Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее положения стоиков, дублируют положения киников



2016-01-02 537 Обсуждений (0)
Общее положения стоиков, дублируют положения киников 0.00 из 5.00 0 оценок




Аристотель (325-382 г.г.)

Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского

Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

1. Учение Платона об идеях.

2. Знание имеет опытное (эмпирическое) происхождение.

3. Платон удваивает мир, а это не нужно. Отдельно существует идея, отдельно мир. Аристотель говорит, что идеи существуют не отдельно, а в предметах, телах.

4. Идеи в окружающем мире обнаруживаются посредством разума. Разум видит сходные предметы и обнаруживает в них общие понятия. Концептуализм, предложенный П. Обеляром «Возрождение теории Аристотеля». Концептуализм – все понятия порождение ума. Теория об идеях Аристотеля, является идеалистичной.

5. Все предметы состоят из материи и формы. Всё может быть материей и формой для всего. Деление мира на простейшие частицы, каждая из которых, является материей либо для другой частицы, либо для предмета, либо для вещества. Это делает теорию Аристотеля, логически верной.

6. Формой форм, является – Бог.

7. Аристотель, является одним из первых рационалистов.

8. Аристотель выделяет очевидные законы бытия. Одним из законов, он считает «закон запрещения противоречий». Деятельность человека не должна быть противоречивой.

9. Аристотель выделял рационалистические категории:

· Сущность;

· Качество;

· Количество

· Отношение между предметами;

· Место;

· Время;

· Положение (топографическое);

· Действие;

· Страдание;

· Владение.

Бог, есть источник бытия. Абсолютным самосознанием обладает только Бог.

Добродетели делит на: этические действия человека (помощь ближнему и т.п.) и дианоэтические – умственная деятельность.

12. Аристотель предлагает в суждениях и действиях занимать серединную позицию. Пример: трусость -> мужество <- смелость, храбрость. В устройстве государства, необходимо придерживаться срединной позиции.

13. Поэтика, есть теория искусства.

Появляется мысль о катарсисе (очищении).

15. Драматические произведения, искусственно возбуждают эмоции, которые изживают себя и покидают душу.

Последователи Аристотеля назывались перипотетиками (прогуливающимися).

Пользовался естественным научным знанием.

 

По учению Аристотеля, в основе познания лежит врожденная способность души составить общие понятия; по его мнению, душа в начале жизни подобна вощёной дощечке, на которой еще ничего не написано, но которая способна стать исписанной.

 

Суть добра – в господстве разумного элемента души над чувственными страстями. Истинное этическое поведение состоит в том, чтобы занимать разумную средину между противоположными крайностями, которые и есть пороки. Без добродетели невозможно счастье, составляющее цель жизни. Аристотель признаёт важность наслаждения, но считает высшей его разновидностью чувство довольства, вызываемое в человеке сознанием, что его поступки нравственны и хороши.

 

Историческая установка эпохи усвоения ценностей.

Историческая обстановка после смерти Аристотеля

Демагог – правитель народа. Термин приобретает смысл - обманщик народа. В 332 г. происходит завоевание Пелопоннеса македонянами. Происходит распространение греческой культуры, в частности языка. Появляется понятие – эллинско-римская философия.

Принцип мойерата – наследование сыном от отца, всего.

Центры философии: Афины, Александрия, о. Родос.

Век корифеев.

Эпоха усвоения ценностей = эпоха компиляции и комментариев.

Эпоха философских школ.

В это время возникает компилирование философии.

Просуществовали несколько веков. Это не школа, а по современным меркам, программа образования.

 

Стоическая школа.

Период существования Стоической школы:

1. 1-4 вв. до н.э. Основатель Зенон Китекийский (340-265 г.). Один из представителей Клеант. Периоду свойственна эклектика. Платон+Аристотель+Гераклит.

2. 2 в. до н.э. Представитель Панерций Родоский.

3. 1 в. до н.э. и 1 в. н.э. Период появления стоиков в Риме. Сенека, Марк Аврелий.

Общее положения стоиков, дублируют положения киников.

· Избегать общих и синтетических понятий.

· Основная мысль философии «Жизнь в соответствии с природой». Пропагандируют естественный образ жизнь. Жизнь в природе без аффектов, в гармонии. Отождествление естественного хода жизни с разумом.

· В основе разума, стоит Логос.

· Апатия достигается оценкой предмета, который её может вызвать. Высший разум, является там предметом, который необходимо оценивать.

· Римлянам понравился ход мыслей стоиков. Они увидели, что стоики, сочетая естественную жизнь с разумом, проповедуют сочетание поведения и гражданского долга.

· Стоики говорят об отсутствии идей, и существовании только тел.

· Этический идеал стоицизма, это законы природы.

· Душа каждого человека, является частью мировой души.

· Критическое отношение к традиционным религиям. Проповедуют религию разума.

· Проповедуют аллегорическое толкование философских трудов. Сочетание разума и естественного хода жизни.

 

Стоики считали, что путь к блаженству в беспристрастии. Они уделили пристальное внимание анализу страстей, требуя их подчинения разуму.

Уже в Древней Стое сложилась система стоической философии, состоящая из трех частей: логики, физики и этики. Стоики сравнивали философию с яйцом, где желток – это этика, белок – физика, а скорлупа – логика. Сравнивали они ее также с организмом животного, в котором жилы и кости соответствуют логике, мясо – этике, а душа – физике. Но как бы то ни было, все эти части философии заслуживают, согласно стоикам, внимания философа: логика скрепляет систему, тогда как физика учит о природе, а этика – как жить «согласно природе».

Если древний стоицизм представляет собою оригинальную систему философии, то Средняя Стоя, представленная именами Панеция с Родоса и Посидония, характеризуется чертами эклектизма – в их учениях сказывается сильное влияние Аристотеля и особенно Платона. Есть основания даже характеризовать их учения как «стоический платонизм» (А. Ф. Лосев). Римский стоицизм, или Поздняя Стоя, высший взлет которой приходится на I – II вв. н. э., когда она представлена учениями Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия, представляет в основном этическое и социальное учение. Ослабление интереса к логике, теории познания и физике сопровождается у них усилением идеализма и сближением философии с религией.

Основатель стоицизма в философии — Зенон из Кития на Кипре (ок. 333 — 262 гг. до н. э.). Круг почитателей его философии собирался около расписанного Полигнотом портика, стои, отсюда название школы — стоицизм. Преемником Зенона был Клеанф (ок. 330 — 232 гг. до н. э.) — бывший кулачный боец. Его преемник — Хризипп (ок. 281/277 — 208/205 гг. до н. э.) — бывший атлет, бегун. Труды ранних стоиков до нас дошли фрагментарно.

 

Зенон и Хризипп делили философию на физику, этику и логику. Клеанф выделял в философии диалектику, риторику, этику, политику, физику, теологию. Зенон и Хризипп ставили на передний план в философии логику.

Логика стоиками понималась как исследование внутренней и внешней речи. При этом она делилась на две части: учение о рассуждении в виде непрерывной речи и учение о движении речи в форме вопросов и ответов. Первое учение у стоиков — это риторика, а второе — диалектика. Помимо этого, в логике рассматривалось учение об обозначаемом, т. е. о понятиях, суждениях и умозаключениях и учение об обозначающем, т. е. о словах и знаках. Первое составляет логику в ее современном понимании, а второе обозначалось стоиками как грамматика.

В качестве принципов правильного мышления стоики принимали законы непротиворечивости, тождества, достаточного основания и исключенного третьего.

Стоики развивали аристотелевское учение о силлогистике и суждении.

В теории познания представители раннего стоицизма исходили из признания познаваемости мира. Источник познания они видели в ощущениях и восприятиях. На этой основе, по их мнению, формируются представления. Стоики полагали, что врожденных идей не существует. В решении проблемы общего и единичного познания они придерживались того мнения, что реально существуют лишь единичные вещи, общие они считали субъективным понятием. Стоики различали естественные и искусственные понятия. Первые, по их представлениям, формируются стихийно, а вторые образуются на основе диалектики.

Стоики уделили внимание учению о категориях, которые считали субъективными. Они выделили всего четыре категории: субстанция, качество, состояние и отношение.

 

Эпикурейство

Эпикур 341-270 г.г.

 

· Утилитаризм – равнодушие к тому, что не имеет пользы.

· Для жизни человека нужна логика (ошибки мышления доставляют неприятности).

· Минимальные знания человеческой природы. Гноссиологи, являются сенсуалистами.

· К сенсуализму существует эпикурейская поправка. «Обманывают не органы чуств, а суждения, которые возникают в голове человека»

· Только в результате контакта, что-либо может действовать на что-либо, только если существует контакт.

· Общие понятия (Общие представления) возникают из повторения ощущений. Общие представления, есть знания человеческие.

· Физики берут за основу идею Демокрита, учение об атомизме.

· В средние века будет существовать понятие – Эпикуровы атомы. Такие взгляды характеризуют эпикурейцев, как материалистов.

· Свобода воли.

· Отрицание судьбы.

· Вера в судьбу, называется – фатализм.

· В жизни мира, большое место отводится случайности.

· Боги существуют, т.к. знания о них, подобны знаниям о других окружающих предметах.

· Не отрицая богов, они считают религию народов нелепой.

· Зло в мире, должно приводить к атеизму.

· Народная религия, эпикурейцами отвергалась

· Этика – практическое применение гнессиологии.

Эпикуреизм. Основателем считается Эпикур, философ, о котором сохранились сведения, что он в 306 г. до н.э. купил на своё наследство сад в Афинах и разместился там со своими учениками. Так возник «Сад Эпикура», где входящего встречала надпись: «гость, тебе здесь будет хорошо: здесь удовольствие - высшее благо» (в качестве удовольствия полагался процесс мышления). Элементы философии Эпикура: материализм, атомизм, убеждение, что мудрость есть путь к счастью, стремление к атраксии - спокойствию души, как высшему благу, неверие в общественные добродетели, изоляция от общественной жизни («проживи незаметно»), почтение дружбе.

Гедонизм

(др.-греч. ἡδονή — «наслаждение», «удовольствие») — этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.

Умеренный гедонизм – урезание потребностей и их удовлетворение.

· Он стремится к достижению спокойствия души (атараксия).

· Урезанные потребности, дают отсутствие страданий, к которым приводил гедонизм.

· Необходимости в погоне за наслаждениями – нет.

· Достижение спокойствия, счастья души, через добродетель.

Лукреций (94-54 г.)Поэт-дидактик (претендующий на роль философа). Произведение «О природе вещей».

Основной вопрос, поставленный в произведениях «Как ощутить атом?». В произведениях, четко атеистические идеи. «Первых богов, создал страх людей перед стихиями.»

(от греч. — наслаждение), этич. позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеч. поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Г. рассматривается как осн. движущее начало человека, заложенное в нём от природы и предопределяющее все его действия, что делает Г. разновидностью антропологич. натурализма. Как нормативный принцип Г. противоположен аскетизму.

В Др. Греции одним из первых представителей Г. в этике был основоположник киренской школы Аристипп (нач. 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувств. удовольствия. В ином плане идеи Г. получили развитие у Эпикура и его последователей (см. Эпикуреизм), где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия). Гедонистич. мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этич. теориях просветителей. Гоббс, Локк, Гассенди, франц. материалисты 18 в. в борьбе против религ. понимания нравственности часто прибегали к гедонистич. истолкованию морали.

Скептицизм

Скептик –человек, всё подвергающий сомнению. Пирон (365-275).

В языке закрепилось выражение «Пиронов скептицизм, как синоним абсолютного скептицизма».

· Гносеология. Органы внешних чувств нас обманывают.

· Все знания условны.

· Умственные положения, суждения разума – всё обман.

· Критерия нахождения истины не существует.

· От суждений можно воздержатся, поскольку суждения функции ума, а не человеческой воли.

· Только воздержание от суждений, даёт нам возможность достижения. Апатия – спокойствие души.

Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.

Секст Эмпирик в работе «Три книги Пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков; принцип скептицизма — явление.

Различают обыденный скептицизм, методологический, научный, религиозный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм — воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания[1].

СКЕПТИЦИЗМ

(от греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого-то ее фрагмента. С. может касаться границ знания и утверждать, что никакое знание вообще или никакое абсолютное, несомненное, полное или совершенное знание недоступно человеку; что никакое знание, если даже оно достигается, не может быть признано таковым; что никакое несомненное знание, касающееся определенных объектов (напр., Бога, самого себя, ценностей, мира в целом, причинности и т.п.), не является достижимым; что отдельные типы знания не могут быть получены определенными методами (напр., с помощью рассуждения, вывода, прямого наблюдения и т.д.). С. может относиться к методу получения знания и утверждать, что каждая гипотеза должна подвергаться никогда не завершающимся проверкам; что все методы получения знания не дают несомненных результатов; что знание во всех или в определенных областях опирается на недоказуемые предположения и т.д.
Начало антич. С. положил Пиррон из Элиды в кон. 4 в. до н.э. Основываясь на учении Демокрита о недостоверности чувственного познания, скептики отрицали возможность получения достоверного знания. Они отвергали движение и становление, существование причин явлений, отрицали объективное («по природе») существование добра и зла, и т.д.

 

 

Эмпирики

Эмпири́зм (от греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).

Движение эмпириков образуется в среде врачей. Врачу свойственно быть скептиком.

К ним относится Скест Эмпирик (200 г. до Р.Х.).

Энезидем.

 



2016-01-02 537 Обсуждений (0)
Общее положения стоиков, дублируют положения киников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее положения стоиков, дублируют положения киников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (537)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)