Показатели развития мировой экономики
В мировой практике в качестве показателей развития мировой экономики используются такие понятия как: v Валовый мировой продукт; v Валовый внутренний продукт, v Валовый национальный продукт v Национальный доход. Валовый мировой продукт — основной показатель динамики мировой экономики, выражающий общий объем конечных товаров и услуг, произведенных на территории всех стран мира, независимо от национальной принадлежности действующих там предприятий в определенный период времени. Валовый внутренний продукт (ВВП),выражает стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны за определенный период времени,в ценах конечного покупателя. Валовый национальный продукт (ВНП) — выражает стоимость всего объема продукции и услуг в национальной экономикенезависимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом). Разница между ВВП и ВНП состоит в том, что ВВП подсчитывается по территориальному принципу, т.е. учитывает совокупную стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны, а ВНП подсчитывается по национальному признаку, т.е. учитывает произведенную совокупную стоимость национальными предприятиями. Для оценки темпов экономического роста страны (качества экономических процессов) определяется изменение ВВП в текущем году по сравнению с предыдущим годом, выраженное в процентах, при этом за 100% принимают показатель ВВП в начале периода. Национальный доход (НД)— выражающий сумму первичных доходов (оплата труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и импорт), полученных резидентами данной страны. В отличие от ВВП национальный доход не включает доходы, полученные из-за границы или переданные за границу. Становление мирового рынка и производства ознаменовало важный этап развития современной цивилизации, прежде всего потому, что ее материальной основой служат технический прогресс и стимулированное им общественное разделение труда. Структурно-логические схемы. Схема 1.Субъекты мировой экономики.
Схема 2.Этапы развития СНС.
Схема 3.Группировка стран в мировой экономике Схема 4.Основные показатели участия страны в системе мирового хозяйства Тесты. 1. Открытая экономика предполагает: а) высокий уровень развития национальной экономики; б) благоприятный инвестиционный климат; в) стирание национальных границ; г) подчинение национальной экономики экономическим интересам ТНК; д) доступ на внутренний рынок иностранных товаров и услуг. 2. Традиционными количественными показателями открытости экономики являются: а) экспортная квота; б) квотирование экспорта; в) импортная квота; г) квотирование импорта; д) внешнеторговая квота. 3. Валовой внутренний продукт, исходя из определения ВВП по СНС (система национальных счетов), является суммой всех: а) конечных товаров и услуг, произведенных и реализованных на территории страны как своими, так и иностранными производителями; б) реализованных товаров и услуг; в) произведенных товаров и услуг. 4. Экспортная квота исчисляется как отношение стоимости экспорта: а) к числу занятых в промышленности; б) к ВВП; в) к объему инвестиций; г) национального к мировому. 5. Преимуществами интенсивного пути развития являются: а) увеличение трудоемкости продукции; б) ухудшение экономического положения в стране; в) понижение эффективности производства; г) рост темпов производительности труда. 6. Отношение экспорта (импорта) на душу населения данной страны характеризует: а) динамику внешней торговли; б) уровень специализации и кооперирования; в) уровень конкурентоспособности; г) степень открытости экономики. Ответы на тесты. 1.а), б) и д). 2.а), в) и д). 3.а). 4.б). 5.г). 6.г). Контрольные вопросы. 1. Что понимается под термином «субъект мирового хозяйства»? 2. Что относится к субъектам мирового хозяйства? 3. Почему национальные государства являются не единственными субъектами современного всемирного хозяйства? 4. Каковы наиболее часто применяемые критерии группировки стран в мировой экономике? 5. Какие показатели используются для оценки развития мировой экономики? 6. Какими показателями характеризуется открытости экономики? 7. В чем суть Системы национальных счетов? 8. В чем суть понятия «Система Национальных Счетов»? 9. Каковы этапы развития Системы национальных счетов? Задание. 1. Субъекты мирохозяйственных связей. 2. Как может повлиять на стимулы к эмиграции рабочих из страны введение в этой стране внешнеторговых ограничений? 3. Говядина стоит 5,4 долл. за 1 кг. По этой цене российские фермеры производят 20 тыс. т., тогда как спрос на российском рынке достигает 60 тыс. т. В странах ближнего зарубежья, являющихся экспортерами говядины в Россию, ее цена составляет 3,6 долл. за 1 кг. По такой цене российские фермеры смогут производить только 5 тыс. т. При спросе, увеличивающемся до 65 тыс. т. Для защиты внутреннего рынка Россия вводит импортную квоту, лицензия, на получение которой стоит столько, сколько составляет разница между внутренней ценой говядины и ее ценой в странах ближнего зарубежья, т. е. 1,8 долл. за 1 кг. 3.1 Какой объем импорта говядины при свободе торговли и при защите внутреннего рынка импортной квотой? 3.2 Как скажется введение квоты на потребителях и на производителях? Подсчитайте величину их возможных выигрышей или потерь. 3.3 Каков доход импортеров, получивших разрешение на импорт в рамках квоты, от ее введения? Какой доход получает государство от введения этой меры?
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1839)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |