Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ.



2019-07-03 273 Обсуждений (0)
Цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется в настоящее время в России. Новое в государственном регулировании внеш­неэкономической деятельности состоит в самом подходе к роли государства. Этот новый подход принципиально меняет содер­жание роли государства, принципов, на которых оно основыва­ется, содержание функций регулирования ВЭД и их соотноше­ние; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования ВЭД является форми­рование ее законодательной базы, создание благоприятных эко­номических и организационных условий для развития всех ви­дов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за испол­нением субъектами ВЭД действующего законодательства, обес­печения национальной безопасности.

В условиях либерализации ВЭД, необходимости соблюдения международных норм и правил регулирующая роль государства основывается на иных, чем в условиях административно-команд­ной экономики, принципах. Эти принципы государственного регу­лирования внешнеторговой деятельности сформулированы в ст. 4 Закона. Среди них:

- равенство участников ВЭД и их недискриминация;

- защита государством прав и интересов участников ВЭД;

- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во

внешнеторговую деятельность предприятий.

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регули­рование, обеспечение экспортного контроля; определение полити­ки в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Одной из важнейших функций государства является разработ­ка концепции внешнеэкономической деятельности и внешнеэконо­мической политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала государ­ственная монополия внешней торговли, при которой выбор стран-партнеров определялся прежде всего политическими и идеологичес­кими интересами. Переход к рыночной экономике означал призна­ние во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать со­стояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать страте­гию развития ВЭД.

В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в указах Президента была разработана новая концепция, ко­торая предполагала:

- рациональное использование сложившейся сырьевой специа­лизации России в МРТ;

- повышение валютной эффективности сырьевого экспорта;

- расширение рынков сбыта и изменение их географии;

- развитие экспортного потенциала и улучшение структуры эк­спорта;

- развитие инфраструктуры ВЭД.

Этой концепции соответствует новая модель сотрудничества с другими странами, в экономической литературе ее называют "тор­говой" или "конъюнктурной". Она основывается на приближении национальных цен к мировым, предоставлении всем юридическим и физическим лицам права самостоятельного выхода на внешний рынок. Все это - подготовка к решению стратегической цели ре­формы: интеграции в мировую экономику.

Новая концепция внешнеэкономической политики заключа­ется в том, что в современных условиях недостаточно использо­вать сложившуюся специализацию России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую эконо­мику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономичес­кая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта . Центральное место в последней занимает совершен­ствование структуры российского экспорта, повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессив­ных форм международной производственной и научно-техничес­кой кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответ­ствует и новая модель - производственно-инвестиционная, или стратегическая.

Главными признаками этой модели являются:

- охват всего процесса воспроизводства (инвестиционное со­трудничество может начинаться еще на стадии подготовки проекта, а производственное и инвестиционное - на стадии добычи полезных ископаемых и т. д.):

- расширение партнерских отношений со всеми странами толь­ко на основе взаимных экономических интересов;

- совпадение с мирохозяйственной сферой.

Таким образом, при производственно-инвестиционной модели эк­спортно-импортные операции дополняются другими видами ВЭД - производственным кооперированием, инвестиционным сотрудни­чеством. Зарубежный капитал, новые технологии, оборудование по лизингу и т. д. начинают использоваться на всех стадиях воспроиз­водственного процесса - при добыче нефти и ее переработке, при заготовках леса и его обработке, при добыче алмазов и т. п. И тог­да вывозятся не только природные ресурсы, но и продукты их пере­работки.

Международная кооперация способствует повышению эффек­тивности как добычи, так и производства и экспорта, поскольку вывозится не только сырье, но и готовая продукция. Например, эф­фективность экспорта круглого леса составляет 79%, бруса из него - 129, столярных плит -143, а пиломатериалов - 169%.

Производственно-инвестиционная модель может быть сформи­рована при помощи использования отработанных мировой прак­тикой приемов и средств государственного регулирования. Важней­ший шаг в этом направлении сделан в Федеральной программе раз­вития экспорта, которая определила, во-первых, предпосылки со­здания модели - производственные, инвестиционные, научно-тех­нические, а также необходимость увеличения объемов капитальных вложений; во-вторых, последовательность в становлении и разви­тии модели; в-третьих, направления создания модели:

- расширение иностранного инвестирования;

- установление прямых производственных связей между пред­приятиями;

- совместное предпринимательство;

- интеграция отраслей;

- налаживание сотрудничества между территориально - произ­водственными структурами;

- совершенствование структуры внешнеэкономического комп­лекса.

Целью государственного регулирования является создание правовых, экономических и организационных условий, обеспе­чивающих эффективную внешнеэкономическую деятельность на всех ее уровнях. На данном этапе государство должно создавать условия реализации стратегической цели, определенной в Феде­ральной программе развития экспорта: "совершенствование структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенство­вания товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества". Для реализации этой цели необходи­мо решение комплекса задач не только во внешнеэкономической сфере, но и в законодательстве, во внешней политике, организа­ции управления, подготовке кадров и т. д. При решении задач в названных сферах любое государство, в том числе и наше, долж­но учитывать следующие сложившиеся в международной прак­тике принципы:

1. Учет требований международных организаций, например:

- ГАТТ/ВТО в отношении таможенно-тарифного регулиро­вания;

- Всемирной таможенной организации в отношении таможен­ных процедур и их унификации:

- Европейского Союза в отношении соблюдения квот экспор­та отдельных видов товаров, например, текстильных;

- специализированных организаций ООН;

- МАГАТЭ - международного агентства по атомной энергии - по особому требованию к экспорту особых товаров - ядер­ных материалов и оборудования, которые могут быть ис­пользованы как в мирных, так и в военных целях.

2. Либерализация внешней торговли.

3. Торговля по мировым ценам.

4. Введение реального валютного рынка.

5. Сбалансирование платежного и торгового баланса со стра­нами-партнерами.

В соответствии с международной практикой РФ необходимо решать задачи в области внешней политики, которые будут спо­собствовать реализации стратегической цели. Прежде всего, речь идет о вступлении России во Всемирную торговую организацию, при котором двусторонняя внешнеторговая политика России с лю­бым государством превращается в многостороннюю с возможнос­тью рассмотрения торговых споров в структурах ВТО, с усложне­нием процедуры введения количественных ограничений на ввоз российских товаров, с согласованием встречных требований и мно­гим другим.

Во-вторых, это подписание соглашений с зарубежными стра­нами, предусматривающих либерализацию взаимной торговли, ре­шение на уровне межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству проблем структуры и динамики тор­говых потоков между заинтересованными странами. Подписанное между РФ и ЕС соглашение о сотрудничестве способствует продви­жению российских товаров на рынки стран - членов ЕС, на его базе подписано соглашение между РФ и Европейским объединением угля и стали о согласовании условий доступа российских изделий из стали на территорию ФРГ.

В-третьих, задачей в области внешней политики является фор­мирование торгово-политических союзов, дающих возможность противостоять коллективному протекционизму стран - участниц региональных группировок.

Большое значение имеет подписание соглашений по вопросу исключения двойного налогообложения и защиты капиталовло­жений, расширение функций российских торговых представи­тельств за рубежом по консультированию и информированию уча­стников ВЭД, а также государственных органов и общественных объединений.

Особо следует выделить направления внешней политики по отношению к государствам - членам СНГ. Экономические инте­ресы России во многом определяются сложившейся в предшеству­ющие десятилетия глубокой взаимосвязью государств - бывших республик СССР. Экономическая политика России в отношении стран СНГ, как указано в Программе Правительства РФ "Рефор­мы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах", будет направлена на:

- развитие и рационализацию кооперативных хозяйственных связей в масштабах, обеспечивающих поддержание российс­кого производства, снабжение (прежде всего продовольствен­ное) населения;

- сохранение ведущего положения на рынках СНГ, особенно в сфере сбыта российской готовой продукции;

- обеспечение доступа к сырьевым ресурсам, которыми распо­лагают бывшие союзные республики;

- гарантированное и безопасное использование транзитных коммуникаций, обслуживающих экспортно-импортные товаро-потоки России в третьи страны;

- кооперацию и согласованность усилий стран СНГ в струк­турных преобразованиях производства, в оптимизации раз­мещения производственных сил.

Активная экономическая политика в отношении стран ближ­него зарубежья рассматривается правительством как один из рыча­гов оздоровления российской экономики и создания условий ее подъема в перспективе, достижения полноправного членства Рос­сии в мировом сообществе. В этой связи предметом первостепенной важности в двусторонних отношениях России со странами СНГ должны стать:

- выполнение обязательств по взаимным поставкам;

- ликвидация задолженности по товарным поставкам;

- возврат ранее предоставленных кредитов;

- недискриминационный режим транзита российских товаров

по территориям этих стран.

В сфере торгово-экономических отношений реформирование будет осуществляться в процессе формирования зоны свободной торговли и создания Таможенного союза. Большое значение имеет соглашение "Об общих условиях и механизме поддержки производ­ственной кооперации предприятий и отраслей государств - членов СНГ", подписанное в Ашхабаде в декабре 1993 г. В соответствии с ним к поставке товаров и услуг в рамках производственной коопе­рации и специализации производства не применяются:

- ввозные и вывозные пошлины;

- налоги;

- акцизы;

- количественные ограничения.

Каждое из государств, подписавших названное соглашение, определяет перечень предприятия, включенных в кооперационные поставки, и они заключают контракты с предприятиями- партне­рами других государств.

В марте 1996 г. был подписан Договор между Республиками Бе­ларусь, Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федера­цией "Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях". Одна из целей интеграции - формирование единого эко­номического пространства.

Регулирование ВЭД государством означает не только поддер­жку и стимулирование, но и контроль за соблюдением нацио­нальных интересов, обеспечение экономической безопасности. В этих целях в числе других мер следует отметить необходимость усиления контроля за соблюдением российскими экспортерами правил международной торговли, например, связанных с ценооб­разованием. Так, Постановлением Правительства РФ от 2 декаб­ря 1993 г. № 1248 предусмотрены санкции к российским предприя­тиям, прибегающим к методам недобросовестной конкуренции и, прежде всего, к демпингу. Участники ВЭД должны получать ква­лифицированные консультации по мировым ценам на продукцию, предлагаемую ими к экспорту. В прил. 15 дан перечень организа­ций, предоставляющих услуги по информационному обеспечению расчетов цен.

Распоряжением Европейской экономической комиссии от 27 мая 1997 г. с 1 июля были временно введены антидемпинговые пошли­ны на ввоз бесшовных труб из железа и стали в страны-члены ЕС. Размер пошлины очень высок - 32,9% от таможенной стоимости. Пострадают Первоуралъский, Северский и другие уральские заво­ды, а также Таганрогский металлургический завод, который постав­лял в Италию в больших количествах некачественную продукцию по ценам ниже мировых. Итальянские производители труб в ноябре 1966 г. обратились в ЕЭК с требованием начать процедуру анти­демпингового расследования, так как из-за экспансии на итальянс­кий рынок бесшовных труб Таганрогского металлургического за­вода "Тагмет" в 1995-1996 гг. разорились четыре компании, произ­водившие трубную продукцию, число сокращенных рабочих мест составило 13 тыс.

Валютное регулирование - одна из форм государственного воз­действия на участников ВЭД в целях защиты национальных инте­ресов. Это воздействие осуществляется на основе закона РФ "О ва­лютном регулировании и валютном контроле". Наиболее распрос­траненный метод валютного регулирования внешней торговли - обязательная продажа части валютной выручки за национальную валюту.

Методом валютного регулирования являются так называемые "валютные ограничения": государственный контроль за валютны­ми операциями, сосредоточение валютных операций в уполномо­ченных банках, ограничения на вывоз капитала и др.

Усиление контроля со стороны государства проявилось во вве­дении паспортов сделок: экспортных - для контроля возврата ва­люты, импортных - для контроля за обоснованностью перечисле­ния валюты и паспортов бартерных сделок'.

Государственное регулирование ВЭД во всех странах направле­но на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые на­рушают нормальное функционирование процесса внутреннего вос­производства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоп­риятные социальные последствия. В Законе экономическая безопас­ность определена как состояние экономики, обеспечивающее доста­точный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ. неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным вне­шним и внутренним угрозам и воздействиям.

Регулирующая роль государства реализуется посредством при­менения экономического и административного методов. Оба эти ме­тода, их инструментарий, а также институциональные структуры, проводящие в жизнь эти методы, определены в Законе и довольно подробно описаны в Федеральной программе развития экспорта.

К экономическому методу относятся меры, связанные с исполь­зованием стоимостных категорий - кредитов, налогов, таможенных пошлин, системы гарантий и страхования экспортных кредитов. Одно из важнейших направлений поддержки экспорта, особенно товаров высокой степени обработки, связано с использованием мер налогового регулирования, с возвратом НДС экспортерам. Эконо­мический метод используется и при регулировании импорта посред­ством таможенных тарифов и ввозных пошлин и путем использо­вания различных видов пошлин.

 

4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Под административным методом регулирования понимают си­стему организационно-правовых и специальных мер: количествен­ные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный кон­троль в отношении определенных видов товаров, установление го­сударственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров.

Правительство РФ в соответствии с общепринятыми норма­ми международного права может принимать защитные меры для устранения серьезного ущерба производителям или предотвраще­ния его. Под общественным ущербом понимается общее ухудше­ние состояния отечественного производства в данной отрасли, от­ражаемое в показателях сокращения производства или рентабель­ности. Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта могут так­же устанавливаться исходя из национальных интересов.

С этой целью органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимо­действующих на внешнем рынке.

Международные торговые договоры. Они определяют об­щие пути развития экономических отношений между государст­вами, устанавливают торгово-экономический, политический ре­жим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расче­тов, сроки сотрудничества и т.д. В договорах могут быть зафик­сированы долгосрочные соглашения -5-10 лет и более - о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется и заклю­чение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Со­глашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют раз­витию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

В странах с рыночной экономикой условия международ­ных договоров, соглашений и протоколов состоят из обязатель­ной части, обеспечиваемой законодательными актами, и индика­тивной, определяемой экономической заинтересованностью пред­принимателей.

Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наи­более благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствую­щие субъекты договорившихся сторон пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

Таможенные формальности. В их основе лежит таможен­ный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможен­ный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой го­сударства. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования та­рифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за на­рушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Та­моженные формальности являются одними из самых эффективных методов регулирования ВЭД.

Контингентирование и лицензирование. Контингентиро­вание экспорта и импорта - это количественные или стоимо­стные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определен­ный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Лицензирование - это система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт то­варов. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продук­ции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешне­экономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реали­зации, но не более, чем на один год.

Контингентирование осуществляется установлением ре­жима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объ­ема установленной квоты. Используются следующие виды экс­портных (импортных) квот (контингентов): глобальные, группо­вые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой су­дебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностран­ных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приоста­новить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.

Ценовые преференции. Их устанавливают в законодатель­ном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энерге­тические компании США имеют право размещать заказы на им­портное оборудование только в том случае, если цены на него бу­дут ниже цен американских производителей как минимум на 6 %.

Технические процедуры. Они устанавливаются в законода­тельном порядке государственными организациями и представ­ляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия им­портируемой продукции требованиям международных и нацио­нальных стандартов, отраслевых норм и технических предписа­ний.

Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лаборато­риях на соответствие их свойств требованиям стандартов по тех­ническим, санитарным, технологическим, радиационным показа­телям.

Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.

Импортные процедуры. Представляют собой правила про­ведения импортных операции при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести меж­дународные торги с целью выяснения наиболее выгодного про­давца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экс­портных операций.

Оперативное регулирование ВЭД. Правительство Россий­ской Федерации, Министерство внешних экономических связей, Государственный таможенный комитет Российской Федерации могут приостановить операции участников ВЭД в случае постав­ки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснован­но низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешне­экономических операций применяется как к отечественным субъ­ектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения зако­нодательства.

 

Согласно ст. 15 Федерального чакона "О государственном ре­гулировании внешнеторговой деятельности", нетарифные ограни­чения во внешней торговле, в том числе лицензии на экспорт и им­порт конкретных видов продукции и запреты на них, будут вво­диться исключительно в целях обеспечения законности и правопо­рядка в стране, сохранения обороноспособности государства и меж­дународной безопасности, охраны здоровья населения, защиты ок­ружающей среды, сохранения культурного, исторического и архео­логического наследия России.

В настоящее время в РФ подлежат лицензированию следующие группы товаров;

При экспорте:

- товары и технологии двойного назначения, т.е. используемые как в мирных, так и в военных целях;

- оборудование, материалы и технологии, применяемые при создании ракетного оружия;

- наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые ве­щества, минеральные удобрения;

- ресурсы животного и растительного происхождения;

При импорте;

- трансграничные перевозки опасных отходов;

- озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция;

- спирт этиловый и водка;

При экспорте и импорте:

- ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии;

- радиоактивные вещества и изделия на их основе;

- драгоценные металлы;

- лекарственные средства и фармацевтические субстанции;

- химические вещества защиты растений.

 



2019-07-03 273 Обсуждений (0)
Цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)