Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепция совершенствования системы патриотического воспитания граждан в Российской Федерации.



2019-05-23 531 Обсуждений (0)
Концепция совершенствования системы патриотического воспитания граждан в Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Актуальные вызовы.. 4

Методология и методика воспитательной деятельности. 6

Ценностные установки воспитательной деятельности. 8

Нормативная правовая база Концепции. 9

Субъекты патриотической воспитательной деятельности. 13

Финансирование патриотической воспитательной деятельности. 15

Основные подходы к реализации президентского положения о патриотизме как национальной идее России. 16

Проблемы и управленческие решения по совершенствованию системы патриотического воспитания в России. 22

«Дорожная карта» патриотической воспитательной деятельности в школе 64

Повышение квалификации учителей по методологии и методике воспитательной деятельности 88


Концепция совершенствования системы патриотического воспитания граждан в Российской Федерации.

Актуальные вызовы

Актуальность разработки представляемой Концепции определяется возрастающим запросом максимизации потенциалов деятельности государства и общества в реализации функций патриотического воспитания подрастающего поколения. Концепция отвечает на современные вызовы и угрозы глобального, общероссийского и регионального уровня в применении к приверженности российского населения ценностям патриотизма, цивилизационной идентичности и суверенитета России. В мире усиливается межгосударственная конкуренция, обостряется борьба за ресурсы, развиваются технологии информационно-психологических войн и экспорта цветных революций. Средствами борьбы в этом соперничестве оказываются современные приемы манипуляции массовым сознанием, фальсификация и мифологизация истории, разрушение традиционных, в том числе семейных, ценностей. В контексте этих вызовов еще более возрастает значение патриотического воспитания, определяемого Президентом Российской Федерации в качестве национальной идеи России. Объективной стороной глобализационных процессов является эрозия национальных культурных идентичностей, распространение потребительской культуры, девальвация нравственных идеалов. Данным тенденциям возможно и необходимо противостоять, укрепляя цивилизационное и гражданское самосознание россиян, формируя установки патриотической ориентированности российской молодежи.

Контекстом разработки и принятия Концепции патриотического воспитания служит возрастающее информационно-психологическое давление (фактически информационно-психологическая война) на Россию со стороны геополитических противников. Характеристика этому контексту дана Президентом Российской Федерации: «Как показывает в том числе и наш собственный исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды - это сфера жёсткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства, не хочется говорить агрессии, но противоборства – это точно, и уж точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки. И это никакие не фобии, ничего я здесь не придумываю, так оно и есть на самом деле. Это как минимум одна из форм конкурентной борьбы. Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий - это абсолютная реальность, так же как борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна. И мы знаем, как искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам».

Концепция опирается на положение об изменениях мышления, запросов и способов внутрипоколенных коммуникаций молодежи, определяющих необходимость формирования новых подходов в воспитательной деятельности. Современная молодежь отличается от молодежи, приходящей в образовательные учреждения прежде, и это обусловливает применение соответствующих времени подходов, методологии и методики воспитания.

Целевые установки Концепции определяются провозглашением Президентом России патриотизма в качестве национальной идеи России и поддержка президентского подхода большинством российского общества. Принятие национальной идеи на государственном и общественном уровне предполагает преломление ее во всех сферах и институтах жизнеустройства. Ей как интегральному ориентиру должна быть подчинена деятельность всех государственных и общественно-государственных органов. Требуется пересмотр под национальную идею всей системы российского законодательства. Патриотическое воспитание должно стать главным воспитательным ориентиром приоритетным в отношении всех других компонент воспитательной деятельности.

Методология и методика воспитательной деятельности

Методологической основой реализации представляемой Концепции является ценностный (аксиологический) подход в формировании государственного управления. Ценностный подход исходит из определения базовых ценностей, на основе которых устанавливаются цели, выявляются далее проблемы как препятствия к достижению целевых ориентиров, находятся средства к их решению и тем самым достигается результат. В соответствии с методологией представляемого подхода государственная политика патриотического воспитания реализуется в алгоритмизированной развертке следующих составляющих: Ценности - Цели (целевой образ) - Определения предмета управления - Определение субъектов реализации Концепции - Определение имеющихся ресурсов - Определение субъектов реализации Концепции – Перечень проблем (проблемная повестка) - Задачи - Определение подходов решений - Определение коридора возможностей - Определение сроков реализации Концепции - Определение рисков и угроз - Определение пакета действий – Деятельностный план («дорожная карта») - PR и GR - Мониторинг эффективности - Ожидаемые результаты. Интегральная оценка определяется в соответствии с высшей ценностью политики патриотического воспитания - патриотичностью российского населения. При повышении степени патриотичности деятельность субъектов реализации Концепции патриотического воспитания оцениваются, соответственно, в плюс, при понижении - в минус.

Патриотическое воспитание должно проводится в соотнесение с возрастными, социальными, национальными, религиозными, когнитивными, психологическими и физиологическими особенностями контингента воспитуемых. Такое соотнесение предупреждает от тоталитарных форм идеологии и позволяет использовать индивидуально-ориентированные механизмы воспитательной деятельности. Патриотизм, сообразно с этим подходом, должен объединять в качестве национальной идеи, а не разъединять общество.

Концепция не может быть действенна не только без определения ценностно-целевых ориентиров, но и того против чего она направлена. Патриотическим ценностям противостоят антиценности. Интегральной ценности патриотизма противоположна антиценность космополитизма. Против космополитизма как ложного ценностного ориентира необходимо направить соответствующую разъяснительную и просветительскую работу.

Патриотическое воспитание в представляемой Концепции рассматривается в качестве одного из важнейших средств социализации человека. По содержательному наполнению патриотической воспитательной деятельности в нее входят следующие направления:

ü гражданская социализация (формирование гражданина России, имеющего активную гражданскую позицию в отстаивании ценностей государственного суверенитета России);

ü цивилизационная социализация (формирование российской цивилизационной идентичности граждан России);

ü политическая социализация (формирование политической позиции гражданина, соотносимой с патриотическими ценностями);

ü полоролевая социализация (формирование традиционных мужских и женских социальных ролей, связанных с защитой Отечества);

ü трудовая социализация (формирование ориентиров труда на благо Отечества);

ü культурная социализация (формирование человека российской культурной традиции, знающего и любящего отечественную историю и культуру);

ü нравственная социализация (формирование у граждан идеалов, связанных с традиционным для России пониманием добра и зла);

ü этическая социализация (формирование человека, разделяющего и уважающего нормы российского общежительства);

ü эстетическая социализация (формирование у граждан представлений о прекрасном, характерных для российской эстетической традиции);

ü военная социализация (военно-патриотическая подготовка);

ü языковая социализация (знание русского языка и любовь к русскому языку);

ü экологическая социализация (любовь к родной природе).

Ценностные установки воспитательной деятельности

Высшей ценностью патриотического воспитания граждан России является формирование патриотизма, понимаемого как любовь к своему Отечеству, готовность его защищать от внешних и внутренних посягательств, противостоять любой деятельности, умаляющей его суверенитет, служить Отечеству в любых профессиональных и общественных сферах. Высшей ценности - патриотизм подчинен следующий набор ценностей, убеждений, нравственных качеств:

ü суверенитет России;

ü российская цивилизационная идентичность;

ü территориальная целостность России;

ü укрепление потенциалов российской государственности;

ü усиление позиций России в мире;

ü любовь к родному краю, патриотизм малой Родины;

ü любовь к народу России;

ü гордость за историю своей страны и великие свершения предков;

ü уважительное отношение к государственным символам России, к историческим символам и памятникам Отечества;

ü восприятие воинской службы, как священного долга защиты Родины;

ü восприятие профессиональной деятельности как служения Отечеству;

ü неприятие идеологий и практики космополитизма, россиефобии и русофобии;

ü бережное отношение и любовь к родной природе;

ü принятие традиционных российских ценностей;

ü дружба народов, как единой гражданской и цивилизационной общности;

ü неприятие врагов России и позитивное отношение к российским союзникам;

ü любовь к русскому языку и родным языкам народов России, защита позиций русского языка в своей стране и за ее пределами;

ü память о предках, об их подвигах, совершенных во имя Отечества, защита этой памяти от кощунственных действий;

ü уважительное отношение к православию и другим традиционным религиям России, защита чувств верующих;

ü любовь к российской культуре;

ü гражданская активность, направленная на защиту ценностей и интересов России;

ü сопережевательное отношение к российским спортсменам и поддержка их на международных соревнованиях, при отстаивании чести России;

ü коллективизм, чувство товарищества в отношении всех граждан России, готовность прийти им на помощь, защита их от посягательств со стороны иностранных государств и иностранцев.

Нормативная правовая база Концепции

Провозглашение патриотизма национальной идеей России и выстраивания в соответствии с ней общегосударственной системы патриотического воспитания вступает в противоречие с существующей нормативно-правовой базой Российской Федерации. Изменению или приостановлению в действиях нуждаются следующие нормативно-правовые документы:

ü Конституция Российской Федерации;

ü Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»;

ü Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

ü Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

ü Концепция патриотического воспитания граждан РФ;

ü Федеральный закон «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию»;

ü Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации;

ü Основы государственной культурной политики;

ü Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждена Президентом);

ü Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением правительства РФ);

ü Федеральный закон «О рекламе»;

ü Федеральный закон «О государственном языке РФ».

Целесообразно разработать и принять интегральные для проблематики патриотического воспитания новые законы федерального статуса:

ü Федеральный закон «О патриотизме»;

ü Федеральный закон «О воспитании»;

ü Федеральный закон «Об иностранной пропаганде в России»;

ü Федеральный закон «О традиционных религиях России»

ü Федеральный закон «О противодействии космополитизму и национализму»;

ü Федеральный закон «О защите территориальной целостности России»;

ü Федеральный закон «О защите национальной культуры России»;

ü Федеральный закон «О защите исторической памяти».

Новая Концепция патриотического воспитания заменяет Концепцию патриотического воспитания граждан РФ 2003 года Действовавшая до настоящего времени Концепция нуждается в пересмотре по следующим позициям:

1. Установление приоритетности формирования общероссийской идентичности перед идентичностью «малой Родины».

2. Предъявление идентичной российской идеологии, опирающейся на ценностную основу патриотизма.

3. Установление помимо ориентира формирования гражданской идентичности, ориентира формирования идентичности цивилизационной, введение, в соответствии с Посланием Президента Федеральному Собранию, концепции о России как государстве-цивилизации.

4. Распространение военно-патриотического воспитания па все группы населения, не ограничиваясь воспитанием военнослужащих.

5. Подготовка населения к становящимся реальностью современного мира войнам «нового типа».

6. Формирование чувства патриотизма у женской части российского населения, разработка специальных программ по направлению женской патриотики.

7. Определение образа врага и формирование чувств непримиримости борьбы с врагом.

8. Установление практических управленческих механизмов реализации Концепции.

Государственная программа патриотического воспитания до 2020 года должна быть принципиальна изменена по следующим вопросам:

1. Пересмотр базовой категории патриотизм в соответствии с его традиционным пониманием как любви к Родине.

2. Раскрытие категории государственная политика патриотического воспитания, определение ее интегративных ценностей и целей.

3. Формирование общенационального пантеона исторических героев России, служащих бы образцами при осуществлении патриотического воспитания.

4. Уточнение содержательной связи занятия физкультурой и спортом с патриотическим воспитанием.

5. Отражение места и роли в патриотическом воспитании кадетских и казачьих школ и классов.

6. Отражение включенности в патриотическое воспитание традиционных религий России.

7. Внесение и раскрытие содержания ориентира формирования цивилизационной российской идентичности.

8. Внесение в структуру патриотического воспитания массовую просветительскую деятельность, осуществляемую в том числе по линии Российского общества «Знание».

9. Расширение канвы патриотического воспитания через историю наряду с историей Великой Отечественной войны другими периодами российского прошлого, создание единой преемственной патриотической связи истории России.

10. Изъятие из программы мероприятий не связанных непосредственно с патриотическим воспитанием, или наносящих ущерб патриотическому воспитанию (в частности, негативизирующих российскую историю).

11. Усиление контроля за целевым использованием средств.

12. Отказ от подхода по формированию толерантности, как противоречащего идеи патриотизма, предполагающего непримиримость к врагам Отечества.

13. Фильтрация под патриотические задачи фигурантов реализации программ патриотического воспитания.

Корректировка Стратегии развития воспитания до в Российской Федерации на период до 2025 года должна быть скорректирована в следующем отношении:

1. Внести перечень базовых ценностей Стратегии.

2. Определить целевой образа воспитуемого.

3. Раскрыть категорию традиционных нравственных ценностей.

4. Установление государственных и общественных институтов, реализующих Стратегию.

5. Установление системы мотиваторов за осуществление воспитательной деятельности.

6. У становление ответственных за результаты воспитательной работы.

7. Определение характера мировоззрения воспитуемых.

8. Установление критерия решения воспитательных задач в эффективности образовательных учреждений

9. Описание механизмов финансовой поддержки воспитательной работы.

10. Раскрытие мер по противодействию антироссийской пропаганде среди молодежи, предотвращению манипулирования ей в политических целях.

11. Распространение воспитательных практик на взрослую часть населения.

Провозглашение патриотизма национальной идеей России, что тождественно идеологии, предполагает устранение коллизии, возникающей в связи с запретом на установление государственной идеологии в Конституции Российской Федерации. Требуется устранение прямых противоречий между пониманием национальной идеи как патриотизма и следующих статей действующей Конституции: преамбула, статья 2, статья 3, статья 4, статья 5, статья 6, статья 13, статья 15, статья 17, статья 29, статья 30, статья 38, статья 46, статья 55, статья 59, статья 62, статья 63, статья 68, статья 69, статья 70, статья 79.

Субъекты патриотической воспитательной деятельности

Воспитательная работа может быть эффективной при условии ее системности. В том случае, когда государственные и общественные институты, связанные с воспитательными функциями, ведут разнонаправленную деятельность, расходятся в ценностном целеполагании, успех невозможен. Соответственно, все субъекты осуществления патриотического воспитания должны проводить скоординированную работу, дополняя друг друга. Субъектами патриотического воспитания могут и должны выступать:

 

· общественные просветительские организации;

· дошкольные учреждения;

· учреждения начального, среднего и общего образования;

· учреждения высшего профессионального образования;

· семья;

· религиозные организации, представляющие традиционные религии России;

· военно-патриотические организации;

· молодежные объединения;

· кружки патриотической направленности;

· спортивные секции и сообщества;

· телевидение;

· радио;

· газеты и журналы;

· блогеры;

· ассоциации деятелей культуры;

· библиотеки;

· музеи;

· дома и дворцы культуры и творчества;

· театры;

· вооруженные силы;

· исправительные учреждения;

· научные институты;

· политические партии.

На высшем государственном уровне участие в реализации Концепции патриотического воспитания должны принимать:

ü Министерство образования и науки;

ü Министерство культуры;

ü Министерство обороны;

ü Министерство юстиции;

ü Министерство связи массовых коммуникаций;

ü Министерство спорта;

ü Министерство иностранных дел;

ü Министерство по развитию Дальнего Востока;

ü Министерство по делам Северного Кавказа;

ü Федеральная служба безопасности;

ü Федеральное архивное агентство;

ü Главное управление специальных программ Президента;

ü Федеральное агентство по делам национальностей.

В каждом из перечисленных министерств, служб и агентств должны быть выделены структуры, непосредственно отвечающие за осуществление патриотического воспитания. Помимо указанных министерств к профильной деятельности по патриотическому воспитанию должно быть подключено Министерство финансов, контролирующее обеспечение патриотической воспитательной работы должным финансированием. В виду межведомственного характера деятельности в сфере патриотического воспитания должен быть создан при Президенте Государственный Комитет по реализации высших ценностей России. Председателем Комитета по причине важности возлагаемых на него функций должен стать Президент Российской Федерации.

Финансирование патриотической воспитательной деятельности

На патриотическое воспитание должны быть выделены ресурсы в федеральном, региональном и муниципальном бюджетах. Осуществляется как инфраструктурное, так и грантовое финансирование. Гранты на патриотическую деятельность не должны быть смешиваемы и подменены другими грантовыми направлениями. Гранты на патриотическую воспитательную деятельность не могут получать организации - иностранные агенты, а также иностранные организации. Инфраструктурное финансирование по статье патриотическое воспитание осуществляется в отношении всех перечисленных выше субъектов патриотического воспитания. Патриотическое воспитание должно входить в должностные инструкции работников перечисленных профильных организаций. Лиц, добившихся особо значимых успехов в патриотическом воспитании, следует поощрять материально. Одной из форм поощрения является проведение конкурса на лучшего воспитателя патриотизму. Успехи в патриотическом воспитании должны быть включены в показатели эффективности образовательных учреждений. Вместе с тем, из показателей эффективности вузов следует исключить позицию привлекаемого финансирования за счет международной деятельности, как установка, подменяющая патриотические ориентиры деятельности вузов на космополитические. Также из показателей рейтингов следует по той же причине исключить индекс цитируемости в международных базах цитирования, являющихся преимущественно нишей англоязычного культурного и политического влияния.



2019-05-23 531 Обсуждений (0)
Концепция совершенствования системы патриотического воспитания граждан в Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепция совершенствования системы патриотического воспитания граждан в Российской Федерации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)