Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Клея для этикеток и рекомендации по их применению



2016-01-02 7279 Обсуждений (0)
Клея для этикеток и рекомендации по их применению 0.00 из 5.00 0 оценок




Технологических подробностей изготовления и особенностей состава клея для этикетки не раскроет ни один производитель. И это понятно. Однозначно можно сказать лишь то, что в качестве жидкой основы клея могут быть или органические соединения, или вода. По составу самоклеящийся клей для этикетки можно разделить на три группы: синтетический, казеиновый, смешанный.

Клеи для самоклеящихся этикеток. Самоклеящиеся МКМ могут покрываться клеевыми композициями следующих групп: на основе каучуков и органических растворителей; клеерасплавы и клеи на основе водных дисперсий.

При использовании клеев первой группы возникают трудности из-за наличия в них токсичных и легковоспламеняющихся растворителей, которые после нанесения клея должны быть удалены.

Клеи второй группы безопасны в экологическом отношении, однако имеют ограниченные адгезионные свойства.

Наиболее перспективными для производства самоклеящихся материалов являются воднодисперсионные клеи. Они могут быть приготовлены на основе акрилового эфира, латексов, водных дисперсий или каучуковых растворов полимеров. Стоит отметить, что наибольший срок жизни и наилучшие клеящие свойства имеют акриловые клеи. Вследствие этого чаще всего ведущие производители самоклеящихся материалов (причем как бумажных, так и пленочных) используют именно их.

Тот или иной вид клея выбирается в зависимости от назначения материала. К примеру, имеются клеи, устойчивые к воздействию ультрафиолетового излучения, обладающие высокой адгезией и легко удаляемые практически с любой поверхности. Материал с таким видом клеевого слоя может сохранять (при соответствующих условиях хранения) клеящие свойства в течение 3-4 лет.

Поскольку защитная бумага МКМ контактирует с клеевой поверхностью, от ее свойств зависит стабильность процесса приклеивания этикетки. Она представляет собой бумажную основу с нанесенным антиадгезионным покрытием. Адгезия клеевого слоя к защитной бумаге должна находиться в пределах 5-15 Н/м. Это особенно важно, если этикетки предназначены для автоматизированной наклейки.

Самоклеящийся клей для этикетки можно разделить на универсальный и специализированный. Универсальный клей – самый популярный клей, отлично прилипает на разные поверхности, хорошо держится. Универсальный самоклеящийся клей для этикетки подходит для массового применения в абсолютно любых областях. A вот в случаях с особыми условиями наклейки и дальнейшей эксплуатации этикетки необходимо использовать специализированный самоклеящийся клей для этикетки. Рассмотрим наиболее часто используемые виды специального клея для этикетки.

Низкотемпературный самоклеящийся клей для этикетки подходит для наклеивания как на изначально очень холодные поверхности товаров с температурой до –31°С, так и на продукцию комнатной температуры с ее последующей глубокой заморозкой. В этих случаях самоклеящийся клей для этикетки должен обладать очень высокой адгезией, т.к. этикетирование может требовать крайне быстрых сроков проведения и усложняться возможными перепадами температур, наличием конденсата, влаги и т.п. трудностей.

Высокотемпературный самоклеящийся клей для этикетки наоборот, исключительно устойчив к воздействию тепла, он сохраняет свои свойства при очень высоких температурных значениях (до +310°C).

Сильный клей отлично прилипает к неровным, сырым поверхностям, очень сильное первичное прилипание.

Суперсильный клей – клей предназначен для приклеивания на очень грубые поверхности, куда не прилипают этикетки обычной клейкости – например на автопокрышки, другие резиновые поверхности.

Клей на основе синтетических связующих - водорастворимый клей на основе синтетических связующих и может быть использовано для наклейки этикеток на различные виды тары в пищевой и других отрасляхпромышленности.Клей предназначен для приклейки этикетки на пленочной основе. Клеящая способность 3,2-3,5 кгс, вязкость 250-300с, pH 6,0, срок хранения 12 мес.

Легко снимаемый клей – это клей, который легко снимается даже после длительного применения этикетки, предназначен для многократного наклеивания этикетки, не оставляет следов на упаковке.

Смываемый клей – клей, который легко смывается водой, приклеивается на тару многократного пользования.

К клею для этикетки на винные бутылки предъявляются свои требования: он должен обладать высокой приклеивающей способностью (необходимо быстро и прочно схватываться как с сухой, так и с мокрой поверхностью), но при обычном мытье тары 5%-м раствором каустической соды наклейка должна легко и бесследно удаляться. К тому же самоклеящийся клей для наклейки винной тары должен предусматривать возможность перенаклеивания неверно наклеенных этикетки.

Если рассматривать отечественный рынок потребителей клея для этикетки с позиций географии, то центральный регион России занимает лидирующее положение по объему использования клея (32 %), за ним следуют Южный, Приволжский и Сибирский регионы с долей потребления клея для этикетки 19%, 18% и 12% соответственно. Оставшиеся 19% распределились между прочими областями Российской Федерации.

Использование клея для этикетки в нашей стране носит ярко выраженный сезонный характер. И это объяснимо: если основной потребитель клея для этикетки у нас алкогольные и безалкогольные напитки, то в летнее время и в период новогодних праздников их потребление резко возрастает, а, следовательно, повышается и потребность в клее для их наклейки.

Клеи для этикетирования продуктов, подвергающихся глубокой заморозке.Для сохранения качества различных пищевых продуктов требуются разные условия хранения. Эти условия прямо влияют на выбор материалов для производства этикетки. Низкая температура хранения продукта может вызвать образование конденсата на поверхности упаковки. Клей в данном случае должен обладать хорошей адгезией к влажным поверхностям, а также высокой адгезией при низких температурах. При этикетировании упаковок с колбасными изделиями клей должен обладать свойством высокой адгезии к влажным, неровным синтетическим поверхностям. Если этикетируемая поверхность очень влажная, необходимо использовать термоплавкий клей.

Клей для прямого этикетирования пищевых продуктов.Для прямого этикетировании пищевых продуктов следует использовать материалы, имеющие соответствующие гигиенические сертификаты.

Для прямого пищевого этикетирования предлагают использовать клей, которые обычно хорошо комбинируется как с бумажными, так и с тонкими, гибкими синтетическими поверхностными материалами.

Наиболее часто самоклеящиеся этикетки, наносимые непосредственно на пищевые продукты, используются для этикетирования овощей и фруктов. Для этой цели могут использоваться перманентные и съемные клеи.

Клеи для этикетирования стеклянной тары, в том числе бутылок.Стекло представляет собой поверхность, на которую легко нанести этикетку. Оно имеет высокое поверхностное натяжение, что обуславливает хорошую адгезию клея, а также отличается высокой гладкостью, благодаря чему увеличивается область контакта клея и этикетируемой поверхности.

Иногда для защиты стекла от царапин и других механических повреждений на поверхность бутылок наносят специальный защитный раствор. Если такой раствор содержит силикон, то процесс этикетирования усложняется.

Для этикетирования стеклянных поверхностей можно использовать перманентный акриловый клей c бумажными поверхностными материалами, а также перманентный термоплавкий. Если этикетка должна быть изготовлена из синтетического материала, то используется перманентный клей.

Самоклеящаяся этикетка на винной бутылке подвергается воздействиям разного рода. На стадии розлива в бутылки этикетирование может производиться как вручную, так и на автоматических линиях. Для этого клей должен обладать высокой липкостью при низких температурах и при повышенной влажности. Этикетки для шампанского и белого вина должны выдерживать сильное охлаждение, а также воздействие воды и льда. Красные вина обычно хранятся в сухих условиях. Иногда клей должен хорошо работать при длительном хранении в холодных и влажных помещениях, а также быть смываемым, что важно для возвратной тары.

Реакцию этикетки на перепады температуры и влажности необходимо минимизировать путем обеспечения хорошего контакта клея со стеклянной этикетируемой поверхностью. Если хорошего контакта с поверхностью не достигается, возможно отклеивание этикетки. Обилие неровностей на поверхности бутылки нежелательно: зоны отсутствия контакта между этикеткой и бутылкой могут быть не сразу заметны, но впоследствии они способны привести к образованию пузырей или морщинок на поверхности этикетки.

Следует отметить, что не существует клея, способного этикетировать мокрые бутылки, особенно если нанесение этикетки происходит при помощи автоматических этикетировщиков. Этикетка просто сползет с бутылки, будет нанесена неровно или с образованием морщинок и складок.

Перед этикетированием бутылки должны быть вымыты и высушены. При этикетировании температура поверхности бутылки не должна превышать +15°С, а относительная влажность должна быть не более 55%;

Если бутылка подлежит вторичной переработке, необходимо использовать смываемый клей. От обычного клея, даже после процесса смывки, останутся следы на бутылке. В процессе переработки щелочной раствор проникает сквозь поверхностный бумажный материал этикетки, смывает клей, и этикетка удаляется с поверхности бутылки под напором водяной струи. Чем толще слой печатной краски на этикетке, тем труднее воде проникнуть сквозь поверхностный материал и смыть клей. Смываемость этикетки может быть затруднена из-за нанесения на этикетку горячего тиснения фольгой или УФ-лака.

Клеи для этикетирования гибкой пластиковой упаковки. Мягкая пластиковая упаковка чаще всего делается из сложного по составу, многослойного ламината, сочетающего преимущества всех составляющих его синтетических пленочных компонентов. Обычно поверхностный слой таких ламинатов (подвергающихся этикетированию и, возможно, запечатке) образован ориентированным полипропиленом (ОПП), полипропиленом (ПП), полиэфиром (ПЭТ) или полиамидом (ПА, нейлон).

ПП и ОПП обладают низким поверхностным натяжением, что усложняет этикетирование. ПЭТ, напротив, имеет высокое поверхностное натяжение и соответственно характеризуется хорошей адгезией различных клеев.

К сожалению, очень часто упаковка имеет специальное поверхностное покрытие, в состав которого добавляются химические вещества, препятствующие образованию инея и обледенения. Эти вещества понижают поверхностное натяжение материала, что, конечно, усложняет процесс этикетирования.

Этикетирование упакованных в пластик пищевых продуктов обычно происходит при пониженных температурах, поэтому следует применять стойкие к низким температурам клеи, отличающийся хорошей адгезией к ПП и ОПП.

Клеи для этикетирования картонной упаковки. Картон — один из самых трудных материалов для этикетирования, отличающийся к тому же большой номенклатурой сортов различного качества. Наиболее серьезные проблемы возникают при работе с недорогими упаковочными картонами, изготовленными из вторичного сырья («макулатурными» картонами). Высокая шероховатость этих материалов, наличие волокон вторичного сырья, а также частиц воска — все эти факторы затрудняют адгезию клея к картону.

Однако некоторые картоны, например мелованные, имеют очень гладкую и ровную поверхность, этикетирование которой не представляет трудности. Очень технологичны с точки зрения нанесения этикеток лакированные поверхности.

Клеи для этикетирования косметических продуктов и бытовой химии. Косметические продукты — это средства для ухода за кожей, волосами, красящие средства и декоративная косметика, профилактические средства для ухода за полостью рта, средства для ванны и душа, женская и мужская парфюмерия, средства для загара и защиты от солнечных лучей и пр. Необходимость выделить марку компании-производителя из ряда других и отметить качество косметики и парфюмерии привела к тому, что этикетки для косметических продуктов постепенно выделились в отдельный специфический сегмент рынка этикеточной продукции.

Ведущая тенденция в дизайне современной косметической упаковки — совершенно прозрачная этикетка, дающая эффект «отсутствия этикетки». Важнейшее требование к клею для таких этикеток — его абсолютная прозрачность и устойчивость к воздействию света (ультрафиолетового излучения). Часто этикетка на косметических продуктах контактирует с жирными ингредиентами, входящими в состав содержимого бутылки или флакона.

Продукты бытовой химии — это различные моющие и чистящие средства. Технические требования к клеям для этикетирования подобных товаров могут быть различны.

Этикетки большинства косметических продуктов и товаров бытовой химии в процессе применения товара подвергаются воздействию воды. В результате основным требованием, предъявляемым к клею для этикетирования данных продуктов, является его влагостойкость.

Клеи для этикетирования продуктов, содержащих технические масла и химикаты. Клеи, применяемые для этикетирования канистр, в которых содержатся технические масла или химикаты, должны обладать хорошей начальной липкостью и высокой общей адгезией, так как канистры часто хранятся в неблагоприятных условиях. Клеи также должны быть устойчивыми к воздействию масел и химикатов, чтобы избежать отлипания этикетки при случайном вытекании содержимого.

Этикетки для пластиковых канистр обычно изготавливаются из непрозрачных материалов, поэтому прозрачность клея и его устойчивость к УФ-излучению не имеют значения. Наиболее часто в этой области применяются клеи на основе каучуков, хотя могут использоваться и некоторые виды акриловых клеев.

Клеи для этикетирования фармацевтической продукции. Многочисленность фармацевтической продукции определяет большое количество используемых самоклеящихся материалов для этикетирования. Часто возникает необходимость в дополнительной технической документации к материалам и сертификатах, удостоверяющих возможность их применения с фармацевтической продукцией.

При этикетировании фармацевтической продукции сталкиваются с такими проблемами, как необходимость нанесения этикеток на упаковку маленького диаметра, устойчивость этикетки к различным методам стерилизации, предотвращение миграции частиц клея и их взаимодействия с пластиковой емкостью и содержимым, идентификация продукта при помощи люминесцентного клея. В каждом случае необходимо тщательно анализировать конечные требования к самоклеящейся этикетке.

Клеи для этикетирования товаров с малым диаметром упаковки. Этикетирование шприцов, пробирок, медицинских колб и трубок маленького диаметра, небольших флакончиков и бутылочек с лекарствами представляет собой нелегкую задачу. Медицинские колбы и флаконы могут быть стеклянными, синтетическими, полиэтиленовыми или полистироловыми. Этикетирование производится обычно при комнатной температуре, однако условия использования и хранения могут варьироваться от заморозки до кипячения в воде.

Клеи, подвергающиеся процессам стерилизации. Известны четыре основных стерилизующих процесса, которые применяются в фармацевтике и медицине: паровая стерилизация (автоклав), гамма-излучение, газовая стерилизация и стерилизация пучком электронов.

Паровая стерилизация производится под давлением и при высокой температуре. Такой обработке подвергаются, например, контейнеры, состоящие из полиэстера и специальной прочной бумаги. При тестировании определяется время, в течение которого клей сохраняет свои свойства под воздействием максимальной температуры.

Некоторые компании используют для стерилизации гамма-излучение. Эта технология позволяет производить стерилизацию нескольких паллет одновременно, но весь процесс занимает несколько часов. Гамма-излучение может ослабить общую прочность материалов, однако обычно этого не происходит, так как используемые при стерилизации дозы чрезвычайно малы. Возможно лишь незначительное обесцвечивание бумаги. Используемые клеи должны быть способны выдерживать стерилизацию гамма-излучением, кроме «мягких» клеев, например клея для глубокозамороженных продуктов или съемных клеев.

Стерилизация газом производится при помощи окиси этилена в условиях повышенной влажности и температуры. Чтобы выдержать подобное воздействие, клей должен обладать хорошей устойчивостью к высоким температурам. После воздействия окиси этилена в течение нескольких часов происходит дегазация (испарение окиси этилена). Весь процесс занимает более 24 часов, а иногда и более семи суток. В этом случае клеи необходимо тестировать на устойчивость к стерилизации газом.

Для стерилизации может также использоваться энергия пучка электронов. Электронный источник создает пучок электронов, обладающих энергией от 5 до 10 МэВ (мегаэлектроновольт), стерилизующих материал в течение нескольких секунд. Применяемые клеи должны быть устойчивы к стерилизации пучком электронов, однако клеи для глубокозамороженных продуктов и съемные клеи рекомендуется предварительно тестировать.

Клеи для люминесценции. На упаковку фармацевтического продукта необходимо нанести информацию о сроке его годности. При использовании прозрачной этикетки в состав клея добавляются люминесцентные частицы, и информацию можно считать при помощи специальных детекторов. Компании предлагают использовать для этих целей специальный люминесцентные перманентные клеи с прозрачными поверхностными материалами ПЭ, ПП или ПЭТ.

Клей для предотвращения миграции частиц. При этикетировании, например, пузырьков с глазными каплями, изготовленных из ПЭ низкого давления, существует опасность миграции частиц клея через ПЭ поверхность и их взаимодействие с жидкостью. Чтобы предотвратить такую возможность, компании-изготовители клеев рекомендует использовать специальный клей.

Клей для офисной этикетки. Этикетки с переменной информацией, печатаемые на офисных принтерах, находят все более широкое применение. Клей для подобных этикеточных материалов должен выдерживать воздействие высокой температуры, используемой в лазерных принтерах для закрепления изображения, и не должен выдавливаться по краям листа в процессе печати. Кроме того, клей должен отличаться технологичностью при вырубке и резке материала.

Офисное или домашнее использование этикетки (например, адресных этикеток) не обусловливает особых требований к клею. Единственным исключением является этикетирование СD-дисков, для которого необходима хорошая адгезия клея к лакированной поверхности диска. При этом не рекомендуется использовать этикетки со съемным клеем, так как при попытке снять этикетку можно повредить диск.

В различных областях промышленности на картонные коробки часто наносятся отпечатанные на лазерных принтерах этикетки со штрих-кодами. В этом случае требуется хорошая адгезия клея к картонной и ПЭ упаковке, а также его устойчивость к низким температурам, воздействию которых он может подвергаться во время хранения коробки на складе.

Для применения в лабораториях (колбы для тестов) клей должен обладать хорошей адгезией ко многим поверхностям (лабораторные колбы могут быть как стеклянными, так и синтетическими). Если лабораторные пробирки имеют маленький диаметр, тогда необходима хорошая когезия клея, а поверхностный материал должен быть достаточно гибким.

Специально для материалов, запечатываемых на копировальных аппаратах и принтерах, компании-изготовители клеев разрабатывают перманентные и съемные клеи.

Клеи для этикетирования шин. Как правило, шины этикетируются вручную при комнатной температуре. Из-за неровности поверхности шины область контакта с этикеткой достаточно мала, поэтому клей должен обладать очень высокой начальной адгезией. После нанесения этикетки шины могут храниться в различных условиях — как в теплых складах, так и на улице, поэтому клей должен сохранять свои свойства и при низких, и при высоких температурах.

Еще больше усложняет этикетирование присутствие в составе шинной резины восков и других химических элементов на основе силикона. Клей для этикетирования шин должен также противостоять возможной миграции химических компонентов из состава резины, так как эти компоненты способны вызвать пожелтение этикетки.

Специалисты компаний-изготовителей рекомендуют использовать для этикетирования шин усиленный супер-перманентные клеи.

 

Лаки для этикеток

Виды лаков. Лакирование является более дешевым и простым, с технологической точки зрения, способом отделки оттисков, чем припрессовка пленки. Однако традиционно считалось, что лакированные оттиски уступают оттискам с припрессованной пленкой по таким важнейшим показателям, как глянец, устойчивость к внешним воздействиям и декоративность.

С появлением УФ (ультрафиолетовых) лаков такая позиция уже не отражает реального положения, так как покрытия, полученные в результате нанесения УФ лака, не уступают оттискам с припрессованной пленкой по перечисленным выше показателям.

Лак наносят как на поверхность «сырого» оттиска, так и на высохший оттиск.

Лак представляет собой раствор пленкообразующих веществ в органических растворителях или в воде, образующий после отверждения твердую прозрачную однородную пленку.

Лаки используют в полиграфии как для создания на оттисках прозрачных покрытий разного назначения, так и для получения декоративного эффекта, при котором лаковый слой может быть различно окрашенным и даже кроющим (непрозрачным).

Для этих целей в полиграфии используются четыре типа лаков:

· дисперсионные лаки на водной основе (водорастворимые лаки);

· УФ-отверждаемые лаки;

· лаки на основе летучих растворителей (спиртовые лаки);

· лаки на масляной основе (масляные, или оксиполимеризующиеся лаки, офсетчики называют эти лаки печатными).

Необходимо отметить, что дисперсионные лаки могут быть также и водно-спиртовыми.

Масляный лак для этикетки наносится, как на сухие, так и на сырые оттиски, а экономичность применения лака средняя (величина его сухого остатка достигает 60%). Помимо основных характеристик лаков для этикетки, он имеет и свои характерные особенности: хороший уровень адгезии к абсолютно любым печатным материалам и повышенная эластичность лакированной этикетки.

Увы, имеет этот лак для этикетки и ряд существенных недостатков. Например, достичь высокого глянца этикетки с помощью лака на масляной основе не удастся, а со временем он может истереться и значительно пожелтеть (спасти ситуацию в этом случае может выборочное лакирование этикетки). Еще один минус масляного лака для этикетки заключается в том, что для его закрепления необходимо довольно много времени, а это требует либо наносить лак исключительно тонким слоем, либо применять дополнительное инфракрасное просушивание. Ограничен лак для этикетки на масляной основе и для применения в пищевой промышленности, т.к. обладает характерным остаточным запахом олифы. Оставшиеся 5% отечественного рынка потребителей лака для этикетки поделили между собой производители косметики и парфюмерии, фармацевтические и медицинские предприятия.

Масляные (печатные) лаки уступают в последнее время свои позиции. Это связано прежде всего со сравнительно большим временем высыхания, что ограничивает возможности последующей немедленной обработки оттисков, накладывает ограничения на высоту стапелей и требует применения противоотмарочных порошков, которые могут значительно снизить глянец обработанной продукции. Для ускорения процесса высыхания масляного лака, в основе которого лежит реакция окислительной полимеризации, при сушке лакированных оттисков используют устройства ИК-сушки (инфракрасной сушки) или обдув горячим воздухом. И тот, и другой способы сушки требуют значительного количества энергии. Другим недостатком масляных лаков является наличие небольшого желтоватого оттенка и склонность этого лака к пожелтению с течением времени. Особенно это заметно при лакировании всей поверхности оттиска, включая незапечатанные участки. Поэтому эти лаки рекомендуется использовать для лакирования только запечатанных участков, в качестве лака для надпечаток.

Положительные стороны масляного лака:

  • структура в основном как у офсетных печатных красок, но только без пигмента;
  • доля твердого тела составляет около 75%;
  • сохнет химическим способом (пленкообразованием через окисление);
  • обработка как у печатной краски;
  • широкий ассортимент печатных лаков;
  • хорошая защита оттиска от влаги.

Отрицательные стороны масляного лака:

  • сохнет медленно.
  • малая толщина слоя.
  • склонность к пожелтению с течением времени.
  • требуется припудривание на выкладе лакировальной (печатной) машины.
  • большая высота стапеля может привести к отмарыванию или к слипанию оттисков в стопе.

Лакирование масляными лаками можно выполнять непосредственно в печатной машине через красочный аппарат. Масляные (печатные) лаки можно рассматривать как бесцветную прозрачную печатную краску (офсетная печатная краска без пигмента).

 

 

Лак для этикетки на основе органических растворителейтакже хорошо совместим со многими видами красок. Его конкурентные преимущества достаточно широки: вам гарантирована хорошая адгезия к запечатываемым материалам, высокая степень глянца этикетки и ее устойчивость к истиранию. К тому же благодаря испарению летучих растворителей этот лак для этикетки довольно быстро самостоятельно сохнет (при необходимости достаточно применить сушку горячим воздухом). Этикетка, покрытая лаком на основе органических растворителей, пригодна к последующему тиснению и склеиванию. Но наличие органических растворителей в этом лаке для этикетки имеет и негативные стороны: лак не достаточно экономичен и дает сухой остаток в размере 22-40 %, а само его применение взрыво-, пожаро- и экологически небезопасно. Отсюда вытекает обязательная необходимость в использовании при лакировании специальных очищающих воздух и обезопасывающих рабочий процесс устройств. A тот недостаток, что наклейка будет иметь выраженный остаточный запах, делает невозможным применение лака для этикетки на основе органических растворителей для продуктов питания.

Основным недостатком лаков на летучих растворителях (спиртовые лаки) является загрязнение окружающей среды. Кроме того, эти лаки могут иметь остаточную липкость, что накладывает ограничения при их использовании. Могут возникнуть проблемы со слипанием оттисков в стапеле. Их сушка осуществляется тепловым способом, что требует значительных энергетических затрат.

Водно-спиртовые дисперсионные лаки. Наибольшее распространение в настоящее время получили дисперсионные лаки на водной основе. Многие специалисты считают их очень перспективными. Они экологически чисты, достаточно быстро высыхают, что снимает ограничения по высоте стапелей и позволяет сразу же производить послепечатную обработку оттисков. Однако для их сушки так же, как и в предыдущих случаях, используются мощные сушильные устройства ИК сушки и обдув горячим воздухом. При лакировании можно использовать даже традиционные увлажняющие аппараты с передаточным валиком, которым оснащены офсетные печатные машины.

Водно-спиртовые дисперсионные лаки сочетают в себе как достоинства, так и некоторые недостатки дисперсионных водорастворимых и спиртовых (на базе летучих растворителей) лаков. Дисперсионные лаки практически не влияют на цветовые характеристики оттиска, так как они бесцветны и обладают высокой прозрачностью; кроме того, они не вызывают пожелтение оттиска со временем.

Положительные стороны воднодисперсионного лака:

  • доля твердого вещества составляет 40%, остаток — вода.
  • сохнет физическим способом (испарением воды).
  • хороший глянец.
  • отличная прочность на истирание.
  • быстро сохнет.
  • не требуется использования противоотмарочного порошка.
  • устойчивость к большой высоте стапеля.
  • не желтеет с течением времени.
  • без запаха.

Отрицательные стороны воднодисперсионного лака

  • сложности с выбором лака.
  • возможна деформация при использовании тонкой бумаги.
  • трудности при нанесении лакового слоя на свежеотпечатанный оттиск в печатной машине при использовании для печати оттиска традиционных офсетных красок (при работе по технологии on line).

Наиболее успешное развитие получило лакирование с использованием дисперсионных лаков. Этому способствовала комплектация офсетных печатных машин лакировальными секциями и модулями.

Ход развития потребления лака в Европе наиболее ярко отражает эту тенденцию.

УФ лаки. В последнее время резко возросло увлечение заказчиков УФ лаками. УФ-отверждаемые лаки обладают практически всеми преимуществами вышеперечисленных групп лаков, а по многим показателям и превосходят их. По распространенности УФ лаки пока еще уступают дисперсионным, однако наблюдается явная тенденция роста их использования для отделки печатной продукции. Распространению УФ-отверждаемых лаков способствовало, прежде всего, появление совершенных сушильных устройств УФ излучения, управляемых микропроцессорами, что позволяет значительно сократить расход электроэнергии. Кроме того, эти устройства более компактны и экономичны.

По важнейшим показателям, таким как глянец, стойкость к истиранию и внешним воздействиям, УФ лаки превосходят лаки других групп. Отмечается также, что лакирование УФ лаком придает оттискам почти такие же свойства, как и припрессовка пленки, но при вдвое меньшей стоимости и вдвое большей скорости отделки продукции.

УФ лаки не относятся к категории воспламеняющихся и взрывоопасных веществ, что также служит аргументом в их пользу. Обсуждая экологические проблемы использования УФ лаков, нельзя обойти вниманием такую проблему, как образование озона при сушке и необходимость его удаления из рабочей зоны.

Но, увы, и этот лак для этикетки неидеален.Кроме того, для смывки УФ лаков в лакировальных секциях и модулях применяются специальные составы, что предрасполагает к возникновению экологических проблем. К недостаткам УФ лаков следует отнести и более высокую стоимость по сравнению с другими типами.

УФ-лак радикального отверждения имеет остаточный запах, что, естественно, недопустимо для наклейки пищевых продуктов, у него невысокий уровень адгезии к масляным краскам (эту проблему, однако, можно решить применением лака-праймера). Стоимость этого лака для этикетки на сегодняшний день относительно высока — он далеко не всем по карману, к тому же требует дополнительных финансовых затрат на приобретение ультрафиолетовых сушильных секций.

Стоит сказать и еще об одном недостатке УФ-лака для этикетки: при работе с ним персоналу необходимо строго соблюдать меры личной безопасности, так как этот лак при попадании на незащищенные участки кожи может вызвать аллергические реакции, а во время сушки выделяет вредный для здоровья озон.

Положительные стороны УФ-лака:

· сохнет под влиянием излучения. почти вся лаковая масса полимеризируется и становится твердым слоем.

· превосходный глянец.

· жесткий и устойчивый лаковый слой.

· сохнет мгновенно.

· не требует противоотмарочного порошка

· очень большая прочность на истирание

Отрицательные стороны УФ-лака:

  • высокая стоимость сушильного аппарата
  • большие затраты на лак и энергию.
  • имеет ощутимый запах.

Наносить УФ лаки на поверхность оттиска можно как в лакировальной машине, так и непосредственно в печатной машине, используя для этих целей либо красочный, либо увлажняющий аппараты, либо специальную лакировальную секцию (или несколько секций), работающую в линии с печатной машиной и входящей в нее вместе с сушильным устройством как отдельная секция.

Выпускаются лаки для нанесения покрытий в офсетных печатных машинах и в трафаретных машинах. Особое распространение УФ лаки получили в флексографских рулонных машинах, работающих и с УФ печатными красками.

УФ лаки можно использовать как для лакирования всей поверхности печатного листа, так и отдельных его участков. Особенно отмечается возможность лакирования этими лаками тонких бумаг массой 70-80 г/м2, которые широко используются для печатания этикеток.

При выборе лака для этикетки необходимо учитывать не только декоративно-оформительские, технологические и эксплуатационные свойства этикеточного лака, его экономичность и стоимость, но и безопасность применения, как экологическую, так и производственную.

 

Контрольные вопросы

1. Классификация и виды этикеточной бумаги.

2. Материалы для самоклеящихся этикеток.

3. Двуосноориентированные полипропиленовые пленки (БОПП).

4. Выбор запечатываемого материала для этикетки.

5. Выбор запечатываемого материала для этикетки.

6. Клеи для этикеток.

7. Лаки для этикеток.

 

 



2016-01-02 7279 Обсуждений (0)
Клея для этикеток и рекомендации по их применению 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Клея для этикеток и рекомендации по их применению

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)