О перечислении налога (сбора)
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 133 НК РФ, являются материальные фискальные права государства. Нару- шение установленного срока исполнения поручения налогопла- тельщика или налогового агента о перечислении налога (сбора) препятствует своевременному формированию доходной части соответствующего бюджета или внебюджетного фонда. Объективная сторона характеризуется бездействием банка в виде неправомерного нарушения срока, установленного НК РФ для исполнения платежного поручения налогоплательщика или налогового агента на перечисление налогов (сборов) в бюджет или государственный внебюджетный фонд. Обязанность банка по своевременному обслуживанию пла- тежных поручений своих клиентов определена ст. 863 ГК РФ, на основании которой при расчетах платежными поручениями банк обязуется за счет средств, находящихся на счете плательщика, пе- ревести определенную денежную сумму на счет указанного пла- тельщиком лица в срок, предусмотренный законом или установ- ленный в соответствии с ним. Следовательно, одним из критериев надлежащего выполнения банком условий договора банковского счета является соблюдение банком требований о сроках, отведен- ных нормативными правовыми актами на перечисление средств со счета клиента на счет получателя платежа. 280 Общая часть
Поскольку на основании ст. 2 ГК РФ его нормы не приме- няются к налоговым отношениям, то обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов были воспроизведены ст. 60 НК РФ, и, таким образом, гражданско- правовая обязанность банка перед клиентом видоизменилась в публичную обязанность банка перед государством. Согласно положениям НК РФ поручение на перечисление налога (сбора) должно быть исполнено банком бесплатно в тече- ние одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При наличии денежных средств на счете нало- гоплательщика или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов в соответст- вующие бюджеты (внебюджетные фонды). Как известно, нало- гоплательщик может выполнить налоговую обязанность досрочно. Однако в любом случае, если клиентом предъявлено платежное поручение на перечисление налогового платежа, банк обязан его исполнить в соответствии со ст. 60 НК РФ. Следовательно, правонарушение, предусмотренное ст. 133 НК РФ, будет считаться оконченным по истечении операцион- ного дня, следующего за днем получения банком поручения на- логоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора. Нарушение банком срока исполнения поручения о перечисле- нии налога (сбора) является длящимся, поскольку длится со дня совершения до дня прекращения либо пресечения. Состав правонарушения, предусмотренного ст. 133 НК РФ, является материальным, поскольку ответственность банка зави- сит от возникновения негативных последствий в виде неполуче- ния бюджетом или внебюджетным фондом в предполагаемый срок причитающихся сумм налогов (сборов). Не образует состава рассматриваемого правонарушения нару- шение банком срока исполнения поручения налогоплательщика (налогового агента) на перечисление налога (сбора) в том случае, если была необходимость исполнения платежных документов, от- носящихся к более ранней очередности, установленной ГК РФ. Не является противоправным деянием, предусмотренным ст. 133 НК РФ, бездействие банка в виде неперечисления налога (сбора) по платежному поручению, оформленному налогопла- тельщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) с нару- шением банковских правил. В данной ситуации отсутствует со- 9. Характеристика налоговых правонарушений
бытие правонарушения, что исключает привлечение банка к от- ветственности. Субъектом данного состава налогового правонарушения явля- ется коммерческий банк или иная кредитная организация, являю- щаяся таковой на основании лицензии Центрального банка РФ. Субъективная сторона противоправного деяния банка в виде неисполнения поручения о перечислении налога (сбора) харак- теризуется виной в форме умысла или неосторожности. Санкция за рассматриваемое противоправное деяние уста- новлена в виде пени, что соответствует характеру длящихся пра- вонарушений, посягающих на неправомерное удержание чужих денежных средств. Пени, взыскиваемые с банков, по своей сущности отличаются от пеней, взыскиваемых на основании ст. 75 НК РФ с налого- плательщика, плательщика сборов или налогового агента. От- ветственность банков за нарушения налогового законодательства установлена главой 18 НК РФ, название которой и включение в нее ст. 133 НК РФ позволяют считать взыскиваемые с банков пени за нарушение срока исполнения поручения о перечисле- нии налога (сбора) санкциями, а не восстановительными (ком- пенсационными) мерами. Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в соответствующий бюджет или вне- бюджетный фонд сумму налога и уплатить причитающиеся пе- ни. В случае неисполнения банком указанной обязанности в ус- тановленный срок к нему применяются принудительные меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и соответ- ствующих пеней. Неоднократное нарушение банком сроков по исполнению налоговых платежных поручений в течение одного календарного года является основанием для обращения налого- вого органа в Центральный банк РФ с ходатайством об аннули- ровании лицензии на осуществление банковской деятельности. Определяя меру ответственности банка за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), необхо- димо учитывать, что бюджетным законодательством установлена аналогичная норма. Статья 304 БК РФ также считает противо- правным деянием несвоевременное исполнение платежных до- кументов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета соответствующих бюджетов, что влечет взыскание пени с кредитной организации в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. 282 Общая часть
Конкуренцию норм ст. 133 НК РФ и ст. 304 БК РФ возмож- но разрешить одним из двух способов. Во-первых, основываясь на ст. 1 и 41 БК РФ. Согласно на- званным нормам налоговое законодательство является специ- альным по отношению к бюджетному законодательству, следо- вательно, ст. 133 НК РФ имеет приоритетное значение и должна применяться к соответствующим составам правонарушений. Во-вторых, основываясь на п. 2 ст. 45 НК РФ. Указанная норма определяет в качестве момента исполнения налогопла- тельщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) своей обя- занности по уплате налога момент предъявления в банк поруче- ния на уплату налога. Следовательно, Налоговый кодекс РФ раз- личает уплату налога — как действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет — как действие банка, обслуживающего плательщика налога (сбора). Исполнение нало- гоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными средствами платежного поручения влечет прекра- щение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием). В финансовых правоотношениях в отличие от гражданско- правовых отношений риски банковских неплатежей возложены Налоговым и Бюджетным кодексами на получателя средств — бюджет соответствующего территориального уровня или вне- бюджетный фонд. Поэтому далее, выясняя природу отношений банка с государственной или муниципальной казной относи- тельно перечисления суммы налога по платежному поручению своего клиента, следует обратиться к ст. 2 НК РФ и ст. 1 БК РФ. Названные нормы определяют круг отношений, регулируемых соответственно налоговым и бюджетным законодательством. В числе прочих законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов; Бюджетный кодекс РФ применительно к рассматри- ваемой ситуации регулирует отношения, возникающие в про- цессе формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Следовательно, отношения между банком и государством в качестве казны относительно перечисления налоговых платежей в бюджетную систему выходят за рамки налогового регулирования и по всем признакам соответствуют бюджетным правоотношениям. 9. Характеристика налоговых правонарушений
Таким образом, при наличии в деяниях банка квалифици- рующих признаков правонарушения в виде нарушения срока ис- полнения поручения о перечислении налога или сбора представ- ляется более оправданным применение ст. 304 БК РФ. Это по- зволяет предложить законодателю: во-первых, исключить ст. 133 НК РФ ввиду ее несоответствия кругу общественных отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; во-вторых, дополнить текст Бюджетного кодекса РФ нормой, устанавли- вающей срок для исполнения банком платежного поручения на- логоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента на перечисление налога (сбора) в бюджет или внебюджетный фонд. В любом случае до разрешения конкуренции названных норм Налогового и Бюджетного кодексов РФ в правоприменительной практике следует исходить из ст. 50 Конституции РФ, устанавли- вающей принцип однократности применения наказания. Относи- тельно рассматриваемого состава правонарушения банк не может быть привлечен к ответственности одновременно по ст. 133 НК РФ и ст. 304 БК РФ. Привлечение банка к ответственности органами Федерального казначейства за нарушение срока исполнения пла- тежного поручения по налоговым обязательствам на основании Бюджетного кодекса РФ исключает возможность взыскания с него санкций и в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (406)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |