Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные конституционные принципы взаимоотношения государства, общества и человека



2019-07-03 246 Обсуждений (0)
Основные конституционные принципы взаимоотношения государства, общества и человека 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Конституционное закрепление основных принципов взаимоотно­шений человека, общества и государства существует во всех циви­лизованных странах мира. Но их набор в значительной мере могут отличаться в зависимости от сущности самого государства. Кон­ституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности инсти­тутов власти. Конституция демократического государства закреп­ляет суверенитет народа, основы социально-политического строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизм реализации власти.

Первоначально конституции регулировали:

- первый блок регулировал права и свободы человека и гражда­нина, защищал человека от произвола государства;

- второй блок определял организацию высшей власти основанной на принципе народного суверенитета и вытекающего из этого принципа представительного правления и разделения властей;

- третий блок определял политико-территориальное устройство, виды территориальных структур, их отношения с центральной властью и между собой.

Развитие общества обусловило развитие конституций и расши­рение круга регулируемых вопросов. В области прав и свобод про­исходит включение в конституции новых прав и свобод. Например, право на охрану окружающей среды. Появились и новые принципы, включающие обязательства государства перед обществом в экономи­ческой и социальной сферах.

Каждое современное государство само определяет основные принципы, регулирующие взаимоотношения государства, общества и человека. Конституции государств закрепляют эти основные прин­ципы, определяя важность тех или иных гарантий, соотношение ко­торых различно в зависимости от политического режима. Но во всех демократических государствах конституционно закреплены важнейшие из них:

- принцип народовластия;

- принцип приоритета прав человека;

- принцип представительного правления и разделения властей;

- принцип приоритета права;

- принцип правовой защищенности человека и граж­данина

- принцип единства права и закона

Конституционный принцип народовластия означает принадлеж­ность всей государственной власти народу (обществу), а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответст­вии с его суверенной волей и коренными интересами. В государст­вах с демократическим строем правления субъектом, созидающим законы, и одновременно объектом их применения является общество в целом. В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную демократию. Представитель­ная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражаю­щие волю тех, кого они представляют — всего народа. Непосредст­венная демократия — это осуществление власти через формы непо­средственного волеизъявления народа или каких-либо групп насе­ления. [9, c.6]

Поскольку, общество, миновавшее полисную стадию самоорга­низации, не в состоянии вырабатывать законы совокупными уси­лиями всех его членов, оно делегирует свои законодательные права специальным людям, которые от его имени и творят законы — принцип представительного правления.

В современных демократически организованных обществах кон­ституционные принципы взаимоотношений человека, общества и го­сударства не позволяют государству пренебрегать интересами об­щества и человека. Принцип приоритета прав человека означает признание этих прав высшей ценностью. Права человека конститу­циями не только провозглашаются, но и гарантируются с помощью правового регулирования. При отсутствии демократии или недоста­точное ее развитии воздействие государства на общество преиму­щественно или исключительно силовое. При этом внешне оно может выглядеть как правовое: издаются конституции, законы и другие правовые акты, однако содержание их — отражает интересы лишь узкой правящей группы. Эти интересы могут быть замаскированы, но их реализация неизбежно вредит интересам общества и чело­века.[7, с.127]

Существуют различные взгляды на права человека и роль го­сударства по отношению к ним, часто противоположные. Например, одни считают, что государство обеспечивает и гарантирует инди­видуальные права человека, другие считают, что их нужно защи­щать от государства. “Подавляющее большинство прав, которые у граждан существуют и записаны в Конституции, могут быть постав­лены под сомнение только одним политическим субъектом — госу­дарством. То есть права и свободы на самом деле надо защищать не в последнюю очередь, а иногда и в первую очередь именно от государства. Каким образом? Единственная возможность — именно разделение властей”. [11]

Кроме конституционного закрепления принципа приоритета прав человека в демократическом государстве должны быть реально гарантирована реализация всех прав и свобод человека. Принцип разделения властей является одной из таких гарантий. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государ­ственной власти означает правовой способ приобретения власти. Власть в го­сударстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадле­жать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политичес­кой бюрократии). В данном случае для власт­вующих неважно, каким путем она им досталась (революция, граж­данская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для право­вого государства характерным является демо­кратический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с пра­вом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на за­конода­тельную, исполнительную и судебную примени­тельно к современным государствам понимается не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятствен­ному осу­ществлению всеми ветвями власти своих функций. Законо­дательная власть (верховная), избранная всена­родно, отражает суверенитет государства. Исполнитель­ная власть (производная от законодательной), назначае­мая представительным органом власти, занимается реа­лизацией законов и оперативно-хозяйственной дея­тель­ностью. Судебная власть выступает гарантом восстанов­ления нарушенных прав, справедливого наказания ви­новных.

Приоритет права — основа правового государства. Принцип приоритета права – это первое необходимое условие государства, основанного на господстве права, отрицание произвола власти и бесправие подвластных. Приоритет права означает:

- рас­смотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

- соединение общечело­веческих нравственно-правовых ценно­стей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитим­ной публичной властной силой;

- необходи­мость идеологически-правового обоснования любых ре­шений государственных и общественных органов;

- на­личие в государстве необходимых для выражения и дей­ст­вия права форм и процедур (конституции и зако­нов, системы материальных и процессуальных гаран­тий и т.д.).

Принцип правовой защищенности человека и граж­данина лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованьями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различ­ных объектов. Непреходящий характер указанного принципа обу­словлен естественным происхождением права, возник­шего, по су­ществу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Абсолютность (тотальность) этого прин­ципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государ­ст­вом (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки:

- равенство сторон и взаимная ответственность госу­дарства и гражданина;

- особые тип правового регули­рования и форма правоотноше­ний;

- стабильный пра­вовой статус гражданина и система юридиче­ских гаран­тий его осуществления.

Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с мно­жеством различных общественных образова­ний и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объе­мом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взи­мать налоги и т.д.). И все же оснований для утвер­жде­ния, что государство располагает большими правами, чем гра­жданин, не существует. В конкретных правоот­ношениях у них рав­ные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответст­венности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

Поскольку презюмируется, что государ­ство и гражданин — равноправные участники правоотно­шений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, ку­пли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в ре­зультате все­народного голосования (референдума). В ней определяются те осо­бые права, которые передаются государству и не могут принадле­жать отдельному граж­данину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства. Устойчивый, стабильный правовой статус гражда­нина (система его прав и обязанностей) и четкий, беспе­ребойно работающий юридический механизм его обеспечения позво­ляют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

Принцип единства права и закона означает, что любой норма­тивно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он дол­жен отражать естественно-правовые начала, соответст­вовать международно-правовым нормам о правах чело­века и гражданина, быть принятым легитимным орга­ном государственной власти, за­конно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и прие­мов, выработанных мировой практикой. Это логически выве­ренные и соизмеримые с гуманистическими принципа­ми правовые конструк­ции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы пра­вового регулирования, последовательные демо­кратичес­кие процедуры принятия законов и др.

 



2019-07-03 246 Обсуждений (0)
Основные конституционные принципы взаимоотношения государства, общества и человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные конституционные принципы взаимоотношения государства, общества и человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)