешитель и защитник всех страждущих и смиренных, а также правосудный отмститель гордым и злым, надеявшимся на свои силы. Молитва эта явилась ветхозаветным прообразом Песни Богородицы (Лк. 1, 46-55). "Величит душа моя Господа... яко призре на смирение рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди... низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи..." Близость содержания обеих песен объясняется тем, что молитва праведной Анны рассматривалась ветхозаветной Церковью как пророческий гимн и часто употреблялась за богослужением.

В пророческой песне Анны впервые обетованное "семя жены" (Быт. 3, 15), Спаситель мира именуется Помазанником, Мессией (2, 10).

Святые Отцы новозаветной Церкви оставили толкования на некоторые важные места этого пророчества. 2, 5: "даже неплодная рождает семь раз, а многоплодная изнемогает". Блаженный Феодорит: "Сказанное Анной - "неплоды роди седмь раз..." -предвозвещает многоплодие Церкви, потому что число семь означает множество" (Тв. т. 1, с. 324). Он же: "Господь сотрет препирающихся с Ним" (10 ст.) - этим предвозвещает низложение диавола". "Господь взыде на небеса и возгреме" , - свидетельство о вознесении нашего Спасителя. "Господь будет судить концы земли", - предсказание о втором Пришествии Владыки Христа".

Блаженный Иероним: "...и вознесет рог Помазанника Своего", - эти слова обозначают величие Царства Христова" (тв. т. 14, с. 196).

Духовная глубина этого ветхозаветного пророчества была причиной того, что Песнь праведной Анны легла в основу содержания 3-й песни канона на всенощном бдении Православной Церкви. Например, в каноне на праздник Богоявления читаем: "Неплодная прежде и страдавшая бесчадием, радуйся ныне, Христова Церковь; ибо водою и Духом у тебя родились сыны...", - и ещё "Крепость даяй царем нашим Господь, и рог помазанных Своих возносяй, от Девы рождается..." На Рождество Христово: "...Христу Богу возопиш, вознесый рог наш, свят еси Господи..."

 

2. Сведения о жизни пророка Исайи.

3. Богослужебное употребление книги пророка Ионы.

 

Билет



2016-01-02 1692 Обсуждений (0)
Книга Судей. Обет судии Иеффая и его исполнение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Книга Судей. Обет судии Иеффая и его исполнение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1692)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)