Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности памяти ребенка в раннем возрасте



2016-01-02 2097 Обсуждений (0)
Особенности памяти ребенка в раннем возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Когда начинает развиваться память ребенка? В чем состоят ее первые проявления? На первом этапе жизни память выступает в элементарной форме — запечатления и узнавания воздействий, жизненно важных для органи­зма. Попытки специалистов узнать, воспринимает ли новорожденный внешние сигналы и запечатлевает ли их в своей памяти, увенчались успехом. Удалось устано­вить, что мозг ребенка с первых дней способен улавли­вать разницу в раздражителях, дифференцирует их, а следовательно, и запечатлевает в своих системах памяти. В первые же дни жизни ребенка у него можно выработать привыкание не только к звуковым, но и к обонятель­ным, к световым раздражителям. Это означает, что анали­заторы ребенка готовы к восприятию сигналов внешней среды, его мозг способен различать их и запоминать. Буквально в первые же дни у младенцев вырабатывается условный рефлекс на время. Если соблюдать достаточно строгие интервалы между кормлениями, то уже к пятому-седьмому дню у малышей до очередного приема пищи появляются двигательные реакции: они пробуждаются и «готовятся к обеду».

Проходит некоторое время, и ребенок начинает узна­вать мать, отца, бабушку и других близких ему людей. Легко отличает своих от чужих, начинает узнавать пред­меты. К концу первого года жизни ребенок правильно реагирует на такие простые просьбы родителей, как «покажи носик», «дай ручку», «где ушко?». Ребенок за­поминает некоторые звукосочетания, а затем и слова, связывает их с определенными действиями, предметами, частями своего тела.

Важным моментом в развитии памяти младенца является ее выделение из процесса ощущения и воспри­ятия. Создается возможность воспроизведения образа пре­дмета в его отсутствие. Первые представления об отсутствующих предметах в более или менее отчетливой форме отмечаются у детей в конце первого или начале второго года жизни. По мере овладения навыками ходьбы и речи память ребенка начинает быстро развиваться. Заметно увеличивается латентный, или скрытый период узнавания и воспроизведения. Однако на первых порах двигательные впечатления играют большую роль, чем зрительные и слу­ховые. Так, восьмимесячный ребенок после десятидневного отсутствия своего отца не узнавал его, глядел на него с опаской, прячась за спину матери. Но стоило отцу взять ребенка на руки и посадить его к себе на ладонь, как он это часто делал ранее, и тревожное личико малыша про­яснилось, он улыбнулся, стал подпрыгивать, т. е. он вспомнил своего отца. В конце первого года жизни ребе­нок узнает родное лицо после двух-трехнедельной разлу­ки, а на втором году жизни может узнать знакомого чело­века после полутора-двухмесячного перерыва. Трехлетний малыш узнает сад, дорогу, дом, где провел лето год назад.

К концу раннего возраста резко увеличивается объем и прочность детской памяти. Главной особенностью памяти ребенка этого периода является ее непреднамерен­ный характер, т. е. все запоминается как бы «само собой». В основном дети раннего возраста запоминают то, что в той или иной мере включено в их игру или какую-нибудь практическую деятельность, что им непосредственно нужно или интересно и что воздействовало на них эмоци­онально, произвело глубокое впечатление. Жизненный опыт показывает, что малыши легко овладевают не только своим, но и чужим языком, если постоянно находятся в контакте с детьми и взрослыми, которые говорят на этом языке. Иногда малышам требуется всего несколько меся­цев, чтобы начать объясняться на языке той страны или той республики, в которую они прибыли с родителями, причем дети раннего возраста говорят практически без какого-либо акцента.

Память детей раннего возраста характеризуется боль­шой пластичностью, запоминают они материал быстро и легко. На этом основании некоторые зарубежные психо­логи (Э. Мейман, К. Бюлер) считали, что у ребенка память лучше, чем у взрослого. Однако наблюдения и специаль­ные исследования показывают, что ребенок запоминает и воспроизводит иначе, чем взрослый. Запечатление идет быстро, но часто беспорядочно. Ребенок может запомнить сложный материал, а может удерживать в памяти слу­чайные события, несущественные (по мнению взрослых) детали, обрывки разговоров взрослых, отдельные фразы и выражения, смысл которых ему может быть и не совсем ясен. Ребенок не умеет владеть богатством своей памяти, часто материал, запавший в память, неожиданно всплыва­ет, пластичность усиливает сохранение ненужного мате­риала. Это происходит еще и потому, что запоминание и воспроизведение еще не стали самостоятельными процес­сами, а являются лишь способом овладения языком. Повторение непонятных слов и словосочетаний является для ребенка своеобразной деятельностью со звуковым составом слов. Объективной основой, на которой про­исходит запоминание ребенком раннего возраста различ­ных слов и словосочетаний, потешек, стихов, является рифма и ритмическая структура этого материала.

Характерными особенностями ранних детских пред­ставлений является их бессистемность, слитность, непод­вижность, клочкообразность. Эти особенности представ­лений отчетливо выступают в разных видах деятель­ности ребенка, характеризуя как его память, так и его воображение.



2016-01-02 2097 Обсуждений (0)
Особенности памяти ребенка в раннем возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности памяти ребенка в раннем возрасте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2097)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)