Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие практических способностей



2016-01-02 625 Обсуждений (0)
Развитие практических способностей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Важную роль в жизни человека имеют способности к практической деятельности. Среди них особая роль при­надлежит организаторским способностям. Зачатки их можно наблюдать даже в конце раннего возраста (начале дошкольного). Специальные исследования (Л. И. Уманский) выявили прямую зависимость раннего проявления организаторских способностей у детей от развития их общения и групповой деятельности.

Особенно ярко они проявляются и интенсивно разви­ваются в игровой деятельности детей. Дети с организатор­скими способностями чаще других выступают инициа­торами игр, помогают найти каждому наиболее подходя­щую для него роль, проявляя наблюдательность, зачатки практически-психологического ума. При этом сами они не всегда выполняют в игре главные роли, но даже на «вто­ростепенных» ролях фактически продолжают руководить действиями своих партнеров. Характерным для таких де­тей является высокая коммуникативность. Замечена их способность по-разному устанавливать контакт, общаться с детьми в зависимости от некоторых индивидуальных качеств партнера.

 

«Марина Б. (2,7). Девочка подвижная, с яркими эмоциональными реакциями, хорошо развитой речью, охотно вступает в общение со взрослыми и детьми, отличается развитой музыкальностью. Любимое занятие Марины — проведение музыкальных игр и плясок с детьми. На музыкальных занятиях она очень внимательно следит за другими деть­ми и неизменно выбирает в самостоятельную игру именно тех детей, у которых что-либо не ладилось (плохо танцующих или с плохо разви­тыми движениями, не чувствующих смены ритмов и т. п.). Обращение ее с детьми различно: одних — ласково уговаривает, других просто зовет поиграть. Заниматься она готова без устали, и эта игра ей не надоедает в течение длительного времени. При этом Марина, подражая музыкальному работнику, использует некоторые ее приемы: показ с по­вторением («делай, как я»), показ под музыку (для этого просит у вос­питательницы бубен).

Количество объединяемых Мариной детей колебалось от двух — трех до шести — восьми человек. Марина показывала движения, ко­ординировала действия своей маленькой группы, выступала в роли дири­жера и танцмейстера, в играх и групповых плясках распределяла роли, активизируя детей. По нашей просьбе воспитательница не по­ощряла ее занятий и старалась предложить ей другие виды деятель­ности, но девочка неизменно возвращалась к этой групповой игре.

В старших группах детского сада вплоть до школы Марина продол­жает организаторскую деятельность, расширяя ее диапазон (отлично объединяет действия детей в играх-сказках, во время дежурства, в подвижных играх)» (из исследования Л. И. Уманского, Н. Я. Амусьевой и Л. Н. Зубенко).

 

Участвуя в играх, дети с организаторскими способно­стями чаще других подмечают недостатки в выполнении игровых правил сверстниками, проявляют самостоятель­ность, своей активностью, увлеченностью «зажигают» других.

Дошкольный возраст — благоприятный период для проявления задатков, развития и такой практической способности, как конструктивно-техническая. Эта деятель­ность, бесспорно, имеет ряд отличий, особенностей в до­школьном возрасте.

Детское конструирование представляет собой процесс создания конструкций, построек, в которых предусматри­вается взаимное расположение частей и элементов, спо­собы их соединения. Способности к этому виду деятель­ности проявляются, например, в умении легко установить пространственное расположение между элементами пред­мета и подчинить его определенной логике, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструкций, в умении внести элемент новизны в решение конструктивно-техни­ческой задачи. Успеху в конструктивно-технической дея­тельности способствует практическая направленность ума ребенка, пространственное воображение, учет им важных для достижения результата требований действительности, хорошая техническая наблюдательность, рациональный подход к решению задачи. Конструктивные способности ребенка развиваются во всех доступных ему видах кон­струирования. Так, в процессе конструирования по усло­виям ребенок создает постройку не на основе образца, а на основе конкретных условий, выдвинутых игрой или взрослым (построить пароход так, чтобы на нем могли разместиться команда и пассажиры, построить мост через широкую и глубокую реку для трамваев, пешеходов, машин и др.).

Этот вид конструирования предполагает усвоение деть­ми зависимости конструкции предмета от его назначения, умение считаться с предъявляемыми условиями, выпол­нить их.

В процессе конструирования по условиям ребенок учит­ся варьировать, по-разному решать задачи на основе одних и тех же условий, что создает важные предпо­сылки для творчества. К концу дошкольного периода дети могут успешно выполнять постройки, отвечающие достаточно разнообразным и сложным условиям.

Проявляются и развиваются конструктивные способ­ности и в конструировании по замыслу.

 

«5, 3, 5. Кирилл построил из кубиков и досок Уголок Дурова: сделал сцену, покатый пол и три ряда стульев. На стульях сидят солда­тики, матрешки, две Дюймовочки. На сцене — барсук. Все это сооруже­ние покрыл крышей: «Хотя теперь их плохо видно, но зато как на самом деле». С 19.V по 21.V построенный Кириллом Уголок Дурова стоит по­середине комнаты. Трогать никому не разрешает» (из дневника В. С. Мухиной).

 

Нередко постройки, созданные в процессе этого типа конструирования, используются и самими детьми в их дея­тельности (построенный корабль отправляется в плава­ние, в домике дети размещают не только кукол, но посе­ляются и сами).

Для создания сооружений детьми используется и спе­циальный строительный материал (напр., бруски) и любой другой (палки, фанерные и картонные ящики, коробки, зонты, доски и т. д.). Этот тип конструирования не только развивает конструктивные способности дошкольника, но и способствует активному формированию важных навыков общения, нравственных качеств. Дети учатся согласовы­вать свои планы и действия, проявлять инициативу, от­стаивать свои предложения, уступать, помогать друг дру­гу, радоваться общему успеху.

В конструировании по замыслу ярко проявляется, осо­бенно к концу дошкольного периода, способность к са­мостоятельному планированию своей деятельности, тен­денция к творчеству.

 



2016-01-02 625 Обсуждений (0)
Развитие практических способностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие практических способностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (625)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)