Права и обязанности родителей и детей
Усыновление, опека (попечительство) Люди вступают в брак добровольно, к а к п р а в и л о, хоро- шо сознавая не только свои права, но и обязанности. У супругов р о ж д а ю т с я дети. В выборе своих матери и от- ца дети не в л а с т н ы. Закон обязан з а щ и щ а т ь их интере- сы. Что касается родителей, то с рождением ребенка они вступают в новые правовые отношения — о т н о ш е н и я ро- дителей и детей, приобретают права а обязанности Родителей. Юридическим основанием л и ч н ы х и имущественных отношений м е ж д у родителями и детьми я в л я е т с я кров- ное происхождение детей, удостоверенное государствен- н ы м органом. Происхождение ребенка от матери под- т в е р ж д а е т с я м е д и ц и н с к и м у ч р е ж д е н и е м и л и свидетеля- ми, если ребенок родился вне его. Не представляет труда процедура у с т а н о в л е н и я отцовства, если родители состо- ят в зарегистрированном браке. В противном случае от- цовство устанавливается либо по совместному заявле- н и ю матери и отца, либо по р е ш е н и ю суда. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психиче- ском, духовном и нравственном р а з в и т и и. Они обязаны обеспечить получение детьми основного общего образо- в а н и я. На родителей возлагается з а щ и т а прав и интересов детей. Они я в л я ю т с я з а к о н н ы м и представителями своих детей и выступают в з а щ и т у их прав и интересов, в том числе в судах, без с п е ц и а л ь н ы х полномочий. Родители вправе определять и м я, отчество и ф а м и л и ю, гражданст- во и национальность, а т а к ж е местожительство своих детей. В ж и з н и бывает т а к, что дети — по р а з н ы м причи- нам — воспитываются не у родителей, а у других л и ц — родственников, а подчас и у совсем ч у ж и х людей. З а к о н обеспечивает р о д и т е л я м право истребовать детей от тех, к т о их удерживает без правового основания. Однако при этом суд в ы я с н я е т, в состоянии ли родители обеспечить ребенку н а д л е ж а щ е е воспитание, к а к о в ы у них взаимо- отношения с ребенком, н а с к о л ь к о ребенок п р и в я з а н к
тем, с кем в д а н н ы й момент п р о ж и в а е т, и другие об- стоятельства, существенные д л я правильного р е ш е н и я столь сложного вопроса. Супруги обретают родительские права с момента р о ж д е н и я ребенка. Эти права сохраняются за н и м и до тех пор, п о к а их собственное поведение и отношение к своим родительским обязанностям соответствуют требо- в а н и я м м о р а л и и права. Увы, м о р а л ь н ы й облик некото- р ы х родителей таков, что закон в ы н у ж д е н ставить воп- рос о л и ш е н и и родительских п р а в. Муж и ж е н а (они же «родители») беспробудно пьян- ствуют, ведут себя безобразно, о воспитании детей не ду- мают. Двое д е т е й- ш к о л ь н и к о в учатся плохо, часто боле- ют, имеют нервные расстройства. Единственный чело- век, который в меру своих сил у х а ж и в а е т за ними, — бабушка. Н а л и ц о с и т у а ц и я, когда может быть примене- н а т а к а я предусмотренная законом мера, к а к л и ш е н и е родителей родительских п р а в. Это к р а й н я я мера по от- ношению к р о д и т е л я м, которым н е л ь з я больше доверять воспитание детей. Р е ш е н и е об этом может быть принято только судом.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причи- нять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравствен- ному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренеб- режительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинст- во обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Семейный кодекс РФ, ст. 65
Р о д и т е л ь с к и х прав л и ш а ю т тех родителей, которые у к л о н я ю т с я от в ы п о л н е н и я обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляют родительскими п р а в а м и, жесто- ко обращаются с детьми, вредно в л и я ю т на них своим а м о р а л ь н ы м поведением, я в л я ю т с я х р о н и ч е с к и м и алко- г о л и к а м и и л и н а р к о м а н а м и. Л и ш а я безответственных родителей родительских прав, государство устраняет не только их неблагоприятное, вредное в л и я н и е на детей, но и п р е к р а щ а е т ф и к ц и ю в о с п и т а н и я, т. е. такое поло- ж е н и е, при котором создается педагогический вакуум, з а п о л н я е м ы й нередко о т р и ц а т е л ь н ы м и с т и х и й н ы м и воз- д е й с т в и я м и.
Л и ш е н н ы е родительских прав родители не освобож- даются от обязанностей по содержанию детей. Они долж- ны п л а т и т ь а л и м е н т ы тем, к о м у ребенок передан на вос- п и т а н и е, а сами перестают получать н а з н а ч е н н ы е детям пособия. Кроме того, закон л и ш а е т их соответствующих прав, предусмотренных нормами г р а ж д а н с к о г о и трудо- вого права. К а к поступить в том случае, если вред воспитанию ребенка, его здоровью, а иногда и ж и з н и в о з н и к а е т из-за того, что родители больны, либо в результате стечения других т я ж е л ы х обстоятельств? З а к о н предусматривает возможность без л и ш е н и я родительских прав поместить детей т а к и х родителей в детские дома и л и школы-интер- н а т ы. «Тот не умирает, кто детей не покидает» — может быть, чересчур категорично, но по сути справедливо ут- верждает р у с с к а я пословица. Если уж развод все-таки произошел, о с т а в и в ш и й семью родитель, помимо права п р и н и м а т ь участие в воспитании детей, обязан по закону содержать своих несовершеннолетних детей. Если до- стигшие 18 лет дети нетрудоспособны и н у ж д а ю т с я в ма- териальной помощи, обязанность участвовать в их ма- териальном с о д е р ж а н и и за у ш е д ш и м и из семьи отцом и л и матерью сохраняется. Н р а в с т в е н н а я справедливость этих норм права очевидна. З а к о н предусматривает возможность принудительно- го в з ы с к а н и я с родителей а л и м е н т о в на с о д е р ж а н и е ре- б е н к а. Основой алиментного обязательства я в л я ю т с я се- мейные отношения — брак, усыновление (удочерение) и др. Право на. алименты имеют несовершеннолетние дети, а в ряде случаев нетрудоспособные взрослые члены семьи. На детей алименты выплачивают в первую очередь роди- тели (усыновители), а в случае их смерти — другие члены семьи (дед, бабушка, взрослые братья и сестры и другие т а к называемые ф а к т и ч е с к и е воспитатели). В соответствии с Семейным кодексом РФ а л и м е н т ы в з ы с к и в а ю т с я по следующей схеме: из заработка пере- ч и с л я ю т с я ежемесячно 25% на содержание одного ре- бенка, 30% на содержание двоих и 50% на содержание троих и более детей. Судам предоставлено право увели-
чивать и л и у м е н ь ш а т ь размеры алиментов с учетом материального и семейного п о л о ж е н и я сторон. Алимен- ты могут в з ы с к и в а т ь с я в твердой денежной сумме, если родитель имеет н е р е г у л я р н ы й, м е н я ю щ и й с я заработок и (или) иной доход, а т а к ж е одновременно в долях и твердой денежной сумме. В Семейном кодексе РФ содержится перечень охра- н я е м ы х законом п р а в р е б е н к а, соответствующий стан- дартам международного права. Ребенок имеет право ж и т ь и воспитываться в семье, право на всестороннее развитие, у в а ж е н и е его человеческого достоинства, пра- во общения с обоими р о д и т е л я м и и другими родственни- к а м и. Ребенок имеет право на з а щ и т у своих прав и за- к о н н ы х интересов. Он может обращаться самостоятель- но в орган опеки и попечительства, а с 14 лет — в суд. Ребенок вправе в ы р а ж а т ь свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учет м н е н и я ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, ес- ли оно не противоречит его интересам. Б о л ь ш а я трагедия — потеря отца и матери, полное сиротство. Хорошо, если рядом л ю б я щ и е родственники: д я д я, тетя, бабушка и л и д е д у ш к а, совершеннолетние брат и л и сестра. И л и просто хорошие, добрые люди, го- товые п р и й т и на помощь тем, кто попал в беду. По семейному праву дети-сироты, а т а к ж е дети, оставшиеся без попечения вследствие л и ш е н и я их родителей роди- т е л ь с к и х прав, могут обрести новую семью путем усы- новления (удочерения), опеки и попечительства. У с ы н о в л е н и е (удочерение). Ребенок может быть усы- новлен, если у т р а т и л кровную семью. Между усыновите- лем и усыновленным образуются правовые отношения, тождественные о т н о ш е н и я м м е ж д у к р о в н ы м и родителя- ми и детьми. Усыновленные утрачивают л и ч н ы е и иму- щественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим к р о в н ы м родителям. Вместе с тем в случае смерти одного из к р о в н ы х родителей по просьбе д е д у ш к и и л и бабушки (родителей умершего) могут быть сохранены права и обязанности в отношении родствен- ников умершего родителя, если против этого не возража- ет усыновитель. З а к о н т а к ж е предоставляет несовершен-
нолетнему возможность после у с ы н о в л е н и я сохранить право на получение пенсии и л и пособия, причитающего- ся ему по случаю потери к о р м и л ь ц а. Не могут быть у с ы н о в и т е л я м и несовершеннолетние; л и ц а, л и ш е н н ы е родительских прав, п р и з н а н н ы е недееспособными и л и ограниченно дееспособными. Д л я у с ы н о в л е н и я необхо- димо получить согласие ребенка, достигшего 10-летнего возраста, супруга усыновителя. После у с ы н о в л е н и я ребенок утрачивает правовую связь с р о д и т е л я м и. В отличие от этого опека (применя- ется в отношении ребенка до 14 лет) и попечительство (применяется в отношении ребенка в возрасте от 14 до 18 лет) предполагают полное сохранение этой с в я з и. Опека и попечительство устанавливаются в том слу- ч а е, если ребенок остался без попечения родителей, его н и к т о не усыновил и он не помещен в детское учрежде- ние. Орган о п е к и и попечительства может избрать ему опекуна. Очень часто опекунами в ы р а ж а ю т ж е л а н и е быть близкие родственники. Согласия родителей на ус- тановление опеки не требуется. Г л а в н а я задача опеку- на — з а м е н я т ь р о д и т е л е й в деле воспитания ребенка. Кроме того, опекун о б я з а н заботиться о бытовых услови- ях ж и з н и подопечного, его здоровье, з а щ и щ а е т его права и интересы. Материально содержать его опекун не обя- зан. На это расходуются а л и м е н т ы, пенсия либо другие д е н е ж н ы е поступления, п о л о ж е н н ы е ребенку. Н и к т о не осудит опекуна, если он будет тратить на содержание по- допечного и свои средства. За деятельностью опекунов и попечителей осуществляется надзор со стороны органов опеки и попечительства. Проходит в р е м я, дети вырастают, у них п о я в л я ю т с я собственные семьи, новые заботы. Но состарившиеся родители н у ж д а ю т с я в помощи. Они не всегда о ней по- просят, они знают, что у взрослых детей свои проблемы в ж и з н и. Поступить по совести, по-человечески, в соответ- ствии с требованиями морали и права поможет чувство долга. И не только в деньгах здесь дело, хотя очень часто в них тоже. В а ж н ы внимание, любовь, участие, чтобы не была безрадостной родительская старость.
В дополнение к древним нравственным традициям почитания родителей общество установило и правовые нормы з а щ и т ы родительских прав. По семейному праву совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспо- собных, н у ж д а ю щ и х с я в помощи родителей и заботить- ся о них. Д л я з а щ и т ы своих прав родители могут обра- титься в суд. Однако следует помнить о том, что дети мо- гут быть освобождены от обязанностей по содержанию своих родителей, если судом будет установлено, что ро- дители уклонились от выполнения родительских обязан- ностей.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы права и обязанности родителей? 2. В каких случаях ро- дители могут быть лишены родительских прав? 3. Каковы правовые последствия этого акта? 4. Каковы основания и порядок взыскания алиментов на содержание детей? 5. Каковы права детей? 6. Что такое усыновление, опека, попечительство?
Это интересно
Реализации прав ребенка невозможно добиться только путем при- нятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обще- ством, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости реши- тельного устранения из нашего сознания, нашей психологии непри- знания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обя- занности. Право ребенка как нечто реальное многими еще не воспринимается (3. Шнекендорф).
Учимся защищать свои права. / . И н ф о р м а ц и я к размышлению и действию /\|и \/ Родительские права предоставляются родителям на равных нача- лах. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, ре- шаются родителями по их взаимному согласию. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за их разрешением в орган опеки и попечительства или в суд. Законода- тельство представляет гарантии участия в воспитании ребенка и от- дельно проживающему родителю (А Кашанин). Вскоре после принятия Конвенции о правах ребенка делегация РФ представила Комитету ООН по правам ребенка доклад, в котором был 285
дан анализ положения в область-1 защиты детства и материнства. В хо- де обсуждения доклада члены Комитета ООН задали делегации РФ ряд вопросов, в которых отраУ к е н определенный стандарт условий нормальной жизни детей в с о в р е м е н н о м обществе. Вот некоторые из этих вопросов. Какая доля бюджета в ы д е л я е т с я на здравоохранение и образова- ние детей? Имеются ли специальные суЯЬ| д л я Д е т е й ? Какие предпринимаются ш ё г и п о защите детей от насилия, пор- нографии и иного негативного влияния в средствах массовой инфор- мации? Какие существуют конкретн' ы е правовые положения, направлен- ные на защиту детей от жестокоГ 0 обращения дома или в интернатных учреждениях? Существует ли м е х а н и з м контроля за рассмотрением таких нарушений? Имеются ли процедуры пода ч и жалоб, которые могут быть исполь- зованы детьми в связи с такими злоупотреблениями? Есть ли телефонные номера, которыми может воспользоваться ре- бенок, чтобы сообщить о н а р у ш^ н и и своих прав? Оказало ли появление частй ы х ш к о л негативное влияние на госу- дарственные школы? Какие средства есть в Российской Федерации, чтобы дети не ста- новились «заложниками реформ"?
Темы для рефератов ^ обсуждения J. «Тот не умирает, кто дете? не покидает» (русская пословица). 2. Как защитить интересы ребенка?
Глава
IX
ТРУДОВОЕ ПРАВО
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (435)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |