Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ



2016-01-02 273 Обсуждений (0)
РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




РЕФЕРАТ

По дисциплине

Философия естествознания

Александрийский период естествознания

 

 

Специальность: Биоэкология

Группа: 21

Руководитель: Мануков Ю.И.

Подготовил: Виноградов К.С.

 

 

Москва

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МУСЕЙОН

Естествознание в эллинистическую эпоху стало переходить из сферы отвлеченного, философского размышления о природе в сферу конкретных фактов и явлений. В эту эпоху греческая математика, механика и астрономия наряду с другими отраслями знаний достигли своего наивысшего развития. Греческая наукаперешла от рассмотрения мира в целом к дифференцированному знанию, из единой науки выделились и развились отдельные науки естественные и гуманитарные.

Почему это произошло? Основная причина такого изменения характера науки заключается в изменении исторических условий, в новых общественных потребностях. После завоевания Греции Филиппом Македонским греческие города вынуждены были отступить от своих демократических принципов и повиноваться царю. Сын Филиппа, Александр, объединил под своей властью огромную империю и сделал столицей Александрию.

Походы Александра Македонского требовали не только полководческого искусства, но и знаний и умений из конкретных наук. Войско сопровождали инженеры и строители, астрономы, историки и медики. Со времен Александра необычайно развилась военная и строительная техника. Профессия инженера начала пользоваться общественным признанием и уважением.

Новые торговые, политические и экономические связи охватили огромные территории от Индии и Средней Азии до Пиренеев. Астрономия, география, а с ними и естествознание в целом стали общественно необходимыми. Не случайно наследники империи Александра Македонского проявляли большую заботу об ученых, создавали условия, обеспечивающие им возможность спокойной научной работы. Во времена правления первых Птолемеев Александрия стала культурным центром античного мира. Так, уже первый Птолемей привлекал в Александрию ученых, создал библиотеку. При втором Птолемее возникло знаменитое научное учреждение древнего мира - Александрийский музей (Мусейон), организованный учеником АристотеляСтратоном. Этот музей является предшественником современных научно-исследовательских институтов.

 

 

Мусейон представлял собой сообщество ученых, посвятивших себя научным исследованиям и получавшим от царя плату за свои занятия. Богатые собрания библиотеки Мусейона - они насчитывали 700 тысяч томов, обсерватории, коллекции были предоставлены в распоряжение ученых и учащихся. Большинство ученых занимались преподаванием или каким-либо ремеслом - медициной, землемерием, архитектурой, инженерным делом.

Поскольку Александрия была новым городом без установившихся традиций, она была открыта всевозможным влияниям: Мусейон привлекал ученых всего мира.

Почти каждый ученый эллинистической эпохи был связан с Александрией если не личным контактом, то научной перепиской. В Александрии жили и работали крупные ученые: геометр Евклид, географ и математик Эратосфен, астрономы Конон, Аристарх Самосский и позже Клавдий Птолемей. С Александрией были связаны математик Аполлоний Пергский, астроном Гиппарх и Архимед. Особую роль в эллинистическую эпоху сыграли Евклид и Архимед.

Среди четырех дисциплин, изучаемых в Мусейоне: литературы, математики, астрономии и медицины, - математика занимала особое место. В течение первого периода своего существования математическая школа отличалась интенсивной и блестящей деятельностью. Она началась с систематизации знаний, накопленных в классическую эпоху, - Евклид разработал начала геометрии, а Аполлоний создал общую теорию конических сечений.

ЕВКЛИД

О жизни этого ученого нам почти ничего не известно. До нас дошли только отдельные легенды о нем. Первый комментатор «Начал» Прокл (У в. н.э.) не мог указать, где и когда родился и умер Евклид. По Проклу, «этот ученый муж» жил в эпоху царствования Птолемея I.

Одна из легенд рассказывает, что царь Птолемей решил изучить геометрию. Но оказалось, что сделать это не просто. Тогда он призвал Евклида и попросил указать ему легкий путь к математике. «В геометрии нет царской дороги», - ответил ему ученый.

Царь Птолемей I, чтобы возвеличить свое государство, привлекал в страну ученых и поэтов, создав для них храм муз - Мусейон. Здесь были залы для занятий, ботанический и зоологический сады, астрономический кабинет, астрономическая башня, комнаты для уединенной работы и великолепная библиотека. В числе приглашенных ученых оказался и Евклид, который основал в Александрии - столице Египта - математическую школу и написал для ее учеников свой фундаментальный труд - знаменитые «Начала».

 

Предшественники Евклида - Фалес, Пифагор, Аристотель много сделали для развития геометрии. Но все это были отдельные фрагменты, а не единая логическая схема. Евклид подытожил и систематизировал математические знания своих предшественников.

Его «Начала» состоят из 13 книг, построенных по единой логической схеме. Каждая из 13 книг начинается определением понятий (точка, линия, плоскость, фигура и т.д.), которые в ней используются, а затем на основе небольшого числа основных положений: 5 аксиом и 5 постулатов, принимаемых без доказательств, строится вся система геометрии.

Евклидова геометрия описывает метрические свойства пространства, которое современная наука называет евклидовым пространством.

Это пространство пустое, безграничное, однородное, имеющее три измерения. Евклид придал математическую определенность атомистической идее пустого пространства, в котором движутся атомы. Простейшим геометрическим объектом у Евклида является точка, которую он определяет как то, что не имеет частей. Точка - это неделимый атом пространства.

Бесконечность пространства характеризуется тремя постулатами:
«От всякой точки до всякой точки можно провести прямую линию»;
«Ограниченную прямую можно непрерывно продолжить по прямой»;
«Из всякого центра и всяким раствором может быть описан круг».

Учение о параллельных прямых и знаменитый пятый постулат: «Если падающая на две прямые образует внутренние и по одну сторону углы, меньшие двух прямых, то продолженные неограниченно эти две прямые встретятся с той стороны, где углы меньше двух прямых», определяют свойства евклидова пространства и его геометрию, отличную от неевклидовых геометрий. Евклидово пространство является плоским.

Первые четыре книги «Начал» посвящены геометрии на плоскости, и в них изучаются основные свойства прямолинейных фигур и окружностей: I книга включила в себя пять постулатов («гипотез»), формулировки общих понятий или аксиом (очевидные вещи, не требующие доказательств), доказательства элементарных свойств треугольников, теорию параллельных прямых и вычисления площадей некоторых плоских фигур; во II книге заложены основы геометрической алгебры, берущей начало в школе Пифагора; III книга посвящена геометрии окружности; IV книга изучению описанных и вписанных правильных многоугольников.

Книга V посвящена теории пропорций и написана на значительно более высоком уровне. В книге VI теория пропорций применяется к прямолинейным фигурам, к геометрии на плоскости и, в частности, к подобным фигурам. Книги VII, VIII и IX составляют трактат по теории чисел. Книга Х читается с трудом, она содержит классификацию квадратичных иррациональных величин. Книга XI посвящена стереометрии. В книге XII площади криволинейных фигур сравниваются с площадями многоугольников. Предметом книги XIII является построение правильных многоугольников.

В трактатах Евклида «Оптика» и «Катоптрика» изложены его оптические исследования. Вслед за Платоном он признает теорию зрительных лучей, согласно которой видимость предмета обусловлена тем, что из глаза, как из вершины, идет конус прямых лучей, касающихся границ предмета и «как пальцы, ощупывающих его». Но наряду с такими ошибочными воззрениями, именно Евклиду принадлежит заслуга формулировки закона прямолинейного распространения света и закона отражения света. В своих трудах Евклид рассматривал также образование тени, получение изображения с помощью малых отверстий, явления, связанные с отражением от плоских и сферических зеркал, описывал опыты по преломлению света. Все это дает основание считать Евклида основоположником геометрической оптики.

Основное понятие геометрической оптики - прямолинейный световой луч, правда, у Евклида он исходит из глаза. Он знает закон отражения и фокусирующее действие вогнутого сферического зеркала, хотя точного положения фокуса этого зеркала еще определить не может.

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ

Александрийские ученые получили широкую известность своими исследованиями по математике, астрономии, географии и физике. И хотя биология не принадлежала к числу популярных в Александрии наук, однако, и в ней можно найти, по крайней мере, два славных имени: это Герофил (расцвет его деятельности относится к 300-м годам до н.э.) и его ученик Эразистрат (250-е годы до н.э.).

 

В эпоху христианства Герофила и Эразистрата обвинили в том, что, изучая анатомию человека, они публично производили вскрытие трупов. Не исключено, что это вымысел. Герофил первым из ученых того времени обратил внимание на головной мозг как на орган мышления. Герофил установил различия между нервами чувствительными (воспринимающими ощущения) и двигательными (вызывающими мышечные сокращения), а также между артериями и венами, заметив, что первые пульсируют, а последние нет. Ему принадлежит описание печени и селезенки, сетчатки глаз и первого отдела тонкой кишки (который теперь получил название двенадцатиперстной кишки), а также половых органов женщин и предстательной железы мужчин.

В свою очередь, Эразистрат обнаружил, что головной мозг разделен на более крупные полушария и меньший по размеру мозжечок. Он дал описание мозговых извилин и обратил внимание на то, что они ярче выражены у человека, чем у животных. Это наблюдение позволило ему связать количество извилин мозга с умственными способностями.

На развитии биологии сказывался еще и тот немаловажный факт, что жизнь - живая природа в отличие от неживого мира - считалась священной. Анатомирование человеческого тела многим представлялось абсолютно недопустимым. Поэтому вскоре им и вовсе прекратили заниматься - вначале из-за морального осуждения, а затем под страхом нарушения законов. В ряде случаев возражения носили религиозный характер. У иудеев, а позднее у христиан вскрытие считалось кощунством, ибо, как они утверждали, человеческое тело создано по образу и подобию бога и потому священно.

 

 



2016-01-02 273 Обсуждений (0)
РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)