Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы 6 страница
Как отмечает М.Г. Детков, в Кодексе впервые на законодательном уровне провозглашались цели и задачи исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы19. Так, согласно ст. 2 ИТК РСФСР «лишение свободы и принудительные работы без содержания под стражей имеют целью как общее предупреждение преступлений со стороны неустойчивых элементов общества, так и предупреждение дальнейших посягательств преступника и обязательно соединяются с мерами исправительно-трудового воздействия». В ст. 3 указывались цели создания исправительно-трудовых учреждений: для приспособления преступника кусловиям общежития путем исправительно-трудового воздействия, соединенного с лишением свободы, и предотвращения совершения даль- 103 Уголовно-исполнительное право нейших преступлений. Содержание в ИТУ не должно было иметь целью причинение физических страданий и унижение человеческого достоинства (ст. 6). Устанавливалось, что все места заключения РСФСР составляли единую систему исправительно-трудовых учреждений с различными видами режима. Это устраняло существовавшую ранее конкуренцию между НКЮ и НКВД в вопросе о том, какому ведомству руководить учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы. В этот период большая часть ИТУ была в ведении НКВД, в состав которого с 1922 г. входило ГУМЗ. В ИТК РСФСР 1924 г. были провозглашены следующие основные принципы исполнения и отбывания наказания: - обязательность труда заключенных; - совершенствование и развитие сети трудовых сельскохозяйствен - развитие самодеятельности осужденных; - классовый подход к распределению осужденных по видам мест - организация и усиление роли культурно-просветительной рабо - оказание постпенитенциарной помощи освобождаемым; - применение льготного исчисления сроков заключения; - контроль общественности за деятельностью мест лишения свобо - стремление к самоокупаемости ИТУ; - организация режима на правильном сочетании обязательного труда Согласно ст. 8 в ИТУ принимались все меры к развитию самодеятельности заключенных, направленной на приобретение свойств и профессиональных навыков, необходимых для трудовой жизни в обществе. Это принципиально новый аспект пенитенциарной политики Советского государства (до 1917 г. о необходимости формирования у заключенных какой-либо самодеятельности в нормативных актах даже не упоминалось) , получивший дальнейшее развитие в деятельности ИТУ нашей страны. В соответствии со ст. 19 ИТК РСФСР в каждом месте заключения учреждалась наблюдательная комиссия в составе: 1) начальника места заключения; 2) народного судьи; 3) представителя профессиональных союзов. Основная функция комиссии заключалась в контроле за закон- 104
Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России ностыо принимаемых решений в отношении осужденных. Степень демократичности, предусмотренная этой правовой нормой, была достаточно высока для того времени: в профсоюзы входили самые разные категории населения. Особенностью ИТК РСФСР 1924 г. было и то, что он основывался на прогрессивной системе исполнения наказания в виде лишения свободы, о чем в нем прямо указывалось. Деятельность системы мест заключения была направлена на постепенное расширение прав заключенных, предоставление им большей свободы передвижения. Но в домах заключения, где содержались приговоренные на срок не свыше 6 месяцев, предусматривалась относительно строгая изоляция в камерах, хотя такой термин, равно как термин «тюрьма» и другие, Кодекс не использует. В трудовые колонии направлялись осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, если судом устанавливалось, что, принадлежа к трудящимся, они совершили преступление в первый раз, несознательно, случайно или вследствие тяжелых материальных условий и не внушали опасений в смысле побега. Кроме того, в трудовые колонии могли переводиться трудящиеся, осужденные и на больший срок, если до отбытия назначенного судом срока лишения свободы оставалось не свыше пяти лет. Согласно ст. 152 заключенные в трудовых колониях могли пользоваться в течение дня свободой передвижения по территории колонии; кроме того, их могли посылать без надзора по разным поручениям за пределы колонии. В целом режим в трудовых колониях должен был приблизиться к условиям работы и распорядка в соответствующих хозяйственных (сельскохозяйственных, ремесленных и фабричных) организациях для свободных граждан, что впоследствии получило широкое применение в пенитенциарной практике, когда колонии стали основным видом исправительно-трудовых учреждений в России. Наконец, в переходные исправительно-трудовые дома направлялись заключенные, которые по отбытии части срока наказания в других местах заключения «обнаружили приспособленность к трудовой жизни и признаны распределительной комиссией подлежащими переводу в обстановку полусвободного режима». Кроме того, туда могли приниматься также освобожденные из мест заключения с условием полного подчинения установленной здесь трудовой дисциплине. В ст. 156 уточняется, что цель переходных исправительно-трудовых домов - испытание заключенных, отбывших часть срока лишения свободы , с тем чтобы в обстановке полусвободного режима установить, насколько они приспособлены к свободной жизни. Они могли, в частности, пользоваться находящимися на их счету средствами без ограниче- 105
Уголовно-исполнительное право ний, иметь свидания и получать передачи через день, а в дни отдыха отлучаться до утра следующего дня. В дальнейшем идея исправительно-трудовых домов в своей основе была реализована в созданных в 1963 г. колониях-поселениях. Такой подход четко отражал главный аспект пенитенциарной политики государства того времени - на основе достижений педагогики и создания гуманных условий содержания делать все возможное для исправления преступника, возвращения его в ряды трудящихся Советской республики. При этом предполагалось, что основная часть преступлений совершается «по несознательности», а новая жизнь в государстве рабочих и крестьян постепенно искоренит условия, способствовавшие совершению общественно опасных деяний. В целях обеспечения исправительного процесса в Кодексе была предусмотрена культурно-просветительная работа, что являлось одной из важнейших новелл. Согласно ст. 83 задача такой работы состояла в поднятии интеллектуального уровня и гражданского развития заключенных путем получения ими как общеобразовательных, так и профессиональных знаний, а также ознакомления с основами советского строя, правами и обязанностями граждан. Посещение школы было обязательным для заключенных, не достигших пятидесятилетнего возраста (ст. 92). Культурно-просветительная работа положила начало целенаправленной политико-воспитательной работе с осужденными в местах лишения свободы, получившей позднее глубокое правовое, педагогическое и организационное развитие и ставшей в советских ИТУ одним из самых сильных средств исправления. Составной частью исправительного процесса являлось привлечение осужденных к труду, который по-прежнему был обязателен и имел «воспитательно-исправительное значение, ставя своей целью приучить их к труду и, обучив какой-либо профессии, дать им тем самым возможность по выходе из места заключения жить трудовой жизнью». Условия труда заключенных относительно охраны труда, времени отдыха и регулирования рабочего времени должны были соответствовать общему трудовому законодательству (ст. 57 ИТК РСФСР). Существенная особенность ИТК РСФСР 1924 г. - уделение большого внимания вопросам ресоциализации осужденных. Согласно ст. 227 помощь освобождаемым из мест заключения предполагала: а) оказание материальной помощи неимущим осужденным; б) оказание необходимой поддержки при возвращении их на роди в) предоставление на первое время помещения и питания на льгот Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России г) предоставление ссуд на приобретение рабочих инструментов и д) устройство мастерских и предприятий для привлечения труда быв е) подыскание им занятий; ж) оказание юридической и медицинской помощи; з) профессиональное и общеобразовательное развитие. местные органы на основе широкого участия советских и партийных органов, профсоюзных организаций. Таким образом, ИТК РСФСР 1924 г. основывался на прогрессивных принципах исполнения наказаний, выработанных мировой пенитенциарной практикой того времени, естественно, с известной долей идеологизации. Отказавшись от использования религии в нравственном исправлении заключенных, Кодекс добавил важные нормы о культурно-просветительной работе, развил их, частично отразив прогрессивную систему исполнения наказаний (широко применявшуюся в США и Европе), и стал, по отзывам многих ученых-пенитенциаристов, одним из лучших уголовно-исполнительных законов в правовой истории нашей страны. Это не означает, разумеется, что Кодекс был лишен недостатков. Самые существенные из них касаются прежде всего классового подхода, при котором нетрудящиеся превращались, по сути, в изгоев общества. Кроме того, Кодекс создавал неудачные юридические конструкции, касающиеся развития прогрессивной системы, включающей в себя, во-первых, громадный перечень видов мест лишения свободы и, во-вторых, сложную, с трудом применяемую на практике схему разрядов и условий перехода из одного в другой. Если сопоставить содержание этого Кодекса с реальным положением дел и материально-технической базой мест заключения, состоянием судебных органов, которым придавалось большое значение в осуществлении пенитенциарной политики, то можно сделать вывод: многие нормы этого закона не могли быть реализованы, а значит, повторялись прежние ошибки российского законодателя, происходил отрыв от действительности (уже только то обстоятельство, что места лишения свободы были переполнены20, перечеркивало потенциал его многих нормативных положений). В этом смысле ИТК РСФСР 1924 г. не только был явно преждевременным для 1920-х годов, но и, на наш взгляд, опередил нынешнее время, поскольку многие его нормы (например, об оказании помощи освобождаемым) актуальны до сих пор. Уже в 1928 г. в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. «О карательной политике и состоянии мест заключения»21
Уголовно-исполнительное право НКЮ и НКВД поручается «срочно войти в соответствующие органы с предложениями мер, которые могли обеспечить реальность исполнения судебных приговоров», а также разработать проект законодательных изменений для внесения в Исправительно-трудовой кодекс, предусматривающих продление сроков или принятие иных мер социальной защиты в отношении лиц, не поддающихся исправлению. Кроме того, предписывалось усилить классовый подход, в частности ограничить льготы (зачет рабочих дней, предоставление отпусков, переводы в разряды) классово чуждым элементам, а также социально опасным преступникам, профессионалам и рецидивистам. Все это законодательно обозначило начало отхода от заложенных в ИТК РСФСР 1924 г. положений. В ноябре 1929 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР, согласно которому лишение свободы делилось на два вида, отличающиеся друг от друга местами отбывания и сроками: 1) лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях страны на срок от трех до десяти лет; 2) лишение свободы в общих местах заключения на срок до трех лет с отбыванием по общему правилу в исправительно-трудовых колониях. § 3. Исправительно-трудовое право Советского государства в 1930-е годы В принятом 7 апреля 1930 г. СНК СССР Положении об исправительно-трудовых лагерях22 указывалось, что эти учреждения «имеют задачей охрану общества от особо социально опасных правонарушителей путем изоляции их, соединенной с общественно полезным трудом и приспособлением этих нарушителей к условиям трудового общежития». В исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ) направлялись только лица, осужденные судом на срок от 3 до 10 лет, либо лица, осужденные особым постановлением ОГПУ, в ведении которого и находились ИТЛ. Именно с этого момента начинается время печально известного ГУЛАГа, когда вопросы определения гражданам наказания в виде лишения свободы за многие, и прежде всего «контрреволюционные», преступления и условий его отбывания были переданы одному ведомству (ОГПУ, затем НКВД), деятельность которого была практически неподконтрольной обществу, что впоследствии способствовало появлению произвола и беззакония. Условия содержания в ИТЛ были во многом схожи с условиями содержания в общих местах заключения (исправительно-трудовых колониях), в частности предусматривались прогрессивная система, культур- Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России но-просветительная работа, условно-досрочное освобождение и т. д. Находящиеся на облегченном режиме в ИТЛ заключенные имели возможность свободного передвижения за пределами лагеря, если этого требовал характер выполняемых работ. Таким образом, многие нормы, если их рассматривать, по выражению М.Г. Деткова, «вне конкретной российской системы лагерей», отражали прогрессивное начало в деле организации исправительной практики23. На первом этапе развития системы лагерей их начальникам предоставлялось право самостоятельно издавать нормативные акты, в широких пределах регулировавшие порядок и условия отбывания наказания в ИТЛ. Так, согласно Временной инструкции для штрафных изоляторов Темниковского ИТЛ ОГПУ СССР взыскание в виде водворения в штрафной изолятор (ШИЗО) осуществлялось с применением прогрессивной системы, предусматривающей постепенное улучшение условий и досрочное освобождение из ШИЗО. Постановлением ВЦИКи СНК от 1 августа 1933 г. был утвержден новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, где нашли отражение изменения в государственной пенитенциарной политике этого периода. В ст. 1 Кодекса указывалось, что «задачей уголовной политики пролетариата на переходный от капитализма к коммунизму период является защита диктатуры пролетариата и осуществляемого им социалистического строительства от посягательств классово враждебных элементов и нарушений со стороны как деклассированных элементов, так и неустойчивых элементов из среды трудящихся». В соответствии с этой задачей исправительно-трудовая политика преследовала следующие цели: а) ставить осужденных в такие условия, которые не давали бы им б) перевоспитывать и приспосабливать их к условиям трудового об Согласно ст. 3 Кодекса основным типом мест лишения свободы становились трудовые колонии различных видов. Среди лишенных свободы должна была проводиться обязательная политико-воспитательная работа. Именно в этот период в местах лишения свободы четко и однозначно была закреплена идеологическая направленность исправительно-трудового процесса. Вместе с тем в ее рамках впервые в российских пенитенциарных учреждениях была организована целенаправленная воспитательная деятельность, преследовавшая полезные для общества цели. Переживаемая эпоха строительства общества нового, социалисти-
108 109
Уголовно-исполнительное право ческого типа делала акцент прежде всего на трудовом энтузиазме и активной самодеятельности осужденных. Так, в соответствии со ст. 66-69 Кодекса в ИТУ предусматривалось создание общественных организаций заключенных, в частности массово-производственной, культурно-массовой, санитарно-бытовой и редакционно-издательской секций, которые должны были руководить проведением среди заключенных соцсоревнования, содействовать выполнению промфинпланаместалишения свободы, заниматься политической и культурно-просветительной работой и т. д. Заключенные из числа «классово враждебных элементов» не могли избираться на руководящую работу ни в какие ячейки самоуправления и общественные организации осужденных. Существенным новшеством ИТК РСФСР 1933 г. является положение о том, что «в местах лишения свободы организуются предприятия. .. сырье и транспортные средства предоставляются в общем централизованном порядке»; обосновывалось это тем, что организация труда лишенных свободы «должна содействовать сохранению и повышению их квалификации и получению квалификации не имеющими ее» (ст. 70). Какое-то время это законодательное предписание в силу разных причин не выполнялось, однако с 1960-х годов промышленное производство в ИТУ стало бурно развиваться, и в большинстве колоний появились собственные производства (предприятия), которые сделали ИТУ нашей страны уникальными в мировой пенитенциарной практике. Кодекс предельно упростил также разновидности мест отбывания наказания в виде лишения свободы, ограничившись исправительно-трудовыми колониями (фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовые работы и штрафные), а также учреждениями для отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними (школы ФЗУ индустриального и сельскохозяйственного типа). Помимо исполнения наказания в виде лишения свободы, Кодекс также регламентировал исполнение наказания в виде исправительно-трудовых работ без лишения свободы и ссылки, соединенной с исправительно-трудовыми работами. Но преобладающим в системе уголовных наказаний все же было лишение свободы. Важно подчеркнуть обстоятельства, значительно снижающие роль этого закона. Прежде всего Кодекс регулировал лишь часть системы исполнения отбывания наказания в виде лишения свободы, а именно связанную с исправительно-трудовыми колониями. Параллельно действовала система ИТЛ, подведомственная НКВД. В июле 1934 г. произошло коренное изменение структуры управления местами лишения свободы: был образован общесоюзный Наркомат внутренних дел, в со- 110 Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России став которого вошли ОГПУ с его Главным управлением лагерей и трудовых поселений24. Ставший к тому времени могущественным НКВД СССР в октябре 1934 г. согласно постановлению ЦИК и СНК СССР поглотил и все остальные места заключения, бывшие в ведомстве НКЮ. Было создано Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения (ГУЛАГ), в котором и сконцентрировалось управление всеми местами заключения. В ноябре 1934 г. при НКВД было создано Особое совещание, открывшее дорогу внесудебным приговорам, по которым можно было, в частности, заключать в ИТЛ сроком до 5 лет. Данное обстоятельство способствовало тому, что в 1930-е годы (равно как и в 1940-е) лишение свободы считалось, по существу, единственной реальной мерой уголовного наказания. По мнению М.Г. Деткова, с этого момента ИТК РСФСР 1933 г. фактически утратил свое назначение и силу25. Например, при создании ГУЛАГа его существование было проигнорировано. В результате длительное время фактически действовало лишь Положение об ИТЛ, которым НКВД придавались огромные полномочия по определению порядка и условий отбывания наказания в виде лишения свободы, а главное, правового положения заключенных. Более того, на практике сохранялось нормотворчество отдельных управлений лагерей, нередко выходящее за рамки Положения об ИТЛ. Этот период в истории российской уголовно-исполнительной системы представителями науки оценивается неоднозначно. По мнению СИ. Кузьмина, система исправительно-трудовых колоний и лагерей являлась крупным шагом вперед на пути выполнения программной установки ВКП(б) о замене тюрем воспитательными учреждениями, а исправительно-трудовая политика 1930-1940-х годов не содержала установок на притеснение и произвол по отношению к заключенным26. Вместе с тем СИ. Кузьмин отмечал, что принимаемые НКВД СССР ведомственные нормативные акты во многих случаях значительно ужесточали режим содержания осужденных, и в целом искривление исправительно-трудовой практики мест лишения свободы привело к тому, что ИТЛ 1930-1950-х годов дискредитировали социализм, подорвали авторитет государственных мер воздействия на людей, совершивших преступления, исказили представления о роли уголовного наказания, способствовали росту рецидивной преступности, формированию преступного мира. А.И. Солженицын, при всей критике ИТЛ, указывал, что, например, в 1947 г. «посылки не ограничивались», свет в камерах был всегда - и в 1930-е, и в 1940-е годы27. Несколько иной подход у М.Г. Деткова, полагавшего, в частности, что главным в деятельности ИТЛ был экономический фактор - полу- 111 Уголовно-исполнительное право чить как можно большую отдачу от использования труда заключенных с минимальными материальными затратами на их содержание (автор приводил весьма обширный архивный материал, свидетельствовавший о фис*-кальш^кцеляхпхударствавотношениилишенньксвободь!)28. НА Стручков считал, что в силу диалектической связи и взаимозависимости уголовной и исправительно-трудовой политики принципы первой с неизбежностью воспринимались в местах лишения свободы, и, следовательно, произвол и беззаконие в пенитенциарной сфере были законов мерным продолжением общегосударственной карательной политики29. Факты беззакония в местах лишения свободы в рассматриваемый период, безусловно, были, об этом свидетельствуют многочисленные публикации, и прежде всего воспоминания бывших заключенных30. Однако время преимущественно однозначных оценок, которые делались в зависимости от директивных, обычно конъюнктурньгх установок, ушло в прошлое. Работы СИ. Кузьмина, М.Г. Деткова, В.М. Кириллова и других авторов, где достаточно подробно и на высоком научном уровне исследована деятельность советских ИТУ, в совокупности позволяют выделить вполне объективные характеристики развития системы исполнения наказания в виде лишения свободы в самый, пожалуй, сложный и противоречивый период, называемый периодом репрессий. Чем же он характеризовался? Во-первых, верховенство закона как важнейший признак правового государства в значительной мере утратило свою роль (речь идет прежде всего об ИТК РСФСР 1933 г.), уступив место нормотворчеству государственных исполнительных органов, и прежде всего ГУЛАГа. Во-вторых, создание ИТЛ изначально преследовало цель, с одной стороны, усилить карательное содержание для «классово чуждых элементов» и опасных для общества преступников, а с другой - использовать сравнительно дешевую рабочую силу заключенных для решения народнохозяйственных задач. В-третьих, содержащиеся в ИТК РСФСР 1933 г., Положении об ИТЛ 1930 г. нормы в целом (за исключением классового подхода) были вполне прогрессивны с точки зрения пенитенциарной науки того времени и преследовали социально полезные цели, в них отнюдь не ставилась цель возмездия в той степени, которая оказалась на практике; определенное возмездие отчасти вытекало из того же классового признака и в целом из общей карательной политики государства. В-четвертых, в указанных нормативных актах были заложены положения, определившие на последующие годы, вплоть до настоящего времени, организационно-педагогические основы исправительного процесса в местах лишения свободы. Развитие института лишения свободы происходило на фоне обострения классовой борьбы в стране, что наложило отпечаток на особенности 112 Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России государственной карательной политики. Так, постановлением ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1936 г. было введено тюремное заключение (ранее, как известно, Советское государство отвергало тюрьму как буржуазный атрибут, не совместимый с социалистической пенитенциарной политикой). Решением ЦИК СССР от 2 ноября 1937 г. максимальный срок лишения свободы повысился с 10 до 25 лет. В1939 г. бьии отменены зачеты рабочих дней и условно-досрочное освобождение всех категорий осужденных. В дальнейшем условно-досрочное освобождение в ограниченных масштабах все же применялось (по решению Особого совещания при НКВД). Государство предпочитало идти по пути закрытия от общества деятельности ГУЛАГа, усиливая действие ведомственных нормативных актов (в предвоенные годы были приняты, в частности, Временная инструкция о режиме содержания заключенных в исправительно-трудовых колониях НКВД СССР 1939 г. и годом позже - такой же документ в отношении исправительно-трудовых лагерей). § 4. Усиление карательной политики Советского государства в 1930—1940-е годы, ее отражение в законодательстве и деятельности исправительно-трудовой системы В течение более чем двадцати лет (до смерти Сталина в 1953 г.) система исполнения наказания в виде лишения свободы развивалась, как известно, вне законодательных рамок, несмотря на наличие формально не отмененного ИТК РСФСР 1933 г. Что касается назначения наказания, то действовал УК РСФСР 1926 г. с последующими весьма значительными изменениями. В частности, расширялся круг преступлений, за которые назначалось наказание в виде лишения свободы. Так, в декабре 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий», а в июне 1947 г. - Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» (так называемый закон о колосках). По-прежнему активно применялись «политические» статьи: ст. 58(1)—58(18) УК РСФСР 1926 г. Эти и другие меры уголовно-правового характера привели к резкому росту численности осужденных, содержащихся в местах заключения. Например, если в 1940 г. она составляла 1 334 408 человек, в 1941 г. - 1 500 524, то в 1948 г. - 2199 535 только в ИТЛ31. 113 Уголовно-исполнительное право Переполненность мест лишения свободы, тяготы предвоенного, военного и послевоенного времени не позволяли государству тратить на развитие исправительно-трудовой системы достаточно средств. Собственно, оно и не стремилось к этому. Отданная на откуп НКВД, исправительно-трудовая система должна была прежде всего работать на экономику страны, и все усилия государственных органов, исполняющих наказания, сводились к максимально возможному использованию осужденных на разного рода народнохозяйственных объектах. Исправительно-трудовые учреждения (лагеря и колонии, между которыми, впрочем, по внешней атрибутике не было различий) строились и оборудовались по простейшей схеме с точки зрения как экономичности, так и режима. Причем внутреннее устройство жилых помещений, по сути, повторяло опыт 1920-х годов, то есть использовались жилища казарменного типа, что было предельно дешево. Однако если в 1920-е годы под места лишения свободы чаще всего подыскивали уже готовые здания, строения и помещения, то позже, особенно в 1940-1950-е годы, началось активное сооружение новых ИТУ. Это было связано с необходимостью переброски большого числа заключенных на места строительства крупных народнохозяйственных объектов, а также для работы в рудниках, на лесозаготовках и т. д. Именно в этот период (1930-1950-е годы) и произошло коренное преобразование системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, свершилась своеобразная исправительно-трудовая структурная революция. Лагерь и колония стали абсолютно преобладающим типом мест отбывания лишения свободы. Вся исправительно-трудовая система находилась в руках одного ведомства (НКВД); нередко это приводило к игнорированию законодательства, принятию ведомственных инструкций, становящихся единственным руководящим документом при исполнении уголовных наказаний. Вместе с тем было бы ошибочным объяснять допущенные произвол и попрание прав человека периода репрессий только тем, что НКВД игнорировал закон. С формальной точки зрения соответствующие нормы уголовно-правового характера (печально известные ст. 58(1)-58(18) УК РСФСР 1926 г., упомянутые указы Президиума Верховного Совета СССР 1941 и 1947 гг. и др.) были приняты на основе конституционных положений (ст. 1,17-19 Конституции СССР 1924 г.; ст. 14,49, 78 Конституции СССР 1936 г.) и уголовного закона. Кроме того, сосредоточение в НКВД всей полноты власти в сфере исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы опиралось на Положение об ИТЛ (1930) и решение ЦИК и СНК СССР (1934) о передаче всех ИТУ в ведение НКВД и образовании ГУЛАГа. Не меняет сути дела
Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России даже то обстоятельство, что НКВД в ряде случаев явно подменял законодательные органы (например, издавая приказ «Об отмене зачета рабочих дней и условно-досрочного освобождения» от 15 июля 1939 г.), поскольку подобные решения вполне соответствовали уголовно-политической линии государства, направленной в целом на ужесточение карательных мер в связи с «усилением классовой борьбы» и максимальное использование дешевого труда заключенных в фискальных целях.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1078)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |