Система экологического образования в основной школе
Сущность понятия «экологическое образование». В последние годы в России и во всем мире образование рассматривается как фундаментальная категория, выполняющая функцию воспроизводства общественного интеллекта — науки и культуры в целом. Образование может быть рассмотрено и как процесс, и как результат, и как система. Оно отражает процесс освоения личностью системы знаний, умений, навыков, опыта практической, познавательной и творческой деятельности, а также процесс формирования ценностных отношений, взглядов и убеждений. Концепция модернизации российского образования и Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяют направленность образования на сохранение, распространение и развитие национальной культуры, на воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Кроме этого, в этих документах четко обозначена ориентация образования на воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. В России, как и в других государствах, в соответствии с решением Конференции ООН по устойчивому развитию (1992 г.) началась разработка стратегии устойчивого развития страны. Среди основных направлений перехода России к устойчивому развитию наряду с созданием его правовой основы, 7 разработкой системы стимулирования хозяйственной деятельности и установлением пределов ответственности за ее экологические результаты указано на формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения. В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (ст. 73) указано: «В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации». В постановлении Министерства образования Российской Федерации и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (1994 г.) четко обозначены его приоритеты: •создание инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного экологического образования; •преобразование всех учебных курсов с точки зрения экологически безопасного устойчивого развития; •наполнение реальным содержанием понятия «гражданин планеты»; •обращение к экологическим глобально значимым проблемам; •создание системы практической деятельности учащихся по улучшению окружающей среды; •координация школьной и внешкольной систем образования; начального, среднего и высшего профессионального образования, эколого-просветительской деятельности неправительственных организаций; •подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам экологического образования. Уникальность экологического образования состоит в том, что оно по-новому ставит цели образования. Важнейшей целью экологического образования выступает формирование экологической культуры личности и общества. В настоящее время экологическая культура становится не чем-то желательным, а строго обязательным требованием жизни в мировом сообществе. Приобщение к экологической культуре сугубо обязательно не только для граждан каждой страны, но и для человечества в целом. Экологическая культура — это часть культуры, которая обусловливает соответствие социальной деятельности требованиям жизненной пригодности природной среды. Развитая экологическая культура предполагает умение по достоинству оценить каждый компонент природы и становится необходимым условием сохранения и развития современной цивилизации. Она проявляется как совокупность идейных и морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и правил, обеспечивающих устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное природопользование. В экологическом образовании по-новому происходит отбор учебного содержания, так как ему присущ принцип «нового синтеза», имеющий особое методологическое значение (т.е. синтез всех знаний человечества о природе, знаний по сохранению и оптимизации окружающей среды). Экологическое образование должно быть прогностически направленным, связанным с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому оценивает эффективность образовательных систем. Кроме знаний, умений, навыков, в оценку результатов экологического образования необходимо включать действия по сохранению и улучшению качества окружающей среды, а также ценностное отношение учащихся к природе. Экологическое образование как система представляет собой совокупность образовательных программ, государственных образовательных стандартов и реализующих их образовательных учреждений. Структура процесса экологического образования. В настоящее время в структуре процесса экологического образования условно вычленяют: • экологическое обучение — целенаправленный процесс, включающий формирование системы общих экологических, социально-экологических и прикладных знаний, а также развитие способов и видов экологической деятельности и умений применять эти знания на практике; • экологическое воспитание — формирование у учащихся отношений, взглядов, убеждений и норм поведения, характеризующихся эмоционально-нравственным, бережным и ответственным отношением к природе; • экологическое просвещение — непрерывный процесс формирования общественного сознания экологического типа на основе активизации, расширения и поддержания в обществе интереса к проблемам окружающей среды. Это процесс распространения экологических знаний и экологической информации, повышение экологической грамотности населения в вопросах экологической безопасности и охраны окружающей среды. Непрерывное экологическое образование. Следует отметить, что в современном понимании образование должно сопровождать бытие каждого человека в течение всей его жизни. Поэтому в научный обиход вошло понятие «непрерывное образование», в том числе «непрерывное экологическое образование», направленное 8 на усвоение системных экологических знаний, умений и навыков природоохранной деятельности и формирование экологической культуры. В настоящее время экологическое образование осуществляется во многих учебных заведениях путем введения разнообразных форм и видов обучения. Все большее значение приобретает деятельность экологических клубов, учебных центров и кружков в системе дополнительного образования школьников. Непрерывное экологическое образование предполагает не только обучение и воспитание личности в учебных заведениях в системе дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования, но и повышение квалификации специалистов. Вопросы и задания 1.Дайте характеристику понятия «экологическое образование». 2.Какой смысл ученые вкладывают в понятие «экологическая культура»? 3.Перечислите компоненты в структуре экологического образования. Каково их содержание? 4.Назовите этапы непрерывного экологического образования. 3.2. Формальное и неформальное экологическое образование Формальное экологическое образование. Экологическое образование условно можно подразделить на две категории: формальное и неформальное. Формальное экологическое образование включает дошкольное, школьное образование и экологическую подготовку в учреждениях среднего и высшего профессионального обучения. В соответствии с терминологией, принятой ЮНЕСКО, формальное образование — это традиционные системы образования, предполагающие организацию обучения, соответствующую следующим требованиям: • образование приобретается в специально предназначенных для обучения учреждениях; • обучение осуществляется специально подготовленным персоналом; • в итоге — получение общепризнанного документа об образовании на государственном уровне; • в рамках формального образования обучающиеся овладевают систематизированными знаниями, умениями, навыками; • обучение характеризуется целенаправленной деятельностью учащихся. Сегодня особое значение приобретает экологическое образование студентов. С одной стороны, в руках специалистов находятся техника и новые интенсивные технологии, колоссальная мощь которых при условии использования их людьми невежественными, некомпетентными может привести к непредсказуе- мым последствиям. С другой стороны, именно взрослые люди занимаются воспитанием молодого поколения. Экологическое образование в высшей школе характеризуется фундаментальностью, поскольку сочетает методологическую, мировоззренческую и профессиональную подготовку будущих специалистов. На основе рекомендаций Конференции ООН (Рио-92) Ассоциация европейских университетов приняла Университетскую хартию по устойчивому развитию (Женева, 1994), подписанную более чем 250 ректорами европейских университетов. В ней утверждается, что «университеты будут поощрять междисциплинарные, построенные на основе сотрудничества образовательные и исследовательские программы по устойчивому развитию как часть своей центральной миссии... Университеты введут экологические перспективы во всю свою работу. Они создадут обучающие программы, посвященные экологической тематике, и вовлекающие преподавателей, исследователей и студентов независимо от их профиля, образования и характера деятельности». Опыт экологического образования в университетах стран Европы опирается на традиционные и инновационные формы развития экологической культуры и основывается на системной интеграции вопросов экологии с экономикой и политикой. Национальные программы по экологическому образованию и 9 просвещению построены на новой методологии образования и направлены на обучение на основе исследовательских проектов, тесных коммуникаций между студентами и преподавателями, факультетами университетов и школами. Международное сотрудничество европейских университетов в области экологического образования осуществляется в следующих направлениях: •обмен информацией о результатах исследования экологического состояния среды; •совместные научно-методические разработки в области образовательных технологий, содействующих формированию экологической культуры; •инициирование и осуществление совместных эколого-обра- зовательных и исследовательских проектов и программ; •организация международного экологического туризма и полевых исследований; •совместное проведение международных форумов, конференций и семинаров; •участие в деятельности международных фондов; •научные стажировки специалистов в области экологического образования и просвещения. Развитие международных связей в области экологического образования за последние годы стало одним из важных факторов развития российской системы высшего педагогического образования. В рамках межгосударственных, межправительственных и двухсторонних соглашений реализуются различные международные проекты в области экологического образования.
4. Цели и содержание экологического образования в основной школе Система экологического образования школьников выступает как подсистема общего образования. На ее функционирование влияют политические, культурные и социально-экономические факторы. 11 Ведущими идеями становления и развития системы экологического образования в общеобразовательной школе являются следующие: • непрерывность экологического образования; • обеспечение возможностей для самовоспитания и самообразования ученика, развитие у него рефлексии, интеллекта, моральных и нравственных качеств личности; • реализация личностно ориентированного подхода к развитию личности ученика, позволяющего создать образовательную среду, включающую общение, мотивацию, сотрудничество, сотворчество; • функция системы экологического образования рассматривается как функция трансляции и развития культуры, развития глобально ориентированного научного мировоззрения; • рассмотрение целей экологического образования как совокупности социальных целей, развивающихся под влиянием социально-экономического и научно-технического прогресса; • рассмотрение экологии как источника формирования научного глобально ориентированного мировоззрения и экологического стиля мышления. Компонентами системы экологического образования выступают цели, содержание, мотивация обучения и воспитания, процессы преподавания и учения, учебно-методическое и материально техническое сопровождение, результаты. К результатам экологического образования относятся экологическая компетентность ученика, сформированность у него мировоззренческих установок, развитие экологической культуры и развитие интеллектуальных качеств личности. Развитие личности совершается в определенных социокультурных условиях, в деятельности, в общении с людьми и природой. Осознание необходимости ответственного отношения к окружающей среде означает меру проявления человеком своих обязанностей и прав избирать в конкретной ситуации оптимальный ва- риант взаимодействия с природой. В личностном плане как важное нравственно-психологическое качество выступает экологическая ответственность. Восприятие природы как единого целого, как сложной системы с множественными взаимосвязями элементов становится основой для понимания учащимися ее универсальной и абсолютной ценности. Отношение к природе проявляется в виде потребностей, эмоциональных проявлений любви, привязанности, участия и соучастия, сочувствия или равнодушия. Отношение человека к природе отражает степень взаимодействия нормативных ценностей природы с присвоенной личностью системой ценностей. Специфичность ценностей природы проявляется в их универсальности, например: ценности природы, биологического разнообразия, ценность жизни и здоровья и т.д. Теоретической предпосылкой формирования системы экологического образования школьников выступают следующие дидактические закономерности: • единство структурных элементов системы экологического образования в общеобразовательной школе; • функциональная зависимость содержания от целей и задач экологического образования; • единство содержательной и процессуальной сторон экологического образования. Учебно-воспитательный процесс в отношении экологии включает формы и методы обучения и воспитания, средства обучения, совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания экологического образования, контроль достижений учащихся. Логика учебно-воспитательного процесса по экологии в школе проявляется в связях и отношениях между деятельностью учащихся и учителя, в своем единстве и целостности приводящих к достижению образовательных целей экологического образования. Процесс обучения экологии логически обусловливает последовательность изучения учебных тем в структуре учебного предмета «экология», последовательность и взаимосвязь теоретических и практических занятий, уроков, экскурсий в природу и экологических практикумов. Цель организации индивидуальных и групповых видов внеклассной работы — содействие развитию у учащихся умений и интереса к исследовательской работе. Средства, используемые в процессе обучения экологии, представляют собой богатый перечень натуральных экологических объектов, изобразительной наглядности, технических и дидактических средств, лабораторного оборудования.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1752)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |