Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приоритеты внешней политики Израиля в Ближневосточном регионе



2019-07-03 218 Обсуждений (0)
Приоритеты внешней политики Израиля в Ближневосточном регионе 0.00 из 5.00 0 оценок




В начале 90-ых гг. для Израиля оставался наиболее важным вопрос урегулирования ближневосточного конфликта и начала мирного процесса. Центральным событием стало взаимное признание ООП и Израиля в рамках подписания Декларации принципов (соглашение Осло-1, 1993 г.). Подписание данного документа послужило заключению соглашений в 1994-1995 гг., а также к созданию ПНА, проведению выборов на Западном берегу и в Секторе Газе. Следует заметить, что реализация соглашений шла медленно, не наблюдалась особенная продуктивность, однако она тем не менее шла, несмотря на происходившие тогда акты насилия и терроризма.

Центральную роль в ходе переговорного процесса между Израилем и Палестиной играли посредники – США. Этот факт имеет одинаково и положительные, и отрицательные стороны. Палестинская сторона брала во внимание существование посредника в лице Штатов, и в ходе очередного обострения переговорного процесса ждала помощи от американской стороны, надеясь, что она сможет повлиять на дипломатических представителей Израиля. То есть, от израильской стороны ожидалась готовность идти на компромиссы. Сложившаяся ситуация представлялась американцам выгодной, поскольку позволяла всегда оставаться в ближневосточной политической игре[25]. Так, например, палестинский исследователь Хусейн Агха обвинял американцев в частности в том, что саммит в Кэмп-Дэвиде в 2000 г. оказался провальным и проведенным в неподходящее время. США тогда выступали с четырех разных позиций: в роли самого значимого гаранта предполагаемого мирного соглашения, в роли защитника мирного процесса, стратегического союзника Израиля и его партнера по культуре. Таким образом, Х. Агха придерживался мнения, что такое «распыление» по никак не связанным между собой аспектам невозможно.

 

Как результат, неудачные переговоры в Кемп-Дэвиде ознаменовали собой провал процесса Осло, который заключался в постепенном и размеренном урегулировании израильско-палестинской конфронтации. Окончанием такого поэтапного урегулирования послужила начавшаяся в 2000 г. вторая интифада, которая заставила израильтян и палестинцев вновь втянуться в очередной конфликт.

 

Однако следует заметить, что в процессе Осло в 1993 г. есть определенно положительные черты. На следующий день после подписания соглашений между Израилем и ООП, израильский премьер-министр Ш. Перес посетил Марокко с официальным визитом. По итогам этого визита были установлены дипломатические связи с данным государством, а позже, вслед за Марокко, решение об установлении дипломатических отношений приняли Тунис, Оман, Катар, Мавритания, Джибути, Сейшельские острова. Однако часть этих государств позже отказались от своего решения под давлением Египта, настоявшего на сохранении единства мусульманских стран. Позже, однако, И. Рабин нанес визит в ряд других арабских государств – Оман, Катар, Бахрейн. Между Израилем и арабскими государствами стали устанавливаться торговые экономические отношения, и вопрос об единении мусульманских государств уже не стоял так остро – страны стали выходить на новый уровень международных отношений.

 

В 1992 г. к улучшению отношений с Израилем стремилась Турция, которая повысила свое представительство в Израиле на более высокий уровень – было создано посольство. Главы государств в течение этого времени обменялись официальными визитами, показав таким образом желание и заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве. А в 1996 г. был подписан израильско-турецкий Договор о свободной торговле, после подписания которого были отменены таможенные пошлины более чем на 200 товаров.[26] Кстати сказать, Турция является одним из первых государств, признавших Израиль в 1948 г.

 

Особенно хочется отметить установление прочного дипломатического сотрудничества между Израилем и Китаем, но также выделить роль США в их отношениях. Для Израиля емким рынком сбыта оружия является Китай, по этой причине сотрудничество с КНР в сфере военно-технического сотрудничества представляется чрезвычайно выгодным. Однако из-за давления США отношения между странами не могут развиваться и выходить на новый уровень. В 2000 году была отменена сделка по поставке Китаю самолетов ДРЛО на сумму 1 млрд долл., а затем и многомиллионная сделка по поставке противоракетных беспилотников (БПЛА) «Harpy». Известны также случаи отмены сделок с Китаем по продаже автотранспортных средств (произведенных в одном израильском кибуце), которые передвигают боевые самолеты. Отмены подобных сделок происходили под предлогом того, что эти автомобили могут значительно улучшить боеспособность китайских ВВС. В том же 2000 году сделка по поставке Индии противоракеты «Хец» была отменена также под давлением США. В таких ситуациях, безусловно, ставится под угрозу репутация Израиля как надежного поставщика. Имея подобных опыт несостоявшихся сделок, партнерам Израиля каждый раз приходится учитывать риск отмены сделки даже на поздних стадиях.

 

Кроме отмененных сделок по поставкам вооружений, из-за которых Израиль несет колоссальные финансовые потери, ВТС с США зачастую используется как инструмент оказания политического давления на Израиль. Существует несколько способов оказания политического давления. Прежде всего, США угрожают урезанием военной помощи, которая, как уже было сказано выше, составляет примерно 3 млрд долл. в год. И хотя попытка урезать пакет помощи может быть довольно действенной, она может привести к открытой конфронтации в Конгрессе (поскольку произраильское лобби оказывает свое давление на Конгресс).

 

Помимо сокращения военной помощи, США также могут активно использовать уменьшение экономической помощи, например, сокращать размер экономической помощи на сумму, которую Израиль тратит на строительство поселений на Западном берегу реки Иордан. В январе 1992 года первая администрация президента США Дж. Буша-старшего заявила о том, что задерживает выдачу Израилю гарантий на мобилизацию коммерческих займов в размере 10 млрд долл. до тех пор, пока Израиль не заморозит строительство поселений и не согласится присутствовать на Мадридской конференции по проблемам мира. В ходе нескольких раундов переговоров было предложено несколько вариантов: уменьшить размер коммерческих займов США Израилю на сумму равную затратам Израиля на строительство поселений, уменьшить годовую сумму займов или позволить Израилю все-таки закончить строительство уже начатых домов, при этом официально запретив строительство новых. Надо отметить, что тогда ни один из предложенных вариантов не удовлетворял требованиям обеих сторон и ситуация зашла в тупик, ее разрешение было отложено до рассмотрения нового законодательства об иностранной помощи в 1993 году. Однако в июне 1992 года в результате прошедших выборов в Израиле неуступчивое правительство партии Ликуд было расформировано и новое правительство возглавил Ицхак Рабин, благодаря которому отношения между странами улучшились и стало возможным подписание соглашений в Осло. Безусловно, финансовое давление США сыграло в этом не последнюю роль.

 

30 сентября 1993 года президент США уведомил Конгресс о том, что размер займа Израилю будет уменьшен на сумму равную затраченной сумме на строительство поселений на оккупированных территориях[27]. В 1994 году займ был уменьшен на 437 млн долл., в 1995 году на 216,8 млн долл., в 1996 на 60 млн долл., в 1997 году сумма займа была урезана также на 60 млн дл. Итого, заем в 10 млрд долл. (2 млрд долл. в год), на период с 1993 по 1996 годы, был урезан на 774 млрд долл. из-за строительства поселений.

 

Другим «политическим рычагом» может быть аннулирование договоров о стратегическом сотрудничестве. Между Пентагоном и Армией Обороны Израиля, а также между разведывательными службами двух стран существует ряд договоренностей, официально зафиксированных в договорах. Для того чтобы оказать влияние на Израиль, США могут откладывать подписание таких договоров или аннулировать уже подписанные соглашения. Таким образом, например, в 1982 году администрация президента США Рейгана заморозила действие вступивших тогда в силу соглашений о стратегическом сотрудничестве[28].

Согласно вышесказанному, можно наблюдать то, насколько многогранны направления внешней политики Израиля. Особенное налаживание дипломатических контактов можно наблюдать после событий 1993 г. – подписаний соглашений в Осло. Авторитет Израиля на международной арене возрос в связи с событиями по попытке урегулирования ближневосточного конфликта. Таким образом, некоторые дипломатические связи с государствами, выраженные в экономическим, военно-техническом, политическом сотрудничестве, сохранились до сегодняшнего времени и упрочнили свои позиции.



2019-07-03 218 Обсуждений (0)
Приоритеты внешней политики Израиля в Ближневосточном регионе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приоритеты внешней политики Израиля в Ближневосточном регионе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)