Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Критерии научных знаний о праве



2016-01-02 1815 Обсуждений (0)
Критерии научных знаний о праве 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы по истории и методологии Юр науки ( 26.12.2015).

 

Понятие Юр науки

 

Юридическая Наука - совокупность общественных знаний о праве. История юридической науки уходит в глубокую древность. Еще Платон и Аристотель пытались разрешить некоторые юридические проблемы. Однако формирование юриспруденции как науки началось благодаря стараниям римских юристов (Гая, Павла, Ульпиана, Цицерона). Одним из первых преподавателей права был Гварнерий (Ирнерия), который начал обучать студентов в Болонье в 1087 г. Первоначально учебный процесс сводился к чтению и толкованию (глоссированию) текстов Кодификации Юстиниана. Позже римские юристы, используя греческую философию, могли уже на гораздо более глубокой основе уточнить юридически важные понятия. Сплав римского права и греческой философии способствовал окончательному формированию юридической науки Значительную роль в этом процессе играли европейские университеты. Их влияние на развитие юридической науки заключалось в том, что они:

а) установили транснациональный характер правоведения на Западе, способствовали тому, что само право приобрело единую терминологию и метод, который позволил строить правовые системы из обычаев и законов;

б) возвысили роль ученого в формировании права;

в) способствовали отделению права от богословия, риторики, этики и политики;

г) подняли анализ права на уровень науки путем концептуализации правовых институтов и систематизации права как единого свода знаний;

д) создали класс профессиональных юристов. Развитие отечественной юридической науки тесно связано с учреждением в 1755 г. Московского и в 1819 г. Санкт-Петербургского университетов. Основным источником познания права в период слабого развития издательского дела становились лекции, прочитанные профессорами, поэтому история развития юридической науки в России, по существу, неотделима от развития этих университетов. Первоначально российская Юридическая Наука основывалась на зарубежных исследованиях, преподавание велось иностранными профессорами; но со временем были подготовлены и отечественные специалисты. Одним из первых русских профессоров права был С.Е. Десницкий, внесший весомый вклад в развитие российской юридической науки Он считал, что Юридическая Наука включает в себя 4 части:

а) о происшествии правлений в разные века и у разных народов;

б) о правах, происходящих в обществе от различного состояния людей;

в) о правах, происходящих от различных и взаимных дел между обывателями;

г) о полиции или благоустройстве гражданском. Формирование теоретических основ отечественной юридической науки происходило под влиянием идей С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, Б.А. Кистяковского, Ф.В. Тарановского и др. Развитию отраслевых Юридическая Наука способствовали труды Н.М. Коркунова. Предметом Юридическая Наука выступает право как социальное явление. Однако оно изучается и другими науками, поэтому возникает необходимость в чистом учении о праве. Вопрос о предмете юридической науки решался и отечественными правоведами. Так, по мнению советского исследователя права О.А. Красавчикова, в предмет юридической науки включаются регулируемые правом общественные отношения, нормы и институты, источники юридических норм, юридическая техника, опыт применения норм права, правоотношения и юридические факты. Известный ученый-юрист С.С. Алексеев считает, что предмет юридической науки может быть рассмотрен в 2 плоскостях:

а) с точки зрения процесса правового регулирования его составляют право как система юридических норм: общественные отношения как предмет правового регулирования; нормативные юридические акты, правоотношения, индивидуальные акты, правосознание и правовая культура; формирование и действие права, эффективность его норм:

б) с точки зрения содержания правового регулирования в него включаются закономерности права, догма права, техника юриспруденции. Под методологией юридической науки следует понимать совокупность приемов, способов изучения ее предмета. На заре науки ученые использовали преимущественно схоластический метод, который был разработан в начале XII в. В праве этот метод принял форму анализа и синтеза доктрин, часто противоречащих друг другу, взятых из Кодификации Юстиниана и у светских авторитетов. Метод европейских юристов XII в. (за основу которого были взяты диалогиПлатона) представлял собой измененный метод диалектического рассуждения, характерный для древнегреческой философии, классического и постклассического римского права. Отечественный юрист Г.Ф. Шершеневич, разрабатывая методологию юридической науки (1912 г.), анализировал 4 метода: догматический, исторический, социологический и критический. Российский ученый В.М. Сырых выделяет 4 вида методов юридической науки:

а) метод материалистической диалектики;

б) общие приемы (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.);

в) специальные методы (статистический, кибернетический, социально-психологические приемы);

г) частноправовые методы (формально-логический, сравнительно-правовой). В обобщенном виде методологическую базу юридической науки составляют общенаучные и собственно юридические методы. Главными функциями юридической науки являются:

а) теоретико-познавательная (с помощью которой осмысливается сущность права, познаются его объективные закономерности);

б) практически-прикладная (дает возможность юридической науки вырабатывать рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения);

в) идеологическая, воспитательная функция (заключается в том, что юридические знания влияют на сознание людей, оказывают на них воспитательное воздействие). Вопрос о содержании идеологической функции Юридическая Наука является дискуссионным в отечественном правоведении. Одни ученые отрицают эту функцию, другие считают, что, поскольку Юридическая Наука весьма политизирована, без идеологической функции не обойтись. Юридическая Наука способствует формированию такого общественного сознания, в котором будут господствовать идеи законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина. Система Юридическая Наука есть совокупность наук. изучающих право во всех его проявлениях. Причем эти науки образуют определенную структуру. Схематично ее можно представить следующим образом:

а) общетеоретические науки (теория государства и права, история государства и права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений);б) отраслевые науки (конституционное, административное, гражданское, уголовное, трудовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.);в) межотраслевые науки (экологическое право, судоустройство и др.);

г) науки международного права (международное публичное, международное частное, космическое право);

д) наука сравнительного права;

е) прикладные Юридическая Наука (криминалистика, криминология, юридическая психология, судебная медицина, судебная психиатрия). В России Юридическая Наука развивается в научных учреждениях (Институт государства и права РАН, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, НИИ МВД и др.) и учебных заведениях (юридических академиях, институтах и юридических факультетах университетов).

 

Критерии научных знаний о праве

Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт наука возникла в новое время в XVII веке. Особенности н познания являются:

1-основная задача н познания – обнаружение объективных законов действительности и законов самого познания и мышления; 2-цель и высшая ценность н познания – объективная истина; 3-ориентация на практику; 4-н познание – есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих развивающуюся систему понятий, теорий и законов; 5-использование научного оборудования; 6-строгая доказательность н знания;

Наука проходит в своём развитии ряд этапов:

доклассический этап или этап преднауки, характеризуется зарождением элементов науки в рамках философии, наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отделения от философии и проходит в своём развитии 3 этапа: 1-классический (XVII-XIX вв.); 2-неклассический (пер.пол. ХХ в.); 3-постклассический (вт. пол. ХХ в.);

(1), исследуя объекты, стремилась при их описании и теоретическом исследовании исключить (элиминировать) всё, что относится к субъекту средством, приёмом и операциями его деятельности;

(2) связана с разработкой релятивистской (ТВ) и квантовой теории и отвергает объективизм (1); она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта;

(3) её существенный признак – учёт субъективного фактора в познании; она учитывает связь получаемых знаний не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с её ценностно-целевыми структурами; характерная черта этого этапа – глобальный или универсальный эволюционизм, распространяющий развитие на все сферы бытия и устанавливающий универсальную связь между неживой, живой и социальной материей; на утверждение этого принципа повлияли три теории:

- теория нестационарной вселенной, теория экологической эволюции, - теория биосферы и ноосферы.

Структура научного познания включает в себя:

1-факты, 2-понятия и абстракции, как результаты теоретического обобщения фактов, 3-проблемы и гипотезы, 4-законы, принципы и теории, 5-философские установки, 6-социокультурные основания, 7- методы, идеалы и нормы научного знания, как совокупность определённых ценностных или методологических установок, свойственных науке, 8-стиль мышления.

Научное: предполагает объяснения фактов, осмысления их во всей системе понятий данной науки. Житейское констатирует поверхностно то или иное событие. Научное отвечает не только КАК, но и почему оно протекает т. образом. Научное знание не терпит недоказательности-то или иное утверждения становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного знания заключается в понимании действительности его прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляется предвидение явлений. Процесс научного познания носит по своей сущности творческий хар-р. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и т.п. (Одной из форм вненаучного знания является обыденное знание).

В процессе повседневной практической деятельности у людей формировались какие-то знания о свойствах вещей и явлений окружающего мира. Это были обыденно-практические знания. Но при этом существует определенная общность между научными и обыденными знаниями: и те, и другие ориентируют человека в мире, являются основной практической деятельности.

Большую часть в обыденном сознании играет так называемый «здравый смысл». Особ-ти:

Обыденное знание носит фрагментальный, не систематизированный характер.

Обыденное суждение и умозаключение представляет собой изолированные обобщения результатов каких-то случайных наблюдений. Поэтому обыденные знания в силу их разрозненного характера не могут быть объеденены в какую-то целостную теоретическую систему.

Поскольку получение таких знаний ограничено рамками обыденно-практического опыта, то они в принцепе не могут использовать ни научно-экспериментальных, ни теоретических методов исследования.

Для обыкновенного знания нет надежных способов их проверки и обоснования

Обыденно-практическое знание, Личностное знание, Религиозное знание, Паранаучное, Народная наука.

Структура Юр науки

Юридическая наука включает в себя три комплекса знаний:

 

· происхождение государства и права, т. е. познание общих закономерностей развития государственно-правовых явлений, а также их функционирования, сущности и глубинных связей;

 

· непосредственно правовая материя или, как иногда говорят, догма права.

Догма - это "азбучные истины" права, устоявшиеся и общепринятые положения, из которых исходит и юридическая теория, и юридическая практика;

 

· техника юридической науки. Это вопросы законодательной стилистики, язык закона, вопросы толкования права в деятельности правотворческих и правоприменительных органов. Юридическая наука пользуется своими собственными понятиями и категориями, в которых закрепляются добытые ею знания.

 

Все юридические науки в зависимости от стороны научного познания можно разделить на несколько блоков.

1) историко-теоретические (или фундаментальные) науки. Они дают знания о развитии и чертах государства и права вообще, безотносительно к конкретным государствам или праву, действующему на отдельной территории. Фундаментальные науки содержат обобщенные знания о государстве и праве. На основе этих знаний разрабатывается понятийный аппарат и система отраслевых и прочих юридических наук. Например, существуют уголовная ответственность, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и др. Все эти виды ответственности имеют свои особенности, однако при этом они имеют общие черты - то, что образует общее понятие юридической ответственности. Вот такие общие понятия и изучаются фундаментальными науками. К фундаментальным наукам относятся: теория государства и права; история государства и права (России и зарубежных стран); история политических и правовых учений.

 

2) отраслевые науки.Они представляют собой основной и самый крупный блок в системе юридических наук. Эти науки изучают отдельные отрасли права. Они призваны выявить специфику той или иной отрасли, ее особенности, характерные черты, отличия от других отраслей права. Важным моментом здесь является соотношение науки и отрасли права. Эти понятия различны. Наука изучает государственно-правовые явления, а отрасль права регулирует общественные отношения определенного вида. Отрасль права (уголовное, гражданское права и т. д.) состоит из норм права, которые регулируют определенные отношения, т. е. устанавливают правила поведения в той или иной ситуации. Эти нормы содержатся в различных источниках, например, в кодексах, законах, подзаконных актах (указах президента, постановлениях правительства и др.). А отдельная юридическая наука (наука уголовного права, наука гражданского права и т. д.) изучает соответствующие нормы, обобщает их, разрабатывает правила их применения, учит юристов пользоваться нормативным материалом. Кроме знания о самих правовых нормах, наука содержит теоретические положения, выявляет недостатки тех или иных норм, разрабатывает пути для совершенствования отрасли права как системы правовых норм. Например, отрасль гражданского права регулирует имущественные и личные неимущественные отношения граждан, т. е. устанавливает правила поведения в той или иной ситуации, определяет права и обязанности лиц. А наука гражданского права изучает как само гражданское право (как отрасль, как совокупность правовых норм), так и связанные с ним гражданско-правовые явления.

 

К отраслевым юридическим наукам относятся, например: наука государственного права, наука административного права, наука уголовного права, наука гражданского права, наука трудового права.

 

3) прикладные науки.Они не изучают какие-либо отрасли права, не связаны непосредственно с исследованием определенных правовых норм. Однако они изучают явления, связанные с правом, используя при этом знания не только из области правоведения, но и из области других наук (медицины, химии, статистики и др.). Эти науки стоят на стыке юридических и не-юридических наук. К этой группе относятся такие науки, как: криминалистика; судебная медицина; правовая статистика; юридическая психология; судебная психиатрия; судебная бухгалтерия и др.

 



2016-01-02 1815 Обсуждений (0)
Критерии научных знаний о праве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Критерии научных знаний о праве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1815)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)