О перечислении налога и сбора, а также пени
Объектом рассматриваемых налоговых правонарушений яв- ляются материальные фискальные права государства. Совершение деяний, предусмотренных ст. 135 НК РФ, посягает на законода- тельно установленную обязанность банков по исполнению фис- кальных платежей путем списания со счетов своих клиентов и перечислению в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды денежных средств. Установленные правонарушения соз- дают препятствия нормальной деятельности налоговых органов в сфере реализации права на бесспорное взыскание с недобросо- вестного плательщика налогов, сборов, а с налогового агента — недоимок в бюджет или во внебюджетный фонд. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 135 НК РФ, выражается в незаконном бездействии банка в виде неправомерного неисполнения в установленный налоговым законодательством срок поручения налогового органа о перечис- лении налога и сбора, а также пени. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 135 НК РФ, представляет собой сложный фактический состав и выражается в совершении банком неправомерных действий либо в нарушении установленных запретов, создающих ситуа- цию отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа. 9. Характеристика налоговых правонарушений
Обязанность банка исполнять поручения налоговых органов установлена ст. 60 НК РФ, согласно которой поручение на пе- речисление налога исполняется банком в безусловном порядке. Порядок взыскания налога, сбора, а также пени за счет де- нежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (пла- тельщика сборов) или налогового агента, определен ст. 46 НК РФ и применительно к рассматриваемым правонарушениям состоит в следующем. Принудительное взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в ко- тором открыты счета недоимщика, поручения на списание и пе- речисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента. Поручение на перечисление налога или сбора подлежит безусловному исполнению банком в порядке четвер- той очереди согласно гражданскому законодательству. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений об- разуется совершением неправомерных деяний не только относи- тельно счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов, являющихся клиентами банков, но и относи- тельно счетов банков, открытых в других банках. Поручение налогового органа на перечисление налога с руб- левых счетов исполняется банком не позднее одного операци- онного дня, следующего за днем получения им указанного по- ручения. Поручение налогового органа на перечисление налога с валютных счетов исполняется банком не позднее двух операци- онных дней. Не допускается обращение взыскания на ссудные, бюджетные и депозитные счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель налогового органа или его заместитель должны одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направить банку поручение на продажу не позднее сле- дующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента. Отсутствие поручения на продажу соответствующей части валюты, необходимой для погашения налоговой недоимки, делает невоз- можным исполнение со стороны банка основного поручения нало- гового органа о принудительном списании средств со счета недоб- росовестного плательщика налогов, сборов или налогового агента. Квалификация деяния по п. 1 ст. 135 НК РФ зависит от пра- вомерности неисполнения банком решения налогового органа о взыскании обязательных платежей в бюджетную систему или внебюджетные фонды. 288 Общая часть
Неисполнение банком соответствующего поручения налого- вого органа может быть правомерным в случаях: отсутствия у лица, с которого налоговым органом должно быть произведено взыскание, открытого счета в банке; отсутствия у банка надлежащим образом оформленного поручения налогового органа о перечислении налога, даже при наличии решения налогового органа о принудитель- ном взыскании с клиента банка налоговой недомки; отсутствия в момент предъявления налоговым органом по- ручения о перечислении налога денежных средств на счете соответствующего недоимщика; отсутствия поручения налогового органа о продаже валюты со счета недоимщика в случае, если поручение налогово- го органа на перечисление налога обращено к валютному счету; наличия обращенных к счету иных платежных поручений, имеющих приоритетную очередность погашения; нарушения налоговым органом 60-дневного срока, уста- новленного для принятия решения о взыскании налога, сбора или пени; признания решения налогового органа о взыскании нало- га, сбора или пени незаконным. Не образуют объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 135 НК РФ, действия банка, хотя и по- влекшие «обнуление» счета налогоплательщика, но совершенные по указанию самого владельца счета. Объективная сторона данного налогового правонарушения может считаться выполненной только при одновременном отсутствии денежных средств на счете недоим- щика и наличии причинно-следственной связи между совершен- ными банком действиями и наступлением вредных последствий. К сожалению, Налоговым кодексом РФ не установлен пере- чень противоправных операций банка, а также критерии отнесе- ния каких-либо актов к неправомерным, которые следует квали- фицировать в качестве действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете клиента. Как показывает правопри- менительная практика, нарушение налогового законодательства, выразившееся в неисполнении банком поручения налогового органа о перечислении налога и сбора, а также пени, может быть совершено различными способами. Например, банк может открыть клиенту ссудный или депозитный счет и при этом не зачислять поступающие денежные суммы на расчетный (теку- щий) счет клиента; возможно использование факторинговых сде- 9. Характеристика налоговых правонарушений
лок с целью миновать расчеты по банковскому счету; примене- ние расчетов по векселю и т.д. Поэтому если деяние банка, подпадающее под квалификацию налогового правонарушения по п. 2 ст. 135 НК РФ, было совершено путем заключения ка- ких-либо гражданско-правовых сделок, то до применения к пра- вонарушителю соответствующих санкций налоговому органу не- обходимо предъявить в арбитражный суд иск о признании такой сделки недействительной с соответствующим применением по- следствий ее недействительности. Привлечение банка к ответст- венности, предусмотренной п. 2 ст. 135 НК РФ, будет возмож- ным только в случае удовлетворения иска налогового органа о признании сделки недействительной. Мотивы совершения рассматриваемых правонарушений могут быть самыми различными. Банк может быть прямо заинтересован в неисполнении поручения налогового органа о списании денеж- ных средств со счета своего клиента. Например, банку, являю- щемуся кредитором недобросовестного налогоплательщика, вы- годно не исполнять поручение налогового органа о перечисле- нии налога до тех пор, пока этот налогоплательщик не выплатит кредит и проценты по нему. Иногда банк косвенно заинтересо- ван в нарушении налогового законодательства и для того, чтобы не потерять выгодного клиента или неправомерно использовать временно свободные денежные средства, сознательно не испол- няет поручения налогового органа о перечислении налога. Состав налогового правонарушения, установленный п. 1 ст. 135 НК РФ, является формальным, поскольку взыскание санкции не поставлено законодателем в зависимость от каких-либо по- следствий. Налоговое правонарушение, предусмотренное п. 2 ст. 135 НК РФ, образует материальный состав, зависящий от факта непоступления налоговых платежей в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд. Однако даже в случае обращения налоговым органом взыскания на имущество налогоплательщика в результате создания банком ситуации отсутствия денежных средств на счете недоимщика действия банка квалифицируются как противоправ- ные и налагаются соответствующие меры ответственности. Момент окончания налогового правонарушения, предусмот- ренного п. 1 ст. 135 НК РФ, зависит от наличия достаточных денежных средств на счете налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, необходимых для исполнения поручения налогового органа на перечисление налога. Если де- нежных средств на рублевом счете было достаточно, то проти- воправное деяние банка считается оконченным по истечении одного операционного дня, следующего за днем получения бан- 290 Общая часть
ком поручения налогового органа на перечисление налога. При достаточности денежных средств на валютном счете правонару- шение считается оконченным по истечении двух операционных дней, следующих за днем получения банком поручения налогового органа. В случае недостаточности или отсутствия на счете денеж- ных средств в момент предъявления к нему требования налогового органа противоправное деяние банка считается оконченным по истечении одного или двух операционных дней (в зависимости от валюты поступившего платежа), следующих за днем поступ- ления суммы, достаточной для выполнения хотя бы одного на- логового поручения. Противоправные деяния, содержащие признаки состава пра- вонарушения п. 1 ст. 135 НК РФ, относятся к длящимся. Налоговое правонарушение, предусмотренное п. 2 ст. 135 НК РФ, будет считаться оконченным с момента совершения каждого противозаконного незачисления денежной суммы на рас- четный или текущий счет клиента банка. Неисполнение банком поручения налогового органа о пере- числении налога и сбора, а также пени образует самостоятельные составы правонарушений относительно каждого такого поруче- ния или каждого действия, направленного на создание ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, пла- тельщика сбора или налогового агента. Одновременная квалификация деяний банка по п. 1 и 2 ст. 135 НК РФ не допускается в силу приоритета специальных норм над общими. Нормы п. 2 ст. 135 НК РФ являются специальны- ми по отношению к нормам п. 1, поскольку предусматривают необходимость установления ряда особых обстоятельств в дея- ниях банка. Также не допускается одновременное привлечение банка к ответственности по рассматриваемой статье НК РФ и по ст. 285 ТмК РФ. Субъектом рассматриваемых налоговых правонарушений мо- жет быть только банк, в котором у недобросовестного плательщика налогов, сборов или налогового агента открыт расчетный или текущий счет. Субъективная сторона состава налогового правонарушения, квалифицируемого по п. 1 ст. 135 НК РФ, характеризуется ви- ной в форме как умысла, так и неосторожности. Противоправ- ное деяние, образующее состав п. 2 ст. 135 НК РФ, может быть совершено только умышленно, поскольку все действия банка целенаправленно и сознательно направляются на создание лож- ной ситуации по отсутствию денежных средств на счете своего клиента. 9. Характеристика налоговых правонарушений
Санкция за правонарушение, квалифицируемое по п. 1 ст. 135 НК РФ, предусмотрена в виде пени, начисляемой на задержанную сумму налоговой недоимки. Деяние, квалифицируемое в качестве налогового правонарушения по п. 2 ст. 135 НК РФ, наказывается штрафом в размере 30% от суммы денежных средств, не посту- пивших в бюджет или внебюджетный фонд по вине банка. Статья 1351. Непредставление налоговым органам сведений
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (426)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |