Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Международная регламентация мировой торговли



2019-07-03 256 Обсуждений (0)
Международная регламентация мировой торговли 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Регулирование внешнеэкономической деятельности в каждой от­дельной стране обязательно отражается на результатах внешнеэко­номической деятельности других стран, так как производство, об­мен и потребление различных стран мира взаимосвязаны и взаимо­зависимы. С углублением и расширением внешнеэкономических свя­зей усиливается роль многосторонней регламентации ВЭД. В каж­дой стране она регулируется национальными нормами права, дву­сторонними соглашениями, региональными, а также многосторон­ними соглашениями в рамках международных организаций.

Международная регламентация внешнеэкономической деятель­ности представлена договоренностями в рамках международных организаций системы ООН и не входящих в систему ООН. Это преж­де всего Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), созданное в 1947 г. для регулирования таможенно-тарифных воп­росов мировой торговли.

Заинтересованность всех стран в либерализации мировой тор­говли нашла отражение в принципах разработки и принятия со­глашений в рамках ГАТТ:

- недискриминация, взаимное предоставление режима наиболь­шего благоприятствования;

- использование преимущественно тарифных мер защиты на­циональных рынков;

- систематическое снижение таможенных тарифов;

- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

 

ГАТТ с 1948 по 1994 г. была единственной международной организацией, регулирующей мировую торговлю. (Решения по торгово-политическим вопросам ряда других организаций, например, ЮНКТАД, носят рекомендательный характер.) ГАТТ представля­ет собой ряд кодексов и соглашений, выработанных и принятых на так называемых "раундах". За время существования ГАТТ было про­ведено 8 раундов. На каждом из них обсуждались вопросы, связан­ные со снижением таможенных тарифов в промышленно развитых странах, в результате чего средневзвешенная ставка импортных тари­фов уменьшилась с 40-60% в 1947 г. до 3-5% в начале 90-х гг.

Национальное таможенно-тарифное регулирование должно быть унифицировано (гармонизировало) с соглашениями и кодек­сами ГАТТ. Это относится как к странам - членам ГАТТ, так и к готовящимся ко вступлению в эту организацию.

На современном этапе роль таможенных пошлин в качестве средства осуществления внешнеторговой политики снижается. Это, конечно, свидетельствует о либерализации международной торговли. Но конкурентная борьба на мировом рынке не прекра­щается, напротив, она обостряется и влечет за собой усиление протекционистских тенденций как на национальном, так и на ре­гиональном уровне (коллективный протекционизм). В условиях функционирования международных организаций, признания международных правил торговли, направленных на ее либерали­зацию, страны пытаются осуществлять протекционизм различ­ными завуалированными средствами, которые получили назва­ние нетарифных ограничений.

Для непосредственных участников ВЭД особое значение имеют соглашения двух последних раундов ГАТТ - Токийского и Уруг­вайского - по урегулированию нетарифных ограничений, т. е. раз­нообразных препятствий проникновению иностранных товаров на внутренний рынок.

По классификации ГАТТ нетарифные ограничения представ­лены пятью группами:

1. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях: суб­сидирование производства экспортных товаров, система государ­ственных закупок товаров.

В Соглашение ГАТТ по субсидиям и компенсационным мерам было введено понятие "специфической" субсидии, т. е. предостав­ляемой отдельному предприятию или группе предприятий. В слу­чае обнаружения того, что импортный товар произведен с субсиди­ями государства, страна-импортер имеет право, в строгом соответ­ствии с установленными процедурами, наложить на ввезенный то­вар так называемую компенсационную пошлину, тогда нацио­нальные и импортные товары будут находиться на рынке в равных условиях. Величина компенсационной пошлины определяется вели­чиной государственной субсидии. Законодательство ЕС относит го­сударственное субсидирование производства в любых формах к не­добросовестной конкуренции. Контроль за соблюдением правил конкуренции возложен на комиссию ЕС, которая имеет право на­лагать штраф на предприятия третьих стран за нарушение правил конкуренции.

2. Таможенные и административные импортные формальнос­ти: антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной сто­имости, требования к товаросопроводительным документам.

Демпинг, по определению ГАТТ, это распространение продук­тов одной страны на рынке другой страны по ценам "ниже нормаль­ных", если оно причиняет или угрожает причинить значительный вред национальным производителям, существенно замедляет созда­ние новой национальной продукции. Под ценой "ниже нормальной" понимается цена ниже мировой иди ниже той, по которой эта про­дукция продается в стране-экспортере. Процедура введения антидем­пинговой пошлины непростая, длительная и если такое решение при­нято, то результаты для экспортера разорительны.

В 1997 г. антидемпинговая пошлина в размере свыше 30% к сто­имости была наложена на российские трубы, ввозимые в государ­ства - члены ЕС.

3. Стандарты и требования, связанные с безопасностью для по­требителей, санитарными нормами, требования к упаковке и мар­кировке.

В последнее время ужесточились ограничения, связанные с обес­печением экологической безопасности. Это:

- запреты на импортные товары, если они содержат опасные ве­щества в концентрации, превышающей предельные значения.

- обязательства по обратной приемке упаковочных и отрабо­танных материалов;

- экологические налоги и т. д.

Одно из соглашений ГАТТ заключено по санитарным и фито-санитарным мерам. В соответствии с ним страны имеют право вво­дить меры с целью защиты жизни и здоровья людей, животных и растений, в том числе с более жесткими нормами, чем существую­щие международные стандарты. Унификацией стандартов зани­маются Международная организация стандартов. Международная электротехническая комиссия. Международная организация мер и весов. Международная организация законодательной метроло­гии и др.

4. Количественные и валютные ограничения экспорта и импорта.

Количественные ограничения - это прямая мера, направлен­ная на сокращение импорта или экспорта. В современной торгово-политической практике применяются два основных вида коли­чественных ограничений: контингентирование и лицензионный порядок. ГАТТ запрещает дискриминационное применение коли­чественных ограничений, под которым понимается их применение к товарам, вывезенным только из каких-то определенных стран. Недискриминационным считается применение количественных ограничений в том случае, если они используются в равной степе­ни в отношении всех стран. Выборочное использование количе­ственных ограничений в отношении отдельных стран разрешает­ся ГАТТ только в том случае, если необходимо добиться равнове­сия платежного баланса или по соображениям государственной безопасности.

Обострение конкурентной борьбы на мировом рынке привело к появлению "добровольного" количественного ограничения, ко­торое принимает на себя экспортер. Так, еще в начале 60-х гг. развивающимся странам было навязано долгосрочное соглашение по текстилю, которое затем переросло в многостороннее (в котором участвует и Россия, приняв на себя "добровольное" ограничение эк­спорта текстиля в Европу и США). Япония "добровольно" ограни­чила экспорт автомобилей в США, Россия - кроме текстиля и изде­лий из него, также некоторых других видов продукции. В случае от­каза экспортера сократить объем вывоза продукции страна-импор­тер может осуществить более жесткие, неприемлемые для экспорте­ра меры, вплоть до запрета ввоза.

Одно из соглашений ГАТТ вводит запрет на "добровольные" ограничения экспорта. Существующие подобные ограничения дол­жны быть устранены в течение четырех лет с момента вступления соглашения в силу. Соглашение также устанавливает порядок про­ведения расследований, предваряющих введение защитных мер на основании ст. XIX ГАТТ, и определяет критерии наличия "серьез­ного ущерба", причиняемого национальной промышленности, от­сутствие которых в прошлом часто способствовало неоправданно­му введению подобных мер. Наконец, оговаривается время действия защитных мер (не более 8 лет), в течение которого должна быть осуществлена модернизация производства и повышена конкурен­тоспособность соответствующей отрасли национальной промыш­ленности.

Что касается ограничения торговли текстилем и одеждой, то в соответствии с соглашениями ГАТТ постепенно, к 1 января 2005 г., мировая торговля этими товарами должна вернуться к торговле по принципам и правилам ГАТТ.

5. И, наконец, пятая группа нетарифных ограничений по клас­сификации ГАТТ - это ограничения, связанные с механизмом пла­тежей: импортные депозиты - средства, вносимые в банк импорте­ром как гарантия последующей оплаты, что приводит к заморажи­ванию денежных средств: налоги и налоговые льготы. Налоги по своему воздействию аналогичны таможенным пошлинам, но пошли­ны регулируются на международном уровне, и государства вынуж­дены с этим считаться. Налоги регулируются только на национальном уровне, введенные налоги на добавленную стоимость, акцизы и т. п. - это внутреннее дело государства. В стоимости товаров, пе­ресекающих таможенную границу, налоги иногда составляют 50%. Налогообложение, как правило, осуществляется или в стране про­исхождения товара, или в стране назначения. Чтобы исключить двойное налогообложение, государства заключают между собой двусторонние соглашения.

Среди соглашений ГАТТ важными являются договореннос­ти по мировой торговле отдельными группами товаров, напри­мер молочными продуктами и говядиной, в соответствии с кото­рыми вводятся некоторые ограничения на государственное регу­лирование цен на них, их производство и экспорт. В результате переговоров на Уругвайском раунде были ликвидированы пошли­ны на некоторые виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное оборудование, офисную мебель, игрушки и фармацевтические товары. Для российских экспортеров имеет значение договоренность об отказе от всех форм регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией, кроме таможенных тарифов.

На Уругвайском раунде было принято соглашение о создании новой договорно-правовой системы регулирования торговых отно­шений и новой организации - Всемирной торговой организации (ВТО), которая сохраняет все основные соглашения ГАТТ и его принципы, поэтому в литературе чаще пишут о ГАТТ/ВТО.

ВТО ставит задачу достижения свободы торговли не просто ее либерализацией, а системой так называемых увязок: решение о по­вышении тарифа на один товар должно быть увязано с либерали­зацией импорта другого товара. Еще одна важная задача ВТО - усиление контроля за соблюдением подписанных соглашений. Оп­ределена процедура слушаний: по торгово-политическому режиму какой-либо страны заслушивается национальный доклад и доклад секретариата ВТО. Такое слушание способствует лучшей информи­рованности и укреплению стабильности на мировых рынках. В рам­ках ВТО создан специальный орган по разрешению споров, возни­кающих в мировой торговле товарами и услугами.

Таким образом, четко прослеживаются тенденции усиления международной регламентации внешнеэкономических связей и контроля за соблюдением международных правил торговли.



2019-07-03 256 Обсуждений (0)
Международная регламентация мировой торговли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Международная регламентация мировой торговли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)