МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1.Механизм государственного регулирования экономики и его функции На всех этапах эволюции хозяйства, главным субъектом которого является предприниматель, организующее начало представлено тремя механизмами: внутрихозяйственным (управление предприятием, фирмой), рыночным и государственного регулирования экономики (ГРЭ). В самом общем виде механизм ГРЭ можно определить как совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых государственные и созданные при их участии органы осуществляют управленческое воздействие на процессы функционирования и развития социально-экономической системы общества. Обратим внимание на особенности такого воздействия: 1)оно является избирательным, т.е. направленным на определенные параметры хозяйственной жизни. Это обусловлено тем, что ключевые экономические вопросы (что, как и для кого производить) решает рынок;
2)характер такого воздействия варьируется от дополняющего и усиливающего рыночный механизм до компенсирующего его ограниченные (временно или постоянно) возможности; 3)его объектами выступают как экономика в целом, так и условия деятельности, экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов; 4)оно имеет сложную природу, проявляющуюся в многообразии способов и средств воздействия на экономику; 5)оно обеспечивает преимущественно ориентацию регулируемого объекта, когда ожидаемый результат задается не жесткими количественными показателями, а фиксирует желательное, соответствующее целям экономической политики государства направление деятельности экономических субъектов, траекторию их развития. Важным в изучении названного механизма является раскрытие его функций как особых видов управленческой деятельности государства, направленных на решение определенного типа задач. Состав и содержание функций механизма государственного регулирования экономики — динамические характеристики, сопряженные с качественными изменениями в условиях и задачах ведения бизнеса, факторах его эффективности, экономической политике государства. В экономике свободной конкуренции предназначение механизма ГРЭ ограничивалось следующими функциями: • установление правовых норм, регламентирующих порядок организации предпринимательской деятельности, осуществление контроля за их соблюдением всеми без исключения экономическими субъектами; • создание благоприятных возможностей для развития отдельных секторов и отраслей экономики (например, в эпоху господства идей и политики меркантилизма таковыми были внешняя торговля и промышленность); • обеспечение экономики страны нужным количеством денег, организация денежного обращения; • перераспределение финансовых потоков с помощью налогов и пошлин. Принципиальные перемены на рынке (смена свободной конкуренции несовершенной, появление и укрепление власти монопольных структур, развитие финансового рынка и др.) существенно усложнили государственное регулирование экономики. Оно становится более разнообразным по инструментарию (например, вводятся ограничения свободы ценообразования в формах установления предельного уровня цен, предельных надбавок к фиксированным ценам, запрета на демпинг, недобросовестную рекламу и др.), а в решении отдельных задач — «точечным» по сфере воздействия (например, относительно объектов, занимающих монопольное положение в отрасли). Обострение социально-экономических проблем, наиболее рельефно проявившееся в период мирового экономического кризиса 1930-х гг., обусловило смену парадигмы ГРЭ. Его механизм дополняется новой функцией — встроенного стабилизатора общественного воспроизводства. Ее реализация первоначально связывается с необходимостью компенсации «провалов» рынка (сущность этих «провалов», их содержательная характеристика должны быть основательно усвоены студентами при изучении курса «Экономическая теория»), решением ключевых макроэкономических задач стимулирования экономического роста, обеспечения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре производства, противодействия инфляции и безработице и др. В этот период возрастает значение сравнительно новых сфер участия государства в экономике: регулирования социальных последствий циклических перепадов производства; активной региональной политики, позволяющей сгладить диспропорции в развитии отдельных районов; внедрения государственного капитала в передовые, наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю отдачу инвестиций. Сюда же необходимо отнести рост производства «общественных товаров», осуществление широкомасштабных мер по регулированию «внешних эффектов» (охране и защите окружающей среды, восстановлению экологического баланса). Важными направлениями деятельности государства становятся его антициклическая, инвестиционная, структурная, социальная политика. При этом рычаги управления выбираются таким образом, чтобы сравнительно слабые воздействия государства в той или иной сфере вызывали кумулятивный эффект краткосрочного или долгосрочного характера в зависимости от целей экономической политики. В системе инструментов регулирования большое значение приобретают государственные закупки, учетная ставка, услуги частному бизнесу, предоставляемые на льготных условиях. Такие услуги оказываются различным образом: посредством продажи по заниженным ценам продукции государственных предприятий; функционирования последних в малоприбыльных сферах; инвестирования госбюджетных средств на условиях пониженной рентабельности; безвозмездных капиталовложений; дешевого кредита. Такая поддержка частного предпринимательства предполагала наличие у государства достаточных финансовых ресурсов. Заметно усложняется перераспределительная функция, ранее обеспечивавшая в основном содержание госаппарата, обороноспособность страны и ее внешнеполитическую деятельность. У нее появляется новая цель — способствовать стабильности национальной экономики, экономическому росту. Как следствие этого — расширяется сфера ее действия, включающая процессы воспроизводства основного капитала, становления малого бизнеса, обновления отраслевой структуры производства, развития региональных хозяйственных систем и др. Превращение социальной сферы общества в стратегический источник экономического роста, создание объективных предпосылок процессов социализации бизнеса предопределили выделение в 1950— 28 • ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 1960 гг. в качестве самостоятельной функции ГРЭ социальной функции. Ее ключевые сферы: • социальная инфраструктура (образование, наука, окружающая среда); • жизнеобеспечение малоимущих членов общества (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, безработных); • многообразные отношения между трудом и капиталом. Необходимость участия государства в регулировании социально-трудовых отношений обусловливается двумя основными потребностями. Первая из них заключается в компенсации ограниченных возможностей внутрихозяйственного управления в балансировании интересов собственников (предпринимателей), управляющих, производственного персонала, обеспечиваемом через систему социального партнерства. Роль государства проявляется в организационной, правовой, финансовой поддержке реализуемых на уровне компаний преобразований, связанных с созданием и функционированием собственности занятых, с подключением производственного персонала к участию в прибылях, формированием и развитием партисипатив-ного управления (в теории и практике менеджмента оно определяется как управление, основанное на соучастии в нем производственного персонала). Суть второй потребности — в создании стимулов для устойчивой ориентации предпринимательской деятельности на достижение общественных целей и задач. Это достигается, например, посредством предоставления инвестиций, госзаказов предпринимателям при выполнении ими определенных обязательств (сохранение или увеличение рабочих мест, соблюдение экологических требований и др.). Такая социальная ориентация бизнеса расширяет сферу совместной деятельности государства и частного сектора, что позволяет первому экономить на социальных издержках и относительно увеличивать объемы бюджетных средств, направляемых на другие цели. Потребность в приращении финансовых ресурсов государства, необходимых для его разнообразной и масштабной деятельности, традиционно реализуемая посредством налогообложения, в 1970—1980-е гг. актуализирует проблему коммерческого использования собственности государства. Предпринимательство, направленное на извлечение прибыли, становится его важной экономической функцией. Появление и развитие феномена государственного предпринимательства позволило уточнить представление о роли механизма государственного регулирования в современной экономике. Она не может быть сведена только к компенсации «провалов» рынка. Важным оказывается и содействие развитию рыночного механизма (поскольку конкуренция проникает и в государственный сектор), его дополнение, когда он слаб или недостаточно развит (например, роль государства в США по созданию рынка информационных и коммерческих услуг в компьютерной сети Интернет), повышение эффективности использования экономических ресурсов общества. 1.2. Участники государственного регулирования экономики и их взаимоотношения Следующий шаг в изучении механизма государственного регулирования экономики — выявление субъектов регулирования, т.е. тех, кто вырабатывает его стратегию и тактику, осуществляет необходимые практические действия. Речь идет об организациях, наделенных правами и обязанностями осуществлять соответствующее управленческое воздействие на экономику. В этом качестве выступают органы трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Названные участники выступают в двух формах: персонифицированной, когда решения принимаются конкретными должностными лицами (президентом страны, главой кабинета министров, управляющим центральным банком, губернатором), и ассоциированной, представленной коллективными органами (федеральным и местными парламентами, правительствами). Для современного общества характерно наличие и других субъектов государственного регулирования экономики. Ими являются: органы, создаваемые из представителей исполнительной власти, союзов предпринимателей и профсоюзов для регулирования социально-трудовых отношений; различного рода комитеты по поддержке или развитию отдельных отраслей и регионов из представителей соответствующих министерств, местных органов власти, союзов предпринимателей. Названные субъекты заняты преимущественно консультативной деятельностью, но нередко участвуют в принятии решений по важным вопросам экономического и социального характера (например, определение минимально допустимого перечня социальных гарантий, которые должны быть отражены в тарифных соглашениях и коллективных договорах). В развитых странах существует практика создания организаций, имеющих так называемый общественно-правовой статус. Им передаются некоторые задачи управления, ранее входившие в компетенцию государственных институтов (например, в ФРГ к ним относятся региональные управления по страхованию, система местных больничных касс, в Швейцарии — агентство по поддержке общественного транспорта). В последнее время заметно активизировалась роль экспертных, консультативных советов. В них наряду с сотрудниками правительственных органов входят ученые, представители различных объединений, фондов, общественных движений. Их рекомендации учитываются при подготовке решений, принимаемых государственными органами. В характеристике субъектов государственного регулирования экономики необходимо учитывать и состав агентов экономики, которые испытывают управленческое воздействие государства. Последние имеют разный социально-экономический статус: собственники и предприниматели разных секторов экономики, наемные работники, домохозяйства, государственные и муниципальные служащие. Отношения, в которые вступают субъекты и другие участники государственного регулирования экономики, можно классифицировать по разным основаниям. Так, по составу участников выделяются отношения между: • органами государственной власти по «вертикали» (например, центральным и местными правительствами); • органами государственной власти и другими экономическими субъектами. Своеобразие характера связей между участниками государственного регулирования экономики позволяет выделить отношения: экономические, социальные, организационно-правовые. Экономические отношения имеют сложную структуру. Ее взаимосвязанными элементами являются отношения: собственности, трудовые, денежные, финансовые, кредитные. Экономические отношения имеют как собственный предмет (структура собственности, факторы накопления капитала, цены, условия конкуренции, денежное обращение, промышленный цикл и др.), так и общий с социальными отношениями (вовлечение непосредственных производителей в предпринимательство и управление фирмой, предоставление финансовой поддержки предприятиям, выполняющим социальные обязательства и др.). Организационно-правовые отношения опосредствуют введение и применение законов, процедур и норм, регламентирующих хозяйственную деятельность. Законы принимают форму ограничений (запретов) и предписаний обязательных действий экономических субъектов (например, по лицензированию определенных видов предпринимательской деятельности). Процедуры устанавливают порядок, алгоритм действий, права и обязанности участников государственного регулирования экономики (правила предоставления льгот по налогам, долевого участия государства в инвестиционных проектах и др.). Нормы фиксируют обязательные параметры, которые должны быть учтены, достигнуты, соблюдены участниками государственного регулирования экономики (величина ставки рефинансирования, минимальная заработная плата, нормы амортизации и др.). Отношения группируются также в сфере их действия. В этом случае выделяются отношения, регулирующие внешние связи — отношения участников государственного регулирования экономики, и отношения, опосредствующие воздействие государства на автономию экономических субъектов (ее ограничение или расширение). Предмет первых включает: субсидии, дотации, налоги и т.д., вторых — долю наемного персонала в собственности компаний, статус и компетенцию органов управления фирмой, через которые реализуется партисипа-тивное управление и т.д. 2.2.Основные формы государственного регулирования экономики Следующий компонент механизма ГРЭ — формы регулирования, различающиеся по объектам, целям, характеру управленческого воздействия, используемому инструментарию. Понятие «форма регулирования» призвано зафиксировать природу (тип) и содержание управленческого воздействия, которое может быть институциональным, экономико-организационным, информационным и др. В современном обществе основной состав форм государственного регулирования включает: • прогнозирование и программирование экономики; • бюджетное и налоговое регулирование; • денежно-кредитное регулирование; • приватизацию и национализацию собственности; • хозяйственное использование государственной собственности. Государственное прогнозирование и программирование экономики — разработка и принятие разнообразных программ (планов). Их можно классифицировать по двум критериям: 1)степени обязательности и подкрепленности соответствующими мероприятиями государства; 2)степени охвата экономики страны. По первому критерию выделяются, с одной стороны, планы-прогнозы, не подкрепленные финансовыми мерами государства. Их назначение — дать участникам государственного регулирования экономики информацию об ожидаемых изменениях в различных сферах общественного производства, реальном состоянии и тенденциях научно-технического, экономического и социального развития страны. С другой стороны — программы, которые обеспечиваются определенными ресурсами и действиями государства. Такие программы могут иметь различные цели: • осуществлять желаемое развитие народного хозяйства (приоритетное развитие определенных отраслей, подъем экономики отдельных регионов и др.); • предотвращать возникновение кризисов; • обеспечивать новое качество процесса интеграции национальной экономики в мировую. По второму критерию выделяются программы, объектом которых является национальная экономика (в них определяются действия государства по качественному преобразованию общественного производства, экономическому росту) или ее отдельные отрасли и сектора, районы страны. Практика развитых стран дает немало примеров успешной реализации таких программ. Важно обратить внимание на страновые особенности использования данной формы государственного регулирования. Так, в США программирование на общенациональном уровне практически никогда не выходило за рамки прогнозов или намеченных правительством ориентировочных экономических показателей, не имеющих обязательной силы. Это объясняется рядом причин, прежде всего незначительностью государственного сектора экономики, традициями минимального вмешательства федерального правительства в дела бизнеса. Напротив, в Западной Европе (в известной мере и в Японии) в послевоенный период сложились благоприятные предпосылки для использования элементов общенационального планирования: упадок народного хозяйства в результате войны и необходимость чрезвычайных мер для преодоления разрухи; относительная слабость частного капитала и его стремление опереться на государство; значительный государственный сектор экономики и традиции активной экономической деятельности государства; набирающий силу процесс западноевропейской интеграции. Потребность в обеспечении программ финансовыми ресурсами привела к появлению финансового планирования. Финансовый план государства призван координировать движение всех денежных средств в стране, а также финансовую политику на уровне ведомств и местных органов власти. Посредством бюджетного и налогового регулирования обеспечивается государственное потребление; селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, отдельных предпринимательских структур, социальных групп. Важнейшими компонентами бюджетного регулирования выступают государственное потребление и селективная финансовая поддержка отраслей, регионов и предприятий. Государственное потребление — это правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства общественных товаров, стимулирование совокупного спроса, развитие человеческого капитала, ускорение научно-технического прогресса (НТП) и др. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повышению роли государства как покупателя и заказчика, росту доли валового внутреннего продукта (ВВП), поступающего в его потребление. В настоящее время в развитых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20—30% всех покупок.например, в США государством закупается 100% военной, более 80% аэрокосмической продукции. Государственный заказ привлекает компании гарантированным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью использовать промышленное и исследовательское оборудование, принадлежащее государству, наличием различного рода льгот (кредитных, налоговых и др.). Так, в США величина заемного оборотного капитала, предоставляемого государством корпорации-подрядчику, может достигать 90% объема всех средств, инвестируемых в данный заказ, причем военные подрядчики до 80% государственных кредитов получают, как правило, на беспроцентной основе. С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание перегрева экономики. Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий, также как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств. Отличие этой формы государственного регулирования состоит прежде всего в ее целях: • структурная перестройка экономики (посредством направления капиталовложений в отрасли, обеспечивающие долговременный экономический рост и стабильность); • оздоровление отраслей, переживающих кризис (включая мероприятия по смягчению последствий возможной безработицы); • поддержка деятельности малорентабельных предприятий и отраслей (в их число входят сельское хозяйство, транспорт, добывающая промышленность, судостроение и др.); • сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных районов страны (например, через финансирование затрат, связанных с содержанием бюджетных организаций и социальной защитой населения, расширением производства, комплексным развитием территорий и т.д.); • поддержка определенных форм и видов бизнеса (малого, инновационного, производственного, консалтингового, лизингового и др.); • реализация (на условиях долевого с частным бизнесом участия) перспективных капиталоемких инвестиционных проектов; • проведение в жизнь крупных эколого-хозяйственных программ. Основными результатами использования такой формы государственного регулирования выступают повышение экономической активности субъектов предпринимательства и расширение его масштабов, формирование и развитие недостающих компонентов экономической инфраструктуры, интенсификация процессов обновления основного капитала и др. Основные цели денежно-кредитного регулирования: • защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; • создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; • укрепление банковской системы. Приватизация и национализация собственности — формы государственного регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач. Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позволяет: • уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие секторы экономики; 2.3. Основные формы государственного регулирования экономики • 35 • расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; • привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес (появление смешанного предпринимательства); • обеспечить «демократизацию» собственности (посредством распределения части акций приватизируемых предприятий между их работниками); • повысить эффективность использования общественного капитала; • противодействовать бюрократизации госаппарата. Приватизацию рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле она означает замедление темпов расширения государственного сектора или его сокращение, что ведет к увеличению вклада частного бизнеса в экономическое развитие страны. В узком смысле приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия частному лицу. Под национализацией понимается не только появление государственной собственности в результате акта отчуждения частной, но и создание государством «своих» предприятий. Национализация становится необходимой: • для оздоровления отраслей, отдельных предприятий, играющих ключевую роль в национальной экономике; • укрепления или восстановления государственной монополии на производство и продажу определенных товаров; • внедрения государственного капитала в передовые, наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю отдачу от инвестиций; • поддержания определенного уровня занятости (увеличение числа рабочих мест); • усиления государственного контроля за процессами структурной перестройки экономики; • ограничения экономической власти крупных монополий; • предотвращения (снижения) угроз экономической безопасности страны. Хозяйственное использование государственной собственности в достижении целей регулирования экономики осуществляется в двух вариантах. При первом — госпредприятия в принципе не ориентируются на извлечение прибыли. Главным для них является оказание льготных услуг частному бизнесу и таким образом создание предпосылок для его устойчивого функционирования и развития. Другой вариант, напротив, предполагает использование собственности государства в качестве активно функционирующего капитала, рентабельность которого может быть сопоставима с частным сектором экономики. В этом случае государство выступает в качестве предпринимателя. 2.4. Методы и инструменты государственного регулирования экономики Метод регулирования — это способ практического осуществления управленческой деятельности, реализации определенного типа воздействия. Понятие «инструмент регулирования» определяет конкретный прием, средство, с помощью которого субъект управления (в нашем случае — государство) на практике осуществляет воздействие на управляемый объект (в нашем случае — экономика). Посредством определенной совокупности инструментов реализуется тот или иной метод регулирования. По характеру действия выделяют методы административные и экономические. Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: • законодательные ограничения (в составе используемых инструментов — лицензирование экспорта, введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); • обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (в числе инструментов — установление минимального размера уставного капитала хозяйственного общества, минимального размера заработной платы и др.); • порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Административные методы являются формализованными, преимущественно предписывающими (что и как надо сделать в обязательном порядке), частично средообразующими (участвующими, например, в создании информационного пространства бизнеса).Они влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий (например, при принятии решения о наиболее приемлемой для конкретного предпринимателя правовой форме бизнеса им будут учтены установленные законодательством формы имущественной ответственности, максимальное количество участников и др.). Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего сбалансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. Они могут быть как формализованными, так и неформализованными. Экономические методы влияют не только на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей экономической деятельности, являются средообразующими. По способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование экономики, при котором государство в инициативном порядке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы (устанавливает профиль и направления деятельности казенных предприятий, утверждает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операциями, устанавливает цены на их продукцию; проводит административное разделение монополистических объединений; принудительно приобретает пакеты акций или целые предприятия; проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в государственных научно-исследовательских центрах и т.д.). Посредством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение государственного бюджета. Бюджетная политика воздействует на экономику через структуру доходов (состав и доли их источников) и расходов (направления, объекты и размеры финансовой поддержки), наличие и величину (соотнесенную с ВВП) дефицита (профицита) бюджета государства. Важную роль в ее осуществлении играют межбюджетные отношения, предметом которых выступают дотации (когда финансовая помощь центра региональным и местным бюджетам не имеет целевого назначения и предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе) и субвенции, выделяемые на определенный срок на конкретные цели. Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспечения. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, социального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское страхование и др.), во- вторых, социальной помощи (помощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвалидам и др.). Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кредитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенного уровня цен для отдельных товаров), внешнеэкономическую (введение системы внешнеторговых тарифов и квот) политики государства. В современной российской экономике применение методов прямого воздействия актуализировано в решении таких задач, как снижение уровня бедности (регулирование размера минимальной оплаты труда, пенсий, компенсационных выплат работникам градообразующих и конверсионных предприятий и др.), реформирование ЖКХ (регулирование уровня и динамики тарифов на услуги функционирующих в этой сфере монопольных структур, разработка и финансирование государством программ переселения населения из ветхого, аварийного жилья и др.), повышение инвестиционной привлекательности территорий (создание особых экономических зон различных видов, формирование институтов развития — инвестиционных и венчурных фондов и др.). Экономический и социальный эффекты методов прямого воздействия обеспечиваются их жесткой организационно-правовой регламентацией и оперативностью применения. Они достижимы по истечении определенного периода времени, зависящего в том числе от сложности и масштаба решаемых задач (например, переселение населения из аварийного жилья осуществляется в рамках долгосрочных целевых программ). Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики государства. Их достоинством является способность держать баланс между общественными и частными интересами, недостатком — определенный временной лаг между разработкой и применением государством соответствующих мер и полученными изменениями в поведении и результатах деятельности субъектов хозяйствования. Выбирая инструменты реализации названных методов, определяя эффекты, ожидаемые от их применения, государство должно учитывать реальное состояние экономики (фазу экономического цикла), состав и содержание ключевых задач ее развития. Косвенное регулирование осуществляется прежде всего через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, антимонопольную, ценовую, внешнеэкономическую политику государства. Инструментарий налоговой политики в этом случае включает: налоговые скидки на инвестиции («налоговый кредит»), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные налоговые льготы (например, стимулирующие становление и развитие малого бизнеса). Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики выступают: операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке, расширение или ограничение кредита через механизм учетной ставки, варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов, страхование экспортных кредитов, кредитование перспективных отраслей и др. В рамках бюджетной политики государство косвенно воздействует на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны и отстающих отраслей, дотаций и субсидий на подготовку управляющих и др. Антимонопольная политика реализуется посредством экономических мер, стимулирующих образование и поддерживающих новые фирмы, развитие конкурентной среды. Их состав включает: финансовые (например, создание бизнес-инкубаторов, которые предоставляют вновь образованным фирмам помещения, офисное оборудование бесплатно или по льготным расценкам), информационные и консультационные (предоставление возможности пользования информационными сетями, оказание бесплатных услуг по организации бизнеса, разработке маркетинговой стратегии, налоговому планированию и др.) меры. Государственное регулирование цен, осуществляемое с помощью косвенных методов, использует инструменты, влияющие на цены экономически — через соотношение между спросом и предложением на рынке. Здесь важную роль играет эмиссионная, направленная на ограничение денежной массы в обращении, и налоговая (например, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок и др.) политика. Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение иностранных инвестиций и др. Контрольные вопросы и задания 1.Почему необходихсударственное воздействие на рыночную экономику? 2.Почему государственное регулирование экономики оказывается не только необходимым, но и возможным? 3.В чем состоят особенности государственного воздействия на экономику? 4.Приведите примеры воздействия государства на экономику, являющегося дополняющим и усиливающим рыночный механизм. 5.Приведите примеры воздействия государства на экономику, компенсирующего ограниченные возможности рыночного механизма. 6.Дайте характеристику функций механизма государственного регулирования экономики. 7.Какова эволюция функций механизма государственного регулирования экономики? 8.Какие закономерности развития современной экономической системы следует учитывать для адекватного понимания роли государственного регулирования? 9.Каковы основные формы государственного регулирования экономики? 10.Сформул<
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6871)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |