Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философская и научная картины мира



2016-01-02 2353 Обсуждений (0)
Философская и научная картины мира 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмет философии. Умозрительный характер философского познания

Из истории философии известно, что в качестве предмета философии для первых древнегреческих философов выступал природный мир, позднее для Аристотеля в этом качестве выступил весь мир.

Для эпикурейцев и поздних стоиков - человек в мире.

Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом.

В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии.

В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений.

В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей.

Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Умозрение - интеллектуальное созерцание. Изучение философии имеет умозрительный характер.

Так как наука это двух уровневое знание (эмпирическое и теоретическое) а философия - одноуровневое (эмпирическое), то у них разный способ получения знаний.

Наука: логические, теоретическое обобщения чувственного данного. Философия: внечувственно, умозрительное постижимое.

В Ф. любое явление изучается с точки зрения его сущности. Ф. познает мир исходя из его сущности.

2 вопрос
Состав философских проблем и основные разделы философии

Проблемы:

1. Онтологическая - вопросы бытия;
2. Гносеологическая - о познании;
3. Антропологическая - сущность человека;
4. Социальная - происхождение общества, государства;
5. Этическая - о морали;
6. Эстетическая - о прекрасном;
7. Аксиологическая - о ценностях;

8. Философия истории – смысл истории.

Разделы философии:
1. Онтология - наука о бытие и первооснове;
2. Логика и теория познания - принципы правильного суждения;
3. Антропология - наука о человеке целостном духовно-телесном существе, о его внутренним мире и о природе сознания;
5. Этика - о морали и нравственности;
6. Эстетика - учение о прекрасном;
7. Аксиология - учение о ценностях;
8. Философия истории - учение о смысле истории.

 

 

3 вопрос
Мифогенная концепция возникновения философии

Придерживались Гегель, Флоренский, Трубецкой, Лосев.
Суть: перевод мифа в форму философского понятия. Миф и философское понятие отличаются формой, но сходны по содержанию.
Для мифогенной концепции философия выступает как высшая стадия мифа. Философию здесь понимают, как «логос мифа». Мифогенная концепция показывает развитие как непрерывный процесс, возможный благодаря изначальному единству мифа и философии.

Недостаток: само основание, что у философии и мифологии общее содержание

4 вопрос.
Гносеогення концепция возникновения философии

Придерживались: Богданов. Спенсер, Бернет.
Появилась как критика мифогенной. Миф и философия – антиподы, отличаются и по форме, и по содержанию.
Гносеогенная концепция восходит к просветительскому рационализму, отожествляет философию с наукой. С точки зрения этой концепции философия возникает скорее не из мифа, а из эмпирического знания, т.е. философия возникла тогда, когда натурфилософы стали объяснять явления природы через комбинации стихий, а не через деятельность богов.

Недостаток: философия нельзя свести только к эмпирическому знанию.

 

5 вопрос

Философская и научная картины мира

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах: онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а «вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности.
Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества.
Научная картина мира (НКМ) — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Науки развиваются, совершенствуются. Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации.

 

6 вопрос
Мировоззрение, его базовые элементы и структура

Мировоззрение - взгляд на мир в целом:
- смысловая картина мира.
- картина мира, в которой человек соотнесен с Абсолютом.

Структура "мира в целом"
-Человек (живой организм, поведение и жизнь которого определяется сознанием);
-Природа (?);
-Абсолют (вечная реальность. порождает человека и природу).
В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия.

 

7 вопрос
Мифологическое мировоззрение

Я - показывается как родовое, стихийно коллективное. Абсолют представлен в виде рода, коллектива, первопредка. Само отождествление с родом. Душа является двойником тела. Мифологическое мировоззрение опирается на веру. Вера основана на внушении, не критикуется.
Первоначало обладает чувственным подобием, принимает разные формы.
появляются первые табу (табу на инцест, обожествление себе подобных)
проявляется в виде появление следующих понятий: фетишизм (обожествление предметов), анимизм (вера в духов), тотемизм (наличие тотемов у племени), магия (форма общения с тайными силами).

 

8 вопрос
Религиозное мировоззрение

Человек освобожден от внешнего восприятия себя и Абсолюта. Абсолют не имеет внешнего образа и человек соотносится с ним как с мировым внутренним, внутресущим. Тут существуют два типа бытия:

- мир, творимый богом (мир вещей);

- мир творца.

 

Человек идентифицирует себя не с телом, а со своим «Я».

Бог религии не является Богом Природы. Абсолют не имеет внешнего облика, не может быть выражен в чувственных образах. Многобожие исключено. Абсолют персонифицируются – воспринимается как существо, как личность, как персона. Бог созерцается безОбразно.

 

9 вопрос
Философское мировоззрение

Ментальная основа - чистая саморефлексия. механизм отождествления «Я» с сознанием. Первоначало - первосущая сверхчувственная реальность. Познается умозрительно. «Я» созерцает Абсолют как мировое самотождественное сущее, которое в философии называет первоначалом. В философии Абсолют вообще не является существом, личностью, персоной.

Первоначало порождает мир естественным путём. Абсолют имеет 3 функции:

- миропорождающую;

- мироустроительнцю;

- субстратную.

Природа представлена как космическое мироустройство, выражающее порядок и гармоническое устройство всех вещей; воспринимается как естественная гармоническая реальность.

Мифологическое и религиозное – живые мировоззрения, философское – теоретическое.

 

10 вопрос
Античная натурфилософия: милетская школа


МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (6 в. до н. э.) - древнейшая греческая научно-философская школа, включающая Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.
Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (поэтому правильнее говорить о ее «натурализме»); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии. Все это составляло единую науку «о Природе», или «естественную историю» которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ (у Анаксимандра). Правещество вечно, бесконечно в пространстве. Движение присуще ему «от веку», мир порождается из него спонтанно.

«Боги» народной мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или «бесчисленными мирами» (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное «божество».

Первые натурфилософы настойчиво искали некоторое первоначало, из которого все произошло. В качестве такового античное мышление полагало конкретную физическую сущность, нечто чувственно-данное. Это вода в учении Фалеса, воздух – у Анаксимена.

Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, основанную на аксиологизации понятий «верх—низ» и противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому), и ввела всеобщность физических законов (грань, которую не смог переступить Аристотель).

 

11 вопрос
Античная натурфилософия: пифагорейская школа

Школа была основана Пифагором. Цель создания школы – религиозно-нравственная реформа общества.

В школе Пифагора большое внимание уделялось нравственной жизни. Жизнь должна была содействовать очищению души и очищению тела, которое достигалось правильной гигиеной и строгой дисциплиной нравов. Побеждать свои страсти было первым долгом посвящённого юноши или девушки. Кто не привел свою собственную природу в гармонию, тот не способен отражать и божественную гармонию.

Итак, онтология пифагорейской школы - это учение о числах. За первичное и основу бытия Пифагор принимал символ этого бытия – число. Гносеология школы — математика. С помощью математики, и только математики, пифагорейцы изучали тайны бытия, макро- и микрокосмоса.

Пифагорейцами была составлена таблица 10 противоположностей. Основу последующего философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей — предела и беспредельного. «Беспредельное» не может быть единым началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел» не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём».

 

12 вопрос
Античная натурфилософия: элейская школа

Школа древнегреческой философии. Учение школы было основано на двух принципах: бытие едино, а изменения иллюзорны. Основателем школы обычно считается Ксенофан, до полного развития довели в 5 в. до н.э.

Ксенофан подверг критике современный ему политеизм, провозгласив в своем дидактическом эпосе, что Бог - это вечное единство, пронизывающее Вселенную и управляющее ею силой своей мысли. Кажущийся монотеизм этого утверждения может быть примирен с его пантеистическим учением о единстве и вечности всего бытия, только если исходить из того, что Ксенофан отождествлял единое с Богом.

Парменид - первый греческий философ, противопоставивший мышление мнению. Он утверждал, что истинно лишь одно неизменное бытие, в то время как множественность и изменение - лишь иллюзия. Истина пребывает в мысли, ощущения же ведут к ошибке. Бытие и небытие образуют фундаментальную оппозицию, они внутренне противоречивы, а поскольку небытие не существует, бытие едино и возникновение невозможно. Иными словами, мышление указывает, что бытие едино и неизменно, вопреки порожденной ощущениями иллюзии множественности и изменчивости.

Учение Парменида получило обоснование у его ученика Зенона, который полемизировал против абсурдности житейских представлений, усматривающих в вещах множественность, а именно становление и движение.
Элеаты первыми сформулировали метафизическую проблему бытия и становления, а через софистов и атомистов их влияние продолжалось вплоть до Платона и Аристотеля.

 

13 вопрос

Философия Гераклита

Гераклит Эфесский построил систему, основанную не на опыте, а на умозрении, принимающую за источник материальной и духовной жизни огонь, который, по его мнению, надо считать и первоначалом всех вещей. Свое учение Гераклит изложил в книге «О природе».

Согласно Гераклиту, огонь – природная сила, которая своей теплотой создаёт все; он проникает все части Вселенной, принимает в каждой части её особое свойство. Эти видоизменения огня производят предметы, а дальнейшими видоизменениями его уничтожаются произведенные им предметы. Таким образом вселенная находится в вечном круговороте изменений: все в ней возникает и изменяется; прочного, неизменного нет ничего. Все, что кажется человеку постоянным, неподвижным, кажется таким лишь по обману чувств; повсюду во Вселенной все ежеминутно принимает разные качества: все в ней то слагается, то разлагается.

Закон, по которому происходят изменения – закон тяжести. Но вечным процессом изменения вещества правит особый вселенский закон – неизменная судьба, которую Гераклит называет Логосом или Геймармене. Это – вечная мудрость, вносящая порядок в вечный ток перемен, в процесс вечной борьбы возникновения с разрушением.

Гераклит – первый известный нам древнегреческий философ, который считал, что главная задача философа сводится не к тому, чтобы созерцать косные, неподвижные формы окружающего бытия, а к тому, чтобы путём глубокой внутренней интуиции проникать в суть живого мирового процесса. Он полагал, что в мироздании первично это вечное непрекращающееся движение, а все участвующие в нём материальные объекты – лишь вторичные его орудия. Учение Гераклита стоит у истоков идейного течения, давшего в том числе и современную западную «философию жизни».

Человеческая душа, по мнению Гераклита, состоит из теплого сухого пара; она – чистейшее проявление божественного огня; она питается теплотой, получаемой от огня, окружающего вселенную; эту теплоту она воспринимает дыханием и органами чувств. Та душа одарена мудростью и другими хорошими качествами, которая состоит из очень сухого пара. Если пар, составляющей душу, становится сырым, то душа теряет свои хорошие качества и разум её слабеет. Когда человек умирает, то божественная часть его отделяется от тела. Чистые души становятся в загробной жизни существами более высокими, чем человек («демонами»).

Чувственные знания не могут, по учению Гераклита, привести нас к истине; ее находит только тот, кто старается вникнуть в божественный закон разума, правящего вселенной; кто покоряется этому закону, тот получает душевное спокойствие, высшее благо жизни.

 

14 вопрос



2016-01-02 2353 Обсуждений (0)
Философская и научная картины мира 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философская и научная картины мира

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)