Что может быть отнесено к достижениям современной практики государственного регулирования инвестиционной деятельности в Ирландии, Китае, США, Японии?
7. Дайте характеристику основных инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности в России.
ГЛАВА 7 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА 7.1.Роль малого бизнеса в современной рыночной экономике Современная рыночная экономика отличается быстрым ростом и повышением роли малого бизнеса. Такой процесс обусловлен действием объективных общемировых тенденций экономического развития. Обратим внимание прежде всего на существенное усложнение производственных и личных потребностей. Они становятся не только более разнообразными и динамичными, но и специализированными, отражающими запросы отдельных групп потребителей. Поэтому закономерным является переход к гибкому, все более индивидуализированному производству, ориентированному на небольшие по емкости рынки, их отдельные сегменты и ниши. Материальной основой его осуществления становится крупномасштабное внедрение новой техники и новейших, прежде всего информационных технологий. Научно-технический прогресс обусловливает также опережающий рост сферы услуг, появление новых их видов: обработка информации на базе ЭВМ, программное обеспечение, инжиниринг, консалтинг. Такие услуги не требуют значительной концентрации ресурсов и могут успешно осуществляться малыми фирмами. НТП к тому же значительно повысил их конкурентоспособность, обеспечив появление и широкое применение сравнительно малокапиталоемких технологий и оборудования. Изменились общие условия предпринимательской деятельности. Вместо обособленного функционирования крупного и малого бизнеса происходит налаживание между ними взаимовыгодных связей, осуществляемых на контрактной и бесконтрактной основе. В первом случае используются такие формы, как консалтинговое и инжиниринговое обслуживание, субконтракты.Последние, например, предусматривают изготовление и поставку малыми предприятиями комплектующих изделий и деталей крупным корпорациям. Для крупных фирм выгода состоит в сокращении издержек и повышении качества конечной продукции. Мелкие фирмы, специализируясь на производстве ограниченного перечня изделий, получают по существу гарантированный рынок сбыта. В 1970— 1980-е годы производственный субконтракт стал все более сближаться и объединяться с научно-производственным подрядом, наиболее широко распространившимся в таких наукоемких сферах, как производство электронных компонентов, авиакосмической техники и др. Во втором случае речь идет прежде всего о стратегическом альянсе, обеспечивающем координацию на долгосрочной основе производственной и рыночной деятельности двух или трех компаний. Он объединяет фирмы разных отраслей. Достигаемая с его помощью цель состоит в том, чтобы покупка изделия одной фирмы стимулировала сбыт продукции другой. Например, покупка компьютера у какой-либо компании влечет за собой приобретение у стратегического партнера программного обеспечения. Важно учесть еще один принципиальный момент: предпочтение в современной экономике отдается не экономическому росту как таковому, а эффективности, достигаемой прежде всего благодаря гибкости и быстрому приспособлению к изменениям внешней среды. В числе факторов, определяющих высокую жизнеспособность малых предприятий, выделяются: • более гибкая реакция на изменения рыночной конъюнктуры; • умение широко использовать близость к местным рынкам; • хорошее знание клиентуры; • относительная дешевизна продукции (услуг) за счет узкой специализации, применения более дешевых средств производства. Малое предпринимательство играет существенную роль в решении важных социально-экономических задач, в том числе: развития конкурентной среды и обеспечения роста занятости. Следует учесть, что в развитых странах преобладающая часть субъектов предпринимательской деятельности это — малый и средний бизнес. Его доля в общей численности занятых в Великобритании и Германии составляет около 50%, Италии — более 70%, Японии — почти 80%. Количество малых и средних предприятий, приходящееся на 1000 жителей, составляет в странах ЕС — 45, в Японии — 50, в США — 75 человек; ускорения наукоемких процессов и обновления структуры производства. Такой результат достигается тем, что малые предприятия берут на себя освоение принципиально новых технологий, видов продукции и услуг, получая поддержку «венчурного» (рискового) капитала; приближения производства товаров и услуг к потребителям. Речь идет об освоении малыми предприятиями «своих» региональных рынков, о возможностях оперативного отслеживания ими конъюнктуры на определенном географическом сегменте рынков товаров (услуг) и принятия маркетинговых решений, расширении сферы привлечения сбережений населения и капиталов в бизнес, отличающийся относительно большей информационной «прозрачностью». Немаловажное значение имеет и увеличение налоговой базы региональных и местных бюджетов. О значении малого бизнеса в экономике развитых стран свидетельствуют следующие статистические данные: в США доля малого бизнеса составляет в объеме производства около 25%, Великобритании — 30%, Японии — свыше 50%. В США малый бизнес обеспечивает более 20% экспорта, в Японии — около 35%. Основными сферами деятельности малых предприятий являются: бытовое обслуживание населения, торговля, общественное питание, промышленное производство узкоспециализированной продукции (малорентабельной для крупных компаний), программное обеспечение и консалтинговые услуги, брокерские операции на рынке ценных бумаг, операции с недвижимостью, научные исследования и опытноконструкторские разработки. К особенностям управления малым бизнесом следует отнести: неразделенность функций собственника и управляющего — в большинстве малых предприятий собственник сам контролирует свой бизнес, принимая активное участие в управлении; осуществление ряда задач управления (например, налогового планирования, части маркетинговых, кадровых и др.) сторонними специализированными компаниями, что в сочетании с ограниченностью сфер деятельности малого предприятия сокращает численность управленческого персонала и определяет относительно простую организационную структуру управления; быстроту принятия управленческих решений, обусловленную ролью собственника в управлении, динамизмом процессов сбора информации, отражающей состояние спроса и предложения на местных рынках товаров и услуг. Для выделения малого бизнеса государством используются определенные показатели. Наиболее часто применяемыми являются: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, величина его активов. Так, в Японии по действующему законодательству к малым относятся юридически самостоятельные предприятия с числом работников до 300 человек в отраслях промышленности, строительства, транспорта, связи, кредита, коммунального хозяйства, до 100 — в оптовой торговле, до 50 — в розничной торговле и сфере услуг. В США Федеральное статистическое бюро относит к малым предприятиям все те, где количество работников не превышает 500 человек. Управление по делам малого бизнеса в той же стране использует свои критерии, которым должен удовлетворять малый бизнес, а именно: 1) он не может занимать доминирующего положения в своей области; 2) он должен принадлежать независимым владельцам и находиться под их управлением, а не быть филиалом более крупного бизнеса; 3) он должен удовлетворять стандартам по числу занятых (не более 500 наемных работников) или объему годовых денежных поступлений. В России в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о развитии малого и среднего предпринимательства) под субъектами малого предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. В соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительныхмашин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) (в том числе совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ, участникам таких хозяйственных партнерств — бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями); 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: — от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий, — до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек, — выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства. Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. 7.2. Формы государственной поддержки малого бизнеса в развитых странах Малым предприятиям присущ ряд недостатков. В первую очередь — это минимальный стартовый капитал, ограниченные возможности привлечения внешних финансовых ресурсов, невозможность самостоятельного решения капиталоемких задач, более высокий уровень риска, отсутствие или недостаток управленческого опыта у большинства собственников-организаторов бизнеса. Не случайно, например, в США 65% компаний с числом занятых до 20 человек исчезает в первые четыре года своего существования (за это время разоряется только 37% компаний с числом занятых более 500 человек), почти каждая четвертая компания разоряется на первом году функционирования. Для нейтрализации этих и других негативных сторон необходима государственная поддержка малого бизнеса. Именно государство должно создать такие экономические, социальные и правовые условия, при которых реализуемый положительный потенциал малого предпринимательства перекрывает его негативные свойства. Сложилось достаточное разнообразие форм государственной поддержки малого бизнеса. Рассмотрим их содержание. Финансовая поддержка малого бизнеса государством связана с использованием: стимулирующей функции налогов, которая на практике выражается: — в реализации предприятиями прав на прямой вычет суммы расходов (или ее части) целевого характера из суммы налоговых обязательств. Это могут быть, например, налоговые инвестиционные кредиты на исследования и разработки. В США с их помощью возмещается до 20% затрат на создание новой технологии, в том числе на выплату заработной платы, — использовании компаниями ускоренной амортизации основного капитала; субсидий (например, в Великобритании мелкие компании могут получать от государства возмещение от 50 до 65% издержек на консультационные услуги, а также инвестиционные субсидии в размере до 15% капиталовложений, но не свыше 15 тыс. фунтов стерлингов на одно вводимое рабочее место и 50%-ную субсидию на обновление производства (суммой не более 25 тыс. фунтов стерлингов); в США в рамках реализации государственной Программы содействия инновационным исследованиям, проводимым малым бизнесом, предусматриваются гранты в сумме от 50 до 500 тыс. дол.для разработки наиболее перспективных идей); гарантированных кредитов — ссуды предоставляются частными заимодавцами, а участие государства заключается в гарантии, и его средства используются только в случае невыполнения должником обязательств по погашению ссуды. Виды деятельности, на которые могут предоставляться ссуды, отличаются разнообразием: приобретение недвижимости, находящейся у заемщика, но ему не принадлежащей; приобретение машин и оборудования; образование оборотного капитала (например, в США в рамках государственной Программы кредитования Управления по делам малого бизнеса объем покрываемой части ссуды составляет до 500 тыс. дол.). При долевом участии роль государства сравнима с ролью любого другого кредитора, хотя имеются правила, регламентирующие долю первого от общего объема финансирования (почти всегда она ниже 50%). Обычно предпочтение отдается первопроходческим или инновационным объектам; финансовыхресурсов государства для обучения кадров, необходимых при расширении, переоснащении действующих или создании новых малых предприятий (например, предоставление фирме прямой финансовой помощи на покрытие части издержек на обучение или повышение квалификации работников без отрыва от производства); финансовых ресурсов для оказания государственной поддержки малых компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью (например, в США Управление по делам малого бизнеса осуществляет ряд программ содействия компаниям в покрытии их финансовых потребностей, связанных с международными сделками, предоставляет гарантии по ссудам на международную торговлю в размере до 1 млн дол., причем полученные средства можно использовать на приобретение, строительство, реконструкцию, модернизацию, улучшение или расширение производственных мощностей в США, предназначенных для производства товаров или услуг для внешнего рынка). Важную роль в системе государственной поддержки малого бизнеса играет формирование инфраструктуры, обеспечивающей его функционирование и развитие. Ее ключевыми компонентами выступают: бизнес-инкубаторы и другие виды инновационных центров, агентства по трансферту технологий, разнообразные формы нетрадиционного финансирования бизнеса. Бизнес-инкубаторы (БИ) дают возможность малым предприятиям пользоваться помещениями и услугами (телефон, e-mail,факс, ксерокс, охрана и др.) с существенными льготами по размеру оплаты или с освобождением от нее на определенный срок. Степень выживаемости малых предприятий в БИ в целом по странам ЕС составляет 75%, тогда как предприятия, работающие вне этой сферы, выживают, по различным оценкам, в 25—50% случаев по истечении пяти лет с момента создания. Необходимыми источниками финансирования БИ являются региональные и местные бюджеты. Так, в США большинство бизнес-инкубаторов (90%) учреждено как бесприбыльные организации. Результаты опросов, проведенных национальной ассоциацией бизнес-инкубаторов США, показывают следующие направления (цели) их деятельности (% ответов): экономическое развитие региона и расширение занятости — 91,3; диверсификация местной экономики — 60,9; коммерциализация научных исследований — 32,6; внедрение новых технологий в местную промышленность — 23,2; улучшение возможностей для трудоустройства национальных меньшинств и женщин — 20,3; улучшение условий проживания в регионе — 11,6; прочее — 13,8. Широко используемыми нетрадиционными источниками финансирования являются лизинг, франчайзинг, фонды венчурного капитала. Для выяснения роли лизинга представим такую ситуацию. Малое предприятие нуждается в новом оборудовании, которое имеется у определенного производителя (поставщика). Проблема заключается в том, что у предприятия нет денежных средств для покупки оборудования. Возможным вариантом ее решения может оказаться лизинговая сделка. Ее осуществление предполагает, что предприятие обращается в лизинговую компанию, которая специально приобретает это оборудование в свою собственность, а затем передает его предприятию в аренду (во временное платное пользование). Таким образом, лизинг выступает формой не просто аренды, но и целевого финансирования. Заинтересованность малого предприятия как лизингополучателя: 1) не прибегая к заемным средствам и не увеличивая свой капитал, предприятие может приводить в движение большее количество факторов производства; 2) появляется возможность технического перевооружения на основе использования прогрессивной и дорогостоящей техники без больших начальных капиталовложений, что играет важную роль при необходимости структурной перестройки производства; 3) машины и оборудование, полученные по лизингу, не фиксируются на балансе арендатора, следовательно, последний может экономить суммы, равные налогу на имущество; 4) варьируя состав и сроки лизингового договора, предприниматель может успешно бороться с моральным износом технических средств; 5) при стабильных лизинговых платежах предприниматель может уменьшить неблагоприятное воздействие инфляции и роста величины банковского процента;
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (668)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |