Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава III . Роль мужчины и женщины в абхазской семье



2019-07-03 1665 Обсуждений (0)
Глава III . Роль мужчины и женщины в абхазской семье 0.00 из 5.00 0 оценок




Для уяснения эволюции семейных отношений известный интерес представляет также рассмотрение внешних взаимоотношений, ставших впоследствии эти­ко-моральными нормами поведения жениха и невесты, мужа и жены, но первоначально имевших, очевидно, со­вершенно другой смысл и содержание.

Из запретов или ограничений в связи с браком мы должны обратить свое внимание, прежде всего, на скры­вание молодых, в данном случае жениха. Его значение видно хотя бы из того, что, как мы увидим дальше, неко­торые исследователи находят возможным положить в основу классификации брачных обрядов на Кавказе именно этот момент скрывания жениха.

Нечего и говорить, что во время свадьбы жених не мог войти в амхару, - это по старым обычаям совершенно не­допустимое дело. Не только в амхаре, но его не видно вооб­ще на свадьбе; скрываясь от взоров всех старших, особен­но своих родственников, закутанный в бурку и башлык, он идет туда, где их нет - в лес, сарай или же сидит где-нибудь в соседском доме, где иногда предается с друзьями разгуль­ному веселью. Пока свадьба полностью не закончится, пока хоть один гость, особенно из числа приехавших с невестой, остается в его доме, он не покажется туда.

Жениха всюду со­провождает один из его друзей, который выступает для него как посредник, защитник, помощник. Этот ближай­ший друг и прислужник жениха должен быть одного с ним возраста, во всяком случае, не старше его. Назначение этого друга - помогать жениху выполнять все обычаем предписанные правила поведения, главным из которых является необходимость скрываться от старших.

Муж и жена до года и даже гораздо больше после свадь­бы не показывались вместе старшим в роде жениха. Когда свадьба целиком завершена и никого из гостей у хозяев не останется, а домашние все уже спят, только тог­да втихомолку и под покровом ночной темноты абхазский жених вводится в амхару тем же его приближенным про­вожатым. Вскоре последний незаметно или под каким- нибудь предлогом уходит, и молодые, наконец, остаются одни вдвоем в своем брачном домике.

Как правильно замечает Л. X. Акаба, в семейном быту современных абхазов «не менее ярко выражается новое и во взаимоотноше­ниях между членами семьи», главным образом, между мужем женой.[66]

Весьма сложными и тягостными были отношения меж­ду супругами, особенно в больших семьях, в которых жили и старики. Долгое время супруги соблюдали обычай из­бегания. Например, жена не должна была разговаривать с мужем в присутствии старших родственников как по отцовской, так и по материнской линии мужа. «Муж и жена никогда не называли друг друга по имени, заменяя его местоимением «ты». «При посторонних жена никогда не садилась в присутствии мужа, не ела с ним за одним сто­лом». Только с достижением преклонного возраста эти строгие нормы поведения несколько смягчались. «Пожилая женищна, мать семейства, получала право и при старших родственниках сидеть, разговаривать с мужем, имела право появляться с ним вне дома».[67]

С вовлечением женщины в общественное производство возросла и ее роль в общесемейном бюджете. В современ­ных условиях, работая наравне с мужчиной во всех без исключения областях производственной жизни села, жен­щина зарабатывает не меньше мужчины. К тому же па из­менение положения женщины в семье определенное влия­ние оказывает авторитет, которым она в обществе поль­зуется, ибо проявляемое последним к ней уважение не мо­жет не находить отзвук и в отношениях между ею и супругом, с которым она работает, как правило, в одном кол­лективе. Немалое влияние оказали на характер взаимо­отношений между супругами также политические и юриди­ческие права, предоставляемые женщине законодательством.[68]

Все это привело к фактическому равенству супругов, об этом свидетельствует даже такой, на первый взгляд кажу­щийся мелким, но накладывающий отпечаток на характер тех или иных отношений между членами семьи, факт, что семенная касса находится в основном в руках старшей жен­щины; она же в основном занимается расходованием бюджетных средств, разумеется, согласованно с мужем и дру­гими взрослыми домочадцами. Дом и хозяйство юридичес­ки оформлены па старшего мужчины, то есть на главу семьи, но без ведома жены, по существу, он не решает ни одного серьезного вопроса, ибо экономическое равноправие супругов не допускает его к единоличному решению важных семейных вопросов.[69]

Дружеское и заботливое отношение супругов друг к другу стало теперь обычным явлением. В основе взаимо­отношении между супругами лежат любовь и уважение друг к другу, вызванные как равенством супругов в семье, так и браком, заключенным только по взаимной согласованности.

Необходимо подчеркнуть, что тактичное отношение мужчины к женщине весьма ценилось у абхазов. И в прош­лом, занимая подчиненное положение, абхазка однако со­вершенно не знала грубого обращения. Обидеть женщину считалось позором. Подобное отношение к женщине объя­снялось, конечно не только пережитками патриархально-­родовых воззрений, но и тем, что вся родовая группа жен­щины, и в первую очередь родители, братья и другие ее ближайшие родственники, стояла на страже ее интересов. Оскорбление жены немедленно привело бы к разводу и мес­ти со стороны ее родственников[70].

Все более уходит в прошлое строгое разграничение в личном подсобном хозяйстве на мужские и женские работы, па которые обращали внимание еще дореволюционные ав­торы. «Полевые работы по сбору фруктов, винограда и при­готовлению вина лежат исключительно на хозяина дома,— писал, например, тот же Н. М. Альбов. — На нем лежит и обязанность припасать валежник для костра и иметь прис­мотр за скотом — гонять его на пастьбу и обратно, доить коров и коз». В отношении последнего обстоятельства Г. А. Рыбинский отмечал также, что «щадя...силы женщи­ны абхазец не стыдится доить коров, что даже как-то не­йдет к его боевой воинственной фигуре».[71]

И до сих пор сельские условия в Абхазии не исключают частичного существования в семье половозрастного разделе­ния труда. По традиции мужчина отвечает за состояние жи­лых и хозяйственных построек, несет ответственность за приусадебный участок (мужчина обрабатывает участок; выращивает на нем кукурузу, виноград, мандарины и пр., за исключением фасоли, овощей и бахчевых культур, считаю­щихся делом хозяйки дома), за все виды сельскохозяй­ственных орудий и за скот. В обязанности мужа входит так­же обеспечение семьи дровами и мукой.

Женщина в настоящее время освобождена от таких трудоемких работ, как размол зерна па ручной мельнице, выращивание льна, конопли, обработка шерсти, прядение, тканье, выделка сафьяна и изготовление одежды. Но до сих пор чисто женскими делами считаются уход за детьми, приготовление пищи, переработка молочных про­дуктов, стирка, уборка и другие работы, связанные с под­держанием чистоты и порядка в доме. В ее обязанности входит также разведение домашних птиц и свиней. Дойка коров, буйволиц и коз падает как на мужчину, так и на женщину, в зависимости от степени занятости каждого из: них.[72]

Однако выявляется тенденция ломки старых традиций, особенно в семьях, состоящих из молодых супругов и детей. Здесь муж и жена, не стеснены присутствием старших, свободно, без боязни помогают друг другу во всех домаш­них делах. Нередко можно увидеть молодого отца, который наравне с женой ухаживает за несовершеннолетними деть­ми, что считалось в прошлом неприличным для мужчины. В таких семьях уходит в прошлое и табуация имен, считав­шаяся прежде непременным условием. Супруги не назы­вают друг -друга по имени только тогда, когда в доме при­сутствуют представители старшего поколения, особенно их родители. Говоря об этом обычае, следует отмстить, что степень соблюдения его зависит еще от природы социальной принадлежности семьи. Как правило, он не имеет большой силы в тех семьях, где большинство членов принадлежит к интеллигенции.[73]

Разделение занятий на мужские и женские - «ахаҵаус» и «аԥҳәысус» - отнюдь не препятствовало взаимоотношению супруг, наоборот, служило регулятором «деловых» отношений между ними. Каждый из них четко знал область своего труда, своей ответственности. Оно соблюдалось в бытовой и хозяй­ственной жизни любой семьи, независимо от ее формы и соста­ва. Однако регламентированность занятий по половому принци­пу, в данном случае супруг, не запрещала «нарушение» границ между ними. По мере необходимости они помогали друг другу.

Слаженность во внутренней организации семьи, равно как и уро­вень ее материального благосостояния, во многом определяла и ме­сто главы семейства в общественных отношениях: ухатәы ӡбаны, ӡбара уца - «сперва реши свои дела, а потом иди судить других». А общественное мнение о супруге его как хозяйке складывалось в соответствии с ее умением руководить женской половиной дома, вести внутренние дела, а также и степенью хлебосольства.

Секрет слаженности и благополучия семьи заключался в ре­альности взаимодействий ее главы со своей женой. Осознавая то, что слушая только самого себя, не сохранишь семейную монолитность, в решении жизненно важных вопросов он, как бы инкогнито, без свидетелей, советовался с ней: иш8аҟаҳҵари, бара? - «как нам делать?». Несмотря на то, что в решении про­блемы последнюю точку ставил он, как главное действующее лицо. Если даже мнение жены не устраивало его, он как мужчи­на, по отношению к ней не позволял себе грубости, наоборот, «с его стороны, как сознающего свою силу и превосходство проявлялись элементы рыцарского снисхождения к слабому»10. В случае же раздора между ними, муж в то же время имел право дернуть ее , но без рукоприкладства. Настоя­щий мужчина «это считал не только ниже своего достоинства, но и несогласным с обычаем. Много терял в общественном мне­нии тот, кто позволял себе насилие или непочтительное отноше­ние к женщине вообще». Рукоприкладство не прощалось и ее родней, главным образом, братьями. Уход жены к своим родным по такому поводу не подлежал оправданию. Он мог перерасти во вражду между сторонами, особенно, если у них не было еще детей, ради которых можно было как-нибудь разрядить обста­новку. Главной причиной развода супружеской пары могла быть только измена со стороны жены. Тогда вражда исключалась - опозоренная поведением дочери родня не имела права голоса: «рылахь ада 8ҵәан» - досл., «кровеносный сосуд во лбу у них был порван». Другой причиной развода являлось бесплодие жен­щины, но и в том случае находили выход из положения. По ини­циативе самой жены в дом мужа приводили другую женщину, в качестве второй жены, т.н. авартәа - присаженную. На первый взгляд выглядевший как полигамия, обычай этот представлял вынужденную меру и общественность относилась к нему с по­ниманием. И женщины, как правило, уживались в мире и со­гласии, сообща занимаясь домашними делами и, конечно же, воспитанием детей второй.

Супруги могли прибегнуть к разводу и в слу­чае «несходства характером» ҟазшьала иеиқәымшәар, - в большей частностью, в начальный период совместной жизни, но появление у них детей предотвращало его. Но, если развод был необратим даже и при наличии детей, допустим, по инициативе жены, то дети оставались в отцовском доме, она забирала лишь свое приданое аихраҵага. А когда инициатива исходила от мужа, дети уходили вместе с матерью к ее родителям, тогда ей принадлежала и половина общего имущества без исключе­ния. А вообще развод аилыҵра как таковой в семейном быту абхазов представлял собой редкое явление.

 Со слов информатора Куклы Арсановна Адлейба Губаз, 1941[74] года рождения, жительницы с. Члоу, Очамчирского района, несмотря на то, что ее муж Сырбей Адлейба бро­сил ее с детьми, оставив отчий дом, находилась в этом доме, уха­живала за больными родителями мужа. В поселке она пользова­лась уважением. По закону дом и хозяйство должны были остаться за нею и детьми. После шести месяцев с того времени, когда ушел ее супруг, она имела право записать все хозяйство на свое имя, затем продать его и уехать, однако, она этого не сделала. Она объясняла этот поступок тем, что не хочет быть осужденной со стороны замужних сестер ее бывшего супруга.

У аб­хазов бытует нетерпимое отношение к измене жены. За нарушение супружеской верности в старину муж имел пра­во убить и жену и соблазнителя. В лучшем случае он бро­сал ее . На мужчин этот порядок не распространялся. Теперь измена, совершенная как женщиной, так и мужчиной, приводит обычно к разводу.

Что касается проблемы развода, то, как и прежде, она может возникнуть редко, во всяком случае при наличии потомства. Если даже бывает, то с той лишь разницей, что при решении во­проса по вине мужа, не жена покидает дом, а он сам, поскольку все родственное окружение разводящейся пары, в особенности его сторона, защищают интересы детей, следовательно, и невестки. И в дальнейшем он не оставляет их без внимания. А дело, как правило, не доходит до суда, т.к. муж, независимо от отношений к своей бывшей жене, самостоятельно решает вопрос материальной помощи своим детям. В противном случае, ему не избежать строгого порицания со стороны общественного мнения.

В трехпоколенной семье внешние видимые барьеры взаимо­отношения супругов, или т.н. элементы «обычая избегания», не осмеливался нарушить никто, даже если у них были уже взрос­лые дети. В присутствии старших членов семьи, в особенности ее главы, муж и жена не садились и не стояли рядом друг с дру­гом, друг с другом не разговаривали, а старались общаться тихо, порою, просто глазами. По отношению же к матери семейства они придерживались избегания в заметно упрощенной форме. Этому способствовало еще совместное ведение домашнего хо­зяйства невесткой и свекровью. Муж не называл жену свою по имени и, наоборот, жена - мужа, ограничиваясь местоимениями «уара» и «бара», что значит «ты». Хронологиче­ски эти ограничения, в том числе и табуирование имен, связаны с начальной стадией развития брачных отношений, в частно­сти патрилокальных, породивших похищение невесты. Даром невесту никто никому не отдавал. С потерей молодых рабочих рук не хотела мириться ее родня. Похититель тщательно утаи­вал место нахождения своей невесты, поместив ее где-нибудь в лесу, а позже - в специально построенную на быструю руку круглую плетеную хижину с конусообразной крышей - амҳара так, чтобы не увидел чужой глаз и не услышало чужое ухо. Об этом говорит и название постройки, этимологизирующее в зон­ном соответствии с ее функциональной значимостью: «глушь», «глухомань». Никто из домашних не произносил имени невесты вслух, а называли совершенно по-другому, во избежание выяв­ления факта сопротивоположной стороны. И обычай, запрещающий невестке называть родственников по имени результат антагонистических взаимоотношений свойственников. А свя­занные с ним магические представления и этикетные нормы, согласно которым произношение невесткой имен старших род­ственников мужа вслух, с одной стороны, вызывает гнев злых духов, с другой, неприлично, вторичны.Внешние взаимоотношения супругов в нуклеарной семье как будто традиционны, на самом деле эго только при посторонних, поэтому заметно, что они из серии деланных элементов обычая. Отсутствие в ней носителей и выразителей этнических норм поведения налицо. Их стиранию способствуют еще и источники материального благосостояния семьи. Порою, жена зарабатыва­ет ничуть не меньше, чем муж. Поскольку хозяйство современ­ной абхазской сельской семьи приобрело и рыночное значение, реализацией товара занимается преимущественно женщина, ибо традиционная пренебрежительность абхазов к торговле до сих пор заметно сказывается. Следовательно, и общесемейные проблемы решаются сообща, общими усилиями. В изменении формы, в какой-то мере и содержания, во взаимоотношениях супругов не последнее место занимают также уровень их обра­зования и интенсивность информационных потоков извне.

Купля-продажа нарушила также и границы между поняти­ем «мужские дела» и «женские дела». Женщина «вышла» за пределы внутренних работ, она встала рядом с мужчиной, где он занимается внешними делами, главным образом земледель­ческими. И мужчина в свою очередь не брезгает домашними работами, особенно во время отсутствия жены; присмотрит за детьми, приготовит им пищу, если они еще маленькие. Конеч­но, до метлы и тряпки - символов женской монополии - он еще не дошел, да и сама она не позволит ему взяться за них: 8хашьароуп (стыдно).

Воспитанием детей, независимо от состава семьи, занима­ются родители. Посильное участие в нем принимают и дед, и бабушка не только в чисто физическом плане, но и пенсией своей. Благодаря именно дедушке и бабушке в трехпоколенной семье еще живы и находятся в «рабочем» состоянии такие специфи­ческие обычаи отцов, как избегание во взаимоотношениях су­пругов, с одной стороны, и родителей и невестки - с другой. То есть в трехпоколенной семье дети имеют возможность ощу­тить и усвоить традиционный стиль жизни, по мере взросле­ния испытывать чувство гордости за свой язык, за свое этни­ческое «я» в целом. В двупоколенной семье воспитание детей полно элементов городского метода, отличающегося чрезмер­ной западизацией.[75]

В целом для современной абхазской семьи характерна одна общая тенденция развития - легкосвесность структуры и упрощенность внутренней организации. Это не случайность. Она результат социально-экономических и культурных потря­сений, произошедших в абхазском обществе в XX столетии, особенно за последние десятилетия. Неизгладимый отпечаток оставила Грузино-абхазская война 1992-1993 гг., в результате которой не стало несколько тысяч молодых жизней. Временем тяжких испытаний была и блокада, отрицательнейшим образом сказавшаяся на и без того разрушенном материальном быте народа. А все это сильно пошатнуло в свою очередь ментальность абхазов, соответственно, и семью как малую соци­альную ячейку.[76]

Заключение

    Традиционная абхазская культура как бы состоит из двух отчетливых субкультур: доминирующей мужской и зависимой женской. Еще совсем недавно мужская субкультура в определенных ситуациях пользовалась даже своим собственным тайным языком - только мужской формой абхазского языка. Абхазы наряду с некоторыми народами Северного Кавказа имеют собственный кодекс чести апсуара, который устанавливает все правила поведения в жизни, в том числе отношения с дочерьми, невестками, женами и матерями. Идеализация женщин способствовала сохранению четкого барьера между мужским и женским. Мужчинам принадлежал внешний мир труда, женщины имели в своем распоряжении семью.[77]

Источники, по которым судят о положении женщины в Старой Абхазии, имеют вполне конкретных авторов -  М. Джанашвили[78] , К. Мачавариани[79] и др. В доколониальный период абхазское общество регулировало   отношения своих членов на основе устного обычного права (адата). Еще в конце XIX в. в Абхазии существовала большесемейная община большой дом. Старшим в такой семье являлся отец, распоряжавшийся всем хозяйством. Для решения важных вопросов созывался семейный совет, где хоть и выслушивалось мнение старших сыновей и старшей женщины в доме, голос отца был решающим. Личную собственность членов семьи составляли только одежда и оружие у мужчин, приданое - у женщин. Абхазская женщина никогда не входила полностью в семью мужа и никогда полностью не порывала связи со своей семьей и родовой группой. Уходя от мужа, жена забирала с собой все свое приданое. Имущественные права женщины состояли только лишь в праве на приданое. Конечно же, от величины приданого и его ценности зависело и положение невестки в новой семье. Женщина из высшего сословия, принеся в дом мужа значительное приданое, а иногда и земельную собственность, фактически была независима. Значение приданого как единственной собственности женщины увеличивалось тем, что труд, затраченный ею на ведение совместного хозяйства, адатом не учитывался. При разделе большой абхазской семьи учитывался только мужской состав семьи. Если отец был жив, то он получал половину имущества, все остальное делилось между сыновьями. Дочери, независимо замужние они или нет, не получали ничего. Если раздел производился после смерти отца, то имущество делилось между братьями, а дом оставался младшему сыну. Мать и сестры оставались жить в отцовском доме. Братья должны были заботиться о них, готовить приданое. Если дети были маленькими, то мать брала на себя роль опекунши до совершеннолетия сыновей. Если мальчиков не было, то имущество переходило к ближайшим родственникам. В том случае, когда не было ни сыновей, ни близких родственников, все движимое имущество переходило к жене, а недвижимое доставалось владельцу умершего. Если же вдова была из состоятельного рода, наследником недвижимости становился сам владетель Абхазии. Однако абхазская женщина все-таки имела право наследования имущества в урезанной форме - право на имущество своей умершей сестры. По нормам адата имущество умершей женщины переходило к ее сестрам, если их не было - к братьям и только в последнюю очередь - к детям. Муж женщины из числа наследников был исключен. Только к концу XIX в., под влиянием русского законодательства, в высших сословиях укоренилась практика, согласно которой муж мог по завещанию передать жене часть движимого имущества, которое должно было принадлежать по адату сыновьям или родственникам. [80]

Другим критерием семейного и общественного положения женщины служит бракоразводное дело. Занимая подчиненное по отношению к мужу и его семье положение, абхазка все же не знала грубого обращения. Супруги редко ссорились, и никогда не было случая насилия. Считалось позором обидеть или оскорбить женщину. Оскорбление женщины немедленно привело бы к разводу или мести со стороны ее родственников. Развестись было нетрудно, т.к. каждый из супругов мог потребовать развода. Самой серьезной причиной развода было  бездетность, болезнь одного из супругов, однако достаточной причиной считалось несоответствие характеров, грубость мужа или сварливость и нерадивость жены. Разводы, связанные с супружеской неверностью, были самыми сложными. Мужчина, обвиненный в неверности, мог ограничиться принесением очистительной присяги. Если же он отказывался от присяги или виновность его не вызывала сомнений, жена получала развод, а родственники мстили оскорбителю. Если в измене обвиняли жену, то дело было намного сложнее. По абхазскому закону обманутый муж имел право убить жену.[81]

В случае бездетности развод давался немедленно. Правда, жена не всегда уходила из дома мужа. Она могла остаться в семье, т.к. знала, что вторичный брак для нее невозможен. Если муж был согласен, бездетная жена оставалась вести хозяйство и даже нянчила и воспитывала детей второй жены. Бывали случаи, когда женщина по старости не могла вести хозяйство, и она предлагала мужу привести в дом молодую жену. Если вторая жена ей не нравилась, она могла настоять на разводе, а затем на новой женитьбе. Первая жена, в таких случаях, оставалась хозяйкой, распорядительницей, а вторая авартва (сидящая рядом) фактически была прислугой. Дети при разводе оставались при отце. Лишь совсем маленьких детей, нуждающихся в материнском уходе, можно было забрать с собой. Но и их по первому требованию отца женщина должна была вернуть. У женщины, имеющей детей, было право после развода остаться в доме мужа, но жить она могла с ними в отдельном помещении во дворе. Патриархальный порядок, господствующий в абхазском обществе, сказывался на том, что для женщины развод был более нежелателен, чем для мужчины, однако он не был дискриминационным. Интересы женщины оберегались обычным правом абхазов, ее родственниками. Разведенная жена имела право выйти второй раз замуж, если только она не была бездетной или ставились под сомнение ее характер и хозяйственные способности. Вдовствующие женщины также могли выйти замуж. Норма адата приписывала вдове соблюдать годичный траур, и через полтора-два года она могла вступить в новый брак. Дети не были препятствием для вторичного замужества, т.к. они оставались у родственников отца. Если же таковых не было, то мать, через несколько недель после свадьбы, забирала детей к себе. В случае, когда вдова не хотела оставлять детей и вступать в новый брак, она могла остаться в семье умершего мужа как полноправный член семьи. [82]

Абхазка была лишена и политических прав. В XIX в. женщины не участвовали в народных собраниях, где обсуждались дела межобщинного управления, а иногда и всей Абхазии. Не участвовали они в сельских или поселковых сходках и в судебных собраниях. Но женщины, принадлежащие к высшим сословиям, в отсутствие мужа (князя или дворянина) нередко заменяли его и выступали на народном собрании от его имени. Вдовствующая княгиня, владевшая землями, не только присутствовала на собраниях и судах и имела право голоса, но и принимала участие в совете старейшин. Правда, девушки и женщины посещали бракоразводные процессы. Право выступать на них в суде имели и молодые женщины, и пожилые. Женщины выступали не только в качестве ответчицы, но и обвинительницы, свидетельницы. Часто прислушивались к советам пожилых женщин, которые славились мудростью и опытностью. Женщина имела право присягать в своей невиновности, отправляясь для этого в храм, в кузницу или священную рощу. Бывали случаи, когда за женщину выступал ее отец или брат, но никогда не муж. Если женщина была беременна, то за нее также присягали отец или брат, т.к. абхазцы верили, что ошибочная или ложная присяга могут повредить ребенку. То, что женщину заменял ее отец или брат, а не муж, говорит о том, что абхазка никогда не порывала с семьей своих родителей и родовой группой. Абхазское общество рассматривало женщину как представительницу двух родов - ее отца и мужа. Если женщину оскорбляли, то оба рода должны были мстить за нее. Женщина соблюдала запретные дни обеих групп. И только в экономическом отношении женщина считалась полностью перешедшей в группу своего мужа. Важную роль в XIX в. играла абхазская женщина при усыновлении, аталычестве, гостеприимстве, кровной мести. При усыновлении главным действующим лицом была женщина, она же и воспитательница. Институт гостеприимства приписывал женщине не только право обслужить гостя, но, оказывая гостю в отсутствие мужа или других родственников мужчин требуемый обычаем прием, женщина поддерживала честь дома. [83]

Абхазские девушки и женщины не уступали в храбрости и умении владеть оружием мужчинам. Прославились абхазки и своими набегами, и военными подвигами. Известны имена женщин, участвовавших в набегах на различные северокавказские племена. Участвовали женщины и в антифеодальных выступлениях.[84] Известным уважением пользовались женщины знахарки и прорицательницы. Двойственность общественного положения абхазки вызывала крайне противоречивые свидетельства авторов, касавшихся этого вопроса. По мнению одних абхазская женщина - порабощенная и бесправная, другие считали ее свободной и независимой. Женщина из княжеской или дворянской семьи пользовалась всеми привилегиями господствующего класса. Общественный вес и свобода поведения женщин из высших классов были велики, не потому что таким был народный обычай, просто за спиной знатной женщины стояли два феодальных рода. Часто вес такой женщины был велик не только в абхазском обществе вообще, но и в самой фамильной группе ее мужа. Это было в тех случаях, когда княгиня владела огромным приданым, включавшим земли, и, опираясь на своих влиятельных родственников, заставляла считаться со своим мнением не только мужа, но и свекра со всей родней. Положение женщины крестьянки не было столь свободным. Особенно тяжелым оно было у ахую, чьи дочери и жены обязаны были прислуживать в домах феодалов. Бывали случаи, когда дочерей крестьян-должников продавали в рабство в Турцию.

По источникам, статус женщины в Старой Абхазии представляется очень противоречивым. Эти противоречия, осложняются тем, что во всех описаниях фиксируется результат действия противоположных процессов. Происходит явное ухудшение в положении женщины под влиянием распространившегося на Абхазию права, вначале мусульманского, затем православного и государственного. Абхазы все больше и больше становились государственным народом со сложной социальной иерархией . [85]С другой стороны, в абхазском обществе все это встречало реакцию, требовавшую все оставить так, как было раньше, т.е. не четко расписанные права мужчин и женщин, хозяев и их слуг и т.д. «Покушение на уничтожение разных прав женщин, освещенных веками, вызывало здесь ряд волнений, которые всегда оканчивались победой женского влияния», – так писал К. Мачавариани[86].

В результате революции 1917 года Российская империя распалась, и колониальный период для Абхазии условно закончился. Была основана Абхазская АССР в составе союзной Республики Грузия. В 1917 году правительство уничтожило неравенство женщины в области брачно-семейных отношений и установило новый порядок заключения и расторжения брака. Изменения касались порядка раздела имущества, получения наследства. Абхазская женщина впервые по закону получила собственность.

Женщине было предоставлено право избирать и быть самой избранной. По-разному в кавказоведческой литературе описывают трудовую занятость абхазской женщины. Одни утверждают, что абхазская женщина была избавлена от всех тяжелых работ. Другие говорят совершенно обратное. Не учитывая сословной принадлежности абхазки трудно говорить о ее трудовых обязанностях. Однако, одно несомненно - абхазцы относились и относятся к женщинам с уважением. Абхазцы всегда относились к детям с любовью и заботой и старались по мере возможности не загружать их работой. Это относилось и к дочерям. Взрослея, они начинали принимать участие в домашних делах, но это не была тяжелая работа. После того, как девушка выходила замуж, обязанностей у нее становилось больше. Если девушка попадала в большую семью, где были старшие невестки и свекровь, то всю работу распределяла старшая женщина дома . С приходом советской власти формально было провозглашено полное равноправие между мужчиной и женщиной, но в действительности началась открытая экономическая эксплуатация. Это хорошо видно из работ советских этнографов. Один из таких примеров - работа Я. С. Смирновой, специалиста в области этнографии семьи у народов Северного Кавказа [87]. Для Абхазии идея вовлечения женщин в строительство социалистического общества и использование женского труда в этом «строительстве» была достаточно неожиданной. А главное, сами абхазки не готовы были принять и последовать за уже подготовленной и отвоеванной российскими женщинами свободой. Чтобы убедить абхазское общество, причем в первую очередь женщин, оставить свои семьи, детей, домашнее хозяйство для того, чтобы работать на государство, правительству приходилось прибегать к различным способам. В некоторых селах многие женщины протестовали против вступления в колхоз.[88]

 Многие женщины получили техническое и высшее образование. Значительная часть инженеров, агрономов, врачей, педагогов-женщин работали в селах и городах Абхазии[89]. Все это привело к тому, что некоторые обычаи стали менее строго соблюдаться.

Конфликт между Грузией и Абхазией привел к тому, что абхазская женщина вновь берет на себя роль только «матери и труженицы». Реальная жизнь абхазских женщин далека от идеалов равноправия. Внешняя блокада сделала невозможным почти любое передвижение абхазских мужчин за пределы Абхазии. Женщине позволено работать, заниматься так называемым «предпринимательством». Женщинам с высшим образованием позволено работать в школах, университетах, заниматься наукой, работать в больницах. Мужчины не вытесняют женщин с тяжелых и низкооплачиваемых производств. Однако в сфере политики, управления государством, в банковском деле, в большом бизнесе, в гостиничном хозяйстве женщину можно увидеть только в роли секретарши или в лучшем случае младшего сотрудника или администратора.

Итак, пока лишь в виде гипотезы, требующей дальнейшей проработки, можно сделать вывод о том, что уровень мужского господства в абхазском обществе не снижался весь XIX и XX века, а даже, наоборот, увеличивался. Поначалу статус женщины был еще полон всяческих противоречий, не до конца регламентирован. Возможно, власть мужчин нарастает вначале из-за усилившегося процесса христианизации и исламизации после Кавказской войны и российского завоевания, а затем с советизацией, подчинением абхазов государственной власти и вовлечением их в процесс построения социалистической (государственной) экономики и, наконец, после трагических событий начала 1990 годов, в связи с полным переходом к «женской экономике». [90]

 

Список использованной литературы

1. Акаба Л.X. Абхазы Очамчирского района. «Кавказский этнографический сборник», М., 1955.

2. Акаба Л.X. Брак и свадебные обряды у абхазов. Сухуми. 1958.

3. Альбов Н.М. Этнографические наблюдения в Абхазии // Живая старина, С.- Пб, 1893.

4. Аргун Ю. Г. Быт и культура современных абхазов.Сухум.1976.

5. Абхазы.Москва.2007.

6. Бигуаа В.Л. Система возрастных категорий у абхазов // Труды Абхазского госунивсрситета. С., 2004.

7. Бигуаа В. Л. Абхазская традиционная семья и действительность. Сухум. 2002.

8. Бигвава В.Л (Бигуаа). Со­временная сельская семья у абхазов. Тб., 1983.

9. Бигуаа В. Л. Вопросы традиционной религии и бытовой культуры абхазов.Сухум.2012.

10. Бжания Ц.Н. - Семья и семейный бы т в аб­хазской колхозной деревне (по материалам села Атара Очамчир­ского района) // Современное абхазское село. Этнографические очерки. Тб., 1967

11. Бгажба О.Х. Лакоба С.З. История Абхазии с древнейших времен. Сухум.2015.

12. Джанашвили М. Абхазия и абхазцы // Записки кавказского отдела Российского императорского географического общества. Тифлис, 1894. Вып. 16.

13. Дбар С.А. Обычаи и обряды детского цикла у абхазов. Из- во « Алашара» Сухум.2000.

14. Инал-ипа Ш.Д. Очерки по истории брака и семьи у абхазов. Сухуми, 1954.

15. Инал-ипа Ш.Д.. Очерки об абхазском этикете. Сухуми, 1984.

16. Инал-ипа Ш.Д.. Абхазы. Сухуми, 1965.

17. Инал-ипа Ш.Д. Этнография брачно- семейных социальных отношений абхазов.Т.1.Сухум 2016.

18. Инал-ипа Ш. Д. Традиции и современность. Сухуми. Алашара, 1978.

19. История Абхазии. Учебное пособие. Сухум. 1991.

20. Кучуберия Л.Е. К вопросу о развитии брачных обычаев и свадебной обрядности абхазов// Современное абхазское село. Этнографические очерки. Тб., 1967.

21. Кузнецова Р.Ш . Женщина в старой и новой Абхазии. Кубанский государственный университет Краснодар. Краснодар.2010.

22. Мачавариани К. Некоторые черты из жизни абхазцев. Положение женщины в Абхазии // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1884. Вып. 4.

23. Рыбинский Г.А. Абхазия в сельскохозяйственном и быто­вом отношении. Тиф., 1904. Цит.по книге В Л. Бигвава (Бигуаа) - «Современная сельская семья»...1983.

24. Смирнова Я.С. Семейный быт и обще­ственное положение абхазской женщины (XIX-XX вв.) // Кавказский этнографический сборник. М., 1955.

 

 

Респонденты:

 

1.Респондент - Гагулия - Лакербая Мажьуля Мамсыровна. 1935 г.р.

2.Респондент - Гунба Леварса Камшьышьовича. 1932 г.р.

3.Респондент - Лакоя – Смыр Феня Кадыровна, 1938 г.р.

4.Респондент - Адлейба - Губаз Кукла Арсановна, 1941 г.р.

 

 

 


[1] Бигуаа В. Л. Вопросы традиционной религии и бытовой культуры абхазов.Сухум.2012.

[2] Инал-ипа Ш. Д. Очерки по истории брака и семьи у абхазов. Сухуми, Абгиз, 1954.

[3] Инал-ипа Ш. Д. Традиции и современность. Сухуми: Алашара, 1978.

[4] Акаба Л. X. Абхазы Очамчирского района. КЭС, т. I, М., 1955.

[5] Смирнова Я. С. Семейный быт и общественное положение абхазской женщины XIX-XX вв. КЭС, т. I. М., 1955.

[6] Бжания Ц. Н. Семья и семейный быт в абхазской деревне.—В кн.: Сов­ременное абхазское село. Тбилиси, 1977.

[7] Аргун Ю. Г. Быт и культура современных абхазов.Сухум.1976.

[8] Бигуаа В. Л. Вопросы традиционной религии и бытовой культуры абхазов.С.222.

[9] Инал-ипа Ш.Д. Этнография брачно- семейных социальных отношений абхазов.Т.1.Сухум 2016.

 

[10] Бжания Ц.Н. - Семья и семей



2019-07-03 1665 Обсуждений (0)
Глава III . Роль мужчины и женщины в абхазской семье 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава III . Роль мужчины и женщины в абхазской семье

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1665)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)