Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ.
Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности - "дозволено все, что не запрещено", недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ, ряде законов: "Об инвестиционной деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "Об акционерных обществах", "О финансово - промышленных группах", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг" и др. Изменения в экономике привели также к радикальным изменениям во внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешней торговли, предоставлении права участия во ВЭД всем юридическим и физическим лицам, организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования ВЭД и т. д. Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена: - международными правилами и нормами, подписанными РФ. международными договорами России с другими странами: - национальным - законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами. Создание системы правового регулирования ВЭД - длительный процесс, который несет на себе отпечаток развития как национальной экономики, так и международных обязательств РФ, предстоящего вступления во Всемирную торговую организацию. Поэтому в ряд законов, принятых в 1991-1993 гг., уже внесены изменения и дополнения. К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие: "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; "О валютном регулировании и валютном контроле"; "О таможенном тарифе"; "Об иностранных инвестициях"; "Таможенный кодекс Российской Федерации". Особо остановимся на регулировании иностранного предпринимательства. Основой его является закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" с внесенными в него изменениями и дополнениями (июль 1995 г.). Закон устанавливает формы иностранных инвестиций, гарантии, правовое положение иностранных предпринимателей, правила регистрации. В соответствии с Законом, иностранное инвестирование может осуществляться не только путем долевого участия при создании СП, приобретения долей участия в существующих предприятиях, акций, паев, ценных бумаг, но и путем создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным предпринимателям. Для практики важно и то, что законодательство прямо предусматривает возможность участия иностранных инвесторов в осуществлении разгосударствления и приватизации. Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г. № 1431-1 (изменен и дополнен 24 декабря 1993 г.) предусматривает, что приобретение таких предприятии иностранными физическими и юридическими лицами регулируется этим Законом, законодательством РФ об иностранных инвестициях и другими законодательными актами. Для иностранных предприятий исключительно важен вопрос о гарантиях. Для любого инвестора опасны национализация, т. е. возможность отчуждения его собственности и перехода ее в собственность государства, а также применение иных принудительных мер (например, национализация, проведенная в советской России и других странах Восточной Европы). Все это обостряет вопрос о гарантиях и делает необходимым их установление во внутреннем законодательстве и в международных договорах России с другими странами. Общее представление о гарантиях иностранных инвестиций дает следующий их перечень, предусмотренный российским законодательством. Это гарантии: - от изменения законодательства; - от национализации и реквизиции: - при прекращении инвестиционной деятельности; - перевода платежей в иностранной валюте, доходов; - сумм, полученных при исполнении договорных обязательств; - сумм, полученных в связи с ликвидацией или продажей; - компенсаций при национализации; - компенсаций при возмещении убытков; - использования прибылей в национальной валюте каждого государства. Определение круга лиц, которые являются иностранными инвесторами, имеет существенное практическое значение. Во-первых, от признания лица иностранным инвестором зависит предоставление ему соответствующих льгот, которые устанавливаются внутренним законодательством и международными договорами. Во-вторых, статус иностранного предпринимателя имеет значение при регистрации, допуске к осуществлению хозяйственной деятельности. В-третьих, если лицо признано инвестором в определенном государстве, на него могут распространяться гарантии и другие условия, предусмотренные международным договором с соответствующей страной, а также дипломатическая защита со стороны государства - страны инвестора. К числу иностранных инвесторов в России относят следующие категории субъектов: 1. Иностранные юридические лица. 2. Иностранные физические лица: а) иностранные граждане; б) лица без гражданства. 3. Отечественные граждане, проживающие за рубежом. 4. Международные организации. 5. Иностранные государства. Предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для предприятий законодательством. В России на них распространяется действие закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 30 ноября 1994 г. и Федерального закона "Об акционерных обществах" от 13 июня 1996 г., с 1 января 1995 г. в отношении предприятий с иностранными инвестициями действует часть первая Гражданского кодекса РФ 1994 г., а с 1 марта 1996 г. - и вторая часть Гражданского кодекса РФ. Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано различными способами. Во-первых, путем его учреждения, во-вторых, в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, в-третьих, путем приобретения такого предприятия полностью. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется Государственной регистрационной палатой при Министерстве экономики РФ. Палата ведет государственный реестр предприятий с иностранными инвестициями, сводный государственный реестр аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний и регистрацию российских инвестиций за рубежом. Сама же регистрация предприятий в России, независимо от их вида, осуществляется в соответствии с Положением "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", которое утверждено Указом Президента РФ от 8 июдх 1994 г. № 1482 с соблюдением особенностей, оговоренных в "Законе об иностранных инвестициях". Есть и децентрализованная система регистрации. В Санкт-Петербурге регистрация предприятий с иностранными инвестициями проводится в соответствии с правилами, утвержденными мэром города. Необходимо подчеркнуть, что размер уставного капитала (фонда) предприятия с долевым участием иностранных инвестиций, независимо от организационно-правовой формы, не может быть менее 1000-кратного размера минимальной оплаты труда в месяц, который установлен законодательством РФ на дату представления учредительных документов для регистрации. Кроме названных источников права (Международные договоры и национальные законы) существуют негосударственные источники права, которые широко используются в практике ВЭД. К ним относятся: 1. Публикации Международной торговой палаты, например, Международные торговые термины - "Инкотермс-90", "Унифицированные обычаи и практика для документарных аккредитивов" . 2. Документы Европейской экономической комиссии ООН, например, общие условия поставок, проформы контрактов и т. п. 3. Обычное право (обычаи и обыкновения)'. 4. Судебно-арбитражная практика. Законодательство признает в качестве регулятора ВЭД контракты между непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности, но это такой регулятор, который основывается на нормах национального права, имеющих обязательный (императивный) характер, и нормах международного права, носящих диапозитивный характер, когда стороны имеют право отступать от этих норм. Диспозитивным характером обладают международные конвенции, например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.). Диапозитивные нормы права играют большую роль во взаимоотношениях иностранных партнеров, так как способствуют единообразию в понимании самих терминов, прав и обязанностей сторон, не требуют знания законодательства страны иностранного партнера, способствуют ускорению проведения переговоров. Все регуляторы ВЭД должны действовать в системе, не противоречить друг другу. Через нормы права осуществляется защита участников ВЭД, интересов общества в целом. Любые внешнеэкономические операции оформляются международным контрактом. Обязательства по контракту могут быть одной из сторон не выполнены, что причинит ущерб второй стороне. И если урегулировать спор не удается, потерпевшая сторона может обратиться в государственный суд или в арбитраж. Это может быть арбитраж или страны одной из сторон, или третьей стороны. Однако место арбитражного разбирательства определяется при подписании самого контракта, это так называемая "арбитражная оговорка". В РФ действует закон "О международном коммерческом арбитраже", вступивший в силу 14 августа 1993 г. Этот закон соответствует типовому закону, разработанному комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). В России созданы также постоянно действующие третейские суды, например, при Московской торгово-промышленной палате могут создаваться арбитражи "аd hос", т, е. для рассмотрения конкретного спора. Этот вид арбитража действует в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛа.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |