Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Права и обязанности родителей и детей



2016-09-16 435 Обсуждений (0)
Права и обязанности родителей и детей 0.00 из 5.00 0 оценок




Усыновление, опека (попечительство)

Люди вступают в брак добровольно, к а к п р а в и л о, хоро-

шо сознавая не только свои права, но и обязанности.

У супругов р о ж д а ю т с я дети. В выборе своих матери и от-

ца дети не в л а с т н ы. Закон обязан з а щ и щ а т ь их интере-

сы. Что касается родителей, то с рождением ребенка они

вступают в новые правовые отношения — о т н о ш е н и я ро-

дителей и детей, приобретают права а обязанности

Родителей.

Юридическим основанием л и ч н ы х и имущественных

отношений м е ж д у родителями и детьми я в л я е т с я кров-

ное происхождение детей, удостоверенное государствен-

н ы м органом. Происхождение ребенка от матери под-

т в е р ж д а е т с я м е д и ц и н с к и м у ч р е ж д е н и е м и л и свидетеля-

ми, если ребенок родился вне его. Не представляет труда

процедура у с т а н о в л е н и я отцовства, если родители состо-

ят в зарегистрированном браке. В противном случае от-

цовство устанавливается либо по совместному заявле-

н и ю матери и отца, либо по р е ш е н и ю суда.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих

детей, заботиться об их здоровье, физическом, психиче-

ском, духовном и нравственном р а з в и т и и. Они обязаны

обеспечить получение детьми основного общего образо-

в а н и я.

На родителей возлагается з а щ и т а прав и интересов

детей. Они я в л я ю т с я з а к о н н ы м и представителями своих

детей и выступают в з а щ и т у их прав и интересов, в том

числе в судах, без с п е ц и а л ь н ы х полномочий. Родители

вправе определять и м я, отчество и ф а м и л и ю, гражданст-

во и национальность, а т а к ж е местожительство своих

детей.

В ж и з н и бывает т а к, что дети — по р а з н ы м причи-

нам — воспитываются не у родителей, а у других л и ц —

родственников, а подчас и у совсем ч у ж и х людей. З а к о н

обеспечивает р о д и т е л я м право истребовать детей от тех,

к т о их удерживает без правового основания. Однако при

этом суд в ы я с н я е т, в состоянии ли родители обеспечить

ребенку н а д л е ж а щ е е воспитание, к а к о в ы у них взаимо-

отношения с ребенком, н а с к о л ь к о ребенок п р и в я з а н к


 

тем, с кем в д а н н ы й момент п р о ж и в а е т, и другие об-

стоятельства, существенные д л я правильного р е ш е н и я

столь сложного вопроса.

Супруги обретают родительские права с момента

р о ж д е н и я ребенка. Эти права сохраняются за н и м и до

тех пор, п о к а их собственное поведение и отношение к

своим родительским обязанностям соответствуют требо-

в а н и я м м о р а л и и права. Увы, м о р а л ь н ы й облик некото-

р ы х родителей таков, что закон в ы н у ж д е н ставить воп-

рос о л и ш е н и и родительских п р а в.

Муж и ж е н а (они же «родители») беспробудно пьян-

ствуют, ведут себя безобразно, о воспитании детей не ду-

мают. Двое д е т е й- ш к о л ь н и к о в учатся плохо, часто боле-

ют, имеют нервные расстройства. Единственный чело-

век, который в меру своих сил у х а ж и в а е т за ними, —

бабушка. Н а л и ц о с и т у а ц и я, когда может быть примене-

н а т а к а я предусмотренная законом мера, к а к л и ш е н и е

родителей родительских п р а в. Это к р а й н я я мера по от-

ношению к р о д и т е л я м, которым н е л ь з я больше доверять

воспитание детей. Р е ш е н и е об этом может быть принято

только судом.

 

При осуществлении родительских прав родители не вправе причи-

нять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравствен-

ному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренеб-

режительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинст-

во обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Семейный кодекс РФ, ст. 65

 

Р о д и т е л ь с к и х прав л и ш а ю т тех родителей, которые

у к л о н я ю т с я от в ы п о л н е н и я обязанностей по воспитанию

детей, злоупотребляют родительскими п р а в а м и, жесто-

ко обращаются с детьми, вредно в л и я ю т на них своим

а м о р а л ь н ы м поведением, я в л я ю т с я х р о н и ч е с к и м и алко-

г о л и к а м и и л и н а р к о м а н а м и. Л и ш а я безответственных

родителей родительских прав, государство устраняет не

только их неблагоприятное, вредное в л и я н и е на детей,

но и п р е к р а щ а е т ф и к ц и ю в о с п и т а н и я, т. е. такое поло-

ж е н и е, при котором создается педагогический вакуум,

з а п о л н я е м ы й нередко о т р и ц а т е л ь н ы м и с т и х и й н ы м и воз-

д е й с т в и я м и.

 


 

Л и ш е н н ы е родительских прав родители не освобож-

даются от обязанностей по содержанию детей. Они долж-

ны п л а т и т ь а л и м е н т ы тем, к о м у ребенок передан на вос-

п и т а н и е, а сами перестают получать н а з н а ч е н н ы е детям

пособия. Кроме того, закон л и ш а е т их соответствующих

прав, предусмотренных нормами г р а ж д а н с к о г о и трудо-

вого права.

К а к поступить в том случае, если вред воспитанию

ребенка, его здоровью, а иногда и ж и з н и в о з н и к а е т из-за

того, что родители больны, либо в результате стечения

других т я ж е л ы х обстоятельств? З а к о н предусматривает

возможность без л и ш е н и я родительских прав поместить

детей т а к и х родителей в детские дома и л и школы-интер-

н а т ы.

«Тот не умирает, кто детей не покидает» — может

быть, чересчур категорично, но по сути справедливо ут-

верждает р у с с к а я пословица. Если уж развод все-таки

произошел, о с т а в и в ш и й семью родитель, помимо права

п р и н и м а т ь участие в воспитании детей, обязан по закону

содержать своих несовершеннолетних детей. Если до-

стигшие 18 лет дети нетрудоспособны и н у ж д а ю т с я в ма-

териальной помощи, обязанность участвовать в их ма-

териальном с о д е р ж а н и и за у ш е д ш и м и из семьи отцом

и л и матерью сохраняется. Н р а в с т в е н н а я справедливость

этих норм права очевидна.

З а к о н предусматривает возможность принудительно-

го в з ы с к а н и я с родителей а л и м е н т о в на с о д е р ж а н и е ре-

б е н к а. Основой алиментного обязательства я в л я ю т с я се-

мейные отношения — брак, усыновление (удочерение) и

др. Право на. алименты имеют несовершеннолетние дети,

а в ряде случаев нетрудоспособные взрослые члены семьи.

На детей алименты выплачивают в первую очередь роди-

тели (усыновители), а в случае их смерти — другие члены

семьи (дед, бабушка, взрослые братья и сестры и другие

т а к называемые ф а к т и ч е с к и е воспитатели).

В соответствии с Семейным кодексом РФ а л и м е н т ы

в з ы с к и в а ю т с я по следующей схеме: из заработка пере-

ч и с л я ю т с я ежемесячно 25% на содержание одного ре-

бенка, 30% на содержание двоих и 50% на содержание

троих и более детей. Судам предоставлено право увели-


 

чивать и л и у м е н ь ш а т ь размеры алиментов с учетом

материального и семейного п о л о ж е н и я сторон. Алимен-

ты могут в з ы с к и в а т ь с я в твердой денежной сумме, если

родитель имеет н е р е г у л я р н ы й, м е н я ю щ и й с я заработок

и (или) иной доход, а т а к ж е одновременно в долях

и твердой денежной сумме.

В Семейном кодексе РФ содержится перечень охра-

н я е м ы х законом п р а в р е б е н к а, соответствующий стан-

дартам международного права. Ребенок имеет право

ж и т ь и воспитываться в семье, право на всестороннее

развитие, у в а ж е н и е его человеческого достоинства, пра-

во общения с обоими р о д и т е л я м и и другими родственни-

к а м и. Ребенок имеет право на з а щ и т у своих прав и за-

к о н н ы х интересов. Он может обращаться самостоятель-

но в орган опеки и попечительства, а с 14 лет — в суд.

Ребенок вправе в ы р а ж а т ь свое мнение при решении в

семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Учет м н е н и я ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, ес-

ли оно не противоречит его интересам.

Б о л ь ш а я трагедия — потеря отца и матери, полное

сиротство. Хорошо, если рядом л ю б я щ и е родственники:

д я д я, тетя, бабушка и л и д е д у ш к а, совершеннолетние

брат и л и сестра. И л и просто хорошие, добрые люди, го-

товые п р и й т и на помощь тем, кто попал в беду. По

семейному праву дети-сироты, а т а к ж е дети, оставшиеся

без попечения вследствие л и ш е н и я их родителей роди-

т е л ь с к и х прав, могут обрести новую семью путем усы-

новления (удочерения), опеки и попечительства.

У с ы н о в л е н и е (удочерение). Ребенок может быть усы-

новлен, если у т р а т и л кровную семью. Между усыновите-

лем и усыновленным образуются правовые отношения,

тождественные о т н о ш е н и я м м е ж д у к р о в н ы м и родителя-

ми и детьми. Усыновленные утрачивают л и ч н ы е и иму-

щественные права и освобождаются от обязанностей по

отношению к своим к р о в н ы м родителям. Вместе с тем в

случае смерти одного из к р о в н ы х родителей по просьбе

д е д у ш к и и л и бабушки (родителей умершего) могут быть

сохранены права и обязанности в отношении родствен-

ников умершего родителя, если против этого не возража-

ет усыновитель. З а к о н т а к ж е предоставляет несовершен-


 

нолетнему возможность после у с ы н о в л е н и я сохранить

право на получение пенсии и л и пособия, причитающего-

ся ему по случаю потери к о р м и л ь ц а. Не могут быть

у с ы н о в и т е л я м и несовершеннолетние; л и ц а, л и ш е н н ы е

родительских прав, п р и з н а н н ы е недееспособными и л и

ограниченно дееспособными. Д л я у с ы н о в л е н и я необхо-

димо получить согласие ребенка, достигшего 10-летнего

возраста, супруга усыновителя.

После у с ы н о в л е н и я ребенок утрачивает правовую

связь с р о д и т е л я м и. В отличие от этого опека (применя-

ется в отношении ребенка до 14 лет) и попечительство

(применяется в отношении ребенка в возрасте от 14 до

18 лет) предполагают полное сохранение этой с в я з и.

Опека и попечительство устанавливаются в том слу-

ч а е, если ребенок остался без попечения родителей, его

н и к т о не усыновил и он не помещен в детское учрежде-

ние. Орган о п е к и и попечительства может избрать ему

опекуна. Очень часто опекунами в ы р а ж а ю т ж е л а н и е

быть близкие родственники. Согласия родителей на ус-

тановление опеки не требуется. Г л а в н а я задача опеку-

на — з а м е н я т ь р о д и т е л е й в деле воспитания ребенка.

Кроме того, опекун о б я з а н заботиться о бытовых услови-

ях ж и з н и подопечного, его здоровье, з а щ и щ а е т его права

и интересы. Материально содержать его опекун не обя-

зан. На это расходуются а л и м е н т ы, пенсия либо другие

д е н е ж н ы е поступления, п о л о ж е н н ы е ребенку. Н и к т о не

осудит опекуна, если он будет тратить на содержание по-

допечного и свои средства. За деятельностью опекунов и

попечителей осуществляется надзор со стороны органов

опеки и попечительства.

Проходит в р е м я, дети вырастают, у них п о я в л я ю т с я

собственные семьи, новые заботы. Но состарившиеся

родители н у ж д а ю т с я в помощи. Они не всегда о ней по-

просят, они знают, что у взрослых детей свои проблемы в

ж и з н и. Поступить по совести, по-человечески, в соответ-

ствии с требованиями морали и права поможет чувство

долга. И не только в деньгах здесь дело, хотя очень часто

в них тоже. В а ж н ы внимание, любовь, участие, чтобы не

была безрадостной родительская старость.

 


 

В дополнение к древним нравственным традициям

почитания родителей общество установило и правовые

нормы з а щ и т ы родительских прав. По семейному праву

совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспо-

собных, н у ж д а ю щ и х с я в помощи родителей и заботить-

ся о них. Д л я з а щ и т ы своих прав родители могут обра-

титься в суд. Однако следует помнить о том, что дети мо-

гут быть освобождены от обязанностей по содержанию

своих родителей, если судом будет установлено, что ро-

дители уклонились от выполнения родительских обязан-

ностей.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Каковы права и обязанности родителей? 2. В каких случаях ро-

дители могут быть лишены родительских прав? 3. Каковы правовые

последствия этого акта? 4. Каковы основания и порядок взыскания

алиментов на содержание детей? 5. Каковы права детей? 6. Что такое

усыновление, опека, попечительство?

 

Это интересно

 

Реализации прав ребенка невозможно добиться только путем при-

нятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их

выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обще-

ством, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости реши-

тельного устранения из нашего сознания, нашей психологии непри-

знания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обя-


занности.


Право ребенка как нечто реальное многими еще не


воспринимается (3. Шнекендорф).

 

Учимся защищать свои права.

/ . И н ф о р м а ц и я к размышлению и действию

/\|и \/

Родительские права предоставляются родителям на равных нача-

лах. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, ре-

шаются родителями по их взаимному согласию. Родители (один из

них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за их

разрешением в орган опеки и попечительства или в суд. Законода-

тельство представляет гарантии участия в воспитании ребенка и от-

дельно проживающему родителю (А Кашанин).

Вскоре после принятия Конвенции о правах ребенка делегация РФ

представила Комитету ООН по правам ребенка доклад, в котором был

285


 

дан анализ положения в область-1 защиты детства и материнства. В хо-

де обсуждения доклада члены Комитета ООН задали делегации РФ

ряд вопросов, в которых отраУ к е н определенный стандарт условий

нормальной жизни детей в с о в р е м е н н о м обществе. Вот некоторые из

этих вопросов.

Какая доля бюджета в ы д е л я е т с я на здравоохранение и образова-

ние детей?

Имеются ли специальные суЯЬ| д л я Д е т е й ?

Какие предпринимаются ш ё г и п о защите детей от насилия, пор-

нографии и иного негативного влияния в средствах массовой инфор-

мации?

Какие существуют конкретн' ы е правовые положения, направлен-

ные на защиту детей от жестокоГ 0 обращения дома или в интернатных

учреждениях? Существует ли м е х а н и з м контроля за рассмотрением

таких нарушений?

Имеются ли процедуры пода ч и жалоб, которые могут быть исполь-

зованы детьми в связи с такими злоупотреблениями?

Есть ли телефонные номера, которыми может воспользоваться ре-

бенок, чтобы сообщить о н а р у ш^ н и и своих прав?

Оказало ли появление частй ы х ш к о л негативное влияние на госу-

дарственные школы?

Какие средства есть в Российской Федерации, чтобы дети не ста-

новились «заложниками реформ"?

 

Темы для рефератов ^ обсуждения

J. «Тот не умирает, кто дете? не покидает» (русская пословица).

2. Как защитить интересы ребенка?

 


 

Глава


 

IX


 

ТРУДОВОЕ ПРАВО

 



2016-09-16 435 Обсуждений (0)
Права и обязанности родителей и детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Права и обязанности родителей и детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (435)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)